Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНА
приказом министерства образования
Саратовской области
от 29.12.2020 N 1852
Концепция
поддержки общеобразовательных организаций Саратовской области, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, на 2020-2024 годы
I. Общие положения
Концепция поддержки общеобразовательных организаций Саратовской области, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся (далее - Концепция), направлена на формирование единого системного подхода к реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение качества образования.
Концепция разработана с учетом следующих документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
3. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
4. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2018-2025 годы (с изменениями и дополнениями);
5. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 15 февраля 2019 года N Р-8 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования";
6. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 19 августа 2020 года N 847 "Об утверждении методики выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся на основе комплексного анализа данных об образовательных организациях, в том числе данных о качестве образования";
7. Паспорт национального проекта "Образование" (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года N 16);
8. Постановление Правительства Саратовской области от 29 декабря 2018 года N 760-П "О государственной программе Саратовской области "Развитие образования в Саратовской области";
9. Приказ министерства образования Саратовской области от 18 августа 2020 года N 1156 "Об утверждении Концепции развития методической службы в системе образования Саратовской области на 2020-2022 годы".
10. Паспорта региональных проектов национального проекта "Образование", утвержденные президиумом Совета при Губернаторе Саратовской области по стратегическому развитию и региональным проектам (протокол от 31 октября 2019 года N 3-12-30/80).
Национальный проект "Образование" ставит перед системой образования ключевую задачу обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Решение этой задачи невозможно без разработки и реализации мероприятий по поддержке общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты. Поддержка и сопровождение этих общеобразовательных организаций рассматривается сегодня как необходимое условие обеспечения равного доступа обучающихся к качественному образованию. Первостепенной задачей на пути решения указанных проблем является определение общеобразовательных организаций с наибольшими запросами на компенсацию ресурсных и компетентностных дефицитов.
Основная проблема неравенства в образовании в настоящее время связана с разделением общеобразовательных организаций по образовательным результатам, когда наряду с успешными и благополучными общеобразовательными организациями существует целая группа организаций с устойчиво низкими результатами обучения. В контингенте этой группы общеобразовательных организаций, как правило, значительная доля обучающихся с рисками учебной неуспешности; обучающихся c девиантным поведением; обучающихся, чей язык общения дома отличается от языка преподавания в школе; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающиеся с ОВЗ). В эту группу также попадают организации, которые функционируют в неблагоприятных условиях: на отдаленных территориях, в сельской местности, на окраинах городов и т. д.
Концепция определяет цели и основные направления работы с общеобразовательными организациями с низкими и стабильно низкими результатами обучения, а также механизмы и способы достижения поставленных целей.
Сроки реализации Концепции: 2020-2024 гг.
II. Характеристика проблемы, для решения которой разработана Концепция
Необходимость проектирования Концепции обусловлена высокой социальной значимостью решаемых проблем. Проблема поддержки общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты, определена особенностями региональной системы общего образования Саратовской области.
В рамках реализации национального проекта "Образование", государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2018-2025 годы, государственной программы Саратовской области "Развитие образования в Саратовской области" на 2019-2025 годы продолжается работа, направленная на обеспечение доступности качественного образования для всех обучающихся, в том числе проживающих в сельской местности, а также обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов.
Вместе с тем анализ результатов государственной итоговой аттестации (далее - ГИА), всероссийских проверочных работ (далее - ВПР), региональных мониторинговых исследований качества образования, независимых исследований качества образования (далее - НИКО) показывает сохраняющиеся различия в качестве образования, предоставляемого общеобразовательными организациями Саратовской области.
В число общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты, попадают в основном школы, функционирующие в неблагоприятных социальных условиях: район, где проживают семьи с социально-экономическим неблагополучием; район со сложной криминогенной обстановкой; территориально отдаленный район, имеющий проблемы с благоустройством; район с ограниченной транспортной доступностью и др., а также со сложным контингентом: обучающиеся из семей с низким образовательным уровнем родителей; обучающиеся, находящиеся в трудной жизненной ситуации; обучающиеся с особыми образовательными потребностями; обучающиеся с проблемами в обучении и поведении; обучающиеся, чей язык общения дома отличается от языка преподавания в школе и др.
Социально-экономическая специфика региона определяет особенности системы образования Саратовской области: свыше 50% в общей численности общеобразовательных организаций составляют сельские малокомплектные школы. Доля обучающихся, чей язык общения дома отличается от языка преподавания в школе, не владеющих или слабо владеющих русским языком, в отдельных общеобразовательных организациях приближается к 90%. В ряде общеобразовательных организаций высока доля обучающихся, родители которых являются безработными.
Размещенные на официальных сайтах общеобразовательных организаций отчеты о результатах самообследования и данные Мониторинговой информационно-аналитической системы (далее - МИАС) позволяют осуществлять учет специфики общеобразовательных организаций: городская школа, сельская школа, сельская малокомплектная школа; начальная школа, основная школа, средняя школа, школа с углубленным изучением отдельных предметов; степень укомплектованности кадрами и средний возраст педагогических работников; особенности контингента обучающихся: доля обучающихся с ОВЗ, детей, чей язык общения дома отличается от языка преподавания в школе, полиэтнический состав обучающихся; наличие/отсутствие сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей и др.
Помимо вышеперечисленных сведений при учете специфики общеобразовательных организаций используются данные иных исполнительных органов государственной власти Саратовской области: министерства экономического развития, министерства труда и социальной защиты, министерства по делам территориальных образований.
Общеобразовательные организации, имеющие низкие образовательные результаты, как правило, не обладают достаточными внутренними ресурсами для организации эффективной работы (финансовыми, материально-техническими, методическими, кадровыми и др.). В целях выравнивания шансов обучающихся на качественное образование независимо от социального, экономического и культурного уровня их семей, принимаются меры по поддержке таких общеобразовательных организаций на муниципальном и региональном уровнях.
Таким образом, перед системой общего образования региона остро стоит необходимость продолжения работы по преодолению разрыва в образовательных достижениях обучающихся, обусловленного территориальными, социально-экономическими факторами и сложностью контингента, за счет повышения качества образовательной среды.
Ежегодно во всех общеобразовательных организациях, имеющих низкие образовательные результаты, государственным автономным учреждением Саратовской области "Региональный центр оценки качества образования" (далее - ГАУ СО "РЦОКО") проводятся мониторинговые исследования качества образования по следующим позициям:
- материально-техническая оснащенность образовательного процесса;
- программно-методическое обеспечение образовательной деятельности, в том числе обеспеченность учебной литературой;
- уровень удовлетворенности образовательным процессом обучающихся и их родителей (законных представителей) в соответствии с результатами диагностики, проводимой в рамках мониторинга системы образования с использованием МИАС;
- эффективность функционирования в учреждениях системы внутреннего мониторинга качества образования.
Анализ результатов оценочных процедур используется в ходе проведения ежегодного самообследования образовательных организаций в соответствии с методикой формирования показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообледованию, размещенной на сайте ГАУ СО "РЦОКО".
Региональными показателями для мониторинга состояния образовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты, являются:
- массовость достижения базовых результатов;
- развитие талантов обучающихся;
- прозрачность образовательного процесса и объективность оценки его результатов;
- качество образовательной среды;
- индивидуализация образовательного процесса;
- результаты участия в региональных и федеральных программах подготовки выпускников.
Подробные результаты самообследования ежегодно размещаются в каталоге образовательных организаций в разделе "Статистика" для каждой образовательной организации (http://sarrcoko.ru/catalog/).
III. Цели и задачи реализации Концепции
Целью Концепции является повышение качества образования в общеобразовательных организациях, имеющих низкие образовательные результаты обучения, путем реализации для каждой общеобразовательной организации комплекса мер поддержки, разработанного с учетом результатов предварительной комплексной диагностики по этой общеобразовательной организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- выявление "проблемных зон" в управлении качеством образования на муниципальном и школьном уровне для их ликвидации;
- развитие муниципальных и школьных (институциональных) управленческих механизмов управления качеством образования;
- создание рабочей группы, включающей специалистов регионального, муниципального и школьного уровней для разработки программы и координации деятельности исполнителей по её реализации;
- создание условий для профессионального развития педагогических и управленческих кадров общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты;
- устранение дефицита педагогических кадров в общеобразовательных организациях, имеющих низкие образовательные результаты;
- разработка рабочей группой программы поддержки, реализующей полный управленческий цикл;
- формирование организационных и информационных ресурсов для реализации программ поддержки;
- организация консультирования всех участников образовательных отношений по вопросам, связанным с реализацией конкретных мероприятий Концепции;
- проведение на региональном уровне комплексного мониторинга, направленного на выявление динамики в общеобразовательных организациях, имеющих низкие образовательные результаты, определение результативности работы с ними муниципальных органов власти;
- реализация комплекса мер по развитию социального и образовательного партнерства, в том числе в целях повышения включенности общественности и родителей (законных представителей) обучающихся в образовательную деятельность общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты.
IV. Принципы реализации Концепции
Основные принципы реализации Концепции:
- принцип сотрудничества, который предполагает, что качественное образование - это результат совместной работы всех групп и участников образовательных отношений. В соответствии с принципом сотрудничества каждый участник проекта разделяет ответственность за его результат и готов к сотрудничеству с другими участниками проекта для достижения общих целей;
- принцип открытости и объективности, который предполагает, что все действия в рамках реализации данного проекта основываются на объективной информации о качестве подготовки обучающихся и на доступности данной информации для всех участников проекта;
- использование методик, которые уже были разработаны ранее и апробированы в реальной образовательной деятельности;
- использование передового педагогического опыта.
Такой подход позволяет реализовать организационные меры с максимальной эффективностью, поскольку дает возможность не только опираться на научно обоснованные методики, но и использовать тот опыт в реализации мер поддержки образовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты, который есть у российской системы образования.
V. Основные механизмы реализации Концепции
В рамках мероприятий по повышению качества образования в общеобразовательных организациях, имеющих низкие образовательные результаты, путем реализации региональных и муниципальных проектов и распространения их результатов предусматривается:
1. Реализация муниципальных и школьных программ по повышению качества образования в общеобразовательных организациях, имеющих низкие образовательные результаты.
Использование программно-целевого подхода обеспечивает большую достижимость заявленных результатов, оптимизацию процесса. На данном этапе особое значение имеет внедрение механизмов входной углубленной диагностики в общеобразовательных организациях, механизмов промежуточного и итогового мониторинга результативности программ улучшения образовательных результатов (модели "вход - выход", "вход - процесс - выход"), в том числе с использованием системы контекстных показателей, использованием механизма сопоставления по типу "цена - качество" сопутствующих социологических и социально-психологических исследований.
Проведение анализа и мониторинга результативности реализации муниципальных и школьных программ даст возможность получить информацию о динамике изменений в общеобразовательных организациях, имеющих низкие образовательные результаты, необходимую для принятия эффективных управленческих решений.
2. Модернизация нормативно-методической базы в общеобразовательных организациях, имеющих низкие образовательные результаты.
2.1 Подготовка к реализации корректировки образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях на основе результатов ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.
2.1.1. Анализ результатов ВПР по всем параллелям, ГИА - 9 класс, ГИА - 11 класс (внутри школы) для каждого: обучающегося/класса/параллели/общеобразовательной организации.
2.1.2. Результаты анализа формируются в виде аналитических справок, в которых отображаются дефициты по конкретному учебному предмету для каждого: обучающегося/класса/параллели/общеобразовательной организации.
3. Внесение изменений в рабочие программы по учебному предмету/курсу (в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений)/курсов внеурочной деятельности, направленных на формирование и развитие несформированных умений, видов деятельности обучающихся.
3.1. Изменения, вносимые в рабочие программы по учебному предмету, могут быть утверждены в виде Приложения к рабочей программе по учебному предмету на текущий учебный год.
3.2. Изменения, вносимые в рабочие программы по учебному курсу, могут быть утверждены в виде Приложения к рабочей программе по учебному курсу на текущий учебный год.
3.3. Изменения, вносимые в рабочие программы по курсу внеурочной деятельности, могут быть утверждены в виде Приложения к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности на текущий учебный год.
3.4. Приложение с изменениями к рабочей программе разрабатывается учителем-предметником, рассматривается (проходит экспертизу) на школьном методическом объединении, согласуется у курирующего заместителя руководителя общеобразовательной организации (при наличии), утверждается руководителем общеобразовательной организации.
3.5. Утвержденные приложения рекомендуется разместить в соответствующем разделе на сайте общеобразовательной организации.
3.6. В рамках учебных предметов дополнительные часы на формирование и развитие несформированных умений, видов деятельности, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего и/или основного общего образования, которые содержатся в обобщенном плане варианта проверочной работы по конкретному учебному предмету, могут быть изысканы за счет:
3.6.1. резервного времени (при наличии);
3.6.2. уменьшения количества часов, отводимых на повторение освоенного содержания;
3.6.3. включения в освоение нового учебного материала и формирование соответствующих планируемых результатов с теми умениями и видами деятельности, которые по результатам исследования были выявлены как проблемные поля, дефициты в разрезе каждого конкретного обучающегося, класса, параллели, всей общеобразовательной организации.
3.7. В рамках учебных курсов как реализации части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, и курсов внеурочной деятельности во второй четверти или первой части второго триместра все количество часов может быть отведено на формирование и развитие несформированных умений, видов деятельности, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего и/или основного общего образования, которые содержатся в обобщенном плане варианта проверочной работы по конкретному учебному предмету.
4. Внесение изменений в программу развития универсальных учебных действий в рамках образовательной программы основного общего образования.
4.1. Учителя-предметники, руководители школьных методических объединений (при наличии), заместители руководителя общеобразовательной организации по учебно-воспитательной работе, руководитель общеобразовательной организации обеспечивают корректировку основной образовательной программы основного общего образования в части обновления программы развития универсальных учебных действий (далее - УУД) путем внесения в программу необходимых изменений, направленных на формирование и развитие несформированных УУД, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего и/или основного общего образования, которые содержатся в обобщенном плане варианта проверочной работы по конкретному учебному предмету.
4.2. Внесённые изменения рекомендуется рассмотреть на заседании Управляющего совета и Педагогического совета общеобразовательной организации, утвердить приказом руководителя общеобразовательной организации.
5. Оптимизация используемых в образовательном процессе методов обучения, организационных форм обучения, средств обучения, использование современных педагогических технологий по учебным предметам.
6. Обеспечение преемственности обучения и использование межпредметных связей.
7. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся на основе данных исследования.
8. Проведение обучающего этапа с учётом соответствующих изменений, внесённых в рабочие программы по учебному предмету/курсу/ курсу внеурочной деятельности.
9. Проведение оценочного этапа:
9.1. Внесение изменений в Положение о внутренней системе оценки качества образования в общеобразовательной организации.
9.2. Включение в состав учебных занятий для проведения текущей, тематической, промежуточной оценки обучающихся заданий для оценки несформированных умений, видов деятельности.
9.3. Проведение анализа результатов текущей, тематической, промежуточной оценки планируемых результатов образовательной программы основного общего образования.
10. Проведение рефлексивного этапа: анализ эффективности принятых изменений по организации образовательного процесса в общеобразовательной организации на уровне основного общего образования. Результаты анализа формируются в виде аналитического отчёта, в котором отражена эффективность принятых мер.
11. Развитие кадрового потенциала образовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты.
Обеспечение действенности системы повышения квалификации педагогических и управленческих кадров общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты, предполагает выстраивание этой системы с учетом выявленных профессиональных (предметных и методических) дефицитов и практического освоения изученных технологий и приемов. Организация обучающих и методических мероприятий, в том числе в формате фокус-групп, вебинаров, для руководящих и педагогических работников школ с низкими результатами и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, по вопросам повышения качества образования в on-line и off-line режимах. Отслеживание эффективности повышения квалификации, методическое сопровождение и оказание методической помощи в межкурсовой период.
12. Организация сетевого взаимодействия между общеобразовательными организациями, демонстрирующими высокие образовательные результаты, и общеобразовательными организациями, имеющими низкие образовательные результаты.
Сетевое взаимодействие общеобразовательных организаций - взаимодействие в целях объединения ресурсов (кадровых, материально-технических, информационных и др.) для решения задач образования, в том числе и по повышению качества обучения в общеобразовательных организациях, имеющих низкие образовательные результаты обучения.
Вовлечение общеобразовательных организаций, демонстрирующих высокие образовательные результаты в процесс обмена опытом становится также одной из активных форм организации взаимодействия и сотрудничества в рамках реализации Концепции.
Сетевое взаимодействие общеобразовательных организаций, демонстрирующих высокие образовательные результаты, и общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты, позволит создать единое информационное пространство и эффективно использовать имеющиеся ресурсы общеобразовательных организаций в решении актуальных задач повышения качества образования в образовательных организациях, имеющих низкие образовательные результаты, а также создать условия для трансляции позитивного педагогического опыта. Взаимодействие общеобразовательных организаций будет осуществляться на основании соглашений (договоров) о сотрудничестве.
13. Создание сетевых профессиональных сообществ педагогов для совершенствования технологий преподавания.
Сетевые профессиональные сообщества и ассоциации учителей-предметников, позволят создать, отобрать, апробировать и внедрить в массовую практику эффективные организационные и методические подходы, методики обучения, в том числе адаптировать известные методики к специфике решаемых задач (методика разноуровневого обучения, технология формирующего оценивания, технология обучения в разновозрастных классах и т.д.), в рамках решения проблемы повышения качества образования в общеобразовательных организациях, имеющих низкие образовательные результаты.
14. Распространение лучших практик работы в общеобразовательных организациях, имеющих низкие образовательные результаты.
Создание инициативного сетевого сообщества, быстро и оперативно обменивающегося знаниями и практиками, на основе которых осуществляется адресная консультационная помощь и (или) тьюторское сопровождение руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций, имеющие низкие образовательные результаты.
Создание сетевого ресурса поддержки повышения качества образования в образовательных организациях Саратовской области с целью отбора и распространения лучших практик работы в общеобразовательных организациях, имеющих низкие образовательные результаты.
Организация фестивалей, конкурсов различных уровней и направленностей (в т. ч. профессионального мастерства) для всех участников образовательных отношений.
VI. Основные направления реализации Концепции
Модель поддержки общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты, предусматривает совокупность следующих ежегодно реализуемых направлений деятельности:
1. Нормативно-правовое обеспечение модели поддержки общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты на региональном уровне.
Перечень общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты, ежегодно утверждается приказом министерства образования Саратовской области или распорядительным актом Рособрнадзора. Приказом министерства образования Саратовской области утверждается дорожная карта (план мероприятий) на учебный год по повышению качества образования в общеобразовательных организациях, имеющих низкие образовательные результаты.
2. Разработка и реализация стратегий (управленческих, педагогических, методических), позволяющих руководящим и педагогическим работникам общеобразовательных организаций снизить влияние неблагоприятных социальных условий на качество образования.
Управленческие стратегии разрабатываются на двух уровнях: муниципальном и институциональном (школьном).
Для эффективной реализации адресной программы поддержки общеобразовательных организаций, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, необходима разработка нормативных документов, которые будут регламентировать деятельность всех участников адресной программы поддержки на муниципальном уровне. Основными нормативными документами муниципального уровня могут быть:
1. Положение о формировании группы специалистов, сопровождающих реализацию адресной программы, включая муниципального координатора программы и тьюторов-консультантов, оказывающих организационную и методическую поддержку школам-участницам;
2. Персонифицированные программы профессионального развития педагогов, отвечающие задачам работы с контингентом повышенной сложности и обеспечивающие освоение необходимых для этого форм и методов преподавания;
3. Критерии мониторинга динамики учебных достижений и качества образовательного процесса в школах, участвующих в муниципальной программе адресной поддержки;
4. Положение, обеспечивающее продвижение и трансляцию лучших практик деятельности руководителей и педагогов общеобразовательных организаций, работающих со сложным контингентом и в сложных условиях, в том числе создание "банка лучших практик";
5. План мероприятий по созданию и развитию различных форм профессионального взаимодействия в муниципальном образовании: профессиональных сообществ руководителей, педагогов, ассоциаций, территориальных предметных педагогических объединений (межшкольных предметных "кафедр").
На уровне общеобразовательной организации управленческие стратегии могут быть обозначены следующими направлениями:
- нормативное закрепление в локальных нормативных актах мероприятий, направленных на повышение качества образования в общеобразовательных организациях, имеющих низкие образовательные результаты;
- выстраивание эффективной кадровой политики;
- совершенствование управленческих приемов руководителей общеобразовательной организации по мотивированию педагогов к повышению качества работы;
- использование ресурсов внутриорганизационного обучения, в том числе в рамках персонифицированных программ повышения квалификации;
- создание учебной программы, включающей внеурочную образовательную активность и возможность углубленного изучения предметов на профильном уровне;
- привлечение родителей (законных представителей) обучающихся, которые заинтересованы в образовательных результатах своих детей, и выстраивание адресной работы с неблагополучными семьями.
Таким образом, важно ориентировать руководителей общеобразовательных организаций на активизацию собственных ресурсов, что составляет базовую стратегию эффективного управления школой.
Среди педагогических стратегий важно определить такие, которые позволяют снизить влияние неблагоприятных социальных условий на качество образования. К ним можно отнести следующие:
- повышение учебной мотивации у обучающихся;
- формирование системы духовных ценностей у обучающихся;
- коррекция заниженной самооценки и склонности к фрустрационному поведению у обучающихся из семей, в которых родители потеряли работу;
- преодоление склонности к моделям иждивенческого поведения у обучающихся из семей, в которых родители ведут асоциальный образ жизни;
- регуляция агрессии у обучающихся с отклоняющимся поведением;
- выход из негативных сценариев путем развития личностной активности;
- развитие потенциала и способностей личности в урочной и внеурочной деятельности;
- тайм-менеджмент для обучающихся;
- профилактика девиантного и авитального поведения путем формирования позитивного мировосприятия;
- развитие коммуникативных навыков и командообразования;
- нивелирование влияния асоциального прошлого на процесс обучения.
Программа адресной поддержки предполагает и методические стратегии, позволяющие руководящим и педагогическим работникам общеобразовательных организаций снизить влияние неблагоприятных социальных условий на качество образования.
В рамках методических стратегий педагогам важно усвоить набор методов и средств при работе с обучающимися из неблагоприятных социальных условий:
- популяризация примеров достижений успеха людей, воспитывающихся в депривационных условиях;
- развитие различных мотивов учения школьников из неблагополучных семей (познавательные, социальные, волевые, эмоциональные);
- использование потенциала уроков по предметам гуманитарного цикла (истории, обществознания, литературы), содержащих ценностный смысл определенных поступков исторических личностей;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- привлечение родителей (законных представителей) обучающихся для выстраивания совместной работы в направлении дети - родители и родители - дети.
Важную роль имеют технологии и ресурсы сетевого взаимодействия, применяемые для совместного решения задачи повышения качества образования в общеобразовательных организациях, находящихся в неблагоприятных социальных условиях.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3. Разработка и внедрение механизмов научно-методической и консультационной поддержки общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты.
ГАУ ДПО "СОИРО" обеспечивает разработку и реализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты, учебных семинаров по актуальным вопросам функционирования выделенной группы школ, оказывает тьюторское сопровождение общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты, предусматривает комплекс иных мероприятий по их поддержке.
4. Мониторинг эффективности мероприятий по повышению качества образования в общеобразовательных организациях, имеющих низкие образовательные результаты.
В целях оценки эффективности работы с общеобразовательными организациями, имеющих низкие образовательные результаты, разработан и внедряется механизм регионального мониторинга результативности мероприятий по повышению качества образования в данных общеобразовательных организациях.
На первом этапе мониторинга по критериям, ежегодно утверждаемым министерством образования Саратовской области, ГАУ СО "РЦОКО" осуществляются исследования качества образования. ГАУ ДПО "СОИРО" на основе выборочного метода проводит анализ эффективности функционирования в учреждениях системы внутреннего мониторинга качества образования и анализ программ развития общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты. Результаты первого этапа в виде аналитических справок и/или аналитических отчетов размещаются на официальных сайтах ГАУ СО "РЦОКО" и ГАУ ДПО "СОИРО" (октябрь - январь текущего учебного года).
На втором этапе мониторинга органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, и общеобразовательные организации, имеющие низкие образовательные результаты, разрабатывают муниципальные и внутришкольные планы мероприятий (дорожные карты) по повышению качества образования. Внутришкольные дорожные карты предоставляются в органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, и размещаются на официальных сайтах общеобразовательных организаций (ноябрь текущего учебного года).
На третьем этапе мониторинга, на основе данных МИАС, определяется динамика результатов обучения в общеобразовательных организациях, имеющих низкие образовательные результаты, (март - октябрь текущего года).
По результатам внутреннего анализа общеобразовательных организаций (отчет о результатах самообследования) и внешнего (аналитические справки и/или аналитические отчеты ГАУ СО "РЦОКО" и ГАУ ДПО "СОИРО") осуществляется совместная выработка адресных рекомендаций для руководителей учреждений по совершенствованию внутренней системы оценки качества образования (далее - ВСОКО) как предмета административного контроля.
Основные задачи:
- оценить актуальность модели ВСОКО;
- обеспечить непротиворечивость локальных актов и программно-методических документов;
- проверить соблюдение единых подходов к оценке результатов освоения основных образовательных программ;
- установить согласованность функционала команды ВСОКО;
- повысить качество оценочного инструментария рабочих программ;
- определить целесообразность мониторингов и планирование работ по их результатам;
- закрепить своевременность и эффективность обратной связи с участниками образовательных отношений;
- разработать приказ (внести изменения в приказ) руководителя общеобразовательной организации "О внутришкольном контроле, проведении самообследования и обеспечении функционирования ВСОКО в ____/____ учебном году" (февраль текущего учебного года).
Важным управленческим решением могут стать практические шаги по разработке и реализации программы перехода общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты, в эффективный режим функционирования.
На четвертом этапе мониторинга осуществляется анализ результатов ГИА по образовательным программам основного общего образования в форме ОГЭ, ГИА по образовательным программам среднего общего образования в форме ЕГЭ, ВПР, региональных проверочных работ. Происходит уточнение (пересмотр) критериев идентификации общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты, формируется новый перечень данных общеобразовательных организаций, утверждаемый приказом министерства образования Саратовской области или распорядительным актом Рособрнадзора (сентябрь следующего учебного года).
5. Обмен опытом и распространение эффективных практик повышения качества образования в общеобразовательных организациях, имеющих низкие образовательные результаты.
Важным компонентом системы работы с общеобразовательными организациями, имеющими низкие образовательные результаты, является обмен опытом и распространение лучших практик, в том числе сетевого взаимодействия данных школ со школами, имеющими позитивный управленческий и педагогический опыт достижения высокого качества общего образования, школами-партнерами из числа резильентных и базовых школ (лидеров).
Школы-лидеры в системе общего образования Саратовской области рассматриваются как базовые площадки в двух аспектах. Отдельные из них призваны стать "донорами", предоставляющими ресурсы научно-методического и материально-технического характера для их использования в других организациях. Другие могут рассматриваться в качестве ресурсных центров, призванных к совместному решению проблем, которые не могут быть самостоятельно решены командами общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты, а также предоставляющих данным школам услуги консалтинга и тьюторского сопровождения в отдельных направлениях деятельности.
В рамках обмена опытом и распространения эффективных практик повышения качества образования в Саратовской области планируется развернуть сеть региональных инновационных площадок, организовывать и проводить региональные конкурсы (например, "Лучшая сельская школа"), способствующие выявлению и распространению положительного управленческого и педагогического опыта руководителей и педагогов общеобразовательных организаций.
В целом модель поддержки общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты, предполагает всестороннюю адресную помощь, тьюторское сопровождение, обучение школьных и управленческих команд с целью выравнивания возможностей по достижению современных стандартов и качества общего образования.
Основным показателем, определяющим эффективность работы с общеобразовательными организациями, имеющими низкие образовательные результаты, является сокращение количества школ не менее чем на 25-30% в следующем учебном году, вошедших в данную группу школ. Нахождение общеобразовательной организации в данном перечне второй год подряд является основанием для изменения формата поддержки и сопровождения деятельности данной общеобразовательной организации и ее последующего перевода в эффективный режим функционирования с учетом анализа более широких контекстных данных.
Таким образом, все направления в комплексе должны обеспечить уменьшение доли общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучения.
Принятие Концепции позволит разработать "дорожную карту" мероприятий, детализирующих содержание каждого направления, критерии, показатели, сроки и исполнителей, а также скоординированных по ресурсам, формируемым в контексте сетевого взаимодействия всех заинтересованных организаций, привлекаемых к поддержке образовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты в регионе: министерства образования, ГАУ ДПО "СОИРО", ГАУ СО "РЦОКО".
VII. Ресурсное обеспечение реализации Концепции
Ресурсное обеспечение реализации Концепции включает в себя меры по нормативно-методическому, информационно-аналитическому и кадровому обеспечению ее реализации.
Нормативно-методическое обеспечение предполагает разработку и принятие нормативно-методических и информационно-справочных документов.
Информационно-аналитическое обеспечение включает в себя:
- организацию и реализацию мер по общественному обсуждению, экспертному сопровождению, обмену лучшими практиками;
- открытие сетевого ресурса, поддержки повышения качества образования в образовательных организациях Саратовской области, а также создание "банка" лучших практик.
Кадровое обеспечение:
- специалисты министерства образования, ГАУ ДПО "СОИРО", ГАУ СО "РЦОКО";
- специалисты органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, ответственные за качество образования в муниципальной системе образования;
- профессорско-преподавательский состав кафедр ГАУ ДПО "СОИРО";
- члены регионального Координационного совета при министре образования Саратовской области.
VIII. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация Концепции обеспечит следующие результаты:
Наличие регионального плана мероприятий (дорожной карты) по реализации Концепции поддержки общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты.
Наличие пакета документов, регламентирующих деятельность на муниципальном уровне по повышению качества образования и поддержке общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты.
Разработка и реализация муниципальных программ (дорожных карт, планов) поддержки общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты в 100% муниципальных районов.
Создание региональной и муниципальной (в 100% муниципалитетов) инфраструктуры для оказания информационно-методической помощи общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты.
Разработаны в 100% общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты, школьные программ (дорожных карт, планов) повышения качества образования.
Проведение мониторингов реализации муниципальных программ (дорожных карт, планов) поддержки общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты и школьных программ (дорожных карт, планов) по повышению качества образования с целью получения информации о динамике изменений и для принятия эффективных управленческих решений.
Определен список общеобразовательных организаций, демонстрирующих высокие образовательные результаты, с целью использования потенциала команд этих организаций для оказания качественной адресной поддержки общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты.
Наличие партнерских договоров (договоров о сотрудничестве) между общеобразовательными организациями, демонстрирующими высокие образовательные результаты и общеобразовательными организациями, имеющими низкие образовательные результаты на оказание консультационной, оказания консультационной, методической, организационной и другой ресурсной поддержки (не менее 5-ти в год).
Наличие региональной системы по выявлению профессиональных (предметных и методических) дефицитов педагогов общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты.
Разработаны и реализованы программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки и модули программ профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров по тематикам для общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты.
Проведение на базе школ семинаров по обмену опытом, оказанию методической помощи учителям, испытывающим затруднения в преподавании ряда тем по предмету, и повышению эффективности образовательных результатов.
Создание в регионе профессиональных сообществ педагогов и организация деятельности этих объединений. Включение в работу педагогических сообществ педагогов из 100% общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты.
Создание сетевого ресурса, поддержки повышения качества образования в образовательных организациях Саратовской области, а также создание "банка" лучших практик.
Разработаны и реализованы механизмы научно-методической и информационной поддержки, перевода общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты, в эффективный режим работы.
Ежегодное сокращение общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты не менее чем на 30%.
Наличие положительной динамики в общеобразовательных организациях, имеющих низкие образовательные результаты обучения в сравнении с предыдущим учебным годом.
Основным критерием выполнения будет являться выполнение "дорожной карты" и пролонгация проектной деятельности по данному направлению.
Значение целевого индикатора "Доля муниципальных систем общего образования, в которых разработаны и реализуются мероприятия по повышению качества образования в общеобразовательных организациях, показывающих низкие образовательные результаты по итогам учебного года, и в общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в общем количестве муниципальных систем общего образования (процент)" составляет 100%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.