Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел I.
Общая характеристика сферы реализации государственной программы, в том числе основные проблемы и приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы и прогноз ее развития
1. Государственная программа Тверской области "Развитие промышленного производства и торговли в Тверской области" на 2021 - 2026 годы (далее - Программа) разработана в целях реализации мероприятий, направленных на:
1) развитие промышленного потенциала Тверской области;
2) развитие производственных взаимосвязей промышленных предприятий на областном и межрегиональном уровнях;
3) развитие кадрового потенциала промышленного комплекса Тверской области;
4) повышение производительности труда промышленных предприятий;
5) увеличение объема экспорта продукции промышленных предприятий;
6) развитие сферы торговли и услуг;
7) достижение целевых показателей национальных проектов (программ) и федеральных проектов, разработанных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Подпункт 8 изменен с 4 мая 2021 г. - Постановление Правительства Тверской области от 30 апреля 2021 г. N 271-ПП
8) достижение показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 04.02.2021 N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
9) утратил силу с 2 ноября 2021 г. - Постановление Правительства Тверской области от 1 ноября 2021 г. N 591-ПП
10) развитие системы профессионального образования и совершенствование подготовки кадров для промышленного комплекса Тверской области.
2. На момент разработки Программы Тверская область имеет достаточно развитое промышленное производство.
Удельный вес промышленных видов деятельности в общем объеме валового регионального продукта Тверской области составляет около 30%. В промышленном комплексе сосредоточено около 25% основных фондов экономики Тверской области. Основная доля в структуре регионального промышленного производства приходится на предприятия обрабатывающих производств.
В 2019 году отмечена положительная динамика промышленного производства в регионе по отношению к уровню 2018 года. Индекс промышленного производства по Тверской области по итогам 2019 года составил 102,8% к уровню предыдущего года. В обрабатывающем производстве по итогам 2019 года индекс промышленного производства составил 106,3% к уровню 2018 года.
В связи с изменением мировой экономической ситуации в условиях распространения коронавирусной инфекции в 2020 году изменилась ситуация в промышленном комплексе.
По итогам 2020 года ожидается снижение уровня индекса промышленного производства до 94,6% к уровню 2019 года. В обрабатывающем производстве по итогам 2020 года индекс промышленного производства ожидается на уровне 95,5% к 2019 году.
С изменением экономической ситуации изменились и проблемы промышленного комплекса. Все проблемы можно разделить на 2 блока. Первый блок - общие проблемы промышленных производств в регионе, второй блок - проблемы, непосредственно связанные с запретами в период распространения коронавирусной инфекции.
3. Общие проблемы промышленных производств связаны с:
1) нехваткой оборотных средств в результате снижения объемов производства, рынков сбыта, а также сложностью с привлечением кредитных ресурсов;
2) дефицитом рынков сбыта продукции, недостаточным уровнем загрузки производственных мощностей, связанных со снижением портфеля заказов;
3) высокой степенью износа производственного оборудования, недостаточностью современных технологий в производстве, не позволяющей создавать востребованную, новую, конкурентоспособную продукцию;
4) низким уровнем производительности труда. Одной из актуальных проблем является проблема повышения уровня производительности труда. При решении имеющейся проблемы необходимо применять системный подход. Резервами роста производительности труда является технический прогресс: применение новой техники, совершенствование машин, модернизация действующего оборудования, внедрение комплексной автоматизации, инженерных коммуникаций, необходимых для выполнения процессов, а также передовых технологий и научных разработок в сфере организации труда. Значительное влияние имеет максимальное использование действующих мощностей, диверсификация производства, сокращения потерь рабочего времени, обучение работников;
5) дефицитом квалифицированных кадров на предприятиях. В связи с изменением технологий, совершенствованием оборудования, автоматизацией производства промышленные предприятия испытывают дефицит высококвалифицированных кадров.
4. Ко второму блоку проблем, непосредственно связанных с запретами в период распространения коронавирусной инфекции, относятся следующие проблемы:
1) поставки импортного сырья, оборудования и запасных частей. Проблема с задержкой поставок сырья затронула предприятия легкой промышленности. Закупка предприятиями тканей, полиэфирных и полиамидных нитей, красителей и технических вспомогательных веществ (смягчители, увлажнители) производится в Китае и странах Европы. Также имеется проблема приобретения импортного оборудования, комплектующих, его наладки и монтажа. С данной проблемой столкнулись предприятия многих отраслей обрабатывающих производств;
2) исполнение экспортных контрактов, которые возникли в связи с введенными ограничениями грузооборота между странами в период пандемии. Имелись задержки в приемке и оплате продукции со стороны зарубежных контрагентов (Италия, Испания, Индия, Германия, Китай);
3) снижение объемов производства и реализации продукции.
Отмечено снижение спроса на полиграфическую, строительную продукцию, напитки, на продукцию народных художественных промыслов и продукцию других отраслей.
Сократились объемы производства предприятий промышленной индустрии в связи с приостановлением деятельности строительных организаций России и СНГ - конечных потребителей их продукции.
В связи со снижением авиаперевозок возникли трудности с производством и реализацией продукции, приостановлены поставки по контрактам для аэропортов и авиакомпаний;
4) поиск новых поставщиков сырьевых ресурсов и комплектующих. В связи с ограничительными мероприятиями как на внутреннем, так и на внешнем рынках, связанными с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции, возникла острая проблема обеспечения производств сырьевыми ресурсами отечественного и иностранного производства.
5. На современном этапе социально-экономического развития общества деятельность в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания играет значительную роль в экономике и социальной жизни Тверской области.
В сфере развития отраслей торговли, общественного питания, бытового обслуживания на территории Тверской области ведется работа по созданию благоприятных условий для деятельности субъектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, а также по повышению доступности товаров и услуг с целью удовлетворения потребностей всех жителей области.
Основными проблемами в сфере реализации деятельности торговли, общественного питания, бытового обслуживания на территории Тверской области являются:
1) неравномерная территориальная доступность объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания в пределах региона и низкая обеспеченность населения торговыми площадями, предприятиями бытового обслуживания в отдельных районах Тверской области;
2) недостаточная экономическая (ценовая) доступность товаров и услуг для населения, которая обусловлена падением потребительского спроса на товары и услуги в связи с ростом цен и неразвитой конкуренцией в отдельных районах, определенной низким предложением и высокими ценами на товары, услуги;
3) недостаточная представленность товаров тверских товаропроизводителей в торговых сетях, расположенных в Тверской области. Доля представленности продукции тверских товаропроизводителей в крупных торговых сетях составляет от 5% в федеральной сети "Дикси", до 39% в региональной сети "Универсал" от общего товарооборота.
Основными проблемами, с которыми сталкиваются сетевые торговые компании при взаимодействии с тверскими товаропроизводителями являются: низкие объемы поставок продукции; более высокие цены при предложении поставок продукции тверскими производителями по сравнению с поставщиками аналогичной продукции из других регионов; непрезентабельный внешний вид упаковки (фасовки) продукции; предоставление тверскими товаропроизводителями документов, не соответствующих стандартам (требованиям) торговой компании; нарушение сроков поставок продукции; недостаточная мобильность тверских производителей в разработке новых уникальных товаров с низкой маржинальностью.
6. Развитие рынка газомоторного топлива является одним из перспективных направлений в развитии топливной инфраструктуры. В настоящее время Тверская область находится на начальном этапе развития рынка.
Основными проблемами развития рынка газомоторного топлива в Тверской области являются отсутствие:
1) достаточной газосервисной и газозаправочной инфраструктуры;
2) необходимого количества автотранспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива;
3) массовых серийных образцов автомобильной техники, использующей природный газ в качестве моторного топлива;
4) квалифицированного персонала для обслуживания газозаправочных объектов и управления транспортными средствами, использующими природный газ в качестве моторного топлива.
На сферу развития рынка газомоторного топлива в Тверской области положительное влияние оказывает:
особенность расположения региона между двумя крупными центрами - городом Москвой и городом Санкт-Петербургом, а также наличие трех магистральных автомобильных дорог федерального значения: М11 "Нева", М10 "Россия" и М9 "Балтия", что влечет необходимость отнесения к потребителям газомоторного топлива не только владельцев транспортных средств, зарегистрированных на территории Тверской области, но и владельцев транзитных транспортных средств, проходящих через ее территорию;
уровень газоснабжения и газификации муниципальных образований Тверской области, наличие свободных лимитов газа для подключения газозаправочных объектов.
7. Основными проблемами в сфере развития системы профессионального образования являются:
1) несоответствие материально-технической базы профессиональных образовательных организаций требованиям современных промышленных технологий. Данная проблема содержит ряд аспектов:
моральное и физическое устаревание объектов образовательных организаций профессионального образования. Образовательные учреждения профессионального образования испытывают потребность в учебных, учебно-лабораторных и вспомогательных площадях и мастерских, оборудованных в соответствии с требованиями новейших технологий, используемых на производстве;
на балансе ряда профессиональных образовательных организаций, подведомственных Министерству промышленности и торговли Тверской области, находятся объекты, не участвующие в образовательном процессе, требующие финансовых затрат из бюджета образовательных организаций. К таким объектам относятся хозяйственные строения (котельные, хозблоки), пустующие здания общежитий, морально устаревшие помещения учебных корпусов;
значительных затрат требует подготовка специалистов, не востребованных на предприятиях промышленности региона, что также негативно отражается на векторе развития материально-технической базы подведомственных образовательных организаций;
сложившиеся в первом квартале 2020 года условия проведения образовательного процесса, связанные с эпидемиологической обстановкой в регионе, выявили, что материально-техническая база не в полной мере соответствует требованиям внедрения учебного процесса с применением дистанционных технологий обучения,
2) содержание образовательных программ и качество подготовки обучающихся в профессиональных образовательных организациях не в полной мере соответствуют требованиям современного промышленного производства на предприятиях промышленности Тверской области, что обусловлено:
недостаточным количеством разработанных либо модернизированных основных профессиональных образовательных программ (ОПОП), адаптированных в соответствии с потребностями предприятий промышленности Тверской области вследствие недостаточно эффективного взаимодействия профессиональных образовательных организаций с промышленными предприятиями Тверской области;
частичной депрофессионализацией преподавательских кадров учреждений профессионального образования, связанной с принципиально новыми трудовыми функциями мастеров производственного обучения, преподавателей и условиями организации образовательного процесса;
слабым привлечением представителей промышленных предприятий в образовательный процесс в качестве преподавателей и мастеров производственного обучения, а также независимых экспертов в квалификационных и государственных аттестационных комиссиях.
Образовательные организации профессионального образования неактивно внедряют практику государственной итоговой аттестации выпускников с использованием нового инструмента оценки качества подготовки кадров - демонстрационного экзамена, позволяющего оценить качество профессиональной подготовки и квалификации кадров по соответствующим профессиям по причине финансовых и материально-технических трудностей его организации и проведения.
8. Основными приоритетными направлениями в сфере реализации Программы являются:
Подпункт 1 изменен с 4 мая 2021 г. - Постановление Правительства Тверской области от 30 апреля 2021 г. N 271-ПП
1) в части развития предприятий промышленного производства:
Основные приоритеты государственной политики в сфере развития промышленного производства определены законом Тверской области от 29.12.2016 N 100-ЗО "О промышленной политике в Тверской области", а также Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Основными направлениями развития промышленного комплекса Тверской области являются:
создание условий для развития приоритетных отраслей промышленности и поддержание экономической стабильности промышленных предприятий;
развитие "отраслевой горизонтальной производственной кооперации предприятий";
продвижение продукции путем расширения внутренних и внешних рынков сбыта продукции;
внедрение новых мер государственной поддержки промышленных предприятий на региональном уровне, в том числе по линии Фонда развития промышленности Тверской области, направленных на обновление технологической и материальной базы отраслей промышленности;
активизация участия промышленных предприятий Тверской области в программах поддержки по линии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и федеральных институтов развития;
участие Тверской области в конкурсном отборе на предоставление иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ развития промышленности в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 15.03.2016 N 194 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ развития промышленности" и в рамках других нормативных правовых актах, регламентирующих предоставление трансфертов на поддержку промышленности;
повышение конкурентоспособности продукции, производительности труда на промышленных предприятиях, содействие модернизации производств посредством участия региона и промышленных предприятий в национальном проекте "Производительность труда" и федеральном проекте "Промышленный экспорт" национального проекта "Международная кооперация и экспорт", привлечение инвестиций в рамках взаимодействия с федеральными и региональными институтами развития, внедрение современных технологий;
внедрение на предприятиях региона бережливого производства за счет привлечения высококвалифицированных специалистов федерального центра компетенций и создания регионального центра компетенций, координирующего деятельность промышленных предприятий региона;
восстановление и увеличение роста экспорта продукции;
обеспечение промышленных предприятий квалифицированными кадрами путем проведения совместных профориентационных мероприятий, дней открытых дверей, участия предприятий в разработке и корректировке образовательных программ колледжей, трудоустройства выпускников, внедрения практики создания учебных производственных комбинатов на базе промышленных предприятий;
реализация антикризисных мероприятий;
разработка Стратегии развития промышленности Тверской области, направленной на усиление системности мероприятий федеральной и региональной промышленной политики и создание благоприятных условий для развития промышленности в решении наиболее важных проблем социально-экономического развития региона;
2) в части развития сферы торговли и услуг:
Основные приоритеты государственной политики в сфере торговой деятельности и услуг определены с учетом Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей", постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 N 1273 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)".
Основными приоритетными направлениями по реализации Программы в части развития сферы торговли и услуг являются:
развитие всех форматов торговли посредством стимулирования любых форм предпринимательской активности стационарных торговых объектов, нестационарных торговых объектов, ярмарочной и рыночной торговли;
продвижение товаров тверских производителей в торговые сети в целях поддержки тверских производителей и повышения обеспечения населения продукцией тверских производителей;
развитие общественного питания, включающее совершенствование, расширение сети предприятий общественного питания, строительство новых современных объектов, проведение реконструкции и модернизации действующих объектов, повышение качества, увеличение ассортимента выпускаемой продукции;
решение задачи повышения уровня обслуживания и качества оказываемых бытовых услуг, расширение видов оказываемых услуг, внедрение новых технологий, развитие сети комплексных предприятий бытового обслуживания Мини-дома быта, оказывающих услуги повседневного спроса;
реализация государственной политики в области защиты прав потребителей;
3) утратил силу с 2 ноября 2021 г. - Постановление Правительства Тверской области от 1 ноября 2021 г. N 591-ПП
4) в части развития профессионально образовательных организаций:
укрепление материально-технической базы профессиональных образовательных организаций,
совершенствование содержания основных профессиональных образовательных программ путем сотрудничества с ведущими промышленными предприятиями тверского региона;
внедрение инновационных технических и электронных средств в образовательный процесс,
укрепление педагогических кадров профессиональных образовательных организаций, подведомственных Министерству промышленности и торговли Тверской области, путем повышения квалификации и профессиональной переподготовки на базе ведущих организаций промышленности тверского региона, а также привлечения к образовательному процессу высококвалифицированных сотрудников промышленных предприятий;
повышение качества подготовки обучающихся в профессиональных образовательных организациях, внедрение демонстрационного экзамена в практику государственной итоговой аттестации выпускников.
9. Объем бюджетных ассигнований, выделяемый на реализацию Программы по годам ее реализации, указан по подпрограмме, по каждой задаче подпрограммы, по каждому мероприятию подпрограммы, по обеспечивающей подпрограмме в разрезе кодов бюджетной классификации и дополнительных аналитических кодов в характеристике Программы.
Характеристика Программы приведена в приложении 1 к настоящей Программе.
Характеристика основных показателей Программы приведена в приложении 2 к настоящей Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.