Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 18 декабря 2020 г. N 5.1-01/3136
на проект федерального закона N 1027748-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 16 декабря 2020 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 1027748-7) был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 30 сентября 2020 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", принят Государственной Думой в первом чтении 11 ноября 2020 года, во втором чтении - 15 декабря 2020 года.
При рассмотрении проекта Федерального закона Государственной Думой во втором чтении было уточнено его наименование и ряд других положений.
Федеральный закон устанавливает новый порядок определения прожиточного минимума (на душу населения в целом по Российской Федерации, по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации, на душу населения в субъекте Российской Федерации, по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации).
При этом при определении прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации вместо учета стоимости потребительской корзины будет учитываться медианный среднедушевой доход (величина денежного дохода, относительно которой у половины населения в целом по Российской Федерации имеется значение среднедушевого дохода ниже данной величины, у другой половины - выше данной величины, исчисляемая на основании методики, определяемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации).
Величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на очередной год будет устанавливаться Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений исходя из величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на тот же год одновременно с установлением величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.
Величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации на очередной год будет устанавливаться до 15 сентября текущего года субъектом Российской Федерации с учетом коэффициента региональной дифференциации, который рассчитывается как соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом, в целях более равномерного распределения бюджетной нагрузки на субъекты Российской Федерации, на 2021 - 2025 годы устанавливается переходный период поэтапного доведения величин прожиточного минимума на душу населения в субъектах Российской Федерации, установленных на 2021 год, до величин прожиточного минимума на душу населения в субъектах Российской Федерации, рассчитанных с учетом коэффициентов региональной дифференциации.
Соответствующие изменения, касающиеся исчисления размеров выплат, связанных с величиной прожиточного минимума, вносятся также в федеральные законы от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
Кроме того, предлагается установить с 1 января 2021 года минимальный размер оплаты труда в сумме 12 792 рубля в месяц (в настоящее время - 12 130 рублей). Далее минимальный размер оплаты труда на очередной год будет устанавливаться федеральным законом в текущем году и исчисляться исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, за предыдущий год.
С 2021 года соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы устанавливается в размере 42 процентов и далее пересматривается не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральным законом регулируются вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации в соответствии с пунктами "г" (установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядок их организации и деятельности), "е" (установление основ федеральной политики в области социального развития Российской Федерации), "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктами "ж" (социальная защита, включая социальное обеспечение) и "ж1" (защита семьи, материнства, отцовства и детства; создание условий для достойного воспитания детей в семье) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон в соответствии с его статьей 5 вступает в силу с 1 января 2021 года, за исключением норм, касающихся исчисления ежемесячных выплат семьям, имеющим детей (вступают в силу с 1 января 2022 года).
Федеральный закон в соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается финансового регулирования. Рассмотрение Федерального закона в Совете Федерации должно быть начато не позднее 31 декабря 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера О.В. Мельниченко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.