Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 23 декабря 2020 г. N 5.1-01/3192
на проект федерального закона N 1022523-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", принятому Государственной Думой 22 декабря 2020 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 1022523-7) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 17 сентября 2020 года с наименованием "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей, являющихся некоммерческими организациями", принят Государственной Думой в первом чтении 11 ноября 2020 года, во втором чтении - 16 декабря 2020 года. Во втором чтении изменено наименование Федерального закона, а в его текст внесены изменения, в том числе юридико-технического характера.
Федеральным законом устанавливается возможность заключения срочного трудового договора с лицами, поступающими на работу к работодателям - некоммерческим организациям (за исключением государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, публично-правовых компаний, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями, потребительских кооперативов), где численность работников не превышает 35 человек.
Излагается в новой редакции глава 48.1 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующая в настоящее время особенности труда лиц, работающих у работодателей-субъектов малого предпринимательства, отнесенных к микропредприятиям (дополняется особенностями труда лиц, работающих у работодателей - некоммерческих организаций, отвечающих установленным данной главой критериям). Такими некоммерческими организациями-работодателями для целей данной главы будут являться некоммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, публично-правовых компаний, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями, потребительских кооперативов, религиозных организаций), среднесписочная численность работников и величина дохода которых за предшествующий календарный год не превышают соответствующих предельных значений, установленных Правительством Российской Федерации.
Такие работодатели (субъекты малого предпринимательства, отнесенные к микропредприятиям, и некоммерческие организации), наделяются правом отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правил внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, положения о премировании, графика сменности и других актов), за исключением локального нормативного акта о временном переводе работников на дистанционную работу. При этом регулирование указанных вопросов вместо локальных нормативных актов должно осуществляться непосредственно трудовыми договорами с работниками (на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений).
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральным законом регулируются вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации в соответствии с пунктами "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "е" (установление основ федеральной политики в области социального развития Российской Федерации), "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктами "б" (защита прав и свобод человека и гражданина), "к" (трудовое законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон в соответствии с его статьей 2 вступает в силу с 1 января 2021 года.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон в соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов финансового регулирования. Рассмотрение Федерального закона в Совете Федерации должно быть начато не позднее 6 января 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.