Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 1021316-7 "О внесении изменений в статью 226 части первой и статьи 887 и 899 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"
(об исключении "минимального размера оплаты труда" из положений ГК)
внесен Правительством РФ
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел проект федерального закона N 1021316-7 "О внесении изменений в статью 226 части первой и статьи 887 и 899 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" (об исключении "минимального размера оплаты труда" из положений ГК), внесенный Правительством РФ.
Проектом федерального закона N 1021316-7 "О внесении изменений в статью 226 части первой и статьи 887 и 899 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) предусматривается внесение изменений в статьи Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в которых определение размера стоимости вещи определяется через минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ).
Согласно статье 3 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение МРОТ для других целей не допускается.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от МРОТ, осуществляется исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Согласно статье 226 ГК РФ лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному МРОТ, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.
В указанной норме сумму 5 МРОТ предлагается заменить суммой 3 тысячи рублей, принимая во внимание наличие в ГК РФ аналогичных норм, ранее содержавших ссылки на МРОТ, замененных впоследствии суммой 3 тысячи рублей (статьи 574 и 575 ГК РФ).
Согласно второму предложению абзаца первого пункта 1 статьи 887 ГК РФ для договора хранения между гражданами соблюдение письменной формы требуется, если стоимость передаваемой на хранение вещи превышает не менее чем в 10 раз установленный законом МРОТ.
Цена переданной на хранение вещи является в таких случаях весьма значимым для сторон сделки обстоятельством, поэтому договор хранения дорогостоящей вещи, заключаемый между гражданами, в соответствии с действующей редакцией статьи 887 ГК РФ требует соблюдения письменной формы. В настоящее время письменная форма обязательно в случае, если стоимость передаваемой на хранение вещи превышает 10 МРОТ, что эквивалентно сумме 1 тысячи рублей (исходя из положений статьи 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда").
Очевидно, что 1 тысяча рублей в настоящее время не удовлетворяет тем требованиям, которые законодатель закладывал при формулировании данной нормы, рассчитывая на определение дорогостоящей вещи.
В связи с этим, а также принимая во внимание другие нормы ГК РФ, в которых ранее содержалось указание на 10 МРОТ (подпункт 2 пункта 1 статьи 161, пункт 1 статьи 808), в качестве дорогостоящей предлагается считать вещь, стоимость которой превышает десять тысяч рублей.
На основании изложенного законопроектом предлагается во втором предложении абзаца первого пункта 1 статьи 887 ГК РФ указание на 10 МРОТ заменить указанием на 10 тысяч рублей.
Согласно статье 899 ГК РФ при неисполнении поклажедателем своей обязанности взять обратно вещь, переданную на хранение, в том числе при его уклонении от получения вещи, хранитель вправе, если иное не предусмотрено договором хранения, после письменного предупреждения поклажедателя самостоятельно продать вещь по цене, сложившейся в месте хранения, а если стоимость вещи по оценке превышает 100 установленных законом МРОТ, продать ее с аукциона в порядке, предусмотренном статьями 447 - 449 ГК РФ.
В связи с тем, что расходы на продажу вещи с аукциона являются значительными, применение указанного правила может привести к убыткам для обеих сторон договора. Законопроектом предлагается заменить в пункте 2 статьи 899 ГК РФ ссылку на 100 МРОТ (10 тысяч рублей) указанием на сумму 50 тысяч рублей. Это в том числе обеспечит и возможность компенсации расходов хранителя по реализации вещи с аукциона.
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству с учетом изложенного рекомендует Государственной Думе принять в 1 чтении проект федерального закона N 1021316-7 "О внесении изменений в статью 226 части первой и статьи 887 и 899 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" (об исключении "минимального размера оплаты труда" из положений ГК), внесенный Правительством РФ.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.