Отзыв Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 9 сентября 2020 г. N 3.1-07/4602
на проект федерального закона N 992354-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" в части совершенствования правового регулирования деятельности религиозных объединений"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 992354-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" в части совершенствования правового регулирования деятельности религиозных объединений" внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.
Цель законопроекта - совершенствование правового регулирования деятельности религиозных объединений.
Законопроектом устанавливается запрет для определенных категорий лиц быть руководителем, участником религиозной группы по аналогии с запретом, установленным для лиц данных категорий быть учредителями, участниками религиозных организаций. Так, согласно законопроекту не может быть руководителем, участником религиозной группы: иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации; лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности, и ряд других.
В соответствии с законопроектом сокращается перечень документов, представляемых для государственной регистрации религиозных организаций, а также возлагается обязанность на Министерство юстиции Российской Федерации (его территориальные органы) запрашивать необходимые для государственной регистрации копии уставов учредителя (учредителей) в органе, принявшем решение об их государственной регистрации.
Законопроектом предусматривается представление один раз в год (вместо одного раза в три года) в Минюст России уведомления о продолжении деятельности религиозной группы по утвержденной Минюстом России форме, а также обязанность Минюста России выдавать лицу, уведомившему о начале или продолжении деятельности религиозной группы, письменное подтверждение о получении и регистрации уведомления.
Определяется, что сведения о вероисповедании могут содержаться в наименованиях только тех юридических лиц, учредителями (участниками) которых являются религиозные организации.
Законопроектом устанавливается право централизованных религиозных организаций устанавливать в своих уставах запрет на выход и (или) исключение религиозных организаций из централизованной религиозной организации, в структуру которой они входят.
Предусматривается право духовных образовательных организаций проводить аттестацию осуществляющих свою деятельность (работающих) в религиозных организациях священнослужителей и работников, составляющих религиозный персонал, получивших духовное образование в зарубежных образовательных организациях, а также реализовывать дополнительные профессиональные программы для них.
В соответствии с законопроектом священнослужители и составляющие религиозный персонал религиозных организаций лица, получившие духовное образование в зарубежных образовательных организациях (центрах), осуществляющие религиозную и преподавательскую деятельность на территории Российской Федерации, должны проходить аттестацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом священнослужители и составляющие религиозный персонал религиозных организаций лица, получившие духовное образование в зарубежных образовательных организациях (центрах), до начала осуществления религиозной или преподавательской деятельности на территории Российской Федерации должны получить дополнительное профессиональное образование в духовных образовательных организациях, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, данные изменения позволят не допустить участие в деятельности религиозных организаций священнослужителей, получивших религиозное образование за рубежом и распространяющих религиозно-экстремистскую идеологию.
Следует отметить, что ряд религий и религиозных деноминаций, существующих в России, в том числе относящихся к традиционным религиям, не имеют духовных образовательных организаций. Так, например, в Республике Калмыкия отсутствуют буддистские учебные заведения, а ближайшее из них находится в Республике Бурятия и относится к другому религиозному направлению буддизма. При этом основные буддийские высшие учебные заведения находятся за пределами территории Российской Федерации, прежде всего, в Индии, но также в Монголии, Непале, Китае и некоторых других странах.
Таким образом, в случае вступления в силу вышеуказанных положений в Республике Калмыкия возникнут сложности с аттестацией и дополнительным профессиональным образованием большинства буддистских священнослужителей, получивших духовное образование в зарубежных образовательных организациях, а их аттестация в учебных заведениях других религий или деноминаций, по нашему мнению, является некорректной.
Решением данной проблемы может стать дополнение законопроекта положениями, предусматривающими ведение Министерством юстиции Российской Федерации реестра зарубежных духовных образовательных организаций (центров), получение духовного образования в которых не требует дополнительной аттестации или дополнительного профессионального образования в духовных образовательных организациях, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях". Включение в данный реестр будет осуществляться на основании критериев, определенных законодательством Российской Федерации.
Реализация проекта федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
В соответствии с пунктом "а.1" части 1 статьи 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Комитетом проведена антикоррупционная экспертиза законопроекта. Коррупциогенные факторы не выявлены.
На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживает концепцию законопроекта.
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.