Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 991881-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части постановки на налоговый учет по месту осуществления предпринимательской деятельности в качестве налоговых агентов индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)",
внесенный Законодательным Собранием Краснодарского края
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона, Комитет отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 11, 23, 83 и 84 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в части введения дополнительных обязанностей для индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог):
по сообщению в налоговый орган по месту осуществления предпринимательской деятельности об осуществлении деятельности в качестве налоговых агентов, если место осуществления деятельности не совпадает с местом жительства;
по постановке на учет в налоговых органах в качестве налоговых агентов по месту осуществления предпринимательской деятельности.
При этом пункт 2 статьи 11 Кодекса дополняется понятием "место осуществления предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя", которое определяется как место нахождения недвижимого имущества, используемого для систематического получения прибыли, продажи товаров, оказания услуг, проведения работ, оборудования стационарных рабочих мест на срок более одного месяца.
Вместе с тем, дополнительная постановка на учет индивидуального предпринимателя в качестве налогового агента в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества представляется избыточной, поскольку согласно действующей редакции Кодекса индивидуальные предприниматели состоят на учете в налоговых органах по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества на основании сведений, предоставляемых Росреестром в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Кодекса (пункты 1 и 5 статьи 83, пункт 2 статьи 84 Кодекса).
Кроме того, предлагаемое определение места осуществления предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя не согласуется с действующими нормами Кодекса. Так, в пункте 2 статьи 148 Кодекса для целей главы 21 Кодекса "Налог на добавленную стоимость" применяется иное определение места осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя.
Также законопроектом предлагается дополнить статьи 226 и 230 Кодекса положениями об обязанности указанной категории индивидуальных предпринимателей перечислять исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц в бюджет по месту осуществления предпринимательской деятельности, а также сообщать в налоговый орган по месту осуществления деятельности сведения о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, представлять документы, содержащие сведения о доходах физических лиц и суммах исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджет налога.
Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект, отмечая в заключении, что реализация его положений повлечет возникновение у налоговых агентов - индивидуальных предпринимателей дополнительных расходов, связанных с исчислением и уплатой налога на доходы физических лиц и усложнит процесс налогового администрирования.
По мнению Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам концепция законопроекта не в полной мере согласуется с основными началами налогообложения в Российской Федерации, определенными в статье 3 Кодекса, в части требования формальной определенности налоговой нормы и недопустимости создания препятствий для незапрещенной законом деятельности физических лиц и организаций.
Комитет Совета Федерации по экономической политике и Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике законопроект не поддерживают.
Счетная палата Российской Федерации также не поддерживает проект федерального закона, отмечая в заключении, что фактически законопроект направлен на уточнение порядка формирования доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, однако это предполагается достигнуть за счет введения дополнительных обязанностей для индивидуальных предпринимателей и усложнения налогового администрирования.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект N 991881-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части постановки на налоговый учет по месту осуществления предпринимательской деятельности в качестве налоговых агентов индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.