Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений
на проект федерального закона N 984588-7 "О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях"
в части установления особенностей оказания поддержки территориальным общественным самоуправлениям"
внесен Правительством Российской Федерации
утв. Решением Комитета N 97 от 8 декабря 2020 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений (далее также - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 984588-7 "О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в части установления особенностей оказания поддержки территориальным общественным самоуправлениям" (далее также - законопроект) и отмечает следующее.
В соответствии с положениями статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с их учредительными документами таких видов деятельности как: социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан; подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам; охрана окружающей среды и защита животных; охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений; оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина; профилактика социально опасных форм поведения граждан; благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства) и других.
Оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:
1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций;
2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Законопроектом предлагается дополнить предусмотренный статьей 31.1 указанного Федерального закона перечень видов деятельности, позволяющих признавать некоммерческие организации социально ориентированными, деятельностью территориальных общественных самоуправлений (далее - ТОС). Соответственно органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления наделяются правом оказывать ТОС финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку, а также поддержку в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников ТОС и добровольцев (волонтеров).
Вместе с тем, законопроектом предусматривается, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе оказывать поддержку ТОС в таких формах как: предоставление льгот по уплате налогов и сборов, осуществление закупок у ТОС товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также предоставление льгот по уплате налогов и сборов юридическим лицам, оказывающим ТОС материальную поддержку.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта, поскольку его принятие будет способствовать развитию территориального общественного самоуправления, являющегося самоорганизацией граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Вместе с тем, Комитет считает не обоснованным введение запрета на закупку у ТОС услуг, поскольку на практике значительное число ТОС успешно осуществляют благоустройство территорий, опираясь непосредственно на мнение жителей. Кроме того, Комитет полагает целесообразным, чтобы ТОС имели такие же налоговые льготы, включая стимулы в отношении жертвователей на нужды ТОС, что и иные социально ориентированные некоммерческие организации.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 984588-7 "О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в части установления особенностей оказания поддержки территориальным общественным самоуправлениям".
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.