Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 983291-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части установления особенностей оказания поддержки территориальным общественным самоуправлениям"
внесен Правительством Российской Федерации
(утв. решением Комитета от 10 ноября 2020 г. N 147/02)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 983291-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части установления особенностей оказания поддержки территориальным общественным самоуправлениям" направлен на обеспечение механизмов дальнейшего развития территориального общественного самоуправления.
В целом поддерживая концепцию законопроекта, Комитет отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить закрепленные в статьях 14.1, 15.1, 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) перечни прав органов местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения указанных муниципальных образований, правом на оказание поддержки территориальным общественным самоуправлениям (далее также - ТОС) в соответствии с проектируемым федеральным законом.
Закрепление данных норм в Федеральном законе N 131-ФЗ является весьма важным, поскольку позволит активнее развивать институт территориального общественного самоуправления и сделает работу ТОС еще более эффективной.
Согласно части 5 статьи 27 Федерального закона N 131-ФЗ ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, муниципального района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Законопроектом предлагается указанную норму дополнить положением о том, что ТОС также "считается учрежденным с момента принятия таким уполномоченным органом решения об учреждении территориального общественного самоуправления, действующего на основании типового устава".
Предлагаемая законопроектом формулировка не в полной мере согласуется с правовой природой территориального общественного самоуправления.
Кроме этого данные изменения, по сути, закрепляют в Федеральном законе N 131-ФЗ два вида ТОСов:
1. ТОСы, решение о создании которых принято на собрании (конференции) граждан, и у которых устав зарегистрирован уполномоченным органом местного самоуправления.
2. ТОСы, имеющие типовой устав. При этом решение об их учреждении принято уполномоченным органом. Что это за уполномоченный орган - не ясно.
Согласно части 1 статьи 27 Федерального закона N 131-ФЗ под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
По мнению Комитета, представляется более корректным закрепление за органами местного самоуправления не полномочия по принятию решения об учреждении территориального общественного самоуправления, действующего на основании типового устава, а полномочия по регистрации решения жителей о создании такого территориального общественного самоуправления.
Законопроектом также предлагается установить новое требование, согласно которому устав ТОСа должен соответствовать нормам, предусмотренным статьей 123.16-4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), которая на сегодняшний день в ГК РФ отсутствует.
Дополнение ГК РФ указанной новой статьей предусматривается проектом федерального закона N 983322-7 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части установления особенностей регулирования деятельности территориального общественного самоуправления как некоммерческой организации". В статье 123.16-4 ГК РФ предлагается закрепить ТОС как особую организационно-правовую форму юридического лица и установить основы его правового положения. Соответственно данная статья направлена на регулирование статуса только ТОС, зарегистрированного в качестве юридического лица.
Вместе с тем из предложенной законопроектом редакции части 10 статьи 27 Федерального закона N 131-ФЗ следует, что устав ТОС во всех случаях должен соответствовать проектируемой статье 123.16-4 ГК РФ. Однако ТОС может осуществлять свою деятельность и без регистрации юридического лица. В этом случае его соответствие нормам ГК РФ, устанавливающим требования к деятельности юридического лица в форме территориального общественного самоуправления, представляется излишним. В связи с этим следует уточнить данное положение законопроекта, указав, что нормам ГК РФ должен соответствовать только устав ТОСа, регистрируемого в качестве юридического лица.
Рассматриваемым законопроектом предлагается также дополнить статью 27 Федерального закона N 131-ФЗ новой частью 11, согласно которой субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе оказывать поддержку территориальным общественным самоуправлениям, осуществляющим свою деятельность без регистрации в качестве юридического лица, за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в формах, установленных законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Комитет полагает, что соответствующая норма в отношении субъектов Российской Федерации должна быть внесена также в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Законопроектом это не предусмотрено.
По законопроекту имеется также ряд замечаний юридико-технического характера.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать проект федерального закона N 983291-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части установления особенностей оказания поддержки территориальным общественным самоуправлениям" с учетом замечаний и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.