В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России), рассмотрев заявление ПАО "МРСК Северо-Запада" (далее - Заявитель) от 11.03.2020 N MP2/108-06/2070 (вх. от 01.04.2020 N 60522/20) об отмене постановлений Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 30.12.2019 N 244 "О долгосрочных параметрах регулирования для акционерного общества "Прионежская сетевая компания", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" (далее - постановление N 244) (в части графы 4 приложения N 1 "Базовый уровень подконтрольных расходов" к постановлению, в части приложения N 2 к постановлению полностью), от 30.12.2019 N 247 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2020 год" (далее - постановление N 247) (в части строки "Карельский филиал ПАО "МРСК Северо-Запада" - АО "Прионежская сетевая компания" приложения к постановлению), а также документы и материалы, представленные Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам (далее - Госкомитет, орган регулирования), акционерным обществом "Прионежская сетевая компания" (далее - АО "ПСК"), установила следующее.
По мнению Заявителя, постановления N 244 и N 247 были приняты органом регулирования с превышением полномочий и противоречат действующему законодательству по следующим основаниям:
- в составе необходимой валовой выручки (далее - НВВ) АО "ПСК" учтены подконтрольные расходы, в том числе расходы на оплату труда в размере, превышающем индекс потребительских цен на 2020 год;
- Госкомитетом в нарушение пункта 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования N 1178), была учтена завышенная численность персонала на 2020 год, не соответствующая фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования 2018 года, что привело к завышению расходов на оплату труда на 2020 год;
- в составе НВВ АО "ПСК" учтены расходы на капитальные вложения из прибыли в размере, превышающем 12% от НВВ АО "ПСК".
1. Учет подконтрольных расходов, в том числе расходов на оплату труда в составе НВВ АО "ПСК" на 2020 г.
НBВ на содержание электрических сетей АО "ПСК" без учета оплаты потерь на 2020 год - первый год долгосрочного периода регулирования утверждена постановлением N 244 в размере 2 033 488,48 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования N 1178 при применении метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки базовый уровень операционных расходов устанавливается регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов и метода сравнения аналогов.
В соответствии с пунктом 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э (далее - Методические указания N 98-э), при установлении базового уровня подконтрольных расходов методом экономически обоснованных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.
При установлении базового уровня подконтрольных расходов методом сравнения аналогов на 2020 год Госкомитетом учтены фактические экономически обоснованные расходы за 2018 год в соответствии с положениями Методических указаний по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов и внесении изменений в приказы ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э и от 30.03.2012 N 228-э, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 N 421-э (далее - Методические указания N 421-э).
Система условных единиц в соответствии с приказом Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 03.04.2000 N 68 "Об утверждении Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 3. Нормативы численности работников коммунальных электроэнергетических предприятий" и постановлением Государственного Комитета по труду и социальным вопросам от 03.11.1986 N 458/26-58 применяется для определения объема (в условных единицах) ремонтно-эксплуатационных затрат и категорирования энергопроизводящих и энергопередающих организаций. Рассчитанные объемы условных единиц рекомендуются для установления системы оплаты труда руководителей и специалистов.
Условная единица является обобщающим показателем, который предназначен, в первую очередь, для нормирования численности персонала компании и объема работ, связанных с техническим обслуживанием сетей и подстанций.
ФАС России отмечает, что в действующем законодательстве отсутствуют положения по планированию необходимой валовой выручки на содержание сетей сетевой организации, в том числе подконтрольных расходов, на 1 у.е.
2. Расходы на оплату труда.
В соответствии с пунктом 9 Методических указаний N 421-э для расчета долгосрочных параметров регулирования на очередной долгосрочный период регулирования с применением метода сравнения аналогов в отношении территориальной сетевой организации базовый уровень операционных расходов определяется в 70% доле от базового уровня операционных расходов, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями N 98-э, и в 30% доле от базового уровня операционных расходов, рассчитанного в соответствии с Методическими указаниями N 421-э.
Расходы на оплату труда учтены Госкомитетом в составе необходимой валовой выручки АО "ПСК" на содержание электрических сетей на 2020 год в сумме 614 873,65 тыс. руб. (с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов).
ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования N 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Также Госкомитетом при определении расходов на оплату труда были неправомерно учтены расходы на оплату труда по вакансиям к заполнению в размере 23 817,67 тыс. руб. без соответствующего расчета и обоснования роста обслуживаемого количества условных единиц оборудования в 2020 году относительно факта 2018 года.
Таким образом, требования Заявителя по данной статье подлежат частичному удовлетворению. Госкомитету необходимо произвести перерасчет базового уровня расходов на оплату труда АО "ПСК" в соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования N 1178 и порядком, установленным Методическими указаниями N 421-э, исключив из базового уровня расходов на оплоту труда АО "ПСК", определенного методом экономически обоснованных расходов, расходы на оплату труда по вакансиям к заполнению в размере 23 817,67 тыс. руб., а также отразив в экспертном заключении анализ фактического фонда оплаты труда за 2018 год с учетом исключения расходов по видам деятельности "Технологическое присоединение", "Прочие виды деятельности". Расчет произвести в соответствии с таблицей П.1.16 "Расчет расходов на оплате труда" приложения 1 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, в том числе с отражением расчета средней ступени оплаты труда и тарифного коэффициента, соответствующего ступени по оплате труда с указанием документов, на основании которых принималось решение.
Поскольку затраты на отчисления на социальные нужды являются расчетными и учтены в зависимости от принятого размера фонда оплаты труда, соответственно, расходы по указанной статье в определенном Госкомитетом размере также являются экономически необоснованными и подлежат перерасчету.
3. Расходы на капитальные вложения из прибыли.
Расходы на капитальные вложения из прибыли рассчитываются в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования N 1178 и пунктом 11 Методических указаний N 98-э, согласно которым указанные расходы с учетом возврата заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, не могут превышать 12% от необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной в соответствии с Методическими указаниями N 98-э без учета расходов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, расходов на финансирование капитальных вложений из прибыли и налога на прибыль на капитальные вложения, расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемых ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", расходов на оплату услуг по передаче электрический энергии по сетям территориальных сетевых организаций, возврата заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, используемого для осуществления регулируемой деятельности, в том числе по договорам финансовой аренды (лизинга).
Экспертной группой Госкомитета произведен расчет капитальных вложений из прибыли на 2020 год в сумме 211 798,61 тыс. руб.
В соответствии с экспертным заключением органа регулирования на 2020 год для расчета расходов на капитальные вложения Госкомитет учел НВВ АО "ПСК" в размере 2 100 120,11 тыс. руб.
С учетом расходов, подлежащих исключению из необходимой валовой выручки в рамках расчета суммы капитальных вложений, в сумме 352 329,11 тыс. руб. капитальные вложения из прибыли превышают 12%:
211 798,61 тыс. руб. / (2 100 120,11 тыс. руб. - 352 329,11 тыс. руб.) = 12,12%.
На заседании Правления Госкомитета (протокол заседания Правления Госкомитета от 30.12.2019 N 222) было принято решение исключить из общей необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей АО "Прионежская сетевая компания" (2 100 120,11 тыс. руб.) часть экономически необоснованных расходов (расходы на оплату труда за 2015-2018 гг.) во исполнение предписания ФАС России от 18.12.2018 N СП/103928/18 в сумме 66 631,63 тыс. руб.
В этой связи, Госкомитету необходимо пересмотреть расходы на капитальные вложения из прибыли в связи с исключением из общей необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей АО "Прионежская сетевая компания" (2 100 120,11 тыс. руб.) части экономически необоснованных расходов (расходы на оплату труда за 2015-2018 гг.) во исполнение предписания ФАС России от 18.12.2018 N CП/103928/18 в сумме 66 631,63 тыс. руб., а также с учетом результата пересмотра расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды от фонда оплаты труда в соответствии с настоящим приказом.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктами 4 и 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, приказываю:
1. Признать Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам нарушившим пункты 26, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, пункт 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э.
2. Отменить постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 30.12.2019 N 244 "О долгосрочных параметрах регулирования для акционерного общества "Прионежская сетевая компания", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" (в части графы 4 приложения N 1 "Базовый уровень подконтрольных расходов" к постановлению, в части приложения N 2 к постановлению полностью), от 30.12.2019 N 247 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2020 год" (в части строки "Карельский филиал ПАО "МРСК Северо-Запада" - АО "Прионежская сетевая компания" приложения к постановлению) с 01.12.2020.
3. Органу исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.12.2020 пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов АО "ПСК" на 2020 год в части расходов на оплату труда, необходимую валовую выручку на 2020 год в части базового уровня подконтрольных расходов, отчислений на социальные нужды и расходов на капитальные вложения, а также установить и ввести в действие тарифы на услуги по передаче электрической энергии в отношении АО "ПСК" на 2020 год в соответствии с действующим законодательством и настоящим приказом с учетом переплаты, полученной АО "ПСК" за январь-ноябрь 2020 (включительно) по тарифам на услуги по передаче электрической энергии, установленных Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам постановлением от 30.12.2019 N 247 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2020 год".
4. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанного в пунктах 2, 3 настоящего приказа решений, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано пунктами 2, 3 настоящего приказа;
- протокола заседания Правления (Коллегии) органа исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принимались вышеуказанные решения;
- экспертного заключения органа исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, в котором отражены результаты исполнения настоящего приказа.
5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместители руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского.
Временно исполняющий |
А.Ю. Цариковский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 23 октября 2020 г. N 1027/20 "Об отмене постановлений Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 30.12.2019 N 244 "О долгосрочных параметрах регулирования для акционерного общества "Прионежская сетевая компания", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций", от 30.12.2019 N 247 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2020 год"
Текст приказа опубликован не был