Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
городского округа Саранск
от 21 декабря 2020 г. N 2019
Программа
экономического развития городского округа Саранск до 2025 года
30 апреля, 23 сентября 2021 г.
Паспорт изменен с 30 апреля 2021 г. - Постановление Администрации городского округа Саранск от 30 апреля 2021 г. N 701
Паспорт программы
Наименование Программы |
Программа экономического развития городского округа Саранск до 2025 года |
Основные разработчики Программы |
Управление экономики Администрации городского округа Саранск |
Ответственный исполнитель Программы |
Управление экономики Администрации городского округа Саранск |
Исполнители Программы |
Структурные подразделения Администрации городского округа Саранск, предприятия промышленности городского округа Саранск, субъекты малого и среднего предпринимательства |
Цель программы |
Обеспечение сбалансированного экономического развития и конкурентоспособности экономики городского округа Саранск |
Программно - целевые инструменты |
Основные мероприятия Программы: - реализация инвестиционных проектов в сфере промышленности; - создание условий для реализации инвестиционных проектов; - определение и мониторинг перспективных инвестиционных ниш; - формирование и поддержание позитивного инвестиционного имиджа городского округа Саранск; - организация взаимодействия между Администрацией городского округа Саранск, гражданами и юридическими лицами с целью предоставления государственных и муниципальных услуг; - реализация инвестиционных проектов в сфере потребительского рынка товаров, работ и услуг; - совершенствование координации и правового регулирования в сфере потребительского рынка и услуг; развитие инфраструктуры и оптимальное размещение объектов потребительского рынка и сферы услуг; - разработка и реализация плана мероприятий по развитию конкуренции, обеспечение контроля за ходом его реализации; - мониторинг конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг городского округа Саранск; - оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности; - организация системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства; - участие в семинарах и тренингах, проводимых уполномоченным органом по развитию конкуренции Республики Мордовия; - проведение заседаний рабочей группы по развитию конкуренции в городском округе Саранск; - освещение вопросов по развитию конкуренции на официальном сайте Администрации городского округа Саранск; - разработка, утверждение и реализация документов стратегического планирования |
Задачи программы |
- создание условий для роста и развития экономики городского округа; - обеспечение благоприятного инвестиционного климата, содействие повышению инвестиционной активности организаций, увеличение объемов производства за счет притока инвестиционных ресурсов на территорию городского округа Саранск; - содействие развитию внешнеэкономической деятельности и привлечению иностранных инвестиций; - содействие развитию малого и среднего предпринимательства; - расширение инфраструктуры потребительских товаров, работ и услуг; - создание условий для прогрессивных структурных сдвигов в сфере торговли; - повышение эффективности управления муниципальным финансами и муниципальным имуществом; - развитие промышленного комплекса; - разработка предложений по основным направлениям экономического развития, направленных на обеспечение устойчивого развития городского округа Саранск, развитие системы стратегического планирования |
Срок реализации Программы |
2021 - 2025 годы |
Ресурсное обеспечение Программы |
Финансирование мероприятий Программы запланировано за счет внебюджетных источников в объеме 7949343 тыс. руб., в т.ч. по годам: 2021 год - 1 325 343 тыс. руб.; 2022 год - 5 805 000 тыс. руб.; 2023 год - 787 000 тыс. руб.; 2024 год - 32 000 тыс. руб. |
Основные целевые показатели (индикаторы) эффективности реализации Программы |
- объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по крупным и средним предприятиям;- численность принятых работников списочного состава на дополнительно введенные (созданные) рабочие места; - среднемесячная номинальная начисленная заработная плата;- доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций); - инвестиции в основной капитал; - инвестиции в основной капитал (за исключением бюджетных средств; - инвестиции в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя; - оборот розничной торговли во всех каналах реализации; - число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения; - количество стационарных торговых объектов; - количество нестационарных торговых объектов (включая автолавки);- количество предприятий общественного питания; - количество ярмарочных площадок; - объем реализации платных услуг населению; - количество заседаний рабочей группы по развитию конкуренции; - наличие нормативно-правовой документации, закрепляющей основные принципы работы по содействию развитию конкуренции и созданию конкурентной среды; - функционирование консультативно-совещательного и коллегиального органа по развитию конкуренции на территории городского округа Саранск; - размещение на официальном сайте Администрации городского округа Саранск материалов по вопросам развития конкуренции; - функционирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) в Администрации городского округа Саранск; - наличие документов стратегического планирования городского округа Саранск; - количество документов стратегического планирования, разработанных Администрацией городского округа Саранск; - наличие отчетности по документам стратегического планирования; - размещение материалов по вопросам стратегического планирования на официальном сайте Администрации городского округа Саранск |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
В результате реализации Программы к концу 2025 года ожидается изменение следующих показателей: - увеличение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по крупным и средним предприятиям) до 118 462 401,5 тыс. руб.; - увеличение численности принятых работников списочного состава на дополнительно введенные (созданные) рабочие места до 950,1 чел.; - увеличение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы до 61 912,1 руб.; - увеличение доли налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций) до 97,5%; - увеличение объема инвестиций в основной капитал до 22 765 358,2 тыс. руб.; - увеличение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств до 11 397 700,9 тыс. руб.; - увеличение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя до 31 494,1 руб.; - увеличение оборота розничной торговли во всех каналах реализации до 79 910 091,3 тыс. руб.; - увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения до 342,6; - увеличение количества стационарных торговых объектов до 1528; - увеличение количества нестационарных торговых объектов (включая автолавки) до 249; - увеличение количества предприятий общественного питания до 433; - увеличение количества ярмарочных площадок до 20. - увеличение объема реализации платных услуг населению до 18 706 870 тыс. руб.; - количество заседаний рабочей группы по развитию конкуренции не менее 4 раз в год; - наличие нормативно-правовой документации, закрепляющей основные принципы работы по содействию развитию конкуренции и созданию конкурентной среды; - функционирование консультативно-совещательного и коллегиального органа по развитию конкуренции на территории городского округа Саранск; - размещение на официальном сайте Администрации городского округа Саранск материалов по вопросам развития конкуренции; - функционирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) в Администрации городского округа Саранск; - наличие документов стратегического планирования городского округа Саранск; - увеличение количества документов стратегического планирования, разработанных Администрацией городского округа Саранск до 33; - наличие отчетности по документам стратегического планирования; - размещение материалов по вопросам стратегического планирования на официальном сайте Администрации городского округа Саранск |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Мониторинг хода реализации Программы осуществляет Управление экономики Администрации городского округа Саранск |
1. Характеристика текущего состояния экономики городского округа Саранск
Саранск - столица Республики Мордовия - играет ключевую роль в экономике региона, выступая важнейшим политическим, экономическим, научным и культурным центром.
Саранск сегодня - это экономический, научный, культурный и спортивный центр Республики Мордовия. В городе функционируют более 16 тыс. предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, из которых - 629 составляют предприятия промышленности, осуществляющих свою деятельность в сфере добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, обеспечения электрической энергией, газом и паром, водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов.
За январь - декабрь 2019 года оборот организаций по "хозяйственным" видам экономической деятельности составил 203 431 185,3 тыс. руб.
Особую роль в экономике городского округа играет промышленный комплекс, эффективность функционирования которого в значительной степени формирует конкурентные преимущества Республики Мордовия.
Доля предприятий промышленности в обороте организаций составляет 51,3% (104 323 247,4 тыс. руб.)
Основные виды деятельности промышленного профиля представлены на рисунке 1:
Рисунок 1
Важнейшее значение для экономики городского округа Саранск имеет Технопарк, деятельность которого направлена на разработку и внедрение инноваций по приоритетным проектам в сфере оптических и электронных технологий.
Значительный вклад в экономику города вносят: ООО "Сарансккабель", ООО "ЭМ-КАБЕЛЬ", ООО "Сарансккабель-Оптика", ООО "ЭМ-КАТ", АО "Оптиковолоконные системы", ООО "ВКМ-Сталь", ПАО "Электровыпрямитель", ЗАО "Электровыпрямитель-ЗСП", ООО КЗ "Цветлит", АО "Саранский завод автосамосвалов", ООО "ССЗ "Лисма", АО "Биохимик", ООО "Мордоввторсырье", Филиал "Мордовский" ПАО "Т Плюс", АО ТФ "Ватт", ОАО "Резинотехника", АО "Орбита", ОАО "Станкостроитель", АО "Саранский телевизионный завод", ПАО "Саранский приборостроительный завод", ФКП "Саранский механический завод", АО "Лидер Компаунд", ООО "МП "Искра".
Среди предприятий, занимающихся производством продуктов питания и напитков: ОАО "Ламзурь", АО "Хлебозавод", АО "Консервный завод "Саранский", Саранский филиал АО "АБ ИНБЕВ ЭФЕС", АО "Саранский комбинат макаронных изделий", Филиал Молочный комбинат "Саранский" АО "Данон Россия", ООО "Талина", ООО "ЛВЗ "Саранский".
В 2019 году по сравнению с 2017 годом существенно возрос объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по хозяйственным видам экономической деятельности (таблица 1):
Таблица 1
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по хозяйственным видам экономической деятельности крупными и средними предприятиями городского округа Саранск, тыс. руб.
2017 |
2018 |
2019 |
|||
период с начала отчетного года |
темп роста к соответствующему периоду прошлого года, % |
период с начала отчетного года |
темп роста к соответствующему периоду прошлого года, % |
период с начала отчетного года |
темп роста к соответствующему периоду прошлого года, % |
68 503 951 |
109,1 |
76 937 143 |
112,3 |
83 297 265 |
108,3 |
Уровень жизни - один из основных показателей эффективности муниципального управления. В 2019 году среднемесячная заработная плата по крупным и средним предприятиям составила 33 276 рублей, за последние три года она выросла на 17,7%.
Анализ среднемесячной заработной платы по итогам 2019 года показал, что городской округ Саранск занимает лидирующее место в рейтинге по уровню заработной платы среди муниципальных районов Республики Мордовия. Среднемесячная заработная плата работников по Республике Мордовия составила 30 400 рублей.
Уровень заработной платы дифференцирован по отраслям и видам деятельности. В 2019 году наибольший размер среднемесячной заработной платы достигнут в организациях, осуществляющих финансовую и страховую деятельность - 50 083 рублей. Наиболее низкий уровень заработной платы наблюдается в организациях, осуществляющих деятельность гостиниц и предприятий общественного питания - 19 971 рублей.
Во всех базовых отраслях экономики городского округа Саранск имеет место рост среднемесячной заработной платы (таблица 2):
Таблица 2
Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий города, руб.
Виды экономической деятельности |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Темп роста к 2017 году (%) |
Средняя заработная плата работников крупных и средних предприятий |
28266,0 |
31119,3 |
33276,6 |
117,7 |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
29322,7 |
31221,5 |
37306,9 |
127,2 |
Обрабатывающие производства |
28082,4 |
31137,2 |
33988,9 |
121,0 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
38252,8 |
40409,1 |
42546,6 |
111,2 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
21939,4 |
23634,8 |
22420,2 |
102,2 |
Строительство |
29258,8 |
33628,0 |
37667,0 |
128,7 |
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
25073,3 |
26187,6 |
28234,2 |
112,6 |
Транспортировка и хранение |
22012,2 |
25751,6 |
27201,6 |
123,6 |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
13459,9 |
19075,4 |
19971,1 |
148,4 |
Деятельность в области информации и связи |
27140,2 |
30720,8 |
32378,1 |
119,3 |
Деятельность финансовая и страховая |
49999,4 |
44990,2 |
50083,0 |
100,2 |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
24200,4 |
27349,8 |
27355,5 |
113,0 |
Деятельность профессиональная, научная и техническая |
30117,1 |
34173,8 |
45962,7 |
152,6 |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
16594,0 |
21899,1 |
22860,2 |
137,8 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное |
37127,7 |
41409,2 |
42357,0 |
114,1 |
обеспечение |
|
|
|
|
Образование |
22008,9 |
24946,7 |
26404,6 |
120,0 |
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
23452,6 |
28107,1 |
29855,1 |
127,3 |
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
23657,7 |
26373,1 |
26764,1 |
113,1 |
Предоставление прочих видов услуг |
20668,8 |
23532,5 |
25009,2 |
121,0 |
Таблица 3
Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения, руб.
|
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения |
8410 |
9132 |
9914 |
По данным Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Центр занятости Саранский" по состоянию на 01.01.2020 численность граждан, состоящих на регистрационном учете как безработные, составляет 1135 человек (1085 - на 01.01.2017). Уровень регистрируемой безработицы по городскому округу Саранск на 01.01.2020 составил 0,7% от числа экономически активного населения (167747 человек). Коэффициент напряженности на рынке труда составил 0,5%. Следует отметить, что заявленная работодателями потребность в работниках составляет 2633 единицы, из них 69,2% по рабочим профессиям (1821 единица).
Существенное влияние на уровень экономического развития посредством формирования кадровой платформы территории, определения мероприятий бюджетной политики и политики в области градостроительства оказывает демографическая составляющая.
Численность постоянного населения городского округа Саранск по состоянию на 1 января 2020 года составила 349,751 тыс. человек. С 2017 года численность населения города выросла на 1,393 тыс. человек.
В минувшем году естественная убыль населения составила 661 человек. В 2019 году в городском округе Саранск родился 2976 младенцев, что на 7,3% (236 младенцев) ниже уровня 2018 года.
В 2019 году миграционный прирост составил 2490 человек.
Обеспечение населения услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания осуществляется через потребительский рынок, сфера которой является одной из важных отраслей экономики.
На потребительском рынке городского округа Саранск сохраняется стабильная ситуация с удовлетворением спроса населения на основные продовольственные и непродовольственные товары, рост числа предприятий и оборота розничной торговли, общественного питания.
Основным показателем, характеризующим всю совокупность денежных средств, которые были выручены от продажи товаров и услуг, является оборот розничной торговли во всех каналах реализации (таблица 4):
Таблица 4
Оборот розничной торговли во всех каналах реализации по городскому округу Саранск
2017 |
2018 |
2019 |
||||||
величина оборота розничной торговли во всех каналах реализации, тыс. рублей |
доля в обороте розничной торговли РМ, % |
темп роста к уровню предыдущего периода, % |
величина оборота розничной торговли во всех каналах реализации, тыс. рублей |
доля в обороте розничной торговли РМ, % |
темп роста к уровню предыдущего периода, % |
величина оборота розничной торговли во всех каналах реализации, тыс. рублей |
доля в обороте розничной торговли РМ, % |
темп роста к уровню предыдущего периода, % |
42822378,0 |
49,3 |
111,9 |
47476902,0 |
51,5 |
108,7 |
51145870,0 |
52,3 |
107,7 |
На потребительском рынке городского округа Саранск произошло постепенное внедрение всех форматов торговли - от ярмарок до гипермаркетов с современными технологиями, дистанционной торговли.
В инфраструктуре торговой сети городского округа Саранск значительную нишу занимают магазины федеральных сетей, такие как "Магнит", "SPAR", "Лента", "Бристоль", "Пятерочка", "Перекресток", "Дьюти Фри", "Красное и Белое", "Эльдорадо" и другие, что создает условия для здоровой конкуренции в сфере потребительского рынка.
В 2019 году открыты крупные объекты потребительского рынка:
- 2 гипермаркета "Маяк" ул. Косарева, 128Б и Лямбирское шоссе, 12 каждый общей площадью более 1000 кв. м;
- магазин "Светофор" по ул. Сущинского, 44-ре площадью 1039 кв. м;
- магазин "Магнит" по ул. Волкова, 1 р.п. Луховка площадью 658 кв. м.;
- магазин "Доброцен" по пр. 70 лет Октября, 200 площадью 1498 кв. м.;
- супермаркет "Пятерочка" по ул. Косарева, 34А площадью 553 кв. м.;
- магазин "Победа" по ул. Российская, И р.п. Ялга площадью более 1000 кв. м;
- первый рыбный гастроном "Море&More" по ул. Полежаева, 157 площадью более 200 кв. м.;
- автомойка "Моймобиль" по ул. Косарева, 1286 площадью 1496 кв. м.
Наряду с сетевыми магазинами федерального уровня продолжают развивать свою торговую деятельность и такие локальные торговые сети магазинов как "Эверест", "Дисконт", "Любимый", "Продукты 7я", сеть магазинов местных товаропроизводителей Агрохолдинг "Новотроицкий", "Чамзинские продукты", "Хорошее дело", "Тавлинские продукты", "Глубинка", "Крутенькое", "Фермер", "Норовские продукты", "Птица" и др., в которых реализуется продукция местных товаропроизводителей.
В целях поддержки местных товаропроизводителей на территории города (путем проведения открытого аукциона) размещены нестационарные объекты торговли: специально оборудованные автоприцепы и автофургоны, вендинговые торговые автоматы.
В целях увеличения объемов продаж товаров собственного производства оказывается содействие субъектам малого и среднего предпринимательства - товаропроизводителям в организации и проведении совместных рекламных кампаний торговых и промышленных предприятий (акций, выставок-распродаж, розничных и оптовых ярмарок).
Для обеспечения комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также отдельных целевых программ требуется рост инвестиций в его экономику.
Органы местного самоуправления заинтересованы в привлечении и удержании инвестиций на территорию муниципального образования. Кроме решения конкретных задач каждого инвестиционного проекта, инвестиции являются важнейшим средством структурного преобразования социального и производственного потенциала муниципального образования, поскольку благодаря инвестиционным вложениям развивается производство и сфера услуг, активизируется строительство, расширяется ассортимент продукции, работ, создаются новые рабочие места, увеличиваются реальные доходы населения, обустраиваются территории, пополняются налоговые поступления в бюджеты различных уровней, которые в дальнейшем направляются на решение социально-экономических проблем.
В связи с этим, органами местного самоуправления должен проводиться регулярный мониторинг основных показателей инвестиционной деятельности на территории муниципального образования, результаты которого являются основанием для разработки мероприятий по стимулированию инвестиционной активности, определения наиболее инвестиционно-привлекательных отраслей.
За 2019 год на территории городского округа освоено капитальных вложений за счет всех источников финансирования в сумме 21256242 тыс. рублей, темп роста к уровню прошлого года составил 99,2% (таблица 5):
Таблица 5
Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования, тыс. рублей
Источники финансирования |
2017 |
2018 |
2019 |
Темп роста к уровню соответствующего период а предыдущего года, % |
Темп роста к уровню 2017 года, % |
Всего, в т.ч. |
34906321 |
21431602 |
21256242 |
99,2 |
60,9 |
Собственные средства |
9019035 |
8182149 |
7356259 |
89,9 |
81,6 |
Привлеченные средства, в т.ч. |
25887286 |
13249453 |
13899983 |
104,9 |
53,7 |
Кредиты банков |
3506009 |
2866647 |
1161497 |
40,5 |
33,1 |
Заемные средства других организаций |
533183 |
373001 |
339576 |
91,0 |
63,7 |
Бюджетные средства, в т.ч. |
17558798 |
5974662 |
10614088 |
177,7 |
60,4 |
из федерального бюджета |
12678172 |
2954421 |
9256935 |
313,3 |
73,0 |
из бюджета республики |
4058182 |
2442859 |
1074739 |
44,0 |
26,5 |
из местного бюджета |
822444 |
577382 |
282414 |
48,9 |
34,3 |
Средства внебюджетных фондов |
32121 |
43384 |
52669 |
121,4 |
164,0 |
Средства организаций и населения на долевое строительство |
2683785 |
2243073 |
1135613 |
50,6 |
42,3 |
Прочие источники |
1573390 |
1748686 |
596540 |
34,1 |
37,9 |
Анализируя структуру инвестиций в основной капитал, можно сказать, что основная их доля - это привлеченные средства. Причем в 2019 году по сравнению с 2017 годом произошло снижение данного показателя на 46,3%.
В 2019 году доля привлеченных средств в основной капитал составила 65,4%, из них 76,4% - бюджетные инвестиции (из федерального бюджета - 87,2%, из бюджета республики - 10,1%, из местного бюджета - 2,7%). В 2018 году 61,8% инвестиций в основной капитал финансировались за счет привлеченных средств, из них - 45,1% приходились на бюджетные средства (из федерального бюджета - 49,4%, из бюджета республики - 40,9%, из местного бюджета - 9,7%). В 2017 году доля привлеченных средств составляла 74,2%, из них бюджетных средств - 67,8% (из федерального бюджета - 72,2%, из бюджета республики - 23,1%, из местного бюджета - 4,7%).
По видам экономической деятельности основную долю инвестиций в основной капитал по итогам 2019 года занимают "Деятельность профессиональная, научная и техническая" - 8916436 тыс. рублей (41,9%), "Обрабатывающие производства" - 3613487 тыс. рублей (17,0%), "Деятельность финансовая и страховая" - 2124403 тыс. рублей (10,0%) (таблица 6):
Таблица 6
Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности, тыс. рублей
Виды экономической деятельности |
2017 |
2018 |
2019 |
Темп роста к уровню соответствующего период а предыдущего года, % |
Темп роста к уровню 2017 года, % |
Всего, в т.ч. |
34906321 |
21431602 |
21256242 |
99,2 |
60,9 |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
667703 |
1341727 |
1254967 |
93,5 |
188,0 |
Обрабатывающие производства |
4113863 |
3101853 |
3613487 |
116,5 |
87,8 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
699573 |
724540 |
909162 |
125,5 |
130,0 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
77836 |
245801 |
81650 |
33,2 |
104,9 |
Строительство |
5878880 |
3757931 |
831838 |
22,1 |
14,1 |
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
1154978 |
1703245 |
379528 |
22,3 |
32,9 |
Транспортировка и хранение |
2106649 |
1052205 |
540506 |
51,4 |
25,7 |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
1876 |
3746 |
60755 |
1621,9 |
3238,5 |
Деятельность в области информации и связи |
1122496 |
1256639 |
934912 |
74,4 |
83,3 |
Деятельность финансовая и страховая |
4300661 |
3061675 |
2124403 |
69,4 |
49,4 |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
885399 |
489962 |
67134 |
13,7 |
7,6 |
Деятельность профессиональная, научная и техническая |
11464206 |
2580766 |
8916436 |
345,5 |
77,8 |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
568 |
109699 |
1601 |
1,5 |
281,9 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение |
1476395 |
793669 |
458351 |
57,8 |
31,0 |
Образование |
595066 |
733912 |
246052 |
33,5 |
41,3 |
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
223974 |
205926 |
599920 |
291,3 |
267,9 |
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
105699 |
267968 |
231526 |
86,4 |
219,0 |
Предоставление прочих видов услуг |
30499 |
338 |
4014 |
1187,6 |
13,2 |
Ключевой целью развития экономической политики на период до 2025 года является создание условий для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности с обеспечением законодательно закрепленных условий, формированием инфраструктурной обеспеченности территории городского округа Саранск и открытости органов местного самоуправления для диалога с потенциальными инвесторами.
Достижение поставленной цели будет обеспечено посредством решения следующих задач:
- развитие системы поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности;
- развитие механизмов муниципально-частного партнерства;
- формирование положительного имиджа городского округа Саранск и повышение уровня его узнаваемости во внешней среде;
- снижение административных барьеров;
- формирование инициативного подхода к взаимодействию с потенциальными инвесторами.
2. Приоритеты, цели и задачи муниципальной политики в сфере экономического развития городского округа Саранск
Основные приоритеты муниципальной политики в сфере экономического развития городского округа Саранск определены в Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2025 года, утвержденной Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 года N 94-З, Стратегии социально-экономического развития городского округа Саранск до 2025 года, утвержденной постановлением Администрации городского округа Саранск от 30 апреля 2013 года N 1096, Республиканской целевой программе развития Республики Мордовия на 2013 - 2022 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия 8 октября 2012 г. N 363.
Основной целью реализации программы в сфере экономического развития городского округа Саранск является обеспечение сбалансированного экономического развития и конкурентоспособности экономики городского округа Саранск.
Программа Экономического развития до 2025 года ориентирована на достижение указанных целей путем реализации следующих задач:
- создание условий для роста и развития экономики городского округа;
- обеспечение благоприятного инвестиционного климата, содействие повышению инвестиционной активности организаций, увеличение объемов производства за счет притока инвестиционных ресурсов на территорию городского округа Саранск;
- содействие развитию внешнеэкономической деятельности и привлечению иностранных инвестиций;
- содействие развитию малого и среднего предпринимательства;
- расширение инфраструктуры потребительских товаров, работ и услуг;
- создание условий для прогрессивных структурных сдвигов в сфере торговли;
- повышение эффективности управления муниципальным финансами и муниципальным имуществом;
- развитие промышленного комплекса;
- разработка предложений по основным направлениям экономического развития, направленных на обеспечение устойчивого развития городского округа Саранск, развитие системы стратегического планирования.
Планируемые целевые показатели (индикаторы) по итогам реализации Программы, характеризующие изменение экономики, представлены в приложении 1 к Программе.
3. Общая характеристика основных мероприятий программы
Достижение целей Программы осуществляется путем скоординированного выполнения комплекса мероприятий (приложение 2).
Все мероприятия Программы распределены по основным направлениям экономического развития:
1. Развитие промышленного комплекса.
2. Формирование благоприятной инвестиционной среды.
3. Развитие инфраструктуры потребительского рынка товаров, работ и услуг.
4. Развитие конкуренции.
5. Стратегическое планирование.
3.1. Развитие промышленного комплекса
Основу жизнедеятельности городского округа Саранск формируют промышленные предприятия различных отраслей - энергетической, электротехнической, радиоэлектроники и приборостроения, машиностроения и металлургического производства, производства строительных материалов, продукции медицинского назначения, пищевых продуктов и напитков, прочие производства.
На территории городского округа Саранск осуществляют деятельность по производству продукции около 70 крупных и средних предприятий.
Целью эффективного развития промышленного сектора экономики городского округа Саранск является обеспечение устойчивого экономического роста.
Основной сектор промышленности городского округа Саранск образуют предприятия обрабатывающих производств, доля которых составляет 85,4% от общего количества предприятий.
Среди предприятий промышленности, продукция которых известна и продается далеко за пределами Саранска и Республики Мордовия, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья можно выделить:
- ПАО "Электровыпрямитель" - производитель силовых полупроводниковых изделий, преобразовательных устройств, преобразователей тока, выпрямительных установок для электродвигателей электровозов и др.;
- ООО "Оптикэнерго" - в состав общества входят промышленные предприятия ООО "Сарансккабель Оптика" и ООО "ЭМ-ПЛАСТ". Первое предприятие занимается производством волоконно-оптических кабелей, в том числе встроенных в грозозащитный трос. ООО "ЭМ-ПЛАСТ" производит двуосно-ориентированную термоусадочную полиолефиновую пятислойную пленку, стретч-пленку для упаковки пищевых продуктов, мешки для утилизации бытовых, строительных и промышленных отходов. Кроме того, на базе этого предприятия построен новый цех, для производства стальной плакированной алюминием проволоки (аналогов в России данному производству не существует);
- ООО "Кабельный завод "Цветлит" - производство кабельно-проводниковой продукции;
- ООО "ЭМ-КАБЕЛЬ" - производство силовых кабелей напряжением до 1 кВ, силовых кабелей с изоляцией из сшитого полиэтилена напряжением 10 - 35 кВ, самонесущих изолированных проводов, медной проволоки и др.);
- ПАО "Саранский приборостроительный завод" - производство приборной продукции (датчики реле давления и температуры, металлические сильфоны, приборы контроля и регулирования технологических процессов, приборы измерения параметров движения и др.);
- АО "Биохимик" - крупнейший в России производитель лекарственных препаратов. Завод выпускает более 100 наименований лекарственных средств в инъекционных, таблетированных, ампульных формах, мазях, гелях и суппозиториях, доля на рынке кровезаменителей - 50%, единственный производитель инъекционных антибиотиков;
- ОАО "Резинотехника" - производит более 15 тыс. наименований резинотехнических изделий, поставляемых предприятиям автомобилестроения. Доля на российском рынке техпластин - 35%;
- ООО "ССЗ Лисма - крупнейший производитель источников света на территории России и стран СНГ. Продуктовая линейка включает более 300 наименований, в числе которых светодиодные лампы, натриевые, металлогалогенные, ртутные, галогенные, накаливания общего и специального назначения.
Наиболее крупные предприятия пищевой промышленности - мясоперерабатывающие комплексы, входящие в состав ООО "Талина", пивоваренная компания АО "АБ ИНБЕВ ЭФЕС", ОАО "Ламзурь", Филиал "Молочный Комбинат "САРАНСКИЙ" АО "ДАНОН РОССИЯ", АО Консервный завод "Саранский".
В структуре обрабатывающих производств по обороту организаций наибольший удельный вес занимают:
производство электрического оборудования - 24985637,0 тыс. руб. (ПАО "Электровыпрямитель", ООО "Сарансккабель", ООО КЗ "Цветлит", ООО "Сарансккабель-Оптика", ООО "ЭМ-КАБЕЛЬ", ООО "ССЗ Лисма", ООО "Завод световых приборов", АО "Оптиковолоконные системы", ООО "Рефлакс С");
производство напитков - 13722386,0 тыс. руб. (ООО "ЛВЗ "Саранский", АО "АБ ИНБЕВ ЭФЕС", Филиал Молочный комбинат "Саранский" АО Данон Россия);
производство компьютеров, электронных и оптических изделий - 7667792,2 тыс. руб. (ООО "Саранский завод точных приборов", ООО "НЕПЕС РУС", ПАО "Саранский приборостроительный завод", АО "Саранский телевизионный завод", ООО "Хелиос-Ресурс", АО "Орбита");
производство пищевых продуктов - 6646584,5 тыс. руб. (АО "Хлебозавод", ОАО "Консервный завод "Саранский", ОАО "Ламзурь", ОАО "Саранский комбинат макаронных изделий", ООО МПК "Атяшевский");
металлургическое производство - 2474000 тыс. руб. (ООО "ВКМ-Сталь", ООО "ЭМ-КАТ");
производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования - 1634048,3 тыс. руб. (ФКП "Саранский механический завод", ЗАО "Электровыпрямитель - ЗСП", ООО "Сармат");
производство прочей неметаллической минеральной продукции - 1553704,2 тыс. руб. (ОАО "ЖБК-1", АО "Железобетон", ООО "Комбинат теплоизоляционных изделий", ЗАО "Саранский завод керамических изделий", ООО "Саранский завод лицевого кирпича").
Сальдированный финансовый результат предприятий и организаций городского округа Саранск (без субъектов среднего и малого предпринимательства) по состоянию на 1 января 2020 года составил 10364345 тыс. руб. прибыли (рост к уровню 2018 года - в 1,6 раза).
В целях обеспечения устойчивого экономического роста, поддержки промышленного комплекса, развития предприятий, создания условий для наращивания объемов продукции обрабатывающих производств, необходимо решение ключевых проблем:
- необходимость модернизации промышленного комплекса. Технологическая модернизация приводит к повышению эффективности и конкурентоспособности производства, а также позволяет развить существующие и открыть новые целевые рынки;
- высокая степень износа оборудования предприятий. Несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию к модернизации производства и обновлению оборудования, степень износа основных производственных фондов остается достаточно высокой, что в итоге сказывается на производительности труда и конкурентоспособности предприятий;
- нестабильность материально-технической базы и недостаток финансирования. В условиях постоянной нехватки материальных ресурсов промышленные предприятия не имеют возможности усовершенствовать и обновить свою техническую базу, а также внедрить инновационные технологии и перейти на новый уровень технического промышленного развития;
- недоработанная и недостаточно развитая научно-исследовательская работа в промышленной сфере. Нехватка проведенных научно-исследовательских мероприятий, которые занимаются освоением, разработкой и внедрением в промышленность новых современных технологий, приводит к негативным результатам и значительно снижает темпы роста производства;
- отток квалифицированных кадров и ухудшение социальной обстановки на предприятии. Нехватка квалифицированных работников резко влияет на развитие промышленного комплекса.
- низкая инвестиционная активность. Высокая стоимость кредитных ресурсов, ограниченность собственных средств являются основными факторами сдерживающими рост объема инвестиций в основной капитал предприятий.
Раздел 3.2 изменен с 30 апреля 2021 г. - Постановление Администрации городского округа Саранск от 30 апреля 2021 г. N 701
3.2. Формирование благоприятной инвестиционной среды
Обеспечение благоприятного инвестиционного климата, налаживание взаимоотношений с представителями бизнеса - приоритетные направления деятельности органов местного самоуправления городского округа Саранск. Управление инвестиционными процессами является одним из важнейших элементов экономической политики, который предопределяет долгосрочные экономические результаты.
Одним из важнейших направлений деятельности органов местного самоуправления по привлечению потенциальных инвесторов является разработка предложений по освоению новых перспективных ниш, определенных на основании наличия на территории городского округа Саранск тех или иных факторов производства товаров и услуг: запасов сырья, удобной производственной инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы, площадок для расположения предприятия, а также на возможности получения тех или иных мер поддержки бизнеса. Информация по перспективным инвестиционным нишам размещается на официальном сайте Администрации городского округа Саранск в разделе "Инвестиции и развитие конкуренции" https://adm-saransk.ru/investor/. Проекты для потенциальных инвесторов с учетом выявленных инвестиционных ниш представлены в приложении 5 к Программе.
Для привлечения потенциальных инвесторов Администрацией городского округа Саранск проводится активная информационная работа. Сведения о проводимых торгах регулярно публикуются в газете "Саранский Вестник", а также размещаются на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (www.torgi.gov.ru). Периодически обновляется размещенный на информационном портале (http://www.adm-saransk.ru/plan-razvitia/) перечень свободных земельных участков, возможных к предоставлению на торгах.
В информационной базе городского округа Саранск на конец 2020 года содержатся данные о девяти свободных инвестиционных площадках, на которых возможна реализация новых инвестиционных проектов различных сфер экономики. Площадки могут быть использованы для строительства административных зданий, а также зданий многофункционального назначения. При этом площадки имеют технические условия на водо-, газо-, электро-, теплоснабжение, водоотведение и благоустройство. Информация по инвестиционным площадкам размещается на официальном сайте Администрации городского округа Саранск в разделе "Инвестиции и развитие конкуренции" https://adm-saransk.ru/investor/.
Состояние инвестиционного климата является одним из основных показателей экономической ситуации и перспектив развития территории. Привлечение инвестиций является основополагающим фактором, способствующим развитию экономики, решению проблем обновления технической и технологической базы, решению вопроса изношенности основных фондов в промышленности.
По совокупности экономических, природно-географических, политических условий, обеспеченности квалифицированными кадрами городской округа Саранск является инвестиционно-привлекательной территорией.
С целью привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, увеличения налогооблагаемой базы, создания новых и расширения имеющихся производств на территории городского округа Саранск проводится целенаправленная работа по формированию и развитию инфраструктуры поддержки инвестиционных процессов. Правовое регулирование и стимулирование инвестиционной деятельности на территории муниципального образования осуществляются на основе норм законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Мордовия.
Меры поддержки инвестиционной деятельности:
1) при присвоении статуса приоритетного инвестиционного проекта Республики Мордовия предоставляются налоговые льготы:
- снижение ставки налога на прибыль, уплачиваемой в республиканский бюджет Республики Мордовия до 13,5% на период окупаемости приоритетного инвестиционного проекта, но не более чем на 10 лет;
- освобождение от налога на имущество на период окупаемости приоритетного инвестиционного проекта, но не более чем на 10 лет;
2) государственные гарантии Республики Мордовия;
3) субсидирование части процентной ставки по привлекаемым банковским кредитам и лизинговым платежам по проектам, включенным в Республиканскую целевую программу развития Республики Мордовия на 2013 - 2023 годы;
4) предоставление поручительств и займов юридическим лицам с целью финансирования проектов, включенных в Республиканскую целевую программу развития Республики Мордовия на 2013 - 2023 годы;
5) залоговое обеспечение под привлекаемые кредиты имуществом казны Республики Мордовия (сформирован специальный залоговый фонд);
6) поручительство Гарантийного фонда Республики Мордовия;
7) подбор необходимых в строительстве земельных площадок и оказания помощи в части создания необходимых объектов транспортной, инженерной и энергетической инфраструктуры;
8) закрепление за каждым крупным проектом ответственного лица на уровне Заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия.
В целях реализации инвестиционных проектов Администрацией городского округа Саранск без проведения торгов (подпункт 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации) предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации (статья 4 Закона Республики Мордовия от 12.03.2009 N 23-З "О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия") (инвестиционные проекты, суммарный объем предполагаемых вложений которых составляет не менее 150 млн. руб.).
В настоящий момент действуют ранее заключенные договоры аренды на следующие земельные участки:
1. 13:23:1009014:150 площадью 3,63 га с видом разрешенного использования "тяжелая промышленность" по ул. Александровское шоссе г. Саранска предоставлены ООО "Кабельный завод "Цветлит";
2. 13:23:1009041:314, 13:23:1009040:114 площадью 0,68 га с видом разрешенного использования "для размещения трубопровода (трассы напорного канализационного коллектора)" по ул. Лодыгина г. Саранска предоставлены АО "Оптиковолоконные системы";
3. 13:23:1009040:145 площадью 0,81 га с видом разрешенного использования "легкая промышленность" по ул. Лодыгина г. Саранска предоставлены АО "Оптиковолоконные системы";
4. 13:23:1009040:153 площадью 0,019 га с видом разрешенного использования "легкая промышленность" по ул. Лодыгина г. Саранска предоставлены АО "Оптиковолоконные системы";
5. 13:23:1008011:362 площадью 4,4 га с видом разрешенного использования "легкая промышленность" по ул. 2-я Промышленная г. Саранска предоставлены ООО "ЭМ КАБЕЛЬ";
6. 13:23:1008011:239, 13:23:1008011:240 площадью 1,82 га с видом разрешенного использования "легкая промышленность" по ул. 2-я Промышленная г. Саранска предоставлены ООО "ЭМ КАБЕЛЬ";
7. 13:23:0904243:872 площадью 1,07 га с видом разрешенного использования "магазины (торговой площадью до 5000 кв. м)" по ул. Новопосадская г. Саранска предоставлены ООО "Монте-Кристо";
8. 13:23:1110301:194, 13:23:1110301:195, 13:23:1110301:213 площадью 4,59 га с видом разрешенного использования "для размещения объекта торговли" по ул. Севастопольская г. Саранска предоставлены ООО "Витаросса Тлд";
9. 13:23:1109307:129 площадью 0,31 га с видом разрешенного использования "объекты придорожного сервиса" по ул. Красная рп. Луховка г.о. Саранск предоставлены ООО "Газойл";
10. 13:23:1110301:468 площадью 0,4 га с видом разрешенного использования "заправка транспортных средств" по ул. Севастопольская г. Саранска предоставлены ООО "Газойл";
11. 13:23:1007035:177, 13:23:1007035:179 площадью 0,78 га с видом разрешенного использования "для размещения объекта легкой промышленности ("Завод световых приборов") по ул. Лодыгина г. Саранска предоставлены ОАО "Ардатовский светотехнический завод".
С целью сохранения положительной динамики развития реального сектора экономики и стимулирования инвестиционной активности утверждены следующие нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность на территории городского округа Саранск, основные из которых:
- постановление Администрации городского округа Саранск от 10 ноября 2015 года N 3234 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Формирование благоприятного инвестиционного климата в городском округе Саранск" (последние изменения от 17 ноября 2020 года);
- решение Совета депутатов городского округа Саранск от 10 июля 2009 года N 362 "Об утверждении Положения о порядке формирования, ведения и обязательного опубликования перечня муниципального имущества (за исключением земельных участков) и свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства)" (последние изменения от 25 апреля 2017 года);
- постановление Администрации городского округа Саранск от 26 февраля 2021 года N 278 "О проведении в 2021 году конкурса "Лучший предприниматель городского округа Саранск - 2021";
- решение Совета депутатов городского округа Саранск от 29 января 2010 года N 481 "Об утверждении Порядка зачета стоимости капитального ремонта арендуемых объектов нежилого фонда, находящихся в муниципальной собственности городского округа Саранск, в счет арендной платы" (последние изменения от 5 марта 2014 года).
Ежегодно разрабатывается и публикуется на официальном сайте Администрации городского округа Саранск инвестиционный паспорт городского округа Саранск.
В городском округе Саранск активно работают и развиваются институты поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности, а также субъектов малого и среднего предпринимательства: АУ "Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия", АУ МКК "Центр Микрофинансирования Республики Мордовия", МКК "Фонд поддержки предпринимательства Республики Мордовия", АНО "Центр поддержки предпринимательства Республики Мордовия", ООО "Корпорация развития Республики Мордовия".
Долгосрочные показатели социально-экономического развития городского округа Саранска будут в значительной степени зависеть от инвестиционных проектов, реализуемых промышленными предприятиями города.
Всего на территории городского округа крупными и средними предприятиями промышленности, а также субъектами малого и среднего предпринимательства запланированы к реализации инвестиционные проекты, объем финансирования которых на 2021 - 2025 годы составляет 7949343 тыс. руб. (приложение 4). Перечень инвестиционных проектов является открытым и будет расширяться по мере изменения социально-экономической ситуации. Успешная реализация инвестиционных проектов обеспечит:
- для предприятий - модернизация производств, развитие инфраструктуры, увеличение объемов промышленного производства, повышение уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции, расширение перечня выпускаемой продукции в целях осуществления импортозамещения;
- для населения - новые рабочие места, рост уровня заработной платы, повышение уровня и качества жизни;
- для города и Республики - диверсификация отраслей экономики, рост налоговых отчислений в бюджет, решение проблемы импортозамещения, снижение миграционного оттока, повышение престижа и миграционной привлекательности города и Республики.
3.3. Развитие инфраструктуры потребительского рынка товаров и услуг
Потребительский рынок городского округа Саранск, состоящий из сети объектов торговли, предприятий общественного питания, а также сферы платных бытовых услуг, является одним из динамично развивающихся секторов экономики города, в котором занята основная масса предприятий малого и среднего бизнеса.
Оборот розничной торговли во всех каналах реализации в 2019 году составил 51145870 тыс. руб., что на 7,7% на больше уровня 2018 года.
Динамика оборота розничной торговли на территории городского округа Саранск представлена на рисунке 2.
Рисунок 2
Динамика оборота розничной торговли на территории городского округа Саранск в расчете на душу населения представлена на рисунке 3.
Рисунок 3
По состоянию на 01.01.2020 на территории городского округа Саранск расположено 1765 объектов розничной торговли общей площадью 344,8 тыс. кв. м. По сравнению с 2018 годом (1761 объект) показатель увеличился на 0,2%, с 2017 годом (1558 объект) - на 13,3%.
По отношению к 2018 году торговая площадь увеличилась на 102,8% (в 2018 году - 335399 тыс. кв. м), к 2017 году - на 108,8% (в 2017 году - 316963 тыс. кв. м).
Фактическая обеспеченность населения торговой площадью в расчете на 1 тыс. человек на 01.01.2020 составила 980,2 кв. м, (норматив 536,35 кв. м, на 1 тыс. человек), процент обеспеченности составил 182,7%.
На территории городского округа Саранск функционируют 2 рынка: ОАО "Центральный рынок г. Саранска", сельскохозяйственный рынок ООО "Тонус-Экстра".
Еженедельно на территории городского округа Саранск проводятся ярмарки различных форматов по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции. Всего в 2019 году проведено 2032 ярмарки различных форматов, из них - 3 республиканских ярмарки по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции и 180 ярмарок выходного дня, 5 ярмарок меда и продукции пчеловодства, 3 выставки-ярмарки "Валенки мордовские", в которых активное участие приняли более 250 субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа Саранск, предлагая к реализации населению товары собственного производства.
На потребительском рынке городского округа Саранск продолжается работа по внедрению расчетов с населением за оказанные услуги и товары через пластиковые карты. По состоянию на 01.01.2020 на предприятиях потребительского рынка городского округа Саранск установлено 2780 POS-терминалов по обслуживанию пластиковых карт, что составляет 97,9% от общего числа предприятий потребительского рынка.
По итогам 2019 года в городском округе Саранск функционирует 433 предприятия общественного питания на 31878 посадочных мест. В сеть предприятий общественного питания входят: 19 ресторанов, 115 кафе, 28 баров, 64 предприятия быстрого обслуживания (буфеты, закусочные, пиццерии, пельменные, кафетерии, кофейни, магазины "Кулинария"), 132 столовые и др. По сравнению с 2018 годом количество предприятий общественного питания увеличилось на 11,9% (в 2018 году - 387 объектов), с 2017 годом - на 17% (в 2017 году - 370 объектов).
Так, в 2019 году открылось кафе "Хинкальная", в котором предлагаются блюда грузинской кухни.
В 2019 году открыты пельменная "Бульон" и шаверма "Буррито", которые предлагают бургеры, шаверму, пельмени и др.
Продолжают расширять свою деятельность пекарни на территории города. Так, открыты новая пекарня "Купеческая", пекарня "Хлебник". Расширяет свою сеть пекарня "Хлеббери".
Все более динамично развивается сегмент, в котором оказываются услуги общественного питания населению с невысоким доходом, студентам, пенсионерам - это множество заведений "быстрого перекуса", объекты торговли, в которых реализуется качественные полуфабрикаты.
На территории городского округа Саранск по состоянию на 01.01.2020 функционирует 1020 предприятий бытового обслуживания, по сравнению с 2018 годом их число увеличилось на 1,0% (в 2018 году - 1010 объектов), с 2017 годом - на 4,1% (в 2017 году - 980 объектов).
По видам предоставления услуг функционирует:
- 53 по ремонту и техническому обслуживанию бытовой техники;
- 141 по ремонту и пошиву одежды, головных уборов и обуви;
- 14 по ремонту и изготовлению металлоизделий;
- 135 по техобслуживанию и ремонту транспортных средств;
- 57 по изготовлению и ремонту мебели;
- 57 по ремонту и строительству жилья и др. построек;
- 29 по оказанию услуг химчисток и прачечных;
- 64 по оказанию услуг фотоателье;
- 48 по оказанию услуг бань и душевых;
- 226 парикмахерских и косметических салонов;
- 46 по оказанию услуг проката;
- 31 по ритуальным услугам;
- 37 по ремонту сотовых телефонов;
- 82 по прочим услугам (в т.ч. ремонт часов, ремонт и изготовление ювелирных изд., услуги ломбардов и др.).
В городе появились новые автомойки самообслуживания, которые привлекают красочным оформлением объектов и низкими ценами.
Также на территории городского округа Саранск растет количество объектов торговли, в которых можно приобрести одежду для всей семьи и товары для дома по низким ценам, такие как "Метро", "Гараж", "МегаХенд", "Сток".
Управлением потребительского рынка и предпринимательства еженедельно проводится мониторинг цен на социально значимые группы продовольственных товаров в магазинах федеральных сетей: "Магнит", "Евроспар", "Перекресток", магазинах местных торговых сетей: "Эверест", "СемьЯ", "Любимый", ОАО "Центральный рынок г. Саранска", ярмарок выходного дня.
При проведении мониторинга определяется минимальная и максимальная розничная цена на 40 основных видов продовольственных товаров, а также факт наличия этих товаров в продаже. Еженедельные результаты проведенного мониторинга с указанием динамики цен направляются в Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия, Государственное Собрание Республики Мордовия, Главе городского округа Саранск.
Большое значения для экономического роста в целом имеет работа по выявлению неформальной занятости в хозяйствующих субъектах муниципального образования. Значительная по масштабам занятость в неформальном секторе порождает ряд социальных и экономических проблем. Доходы от деятельности здесь не облагаются налогами, поэтому бюджеты и социальные фонды лишаются значительных средств. Трудовые права работающих в этом секторе граждан никак не защищены законом. Занятые здесь оказываются в очень уязвимом и незащищенном положении, лишенные многих трудовых прав и всех социальных льгот. Чем значительнее масштабы этого сектора, тем сильнее могут проявляться его негативные последствия.
В целях сокращения неформальной занятости Постановлением Администрации городского округа Саранск N 1523 от 22.05.2017 утверждено создание комиссии по сокращению неформальной занятости в хозяйствующих субъектах, действующих на территории городского округа Саранск.
Администрацией городского округа Саранск при взаимодействии с Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия, ГУ "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республике Мордовия", Фондом социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия ведется работа по выявлению фактов неформальной занятости.
Несмотря на динамичное развитие рынка услуг, многие проблемы остаются весьма актуальными.
Обеспечение ценовой доступности товаров и услуг для всех социальных групп населения является одной из главных социальных задач развития потребительского рынка городского округа в среднесрочной перспективе.
Структура потребительского рынка должна отвечать сложившейся структуре расходов и обеспечивать малообеспеченному населению возможность приобретать необходимый для нормальной жизнедеятельности набор товаров и услуг.
Требует решения задача повышения качества и безопасности потребительских товаров и услуг.
Актуальной остается проблема несанкционированного оказания услуг торговли, питания и бытового обслуживания населения. Указанная деятельность осуществляется гражданами, не зарегистрированными в налоговых органах, вне помещений, часто под открытым небом на приспособленном оборудовании, что создает нездоровую конкуренцию для предпринимателей.
Вопрос обеспечения доступности предприятий потребительского рынка и услуг для лиц с ограниченными возможностями в городском округе также сохраняет актуальность.
Также остается проблема обеспечения больных диетическим питанием в предприятиях розничной торговли, отделы по реализации продуктов диетического питания представлены слабо либо вообще отсутствуют.
3.4. Развитие конкуренции на территории городского округа Саранск
Конкурентные преимущества городского округа Саранск
Ключевыми элементами конкурентного потенциала городского округа Саранск, которые необходимо использовать в средней и долгосрочной перспективе, выступают:
1. Выгодное геополитическое положение - территориальная близость к городу федерального значения Москве и городскому округу Нижний Новгород.
2. Благоприятное транспортно-географическое положение, город находится на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей общероссийского значения.
3. Стабильный производственный потенциал (в том числе наличие свободных промышленных площадок). Наличие действующих крупных предприятий промышленности.
4. Наличие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Создание и развитие элементов инновационной инфраструктуры посредством АУ "Технопарк-Мордовия".
5. Развивающийся потребительский рынок.
6. Развитая база для подготовки кадров высокой квалификации, в том числе высококвалифицированных рабочих.
Таким образом, город обеспечен ресурсами, позволяющими ему сформировать диверсифицированную экономику, где наряду с традиционными связанными индустриальными отраслями, перешедшими на выпуск конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости, активно развиваются высокотехнологичные и сервисные отрасли, сфера услуг, малый и средний бизнес.
В целях эффективного взаимодействия Уполномоченного органа по содействию развитию конкуренции в Республике Мордовия - Министерства экономики Республики Мордовия и органов местного самоуправления Администрацией городского округа Саранск 05 февраля 2016 года было подписано Соглашение о присоединении к Меморандуму о внедрении Стандарта развития конкуренции и развитии конкурентной среды в условиях действия Стандарта в Республике Мордовия, утвержденное протокольным решением Координационного совета по развитию конкуренции в Республике Мордовия от 15 декабря 2015 года N 1/кс.
Для реализации мероприятий, предусмотренных Стандартом развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, создания условий для развития конкуренции на рынках товаров, работ и услуг постановлением Администрации городского округа Саранск от 23 января 2017 года N 105 создана рабочая группа по развитию конкуренции в городском округе Саранск.
Ежегодно в Администрации городского округа Саранск проводятся обучающие мероприятия для сотрудников Администрации городского округа Саранск по курсу "Содействие развитию конкуренции в Республике Мордовия".
В обучающих мероприятиях принимают участие сотрудники Администрации городского округа Саранск соответствующих направлений деятельности. Учебно-методические материалы для обучающих мероприятий включают положения действующего законодательства Российской Федерации по вопросам развития конкуренции, рекомендации Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия.
В целях повышения уровня информированности субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров, работ и услуг о состоянии конкурентной среды, повышения уровня открытости и прозрачности информации о деятельности Администрации городского округа Саранск по содействию развития конкуренции на официальном сайте Администрации городского округа Саранск создан раздел "Инвестиции и развитие конкуренции", где содержится в полном объеме и в актуальной редакции информация по вопросам развития конкуренции.
Ежегодно в Администрации городского округа Саранск актуализируется План мероприятий ("дорожная карта") Администрации городского округа Саранск по содействию развитию конкуренции в Республике Мордовия. План включает в себя комплекс мероприятий, направленных на развитие конкурентной среды, в том числе на социально-значимых и приоритетных рынках, систему показателей и их целевые значения в анализируемом и плановом периодах, достижение которых было запланировано как результат выполнения мероприятий.
По каждому запланированному к проведению мероприятию определяются ответственные исполнители в лице структурных подразделений Администрации городского округа Саранск и результат (в количественном или качественном выражении), получение которого свидетельствует о выполнении или невыполнении мероприятия (Постановление Администрации городского округа Саранск от 08 мая 2020 года N 701 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") Администрации городского округа Саранск по содействию развитию конкуренции в Республике Мордовия на 2020 - 2022 годы").
Отчеты о выполнении План мероприятий ("дорожная карта") Администрации городского округа Саранск по содействию развитию конкуренции в Республике Мордовия формируются ежеквартально и размещаются на официальном сайте Администрации городского округа Саранск.
В соответствии со Стандартом развития конкуренции в рамках проведения мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг городского округа Саранск Администрацией городского округа Саранск ежегодно проводится опрос мнения потребителей товаров, работ и услуг на рынках городского округа Саранск. Также в соответствии с Планом мероприятий ("дорожной картой") по содействию развитию конкуренции в городском округе Саранск проводится мониторинг деятельности хозяйствующих субъектов, доля участия городского округа Саранск в которых составляет 50 и более процентов.
В целях обеспечения соответствия деятельности Администрации городского округа Саранск требованиям антимонопольного законодательства, а также профилактики нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности Администрации городского округа Саранск Постановлением Администрации городского округа Саранск от 22 апреля 2019 года N 766 в Администрации городского округа Саранск организована система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс).
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 29 сентября 2020 года N 1465 утверждена карта комплаенс-рисков Администрации городского округа Саранск.
В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства ежегодно разрабатывается План мероприятий ("дорожная карта" Администрации городского округа Саранск по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Ежегодно проводится оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного законодательства. Информация о достижении ключевых показателей функционирования в Администрации городского округа Саранск антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе, который утверждается Коллегиальным органом и размещается на официальном сайте Администрации городского округа Саранск.
3.5. Стратегическое планирование
Стратегическое планирование - деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития муниципального образования, отраслей экономики и сфер муниципального управления, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития муниципального образования.
Система стратегического планирования - механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников стратегического планирования на основе принципов стратегического планирования при осуществлении разработки и реализации документов стратегического планирования, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования относятся:
1) определение долгосрочных целей и задач муниципального управления и социально-экономического развития муниципальных образований, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
2) разработка, рассмотрение, утверждение (одобрение) и реализация документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления;
3) мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) органами местного самоуправления;
4) иные полномочия в сфере стратегического планирования, определенные федеральными законами и муниципальными нормативными правовыми актами.
К документам стратегического планирования, разрабатываемым в Администрации городского округа Саранск, относятся:
1) стратегия социально-экономического развития городского округа Саранск до 2025 года, утвержденная Постановлением Администрации городского округа Саранск от 30 апреля 2013 года N 1096 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития городского округа Саранск до 2025 года и программы социально - экономического развития городского округа Саранск на период 2013 - 2018 годов";
2) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития городского округа Саранск до 2025 года, утвержденный Постановлением Администрации городского округа Саранск от 29 октября 2018 года N 2469 "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития городского округа Саранск до 2025";
3) прогноз социально-экономического развития городского округа Саранск на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденный Постановлением Администрации городского округа Саранск N 1782 от 16 ноября 2020 года;
4) муниципальные программы городского округа Саранск. Постановлением Администрации городского округа Саранск N 1647 от 26 октября 2020 года утвержден перечень муниципальных программ городского округа Саранск, планируемых к реализации в 2021 году и плановом периоде 2022 и 2023 годов.
В соответствии с требованиями к порядку разработки, утверждения (одобрения) и содержанию документов стратегического планирования, установленными Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", последовательность и порядок разработки документов стратегического планирования в Администрации городского округа Саранск определены в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами:
- постановление Администрации городского округа Саранск от 18 января 2017 года N 80 "Об утверждении Порядка разработки и реализации муниципальных программ городского округа Саранск и Методики оценки эффективности реализации муниципальных программ городского округа Саранск";
- постановление Администрации городского округа Саранск от 31 декабря 2015 года N 3919 "Об утверждении Порядка разработки прогноза социально-экономического развития городского округа Саранск на среднесрочный период".
Информация о функционировании в Администрации городского округа Саранск системы стратегического планирования, документы стратегического планирования на постоянной основе размещаются и актуализируются на официальном сайте Администрации городского округа Саранск в разделе "Социально-экономическое развитие".
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы запланировано за счет внебюджетных источников в объеме 7949343 тыс. руб. (приложение 3), в т.ч. по годам:
- 2021 год - 1325343 тыс. руб.;
- 2022 год - 5805000 тыс. руб.;
- 2023 год - 787000 тыс. руб.;
- 2024 год - 32000 тыс. руб.;
- 2025 год - не предусмотрено.
Объем финансирования носит прогнозный характер и в ходе реализации Программы подлежит ежегодной корректировке.
5. Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы
При реализации Программы существуют внутренние и внешние риски, которые способны повлиять на ход выполнения программных мероприятий и могут привести к недостижению целевых значений показателей и ожидаемых результатов реализации программы.
К внутренним рискам относится несоблюдение сроков реализации мероприятий программы.
К внешним рискам относятся:
- риски, связанные с ухудшением состояния экономики, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей;
- существенное превышение прогнозируемого уровня инфляции, неустойчивый курс рубля, падение роста производства, снижение темпов роста доходов населения;
- финансовые риски, связанные с сокращением уровня бюджетного финансирования, а также с сокращением уровня финансирования из внебюджетных источников.
Минимизировать возможные отклонения в выполнении программных мероприятий и исключить негативные последствия позволит осуществление систематического мониторинга Программы и подготовка ежегодного отчета о ходе реализации Программы, в который будут включаться при необходимости предложения о ее корректировке.
Раздел 6 изменен с 30 апреля 2021 г. - Постановление Администрации городского округа Саранск от 30 апреля 2021 г. N 701
6. Механизм реализации Программы
В целях осуществления контроля за реализацией Программы и предупреждения возникновения проблем в ходе ее реализации ответственным разработчиком, ответственным исполнителем Программы на постоянной основе осуществляется мониторинг реализации Программы.
Ответственным исполнителем и разработчиком Программы является Управление экономики Администрации городского округа Саранск.
Управление экономики выполняет следующие функции:
- осуществляет координацию деятельности по выполнению программных мероприятий, содействует разрешению спорных или конфликтных ситуаций;
- организует непосредственный контроль за ходом реализации программы на территории городского округа Саранск;
- обеспечивает своевременную подготовку отчетов о ходе реализации Программы, предложений по корректировке Программы.
- осуществляет постоянный мониторинг и контроль достижения целевых индикаторов и показателей Программ, а также конечных результатов ее реализации;
- формирует годовой отчет о реализации Программы вместе с ежегодной оценкой эффективности реализации Программы.
Механизм реализации Программы предполагает выполнение мероприятий программы, которые в зависимости от меняющихся условий социально-экономического развития городского округа Саранск могут быть скорректированы для более эффективного решения поставленных задач.
Внесение изменений в Программу производится по результатам ежегодного анализа хода ее реализации.
7. Методика оценки эффективности реализации Программы
Оценка эффективности выполнения Программы проводится с целью получения информации о результатах выполнения мероприятий и решения задач Программы. Результаты оценки эффективности используются для корректировки мероприятий Программы и показателей реализации Программы.
Оценка эффективности реализации Программы проводится исходя из степени достижения целевых показателей (индикаторов) не реже чем 1 раз в год.
Степень достижения запланированных результатов предполагается измерять на основании сопоставления фактически достигнутых значений индикаторов Программы с их плановыми значениями. Сопоставление значений индикаторов Программы производится по годам по каждому расчетному и базовому показателям.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется по следующим направлениям:
1) определение степени реализации мероприятий Программы (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации), которая рассчитывается как отношение количества мероприятий, выполненных в полном объеме за отчетный период к запланированному количеству мероприятий по следующей формуле:
СРМ = МВ / М,
где СРМ - степень реализации основных мероприятий в отчетном году;
МВ - количество мероприятий, выполненных в полном объеме, из мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;
М - общее количество мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году.
2) определение степени соответствия запланированному уровню затрат. Определяется путем сопоставления плановых и фактических объемов финансирования Программы по формуле:
ССУЗ = ФФ / ФП,
где ССУЗ - уровень финансирования реализации Программы;
ФФ - фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию Программы;
ФП - плановый объем финансовых ресурсов на соответствующий отчетный период.
3) определение оценки эффективности использования средств, направленных на реализацию Программы, за отчетный период, по формуле:
ЭС = СРМ / ССУЗ,
где ЭС - оценка эффективности использования средств, направленных на реализацию Программы;
СРМ - степень реализации мероприятий Программы;
ССУЗ - уровень финансирования реализации Программы.
4) оценка степени достижения целей и решения задач Программы определяется по формуле:
СДЦ = (СДП1 + СДП2 + СДПn) / n,
где СДЦ - степень достижения целей (решения задач);
СДП - степень достижения n-го целевого показателя (индикатора) Программы;
n - количество показателей (индикаторов) Программы.
Степень достижения показателя (индикатора) Программы (СДЦ) определяется путем сопоставления фактически достигнутых значений целевых показателей (индикаторов) Программы и их плановых значений рассчитывается по формуле:
СДП = ЗФ / ЗП,
где ЗФ - фактическое значение показателя (индикатора) Программы;
ЗП - плановое значение показателя (индикатора) Программы.
5) определение общей оценки эффективности реализации Программы (ЭРП) рассчитывается по следующей формуле:
ЭГП = СДЦ x ЭС,
где ЭГП - эффективность реализации Программы;
СДЦ - степень достижения целей (решения задач);
ЭС - оценка эффективности использования средств, направленных на реализацию Программы.
Вывод об эффективности (неэффективности) реализации Программы определяется на основании следующих критериев (табл. 7)
Таблица 7
Критерии определения эффективности (неэффективности) реализации Программы
Вывод об эффективности реализации Программы |
Критерий оценки эффективности ЭГП |
Неэффективная |
менее 0,5 |
Уровень эффективности удовлетворительный |
0,5 - 0,79 |
Эффективная |
0,8 - 1 |
Высокоэффективная |
более 1 |
Программа имеет открытый характер, позволяющий в процессе ее реализации в соответствии с действующими процедурами вносить дополнительные разделы и мероприятия по направлениям, отражающим вновь выявленные проблемы и приоритеты социально-экономического развития городского округа Саранск.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.