Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минкультуры России
от 31 декабря 2020 г. N 1788
"Приложение
к приказу Минкультуры России
от 01.07.2019 N 880
Концепция создания и функционирования центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры
1. Общие положения
Концепция создания и функционирования Центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры разработана в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", паспортом национального проекта "Культура".
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" перед отраслью культуры поставлены в том числе цели укрепления российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации и подготовки кадров для организаций культуры.
Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р предусматривается совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере культуры.
В статье 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обозначено право педагогического работника на дополнительное профессиональное образование. Права и обязанности по получению дополнительного образования иными категориями работников отрасли культуры не отмечены в законодательных и нормативных правовых актах, что создает ряд ключевых проблем в отрасли, среди которых, в частности, недостаточный уровень квалификации ныне работающих специалистов, не позволяющий в полной мере обеспечить эффективность дальнейшего развития всей отрасли и затрудняющий достижение в ней прорывных результатов, а также невозможность получения работающими в отрасли профессионалами новых знаний и компетенций, необходимых для успешного функционирования отрасли в условиях новых глобальных вызовов, технологических инноваций, актуальных тенденций в развитии искусства, запросов общества и государства.
На решение указанных проблем направлен федеральный проект "Творческие люди" национального проекта "Культура", включающий создание национальной системы профессионального роста работников отрасли культуры, основанной на принципе непрерывности образования, повышения квалификации и совершенствования профессионального мастерства.
Для создания системы непрерывного отраслевого образования в сфере культуры используется мощный потенциал образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных учреждений и библиотек, подведомственных Минкультуры России (далее - образовательные организации и библиотеки), являющихся уникальными учреждениями, успешно осуществляющими образовательную, творческую, исследовательскую, научную, методическую, управленческую, экспертно-консультационную и иную деятельность, способствующую подготовке высокопрофессиональных кадров для отрасли, на базе которых создаются Центры непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры (далее - Центры). Создание Центров призвано обеспечить системную работу по непрерывному совершенствованию профессионального мастерства в любом возрасте, приобретению инновационных, практико-ориентированных компетенций для успешной профессиональной деятельности работников сферы культуры и искусств.
Дополнительные профессиональные программы, разрабатываемые и реализуемые Центрами с привлечением ведущих специалистов отрасли, выдающихся деятелей культуры и искусства, нацелены на сохранение и транслирование традиционного опыта и результатов творческой деятельности, актуализацию этого опыта с учетом современных потребностей отрасли, общества и государства, эффективное его применение в современном социокультурном пространстве.
Деятельность Центров предполагает внедрение технологий активного очного, очно-заочного и дистанционного обучения. Создание Центров обеспечивается модернизацией материально-технической базы и приведением ее в соответствие с современными требованиями к осуществлению образовательного процесса по дополнительным профессиональным программам.
2. Нормативная основа создания и функционирования Центров
В основу создания и функционирования Центров легли следующие документы:
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р;
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом Российской Федерации 03.04.2012 N Пр-827;
Паспорт национального проекта "Культура";
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 N 499;
Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 N 816;
Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме, (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.04.2015 N ВК-1013/06).
Иные нормативные правовые акты, концептуальные и стратегические документы Российской Федерации, определяющие приоритетные направления развития отраслей экономики и социальной сферы.
3. Цели и задачи создания и функционирования Центров
Целями создания и функционирования Центров являются:
создание общенациональной системы профессионального роста работников отрасли культуры, основанной на принципе непрерывности образования, повышения квалификации и совершенствования профессионального мастерства;
формирование новой генерации творческих, педагогических и управленческих кадров для отрасли культуры, обладающих новыми знаниями и профессиональными компетенциями, владеющих современными интерактивными и проектными методиками работы, информационными и коммуникационными технологиями, готовых к решению актуальных практических и творческих задач, обеспечивающих сохранение конкурентоспособности отечественной культуры и искусства в мире.
Для реализации указанных целей требуется решение следующих задач:
создание инфраструктуры Центров (модернизация материальной базы образовательных организаций и библиотек), отвечающей современным требованиям к организации образовательного и творческого процесса, обеспечивающего подготовку высокопрофессиональных кадров для отрасли культуры;
разработка инновационных образовательных программ повышения квалификации с привлечением выдающихся деятелей культуры и искусств, основанных на консолидации лучших традиций и актуальных достижений отечественной системы художественного образования и мирового опыта подготовки творческих, педагогических и управленческих кадров, с использованием современных образовательных методик и технологий, обеспечивающих приобретение специалистами отрасли культуры новых знаний и профессиональных компетенций, отвечающих ключевым направлениям развития искусства и культуры;
апробация и внедрение дистанционных образовательных технологий, обеспечивающих доступность системы непрерывного профессионального роста для работников учреждений культуры и искусства на всей территории Российской Федерации;
интеграция образовательного, творческого и исследовательского потенциала образовательных организаций, а также учреждений культуры (музеев, театров, концертных организаций, образовательных организаций сферы культуры и искусств, библиотек, домов культуры и др.) в целях развития сетевого взаимодействия и обеспечения качественной подготовки специалистов, востребованных на рынке труда.
4. Образовательные организации и библиотеки, на базе которых создаются Центры
Центры непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры создаются и функционируют на базе следующих образовательных организаций и библиотек, подведомственных Минкультуры России:
с 2019 года:
Российская академия музыки имени Гнесиных,
Российский институт театрального искусства - ГИТИС,
Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова,
Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой,
Санкт-Петербургский государственный институт культуры,
Краснодарский государственный институт культуры,
Дальневосточный государственный институт искусств;
с 2020 года:
Московский государственный институт культуры,
Московская государственная академия хореографии,
Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова,
Кемеровский государственный институт культуры;
с 2021 года:
Казанский государственный институт культуры,
Пермский государственный институт культуры,
Челябинский государственный институт культуры,
Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского,
Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского,
Академия хорового искусства имени В.С. Попова,
Российская государственная библиотека.
Программы дополнительного профессионального образования, реализуемые Центрами, разрабатываются с учетом специфики конкретной образовательной организации и библиотеки с учетом направленности реализуемых дополнительных профессиональных программ, сложившихся традиций подготовки высококвалифицированных кадров и накопленного опыта образовательной, творческой, просветительской, научной деятельности, кадрового потенциала и материальной базы.
Количество часов по каждой реализуемой Центрами в рамках национального проекта "Культура" программе дополнительного профессионального образования, согласовывается с Департаментом науки и образования Минкультуры России.
Обучение работников учреждений и организаций, подведомственных Минкультуры России, осуществляется в рамках установленных показателей субъектов Российской Федерации, на территории которых они расположены.
5. Планируемые результаты функционирования Центров
Реализация настоящей Концепции предполагает достижение к 2030 году следующих результатов функционирования Центров:
1. На базе образовательных организаций и библиотек, подведомственных Минкультуры России, создана и функционирует общенациональная система профессионального роста работников отрасли культуры, обеспечивающая их непрерывное образование, повышение квалификации и постоянное совершенствование профессионального мастерства.
2. Материальная база Центров позволяет реализовывать инновационные дополнительные профессиональные программы с привлечением выдающихся деятелей культуры и искусств, основанные на внедрении современных образовательных технологий и методик, систем дистанционного обучения, обеспечивающих доступность указанных образовательных программ для работников отрасли культуры всех регионов Российской Федерации.
3. В период с 2019 по 2030 гг. на базе созданных Центров повышена квалификация 440 тысяч творческих и управленческих кадров в сфере культуры: работников муниципальных, региональных и федеральных учреждений отрасли культуры (библиотек, музеев, театров, образовательных организаций, культурно-досуговых учреждений, концертных организаций, самостоятельных коллективов, парков культуры и отдыха (городских садов), зоопарков, цирков), а также муниципальных и государственных служащих органов муниципальной и государственной власти в сфере культуры, участников специальных программ, проводимых Минкультуры России.
4. Творческими, педагогическими, управленческими кадрами приобретены актуальные знания и новые профессиональные навыки компетенции, отвечающие ключевым направлениям развития искусства и культуры, обеспечивающие их конкурентоспособность на рынке труда, а также способствующие достижению прорывных качественных результатов, обозначенных в национальном проекте "Культура".
5. Апробирована и внедрена модель сетевого взаимодействия между образовательными организациями и учреждениями культуры, направленная на консолидацию имеющихся ресурсов для повышения качества подготовки и непрерывного совершенствования профессионального мастерства кадров, обеспечивающая сохранение ведущих позиций отечественной культуры в мире.
6. Сформирована система конструктивного взаимодействия между образовательными организациями и библиотеками, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области культуры в части восполнения кадрового потенциала отрасли."
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства культуры РФ от 31 декабря 2020 г. N 1788 "О внесении изменений в приложение к приказу Минкультуры... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.