Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Росавиации
от 31 декабря 2020 г. N 1905-П
Обстоятельства авиационных происшествий с единичным экземпляром воздушного судна самолетом Z-142 RA-2397G и самолетом Ан-2 RA-40851
10 июля 2018 г. выполнялся полет с пассажиром на борту единичного экземпляра воздушного судна (далее - ЕЭВС) самолета Z-142 RA-2397G.
По результатам проведенного анализа видеозаписей средств видеофиксации (камеры наружного наблюдения) посадочной площадки и расшифровки данных портативного GPS-приемника, находившегося на борту самолета, комиссия Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия (далее - комиссия по расследованию) установила, что полет самолета в районе посадочной площадки выполнялся на предельно малых высотах с выполнением фигур пилотажа. После второго пролета над взлетно-посадочной полосой на высоте около 10 м и скорости около 230 км/ч, командир воздушного судна (далее - КВС) приступил к набору высоты с углом тангажа около 20°, а при достижении высоты около 80 м и скорости около 165 км/ч - выполнению разворота влево на 150° с креном более 80°, что являлось нарушением эксплуатационных ограничений, установленных Руководством по летной эксплуатации ЕЭВС самолета Z-142 RA-2397G (превышение крена более 50° не допускается). Дальнейший перевод самолета на снижение привел не к увеличению скорости полета, а к выходу самолета на закритические значения угла атаки и режим сваливания с увеличением вертикальной скорости снижения до 15 м/с. Из-за малого запаса высоты КВС не смог вывести самолет в горизонтальное положение, в результате чего произошло столкновение самолета с земной поверхностью с последующим капотированием. В результате авиационного происшествия (авария) КВС и пассажир получили различные телесные повреждения, самолет частично разрушен.
Комиссией по расследованию установлено, что при выполнении опасного маневрирования звуковая сигнализация предупреждения о приближении к скорости сваливания ЕЭВС самолета Z-142 RA-2397G не сработала в результате возникновения значительной вертикальной перегрузки.
По заключению комиссии по расследованию:
"Наиболее вероятно, причиной авиационного происшествия с ЕЭВС самолетом Z-142 RA-2397G явились ошибочные управляющие действия КВС при выполнении интенсивного маневрирования на малой высоте с углами крена, значительно превышающими установленные РЛЭ значения (50°), что привело к потере управления самолетом в полете. Наиболее вероятно, потеря управления произошла при создании значительной вертикальной перегрузки из-за выхода на закритические углы атаки и режим сваливания, что привело к столкновению ВС с земной поверхностью.".
13 июля 2020 г. на самолете Ан-2 RA-40851 выполнялись авиационно-химические работы (далее- АХР) в районе населенного пункта Кистенево (Большеболдинский район, Нижегородская область). Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия (далее - комиссия по расследованию) установлено, что на борту самолета находились КВС и лицо, имевшее действующее свидетельство специалиста гражданской авиации по техническому обслуживанию ВС с квалификационной отметкой "B1.2 Ан-2 (АШ-62-ИР)" и свидетельство пилота государственной авиации с истекшим сроком действия.
Северо-западная сторона обрабатываемого поля ограничена деревьями высотой около 15 м и размещением линии электропередачи (далее - ЛЭП) с высотой опор 9 м. Первые два гона с западного направления КВС выполнил в сумерках с пролетом видимых препятствий в наборе высоты. Выполнение третьего гона совпало с восходом солнца, которое, наиболее вероятно, ослепило КВС, в результате чего и произошло столкновение самолета правой частью крыльев с железобетонной опорой ЛЭП. После столкновения с препятствием, произошло столкновение самолета с земной поверхностью с опережением на носовую часть и последующим круговым вращением и возгоранием. В результате авиационного происшествия (катастрофа) КВС и лицо, находившееся на месте второго пилота, погибли, самолет уничтожен огнем пожара.
Комиссией по расследованию установлено, что срок действия сертификата летной годности самолета Ан-2 RA-40851 истек 09 июня 2014 г. и далее не продлевался. План полета в целях уведомления органов ОВД (управления полетами) при использовании воздушного пространства класса G не представлялся. В нарушение главы 2 Руководства по летной эксплуатации самолета Ан-2 полет на выполнение АХР выполнялся неполным составом экипажа. По результатам проведенной судебно-медицинской экспертизы установлено, что техник самолета, занимавший место второго пилота, находился в состоянии легкого алкогольного опьянения. АХР выполнялись с нарушением требований пункта 7.11 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. N 128, в части запрета на выполнение обработки полей, если высота солнца над горизонтом менее 15°, а курсовой угол солнца менее 30°.
По заключению комиссии по расследованию:
"Причиной АП с самолетом Ан-2 RA-40851 явилось столкновение ВС с железобетонной опорой и проводами ЛЭП в управляемом полете при выполнении АХР на предельно малой высоте (в процессе гона).
Способствующими факторами АП, наиболее вероятно, явились:
- выполнение обработки поля при высоте солнца над горизонтом менее 15° и курсовом угле солнца менее 30°;
- недостаточная осмотрительность КВС при выполнении полета по ПВП на АХР;
- неучет КВС наличия искусственных препятствий в районе полета;
- отсутствие маркировки проводов ЛЭП.".
Подробная информация о результатах расследования авиационных происшествий с ЕЭВС самолетом Z-142 RA-2397G и самолетом Ан-2 RA-40851 приведена в Окончательных отчетах, размещенных на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 31 декабря 2020 г. N 1905-П "О реализации мероприятий по результатам... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.