Предварительный национальный стандарт ПНСТ 443-2020 (ИСО 37155-1:2020)
"Информационные технологии. Умный город. Общие положения по интеграции и функционированию инфраструктур умного города"
(утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 августа 2020 г. N 52-пнст)
Information technology. Smart city. Framework for integration and operation of smart city infrastructures
Срок действия - с 1 января 2021 г.
до 1 января 2024 г.
Курсив в тексте не приводится
Предисловие
1 Подготовлен Акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (АО "ВНИИС") и Акционерным обществом "Российская венчурная компания" (АО "РВК") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 194 "Кибер-физические системы"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 августа 2020 г. N 52-пнст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 37155-1:2020 "Общие положения по интеграции и функционированию инфраструктур умного сообщества. Часть 1. Рекомендации по рассмотрению потенциальных возможностей и проблем, возникающих в результате взаимодействия этих инфраструктур на протяжении всего жизненного цикла" (ISO 37155-1:2020 "Framework for integration and operation of smart community infrastructures - Part 1: Recommendations for considering opportunities and challenges from interactions in smart community infrastructures from relevant aspects through the life cycle", MOD) путем изменения отдельных фраз (слов, значений показателей, ссылок), включения структурных элементов, которые выделены в тексте курсивом. Внесение указанных технических отклонений направлено на учет потребностей национальной экономики Российской Федерации.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).
Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой указанного международного стандарта приведено в дополнительном приложении ДА
5 Некоторые элементы настоящего стандарта могут быть объектами патентных прав. Международная организация по стандартизации (ИСО) не несет ответственности за установление подлинности каких-либо или всех таких патентных прав
Введение
Концепция "умного города" является важным инструментом для решения существующих городских проблем путем интеграции различных инфраструктур города рациональным и эффективным образом. Помимо интеграции инфраструктур необходимо учитывать, что умный город включает различные заинтересованные стороны и что каждая инфраструктура умного города имеет расширенный жизненный цикл (см. рисунок 1).
Для эффективной интеграции инфраструктур должна быть обеспечена согласованность между инфраструктурами различных видов, что представляет сложную задачу с учетом того, что в каждой инфраструктуре проводилась компоновка собственных решений.
Для обеспечения согласованности инфраструктур умного города должны быть определены и упорядочены функции каждой инфраструктуры с учетом потребностей умного города, а также учтены точки зрения различных заинтересованных сторон и жизненный цикл инфраструктур.
Для решения указанных проблем и интеграции функционирующих инфраструктур рекомендуется включать в процессы разработки и эксплуатации инфраструктуры общую схему согласно ПНСТ 445-2020 (ISO/TR 37152:2016) Информационные технологии. Умный город. Общая схема развития и функционирования (см. рисунок 2):
- элемент А: распределение спецификации по каждому компоненту и валидация процедур распределения;
- элемент В: требования к управлению взаимодействиями и принятию необходимых мер на этапе планирования и эксплуатации;
- элемент С: содействие обмену информацией и коммуникации между заинтересованными сторонами.
Применение заинтересованными сторонами общей схемы развития имеет преимущества для участников (см. раздел 5).
В настоящем стандарте содержатся руководящие принципы реализации элемента В, включающие требования к управлению взаимодействиями и принятию необходимых мер на этапе планирования и эксплуатации.
Примечание - Представленные инфраструктуры, заинтересованные стороны и этапы жизненного цикла являются примерами. Например, в схему может быть добавлена другая инфраструктура, такая как городская сельскохозяйственная система.
Рисунок 1 - Характеристики инфраструктуры умного города
Рисунок 2 - Три элемента схемы
1 Область применения
Настоящий стандарт определяет схему (набор процессов и методологий) взаимодействий инфраструктур умного города, в том числе взаимодействия между несколькими инфраструктурами, между инфраструктурами и заинтересованными сторонами, а также между инфраструктурами и внешней средой, для обеспечения определения и управления этими взаимодействиями.
Область применения настоящего стандарта не перекрывается с какой-либо существующей работой или результатами, которые разработаны или разрабатываются существующими техническими комитетами для решения проблем на уровне отдельных инфраструктур.
Примечание - Настоящий стандарт определяет сценарий управления, а не систему управления, т.е. определяет процессы, которым организация должна следовать для достижения целей настоящего стандарта.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ПНСТ 445-2020 (ISO/TR 37152:2016) Информационные технологии. Умный город. Общая схема развития и функционирования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующим определениями:
3.1
риск (risk): Влияние неопределенности на цели.
Примечания 1 Влияние - это отклонение от того, что ожидается (положительное и/или отрицательное). 2 Цели могут иметь различные аспекты (например, финансовые и экологические цели и цели в отношении здоровья и безопасности) и могут применяться на различных уровнях (стратегических, в масштабах организации, проекта, продукта или процесса). 3 Риск часто характеризуется ссылкой на потенциально возможные события и последствия или их комбинации. 4 Риск часто выражают в виде комбинации последствий событий (включая изменения в обстоятельствах) и связанной с этим вероятности или возможности наступления. 5 Неопределенность - это состояние, заключающееся в недостаточности, даже частичной, информации, понимания или знания относительно события, его последствий или его возможности.
[Адаптировано из ГОСТ Р ИСО 31000-2010, пункт 3.1] |
3.2
верификация (verification): Подтверждение, посредством представления объективных свидетельств, того, что установленные требования были выполнены.
Примечания 1 Объективное свидетельство, необходимое для верификации, может быть результатом контроля или других форм определения, таких как осуществление альтернативных расчетов или анализ документов. 2 Деятельность, выполняемая при верификации, иногда называется квалификационным процессом. 3 Термин "верифицирован" используют для обозначения соответствующего статуса.
[ГОСТ Р ИСО 9000-2010, статья 3.8.12] |
3.3
валидация (validation): Подтверждение, посредством представления объективных свидетельств, того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены.
Примечания 1 Объективное свидетельство, необходимое для валидации, является результатом испытания или других форм определения, таких как осуществление альтернативных расчетов или анализ документов. 2 Термин "валидирован" используют для обозначения соответствующего статуса. 3 Условия, применяемые при валидации, могут быть реальными или смоделированными.
[ГОСТ Р ИСО 9000-2010, статья 3.8.13] |
3.4 разработчик (developer): Организация, которая отвечает за развитие и функционирование умного города путем организации инфраструктуры умного города (3.13) полностью или частично.
Примечания
1 Разработчик может поручить операторам (3.6) эксплуатировать и поддерживать инфраструктуры умных городов (3.13).
2 Роли в 3.4, 3.5, 3.6, 3.10, 3.11 и 3.12 могут выполняться одной организацией.
Пример - Частный разработчик, муниципалитет.
3.5 владелец инфраструктуры (infrastructure owner): Организация, владеющая инфраструктурой города, который является или может стать умным.
Примечания
1 Владелец инфраструктуры может поручить операторам (3.6) эксплуатировать и поддерживать инфраструктуру умного города (3.13).
2 Роли в 3.4, 3.5, 3.6, 3.10, 3.11 и 3.12 могут выполняться одной организацией.
Пример - Владелец железнодорожных путей, владелец канализационных линий, муниципалитет.
3.6 оператор (operator): Организация, ответственная за эксплуатацию и поддержание инфраструктуры города, который является или может стать умным.
Примечания
1 Оператор может поручить поставщикам услуг (3.7) предоставить часть или всю инфраструктуру(ы) умного города (3.13).
2 Роли в 3.4, 3.5, 3.6, 3.10, 3.11 и 3.12 могут выполняться одной организацией.
3 Поставщик услуг является частью оператора. Оператор включает в себя поставщиков услуг.
Пример - Оператор железной дороги, энергетическая компания.
3.7 поставщик услуг (service provider): Организация, ответственная за обеспечение части или всей инфраструктуры умного города (3.13).
Пример - Системный интегратор, поставщик компонентов, разработчик ИКТ.
3.8 консультант (consultant): Организация, которая на основе своего опыта оказывает консультационные услуги или проектирует решения с целью содействия разработчикам (3.4), владельцам инфраструктуры (3.5), операторам (3.6), поставщикам услуг (3.7), органам исполнительной власти (3.9) или инвесторам (3.11) в разработке, эксплуатации и обслуживании инфраструктуры умного города (3.13).
Пример - Строительная фирма, градостроительная фирма.
3.9 органы исполнительной власти (community authority): Организация, которая разрабатывает и поддерживает правила обеспечения безопасности, качества и других важных характеристик инфраструктуры умного города (3.13).
Пример - Правительственное учреждение.
3.10 регулятор (regulator): Учреждение или организация, которая контролирует конкретные эксплуатирующие организации в рамках нормативных документов.
Примечание - Роли в 3.4, 3.5, 3.6, 3.10, 3.11 и 3.12 могут выполняться одной организацией.
Пример - Правительственное учреждение.
3.11 инвестор (investor): Организация, инвестирующая в развитие инфраструктуры умного города (3.13).
Примечание - Роли в 3.4, 3.5, 3.6, 3.10, 3.11 и 3.12 могут выполняться одной организацией.
Пример - Банк развития, коммерческий банк.
3.12 кредитор (lender): Организация, предоставляющая кредиты разработчикам (3.4), владельцам инфраструктуры (3.5) и операторам (3.6) инфраструктуры умного города (3.13).
Примечание - Роли в 3.4, 3.5, 3.6, 3.10, 3.11 и 3.12 могут выполняться одной организацией.
Пример - Банк развития, коммерческий банк.
3.13 инфраструктура умного города (smart community infrastructure): Инфраструктура города с улучшенными технологическими характеристиками, проектирование, эксплуатация и обслуживание которой проводится для устойчивого развития и адаптивности города.
4 Инфраструктура умного города
4.1 Общие положения
В целях унификации подхода при разработке, модернизации и эксплуатации городских цифровых систем, приложений и услуг используется единая четырехуровневая архитектура [1] (см. рисунок 3).
Рисунок 3 - Четырехуровневая архитектура умного города по [1]
4.2 Уровень 1. Потребители и интерфейсы
На этом уровне формируются требования ко всей экосистеме и интерфейсам цифровой экономики города со стороны граждан, бизнеса, научного сообщества и органов исполнительной власти, а также осуществляется контроль гражданами качества предоставляемых цифровых услуг и их участие в управлении городом.
4.3 Уровень 2. Услуги
На этом уровне находятся информационные системы, приложения и услуги в электронной форме, относящиеся ко всем отраслям цифровой экономики и социальной сферы.
4.4 Уровень 3. Данные
Уровень состоит из общегородских платформ данных и аналитических систем, которые выполняют сбор, очистку, верификацию, структурирование, анализ, консолидацию, обогащение данных, получаемых из информационных систем и ресурсов города и из независимых источников, для обеспечения потребностей органов исполнительной власти города, делового сообщества и граждан.
4.5 Уровень 4. Цифровая инфраструктура
Данный уровень включает телекоммуникационные сети и системы, центры хранения и обработки данных, системы обеспечения информационной безопасности, систему видеонаблюдения, систему оповещения.
5 Преимущества применения настоящего стандарта
5.1 Общие положения
В настоящем разделе определены основные преимущества применения настоящего стандарта для разных заинтересованных сторон.
5.2 Общие преимущества
Применение настоящего стандарта позволяет:
a) оценить стоимость эксплуатации и обслуживания при планировании и составлении бюджета проекта на начальном этапе;
b) выявить проблемы и необходимые действия на протяжении всего жизненного цикла и в максимальной степени учесть их при планировании и составлении бюджета;
c) упростить распределение и понимание ответственности, связанной с проблемами и необходимыми действиями, между заинтересованными сторонами;
d) эффективно распределять и оптимизировать энергетические, материальные, человеческие и денежные ресурсы;
e) сократить выбросы СО2 и нагрузки на окружающую среду путем эффективного распределения и оптимизации энергетических и материальных ресурсов;
f) способствовать координации и сотрудничеству заинтересованных сторон.
5.3 Преимущества для органов исполнительной власти
Применение настоящего стандарта позволяет:
a) выявить синергетические возможности и риски, связанные с взаимодействием нескольких инфраструктур умного города;
b) обеспечить безопасность и защищенность города, способствовать разработке норм, связанных с инфраструктурой и деятельностью города, с учетом данных о рисках.
5.4 Преимущества для инвесторов или кредиторов
Применение настоящего стандарта позволяет:
a) принять решение об инвестировании/кредитовании с учетом выявленных рисков на более раннем этапе;
b) отслеживать статус проекта с целью контроля вложенных инвестиций/предоставленного кредита.
5.5 Преимущества для разработчиков, владельцев инфраструктуры и операторов
Применение настоящего стандарта позволяет:
a) достичь высокой эффективности и качества всей инфраструктуры умного города;
b) осуществлять эффективное управление закупками и проектами, предотвращая переделки из-за несогласованности или несоответствия компонентов;
c) способствовать подотчетности по соответствию целям и потребностям развития инфраструктуры;
d) обеспечить эффективные процессы эксплуатации и обслуживания инфраструктуры умного города;
e) обеспечить эффективное управление рисками с использованием механизмов страхования.
5.6 Преимущества для поставщиков услуг
Применение настоящего стандарта позволяет:
a) уточнить системные требования к поставщикам услуг;
b) предоставить способы эффективного управления проектами и подотчетности в отношении того, насколько система способствует достижению целей и удовлетворению потребностей для развития инфраструктуры умного города.
5.7 Преимущества для граждан
Применение настоящего стандарта позволяет:
а) способствовать активному участию в качестве заинтересованной стороны в процессах планирования и эксплуатации инфраструктуры умного города посредством, например, обмена данными и сбора пользовательских данных;
b) обеспечить экономически эффективную инфраструктуру умного города, приемлемую для пользователей с финансовой точки зрения;
c) повысить качество жизни в результате более эффективной и надежной работы инфраструктуры как единой системы;
d) избежать помех для жизни граждан в процессе разработки инфраструктуры умного города, путем оптимизации планов разработки с учетом взаимодействия с гражданами.
6 Этапы жизненного цикла инфраструктуры умного города
6.1 Общие положения
В настоящем разделе определены этапы жизненного цикла инфраструктуры умного города и приведены примеры мероприятий, проводимых на каждом из них. Данные этапы не являются регламентирующими.
6.2 Инициирование (этап 1). Концепция умного города
Основной целью данного этапа является разработка концепции умного города (см. рисунки 4 и 5).
Концепция умного города определяет приоритеты, цели и задачи государственного управления и развития в сфере цифровых технологий города.
Процесс разработки концепции умного города состоит из 5 этапов [2]:
a) формирование экспертной группы (Проектный офис "Умного города"), в которую входят представители городской администрации во главе с мэром, представители научной общественности, деловых кругов, для организации разработки концепции.
b) проведение социологических исследований, уточняющих: как граждане относятся к "умным технологиям" в городской среде; готовы ли они ими пользоваться;
c) организация научных конференций с привлечением ведущих отечественных и зарубежных экспертов по проблемам умного города;
Рисунок 4 - Описание текущего статуса целевого района
d) предложение ведущим вузам, исследовательским центрам города или департаменту информационных технологий города разработать несколько альтернативных концепций умного города (возможно использование системы грантов). При этом место разработки концепции зависит от специфики города, где именно сконцентрированы специалисты в цифровых технологиях и стратегии. Организация публичного конкурса проектов с привлечением городских СМИ. Организация слушаний проектов в Общественной палате города и городской думе;
Рисунок 5 - Пример концепции умного города
е) выбор лучшего проекта в результате общественных обсуждений. Доработка проекта в Проектном офисе с помощью экспертов и преобразование его в дорожную карту, которая принимается руководством города как стратегический план на определенный период (5-10 лет).
Примером концепции умного города является концепция "Умный город-2030" города Москвы [1].
6.3 Проектирование инфраструктуры умного города (этап 2)
6.3.1 Концепция инфраструктуры (этап 2-1)
Целью данного этапа является разработка концепции инфраструктуры умного города в соответствии с концепцией умного города (рисунок 6).
На данном этапе:
a) разработчики или консультанты определяют цели инфраструктуры как единой системы и пути их достижения;
b) консультанты разрабатывают перечень возможных критических рисков;
c) разработчики или консультанты предлагают общие решения для различных инфраструктур с учетом различных потребностей и целей инфраструктуры. Решения должны быть основаны на принципе интегрированности и отсутствия дублирования.
Критерии отбора консультантов должны учитывать соответствующую квалификацию консультантов, необходимую для осуществления проекта, а не стоимость их услуг. Консультанты с подтвержденным опытом в подобных проектах имеют решающее преимущество.
Примечание - Граждане могут участвовать в разработке на данном этапе жизненного цикла инфраструктуры умного города.
Рисунок 6 - Пример концепции инфраструктуры
6.3.2 План (этап 2-2)
Целью данного этапа является разработка плана для инфраструктуры умного города в соответствии с концепцией инфраструктуры (см. рисунок 7).
На данном этапе:
a) разработчики и консультанты должны найти решения, которые являются общими или применимыми для различных инфраструктур или позволяют осуществлять обмен данными или общий мониторинг и контроль различных инфраструктур;
b) разработчики или консультанты определяют объединение инфраструктур для реализации концепции инфраструктуры;
c) разработчики или консультанты определяют основные требования к функциям каждой системы инфраструктуры;
d) разработчики выбирают владельца инфраструктуры или оператора каждой системы инфраструктуры [например, работа частной компании по схеме государственно-частного партнерства (ГЧП)];
6.3.3 Проект (этап 2-3)
Целью данного этапа является разработка проекта инфраструктуры умного города в соответствии с ее планом (см. рисунок 8).
Рисунок 8 - Пример проекта
На данном этапе консультанты:
a) определяют внешние (количественные) характеристики каждой системы инфраструктуры (уточнение состава системы является необязательным);
b) определяют важные характеристики, такие как стоимость, уровень выбросов СО2 и автономность каждой системы инфраструктуры;
c) определяют мероприятия по эксплуатации и обслуживанию с целью учета стоимости проекта на протяжении всего жизненного цикла или совокупной стоимости владения (ТСО);
d) проводят оценку рисков в соответствии с проектом.
6.3.4 Проект внедрения (этап 2-4)
Целью данного этапа является разработка проекта внедрения инфраструктуры умного города в соответствии с ее планом (см. рисунок 9).
На данном этапе:
a) операторы или поставщики услуг разрабатывают проект внедрения;
6.3.5 Проведение торгов (этап 2-5)
Целью данного этапа является определение победителя торгов. Проведение торгов проводится согласно законодательству Российской Федерации.
6.4 Реализация и оценка (этап 3)
6.4.1 Производство и монтаж (этап 3-1)
На данном этапе проводится производство и монтаж необходимых компонентов инфраструктуры умного города в соответствии с проектом внедрения.
6.4.2 Индивидуальные и комплексные испытания и валидация (этап 3-2)
На данном этапе проводятся индивидуальные и комплексные испытания и валидация инфраструктуры умного города. Объектом индивидуальных испытаний является конкретный компонент, подсистема или система инфраструктуры умного города. С помощью индивидуальных испытаний определяется соответствие компонента, подсистемы или системы определенным требованиям. Объектом комплексных испытаний является совокупность нескольких компонентов, подсистем, систем или инфраструктур умного города. С помощью комплексных испытаний определяется соответствие совокупностей определенным требованиям (см. рисунок 10).
На данном этапе:
a) поставщики услуг и/или третьи стороны проводят индивидуальные испытания компонентов и систем инфраструктуры, а также комплексные испытания систем инфраструктуры;
6.4.3 Оценка инфраструктуры умного города как единой системы (этап 3-3)
На данном этапе проводится оценка инфраструктуры умного города как единой системы. Целью оценки является определение соответствия плана и конструкции инфраструктуры умного города как единой системы целям, установленным в концепции инфраструктуры умного города на этапе 2-1 (см. рисунок 11).
Для проведения оценки могут быть использованы показатели умного города.
Оценка проводится на основе сбора данных и мониторинга инфраструктуры под руководством разработчика, владельца инфраструктуры или оператора.
Рисунок 11 - Пример оценки инфраструктуры умного города как единой системы
6.5 Эксплуатация и обслуживание (этап 4)
Целью данного этапа является эксплуатация и обслуживание инфраструктуры умного города.
На данном этапе оператор каждой системы инфраструктуры:
a) проводит эксплуатацию и обслуживание системы в соответствии с планами, которые по возможности включают информацию из инфраструктуры умного города с целью профилактического и/или прогнозируемого обслуживания для снижения затрат и повышения безопасности;
b) анализирует новые риски, возникшие (или определенные) на данном этапе.
6.6 Модернизация (этап 5)
Целью данного этапа является разработка и внедрение плана модернизации инфраструктуры умного города.
На данном этапе разработчики:
a) разрабатывают планы, которые по возможности включают информацию из инфраструктуры умного города для снижения затрат и повышения безопасности в процессе модернизации инфраструктуры умного города;
b) проводят модернизацию инфраструктуры умного города в соответствии с планами.
Примечание - К данному этапу относятся процессы адаптации, трансформации, реконструкции и восстановления инфраструктуры умного города.
В исключительных случаях необходимо вывести инфраструктуру умного города из эксплуатации. Для вывода из эксплуатации разработчики:
a) используют и анализируют данные, полученные от инфраструктуры умного города, для ее вывода из эксплуатации наиболее безопасным и экономичным способом;
b) разрабатывают планы вывода из эксплуатации инфраструктуры умного города;
c) проводят вывод инфраструктуры умного города из эксплуатации в соответствии с разработанными планами.
7 Взаимодействие в инфраструктуре умного города как в единой системе
7.1 Общие положения
В настоящем разделе определены возможные взаимодействия в инфраструктуре умного города как в единой системе. Данные взаимодействия должны быть учтены при разработке инфраструктуры умного города.
7.2 Взаимодействие между инфраструктурами
Включает в себя следующее:
a) обмен информацией/данными, энергией, материалами или сигналами между инфраструктурами;
b) нежелательное влияние процессов одной инфраструктуры на другие инфраструктуры.
7.3 Взаимодействие между инфраструктурами и заинтересованными сторонами
Включает в себя следующее:
a) обмен информацией между соответствующими заинтересованными сторонами;
b) анализ воздействия/влияния изменения поведения человека.
7.4 Взаимодействие с внешней средой
Включает в себя следующее:
a) взаимодействие между инфраструктурами и деятельностью города;
b) взаимодействие между инфраструктурами и окружающим пространством и/или прилегающими территориями города;
c) долгосрочные экономические, демографические, технические и экологические изменения в городе, что является одним из наиболее важных факторов, которые следует учитывать.
8 Общий процесс управления взаимодействиями и связанными с ними возможностями и проблемами
8.1 Общие положения
В настоящем разделе определен общий процесс управления взаимодействиями и связанными с ними проблемами для достижения эффективного и результативного развития, эксплуатации и обслуживания инфраструктур умного города для обеспечения взаимодействия между инфраструктурами.
8.2 Валидация
В основе процесса управления взаимодействиями и связанными с ними возможностями и проблемами находится валидация (см. рисунок 12).
Примечание - При реальном внедрении может наблюдаться некоторое дублирование процессов валидации.
Рисунок 12 - Валидация на этапах жизненного цикла инфраструктуры умного города
8.3 Управление взаимодействиями на этапе 2 "Проектирование инфраструктуры умного города"
8.3.1 Идентификация взаимодействий
Взаимодействия определяются впервые на этапе концепции инфраструктуры (этап 2-1) при интеграции инфраструктур в существующие городские механизмы.
8.3.2 Рассмотрение взаимодействий
Взаимодействия, их возможности и проблемы детально описываются на этапе плана (этап 2-2) и проекта (этап 2.3).
На данных этапах также рассматриваются меры по использованию возможностей и противодействию проблемам.
8.3.3 Распределение ответственности
Должна быть установлена ответственность заинтересованных сторон, касающаяся взаимодействий и связанных с ними возможностей и проблем.
8.4 Валидация мер и контрмер
С помощью оценки соответствия и испытаний на местах проверяется реализация мер по использованию возможностей и контрмер с целью противодействия проблемам.
9 Рекомендации по управлению взаимодействиями
9.1 Общие положения
В настоящем разделе представлены рекомендации по валидации и верификации при идентификации и управлении взаимодействиями инфраструктуры умного города для каждого этапа жизненного цикла инфраструктуры. Рекомендации могут быть адаптированы для использования с учетом отдельных рекомендаций целевой инфраструктуры.
Действия на этапах осуществляют операторы, владельцы инфраструктуры и поставщики услуг.
9.2 Концепция умного города (этап 1)
9.2.1 Рекомендации по верификации и валидации
9.2.1.1 При уточнении текущего состояния и потребностей:
a) должны быть исследованы и определены внешние факторы (общество, экономика и регуляторная среда), влияющие на умный город;
b) должны быть определены и отслеживаться процесс исследования и исходные данные.
9.2.1.2 При разработке концепции умного города:
a) должна быть определена связь между внешними факторами (результатами исследования) и концепцией умного города;
b) должна быть определена методология регулярной оценки состояния внешних факторов.
9.2.2 Ответственность
За выполнение рекомендаций, содержащихся в 9.2.1, должны нести ответственность разработчики инфраструктуры.
9.3 Концепция инфраструктуры (этап 2-1)
9.3.1 Рекомендации по верификации
9.3.1.1 При разработке концепции инфраструктуры умного города должны быть определены цели инфраструктуры как единой системы.
9.3.1.2 При рассмотрении рисков, которые определены на основе концепции:
a) взаимодействия следует выделять из внешних факторов;
b) на основе взаимодействий должны быть определены сценарии, связанные с рисками;
c) на основе сценариев должны быть определены риски.
9.3.2 Рекомендации по валидации
При разработке концепции инфраструктуры умного города необходимо рассмотреть риски, которые определены на основе концепции:
a) должны быть определены критерии достижения целей инфраструктуры как единой системы и методы их оценки;
b) должны быть определены политика и процессы управления в случае недостижения поставленных целей.
9.4 План (этап 2-2)
9.4.1 Рекомендации по верификации
9.4.1.1 При разработке плана:
а) должны быть определены функциональные характеристики систем инфраструктуры с учетом концепции инфраструктуры;
b) должен быть определен план интеграции между целевой и существующей инфраструктурой.
9.4.1.2 При определении рисков с учетом основного плана:
a) на основе плана должны быть определены взаимодействия, описанные в разделе 7;
b) на основе взаимодействий должны быть определены сценарии, которые должны привести к возникновению рисков;
c) на основе сценариев должны быть определены и оценены риски;
d) между системами инфраструктуры должны быть распределены функциональные требования для снижения каждого риска.
9.4.2 Рекомендации по валидации
При разработке плана должны быть рассмотрены риски, определяемые на основе плана:
a) должны быть определены критерии достижения функциональных требований для каждой системы инфраструктуры и методологии оценки достижения;
b) должны быть определены политика и процессы управления в случае невыполнения требований.
9.5 Проект (этап 2-3)
9.5.1 Рекомендации по верификации
9.5.1.1 При разработке проекта:
a) внешние спецификации должны быть определены в соответствии с оценкой риска, проводимой в плане;
b) могут принять участие граждане.
9.5.1.2 При определении рисков с учетом фундаментального проекта:
a) на основе проекта должны быть определены все взаимодействия, включая взаимодействия между системами инфраструктуры;
b) на основе взаимодействий должны быть определены сценарии, которые могут привести к возникновению рисков;
c) на основе сценариев должны быть определены и оценены риски;
d) для снижения каждого риска между системами инфраструктуры должны быть распределены внешние спецификации.
9.5.2 Рекомендации по валидации
При разработке проекта и определении рисков на основе проекта:
a) должны быть определены критерии соответствия внешним спецификациям для каждой системы инфраструктуры и методологии оценки соответствия;
b) должны быть определены политика и процессы управления в случае несоответствия спецификаций.
9.6 Проект внедрения (этап 2-4)
9.6.1 Рекомендации по верификации
9.6.1.1 При разработке проекта внедрения должны быть установлены технические условия проекта внедрения в соответствии с оценкой риска на основе проекте.
9.6.1.2 При определении рисков, выявляемых на этапе проекта внедрения:
a) должны быть определены взаимодействия, которые необходимы для достижения подотчетности и могут быть выделены из проекта внедрения;
b) на основе взаимодействий должны быть определены сценарии, которые необходимы для достижения подотчетности и могут привести к возникновению рисков;
c) на основе сценария должны быть определены и оценены риски, которые необходимы для обеспечения подотчетности;
d) для снижения каждого риска между инфраструктурными системами или подсистемами должны быть распределены требования к проекту внедрения.
9.6.1.3 При разработке руководств по эксплуатации и обслуживанию:
a) в руководствах должны быть определены все риски, которые не могут быть в достаточной степени смягчены внешними спецификациями систем инфраструктуры;
b) должен быть определен процесс, встроенный в эксплуатацию и обслуживание, непрерывного выделения взаимодействий и связанных с ними рисков и проведения оценки рисков.
9.6.2 Рекомендации по валидации
9.6.2.1 При разработке проекта внедрения и устранении рисков, которые могут быть выявлены на этапе проекта внедрения:
a) должны быть определены критерии достижения требований проекта внедрения и методологии оценки их достижения;
b) должны быть определены политика и процессы управления в случае несоответствия требованиям.
9.6.2.2 При разработке руководств по эксплуатации и обслуживанию должны быть определены процедуры валидации этих руководств (и при необходимости их пересмотра) на этапе эксплуатации и обслуживания.
9.7 Проведение торгов (этап 2-4)
9.7.1 Рекомендации по верификации
9.7.1.1 При проведении торгов:
a) должны быть разработаны рекомендации к проведению торгов, соответствующих каждому уровню риска, определенному в оценке риска;
b) требования к проведению торгов должны учитывать ТСО целевой инфраструктуры умного города.
9.7.1.2 При оценке и отборе конкурсной документации:
a) тендерная документация (по которой заключаются контракты) должна соответствовать внешним спецификациям каждой системы инфраструктуры;
b) должна быть определена ТСО целевой инфраструктуры умного города.
9.7.2 Рекомендации по валидации
При проведении торгов на заключение договоров:
a) стандарты оценки тендерных заявок должны быть определены до проведения торгов;
b) заключение договоров должно основываться на определенных стандартах оценки.
9.8 Производство и монтаж (этап 3-1)
9.8.1 Рекомендации по верификации
На этапе производства и монтажа соответствующие процессы, связанные с взаимодействиями на данном этапе, должны быть задокументированы.
9.8.2 Рекомендации по валидации
При производстве и монтаже необходимо определить, что процессы ведутся в соответствии с производственными и монтажными планами.
9.9 Индивидуальные и комплексные испытания и валидация (этап 3-2)
9.9.1 Рекомендации по верификации
9.9.1.1 При проведении индивидуальных испытаний систем инфраструктуры:
a) должны быть проведены элементы испытаний, связанные с индивидуальной производительностью каждой системы инфраструктуры;
b) каждый процесс, проведенный в ходе испытаний, должен быть задокументирован.
9.9.1.2 При проведении комплексных испытаний систем инфраструктуры:
a) должны быть проведены элементы испытаний, связанные с влиянием интеграции систем инфраструктуры;
b) каждый процесс, проведенный в ходе испытаний, должен быть задокументирован.
9.9.2 Рекомендации по валидации
9.9.2.1 При проведении индивидуальных испытаний систем инфраструктуры:
a) должен быть определен план валидации требований к проекту внедрения;
b) валидация должна проводиться в соответствии с планом.
9.9.2.2 При проведении комплексных испытаний систем инфраструктуры:
a) должны быть определены планы валидации внешних спецификаций и функциональных требований;
b) валидация должна проводиться в соответствии с планами.
9.10 Оценка инфраструктуры умного города в целом и валидация (этап 3-3)
9.10.1 Рекомендации по верификации
При проведении общей оценки (оценки соответствия) целей инфраструктуры умного города как единой системы:
a) должен быть выполнен каждый пункт общей оценки эффективности, который рассматривается в реальных условиях;
b) каждый процесс, проведенный в ходе оценки, должен быть задокументирован.
9.10.2 Рекомендации по валидации
При проведении общей оценки (оценки соответствия) целей инфраструктуры умного города как единой системы:
a) должен быть определен план валидации всей инфраструктуры;
b) валидация должна осуществляться в соответствии с планом валидации;
c) результаты общей оценки должны быть использованы при проектировании/ эксплуатации/ обслуживании инфраструктуры умного города.
9.11 Эксплуатация и обслуживание (этап 4)
9.11.1 Рекомендации по верификации
9.11.1.1 При нормальной эксплуатации и обслуживании:
a) планы эксплуатации и обслуживания должны разрабатываться в соответствии с руководствами по эксплуатации и обслуживанию;
b) планы эксплуатации и обслуживания должны разрабатываться таким образом, чтобы правильно выделять, оценивать и распределять взаимодействия и связанные с ними риски, возникающие на данном этапе;
c) необходимо отслеживать, что эксплуатация и обслуживание проводятся в соответствии с планами эксплуатации и обслуживания.
9.11.1.2 Необходимо отслеживать, что работа в любой аварийной ситуации проводилась в соответствии с руководством по аварийным процедурам.
9.11.1.3 При устранении рисков, которые должны быть выявлены на этапе эксплуатации и обслуживания:
a) данные умного города о деятельности инфраструктуры должны собираться и анализироваться для обеспечения более эффективной эксплуатации и профилактического обслуживания;
b) должны быть определены соответствующие взаимодействия, вновь возникшие или выявленные на этапе эксплуатации и обслуживания;
c) на основе взаимодействий должны быть определены все сценарии, которые должны вызвать риски;
d) на основе сценариев должны быть определены и оценены все риски;
е) меры по снижению каждого риска должны быть описаны в руководствах по эксплуатации/обслуживанию или в плане реконструкции.
9.11.2 Рекомендации по валидации
На этапе эксплуатации и обслуживания:
a) должен быть определен план валидации всей инфраструктуры;
b) валидация должна осуществляться в соответствии с планом валидации;
c) должен быть определен план действий в случае недостижения целей всей инфраструктуры.
9.12 Модернизация (этап 5)
9.12.1 Рекомендации по верификации и валидации
При разработке плана модернизации и его реализации:
a) модернизация должна проводиться в соответствии с этапами 1-4 жизненного цикла, представленными в 6;
b) модернизация должна проводиться в соответствии с рекомендациями, представленными в 9.
9.12.2 Ответственность
Организация, отвечающая за выполнение рекомендаций, зависит от этапа жизненного цикла. Возможная ответственность на каждом этапе жизненного цикла представлена в 9.2-9.11.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предварительный национальный стандарт ПНСТ 443-2020 (ИСО 37155-1:2020) "Информационные технологии. Умный город. Общие положения по интеграции и функционированию инфраструктур умного города" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 августа 2020 г. N 52-пнст)
Текст стандарта приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2020 г.
Срок действия - с 1 января 2021 г. до 1 января 2024 г.
Настоящий документ фактически прекратил действие в связи с истечением срока