Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53755-2020/ISO/TS 22003:2013
"Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента безопасности пищевой продукции"
(утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2020 г. N 612-ст)
Food safety management systems. Requirements for bodies providing audit and certification of food safety management systems
Дата введения - 1 июля 2021 г.
Взамен ГОСТ Р 53755-2009/ISO/TS 22003:2007
Предисловие
1 Подготовлен Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии документа, указанного в пункте 4
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 079 "Оценка соответствия"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2020 г. N 612-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/TS 22003:2013 "Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента безопасности пищевых продуктов" (ISO/TS 22003:2013 "Food safety management systems - Requirements for bodies providing audit and certification of food safety management systems", IDT).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 Взамен ГОСТ Р 53755-2009/ISO/TS 22003:2007
Введение
Сертификация системы менеджмента безопасности пищевой продукции (СМБПП) организации является одним из средств предоставления гарантии в том, что данная организация внедрила систему обеспечения безопасности пищевой продукции в соответствии со своей политикой.
Требования к СМБПП могут быть изложены в нескольких источниках. Настоящий стандарт разработан с целью содействия в сертификации СМБПП, соответствующих требованиям ИСО 22000. Содержание настоящего стандарта также может быть использовано для содействия в сертификации СМБПП, основанных на других заданных требованиях.
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к органам, которые проводят аудит и сертификацию СМБПП. Такие органы называют органами по сертификации. Данная формулировка не является препятствием к использованию настоящего стандарта органами с другим наименованием, которые осуществляют деятельность, относящуюся к области применения настоящего стандарта. Настоящий стандарт предназначен для использования любым участником оценки СМБПП. Его также допускается использовать в комбинации с ИСО/МЭК 17021 и ИСО/МЭК 17065 для поддержки других видов сертификации в области безопасности пищевой продукции.
Деятельность по сертификации включает аудит СМБПП организации. Соответствие СМБПП организации конкретному стандарту на СМБПП (например, ИСО 22000) или другим установленным требованиям подтверждается, как правило, в форме сертификационного документа или сертификата.
Задачей сертифицируемой организации является разработка своих собственных систем менеджмента (в том числе СМБПП на базе ИСО 22000 или других установленных требований к СМБПП, систем менеджмента качества, систем экологического менеджмента или систем менеджмента безопасности труда и охраны здоровья), и организация вправе сама определять расстановку различных компонентов таких систем (за исключением тех случаев, когда соответствующие законодательные требования предписывают иное). Степень интеграции различных компонентов систем менеджмента будет колебаться в зависимости от организации. Поэтому органам по сертификации, действующим в соответствии с настоящим стандартом, следует принимать во внимание культуру и практику работы своих заказчиков относительно интеграции СМБПП в масштабах организации.
1 Область применения
Настоящий стандарт определяет правила, применяемые для аудита и сертификации системы менеджмента безопасности пищевой продукции (СМБПП), соответствующей требованиям ИСО 22000 (или другим установленным к СМБПП требованиям). Он также предоставляет покупателям необходимую информацию о порядке проведения сертификации их поставщиков, что придает им большую уверенность в сотрудничестве.
Сертификация СМБПП является деятельностью по оценке соответствия третьей стороной (см. ИСО/МЭК 17000:2004, подраздел 5.5), а органы, осуществляющие эту деятельность, являются органами по оценке соответствия третьей стороной.
Примечание 1 - В настоящем стандарте термины "продукция" и "услуга" используются по отдельности (в отличие от определения термина "продукция", данного в ИСО/МЭК 17000).
Примечание 2 - Настоящий стандарт допускается использовать в качестве документа, устанавливающего критерии аккредитации или паритетной оценки органов по сертификации, которые хотят получить признание своей компетентности в проведении сертификации СМБПП на соответствие требованиям ИСО 22000. Настоящий стандарт также предназначен для использования в качестве документа, устанавливающего критерии, регулирующими органами и промышленными объединениями, которые занимаются непосредственным признанием органов по сертификации, устанавливающих соответствие СМБПП требованиям ИСО 22000. Некоторые из требований настоящего стандарта могут быть также полезны другим сторонам, участвующим в оценке соответствия таких органов по сертификации, а также в оценке соответствия органов, которые проводят сертификацию СМБПП дополнительным или не указанным в ИСО 22000 критериям.
Сертификация СМБПП не удостоверяет безопасность или пригодность продукции организации в рамках цепи создания пищевой продукции. В то же время ИСО 22000 требует от организации соблюдения посредством своей системы менеджмента всех применимых законодательных и нормативных требований, связанных с безопасностью пищевой продукции.
Примечание 3 - Сертификация СМБПП в соответствии с ИСО 22000 является сертификацией системы менеджмента, а не сертификацией продукции.
Пользователи других СМБПП могут применять концепцию и требования настоящего стандарта при условии адаптации требований, если это необходимо.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения).
ISO 22000:2005 1), Food safety management systems - Requirements for any organization in the food chain (Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования ко всем организациям цепи производства и потребления пищевых продуктов)
------------------------------
1)Заменен на ISO 22000:2018. Однако для однозначного соблюдения требования настоящего стандарта, выраженного в датированной ссылке, рекомендуется использовать только указанное в этой ссылке издание.
------------------------------
ISO/IEC 17000:2004 2), Conformity assessment - Vocabulary and general principles (Оценка соответствия. Словарь и общие принципы)
------------------------------
2)Заменен на ISO/IEC 17000:2020. Однако для однозначного соблюдения требования настоящего стандарта, выраженного в датированной ссылке, рекомендуется использовать только указанное в этой ссылке издание.
------------------------------
ISO/IEC 17021:2011 3), Conformity assessment - Requirements for bodies providing audit and certification of management systems (Оценка соответствия. Требования к органам, обеспечивающим аудит и сертификацию систем менеджмента)
------------------------------
3)Заменен на ISO/IEC 17021-1:2015. Однако для однозначного соблюдения требования настоящего стандарта, выраженного в датированной ссылке, рекомендуется использовать только указанное в этой ссылке издание.
------------------------------
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ИСО/МЭК 17000, ИСО/МЭК 17021 и ИСО 22000, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 анализ опасностей и критическая контрольная точка; ХАССП (hazard analysis and critical control point; HACCP): Система, которая идентифицирует, оценивает и контролирует опасности, значимые для безопасности пищевой продукции.
ИСТОЧНИК: [12]
3.2 система менеджмента безопасности пищевой продукции; СМБПП (food safety management system; FSMS): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов для разработки политики, целей и для достижения этих целей, используемая организацией для контроля и управления безопасностью пищевой продукции.
Примечание 1 - См. ИСО 9000:2005 (пункты 3.2.1, 3.2.2 и 3.2.3).
Примечание 2 - В настоящем стандарте "система менеджмента безопасности пищевой продукции" заменяет термин "система менеджмента", используемый в ИСО/МЭК 17021.
3.3 компетентность (competence): Способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов.
4 Принципы
Принципы, приведенные в ИСО/МЭК 17021:2011 (раздел 4), являются основой для изложенных в настоящем стандарте конкретных функциональных и описательных требований. Настоящий стандарт не содержит конкретных требований для всех возможных ситуаций. Данные принципы следует применять в качестве руководства для принятия необходимых решений в непредвиденных ситуациях. Принципы не являются требованиями.
Примечание - Приложение Е включено для удовлетворения потребностей сторон, заинтересованных в сертификации как СМБПП, так и пищевой продукции.
5 Общие требования
5.1 Общие положения
Применяют требования, приведенные в ИСО/МЭК 17021:2011 (раздел 5).
5.2 Контроль беспристрастности
Орган по сертификации или любая часть того же юридического лица не должны оказывать консультационные услуги по СМБПП.
6 Требования к структуре
Применяют требования, приведенные в ИСО/МЭК 17021:2011 (раздел 6).
7 Требования к ресурсам
7.1 Компетентность руководства и персонала
7.1.1 Общие положения
Применяют требования, приведенные в ИСО/МЭК 17021:2011 (пункт 7.1.1).
Технические области, на которые ссылается ИСО/МЭК 17021:2011 (пункт 7.1.1), должны соответствовать категориям, определенным в приложении А. Функции по сертификации, для которых должна быть идентифицирована компетентность, приведены в приложении С.
7.1.2 Определение критериев компетентности
Применяют требования, приведенные в ИСО/МЭК 17021:2011 (пункт 7.1.2).
Основой критериев компетентности, разработанных для каждой категории, должны служить критерии, приведенные в приложении С. Критерии компетентности могут быть общими или конкретными. Критерии компетентности, указанные в ИСО/МЭК 17021:2011 (приложение А), рассматривают как общие.
Примечание 1 - Критерии компетентности персонала органа по сертификации, установленные в приложении С, являются критериями в области безопасности пищевой продукции. Орган по сертификации может идентифицировать конкретные компетентности, необходимые для определенных категорий и для каждой функции по сертификации.
Примечание 2 - В приложении D представлено руководство для органа по сертификации по большинству основных функций при сертификации, указанных в ИСО/МЭК 17021:2011 (приложение А), для которых необходимо определить критерии компетентности персонала, выполняющего аудит и сертификацию систем СМБПП.
Примечание 3 - Как часть критериев допускается использовать квалификацию и опыт; в то же время компетентность основана не только на них, поскольку важно дать возможность сотруднику продемонстрировать свою способность применять конкретные знания и навыки, которыми он должен обладать после получения квалификации или определенного опыта в отрасли.
7.1.3 Процессы оценки
Применяют требования, приведенные в ИСО/МЭК 17021:2011 (пункт 7.1.3).
Процессы оценки должны, в частности, оценивать знания сотрудника, связанные с безопасностью пищевой продукции, включая знания конкретных программ обязательных предварительных мероприятий (ПОПМ) и опасностей, угрожающих безопасности пищевой продукции, относящихся к категориям, в которых работает персонал органа по сертификации. Такие процессы также должны быть идентифицированы для этих категорий в соответствии с требованиями 7.1.2.
Примечание - ИСО/МЭК 17021:2011 (пункт 7.1.3) требует от органа по сертификации продемонстрировать эффективность методов оценки персонала по установленным критериям компетентности. В ИСО/МЭК 17021:2011 (приложение В) приведены пять примеров методов оценки.
7.1.4 Дополнительные требования
Применяют требования, приведенные в ИСО/МЭК 17021:2011 (пункт 7.1.4).
7.2 Персонал, участвующий в деятельности по сертификации
Применяют требования, приведенные в ИСО/МЭК 17021:2011 (подраздел 7.2).
7.3 Привлечение внешних аудиторов и технических экспертов
Применяют требования, приведенные в ИСО/МЭК 17021:2011 (подраздел 7.3).
7.4 Записи о персонале
Применяют требования, приведенные в ИСО/МЭК 17021:2011 (подраздел 7.4).
7.5 Аутсорсинг
Применяют требования, приведенные в ИСО/МЭК 17021:2011 (подраздел 7.5).
8 Требования к информации
Применяют требования, приведенные в ИСО/МЭК 17021:2011 (раздел 8).
В сертификационных документах должна быть подробно идентифицирована деятельность, которая сертифицирована, со ссылкой на категории и подкатегории (см. таблицу А.1).
9 Требования к процессу
9.1 Общие требования
9.1.1 Орган по сертификации, пользуясь приложением А, должен определить соответствующую область, в которой будет сертифицироваться организация, подавшая заявление на сертификацию. Орган по сертификации не должен исключать виды деятельности, процессы, продукцию или услуги из области сертификации, если эти виды деятельности, процессы, продукция или услуги могут повлиять на безопасность конечной пищевой продукции.
9.1.2 Орган по сертификации должен иметь такую систему выбора дня, времени и сезона проведения аудита, чтобы группа аудиторов имела возможность провести аудит организации на представительном количестве продуктовых линеек, категорий и подкатегорий, охватываемых областью сертификации.
9.1.3 Применяют требования, приведенные в ИСО/МЭК 17021:2011 (пункты 9.1.1-9.1.3).
9.1.4 Применяют требования, приведенные в ИСО/МЭК 17021:2011 (пункт 9.1.4).
Орган по сертификации должен установить документированные процедуры для определения продолжительности аудита и для каждого заказчика определять время, необходимое для планирования и проведения полного и результативного аудита СМБПП заказчика. Продолжительность аудита, определенная органом по сертификации, и обоснование такого решения должны быть зарегистрированы.
9.1.5 Для сертификации организаций, имеющих несколько мест осуществления производственной деятельности, расположенных в разных местах, применяют требования, приведенные в 9.1.5.1-9.1.5.4.
Примечание - Требования настоящего пункта применяют только к операциям, непосредственно влияющим на безопасность пищевой продукции, и не применяют к полностью административным площадкам.
9.1.5.1 Организация, имеющая несколько мест осуществления производственной деятельности, - это организация, имеющая идентифицированную главную площадку [далее называемую главным офисом, но это необязательно главное (административное) управление организации], на которой осуществляют планирование, контроль и управление деятельностью СМБПП, и сеть площадок, на которых эта деятельность полностью или частично осуществляется. Примерами возможных организаций с несколькими местами осуществления производственной деятельности являются:
- организации, работающие с франшизами;
- производственная компания с одной или несколькими производственными площадками и сетью коммерческих представительств;
- сервисные организации, имеющие сеть производственных площадок, предоставляющих одинаковые услуги;
- организации с несколькими филиалами.
9.1.5.2 Орган по сертификации может сертифицировать организацию, имеющую несколько мест осуществления производственной деятельности, в рамках одной системы менеджмента при соблюдении следующих условий:
a) все места осуществления производственной деятельности функционируют в рамках одной централизованно контролируемой и управляемой СМБПП в соответствии с ИСО 22000:2005 (раздел 4) или эквивалентными документами на другие СМБПП;
b) в течение одного года, предшествующего сертификации, на каждом месте осуществления производственной деятельности проводился внутренний аудит;
c) результаты аудитов по отдельным местам осуществления производственной деятельности считают показательными для всей системы и корректирующие действия реализуют соответствующим образом.
9.1.5.3 Использование выборочного контроля в отношении нескольких мест осуществления производственной деятельности возможно только для категорий А, В, Е, F и G (см. таблицу А.1) и для организаций, имеющих более 20 площадок, работающих в аналогичных процессах в рамках этих категорий. Это относится к первичному сертификационному, инспекционному и ресертификационному аудитам. Орган по сертификации должен обосновать свое решение по выборочному контролю при сертификации нескольких мест осуществления производственной деятельности.
Если при сертификации используют выборочный контроль нескольких мест осуществления производственной деятельности, то ежегодная программа внутреннего аудита должна включать все производственные площадки организации.
Примечание - При проведении выборочного контроля необходимо учитывать риск, который может увеличить размер выборки, указанный в таблице 1.
9.1.5.4 В случаях, когда орган по сертификации предлагает выборочный контроль нескольких мест осуществления производственной деятельности, он должен использовать программу выборочного контроля для обеспечения эффективного аудита СМБПП, учитывающую следующее:
a) для организаций, имеющих 20 производственных площадок или менее, аудиту подлежат все площадки. При наличии более 20 производственных площадок, проводится выборочный контроль в соотношении одна площадка из пяти. Все производственные площадки следует выбирать случайным образом, и после проведения аудита ни одна из выбранных площадок не может оказаться несоответствующей (т.е. не удовлетворяющей требованиям сертификации по ИСО 22000);
b) не реже одного раза в год орган по сертификации должен проводить аудит СМБПП главного офиса;
c) не реже одного раза в год орган по сертификации должен проводить инспекционный контроль необходимого количества производственных площадок;
d) результаты аудита выбранных производственных площадок должны считать показательными для всей системы, и корректирующие действия реализуются соответствующим образом.
В таблице 1 приведены примеры количества проверяемых мест осуществления производственной деятельности при использовании выборочного контроля.
Таблица 1 - Примеры количества мест осуществления производственной деятельности, подлежащих аудиту, при использовании выборочного контроля
|
Общее количество мест осуществления производственной деятельности |
||||||||
Количество мест осуществления производственной деятельности для аудита от 1 до 20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
|
Количество мест осуществления производственной деятельности выше 20 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Дополнительное количество мест осуществления производственной деятельности для аудита |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
Количество мест осуществления производственной деятельности для аудита |
x |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
22 |
22 |
22 |
9.1.6 Применяют требования, приведенные в ИСО/МЭК 17021:2011 (пункты 9.1.6-9.1.9).
9.1.7 Отчет по аудиту: применяют требования, приведенные в ИСО/МЭК 17021:2011 (пункт 9.1.10).
9.1.8 Орган по сертификации должен предоставить письменный отчет по каждому аудиту. Группа аудиторов может идентифицировать возможности для улучшения, но не должна рекомендовать конкретных решений. Право собственности на отчет по аудиту принадлежит органу по сертификации.
Отчет должен включать информацию по используемым организацией ПОПМ, используемой методологии анализа опасностей, комментарии по деятельности группы безопасности пищевой продукции и другие вопросы, относящиеся к СМБПП.
Примечание - Документально подтвержденные заключения на этапе 1 не должны удовлетворять всем требованиям отчета (см. ИСО/МЭК 17021:2011, пункт 9.1.10).
9.1.9 Применяют требования, приведенные в ИСО/МЭК 17021:2011 (пункты 9.1.11-9.1.15).
9.2 Первичный аудит и сертификация
9.2.1 Заявка
Применяют требования, приведенные в ИСО/МЭК 17021:2011 (пункт 9.2.1).
Орган по сертификации должен требовать от организации-заявителя предоставления подробной информации о технологических линиях, изучениях ХАССП и количестве рабочих смен.
9.2.2 Анализ заявки
Применяют требования, приведенные в ИСО/МЭК 17021:2011 (пункт 9.2.2).
9.2.3 Первичный сертификационный аудит
Первичный сертификационный аудит СМБПП проводят в два этапа: этап 1 и этап 2.
9.2.3.1 Этап 1
9.2.3.1.1 Применяют требования, приведенные в ИСО/МЭК 17021:2011 (подпункт 9.2.3.1.1).
9.2.3.1.2 Цели этапа 1 заключаются в фокусировании внимания на планировании этапа 2 аудита на основе полученного представления о СМБПП организации и определения степени готовности организации к этапу 2, в которой:
a) организация идентифицировала ПОПМ, отвечающие направлениям ее деятельности (например, нормативные и законодательные требования, требования покупателя и схем сертификации);
b) СМБПП включает соответствующие процессы и методы для идентификации и оценки опасностей, угрожающих безопасности пищевых продуктов организации, и последующего выбора и классификации мер контроля (комплексы мер);
c) применяется соответствующее законодательство по безопасности пищевой продукции;
d) СМБПП разработана таким образом, чтобы способствовать реализации организацией ее политики в области обеспечения безопасности пищевой продукции;
e) в программе внедрения СМБПП обоснован переход к аудиту (этап 2);
f) программы по валидации мер контроля, верификации деятельности и улучшению соответствуют требованиям стандарта на СМБПП;
g) действуют документы и соглашения по СМБПП для обмена информацией внутри организации, а также с соответствующими поставщиками, покупателями и заинтересованными сторонами;
h) существует дополнительная документация, которую необходимо проанализировать, и/или определена та информация, которая должна быть получена заранее.
В случае если организация внедрила комплекс мер контроля, разработанный вне ее рамок, на этапе 1 необходимо проанализировать документацию, включенную в СМБПП, чтобы определить, является данный комплекс:
- подходящим для организации;
- разработанным в соответствии с требованиями ИСО 22000;
- поддерживаемым в актуальном состоянии.
При сборе информации, касающейся соответствия нормативным требованиям, необходимо проверить наличие соответствующих разрешений.
9.2.3.1.3 Для СМБПП аудит на этапе 1 следует проводить на территории заказчика для достижения целей, указанных выше.
В исключительных обстоятельствах часть этапа 1 может быть проведена за пределами площадки, что должно быть полностью обосновано. Необходимо представить доказательства того, что цели этапа 1 полностью достигнуты. Исключительными обстоятельствами могут служить очень удаленное местоположение, краткосрочное сезонное производство.
9.2.3.1.4 Применяют требования, приведенные в ИСО/МЭК 17021:2011 (пункт 9.2.3.1.2).
Заказчик должен быть проинформирован, что результаты этапа 1 аудита могут привести к отсрочке или отмене этапа 2 аудита.
9.2.3.1.5 Любая часть СМБПП, прошедшая этап 1 аудита и подтвердившая свое полное внедрение, эффективность и соответствие требованиям, не нуждается в повторном аудите на этапе 2. Однако орган по сертификации должен убедиться в том, что уже проверенные части СМБПП продолжают соответствовать требованиям сертификации. В этом случае в отчет по аудиту должны быть включены данные выводы и в нем должно быть четко указано, что соответствие установлено на этапе 1 аудита.
9.2.3.1.6 Применяют требования, приведенные в ИСО/МЭК 17021:2011 (пункт 9.2.3.1.3).
Интервал между этапами 1 и 2 аудита не должен превышать 6 мес. Если необходим более длительный промежуток времени, повторяют этап 1 аудита.
9.2.3.2 Этап 2
Применяют требования, приведенные в ИСО/МЭК 17021:2011 (подпункт 9.2.3.2).
9.2.4 Выводы первичного сертификационного аудита
Применяют требования, приведенные в ИСО/МЭК 17021:2011 (пункт 9.2.4).
9.2.5 Информация для предоставления первичной сертификации
Применяют требования, приведенные в ИСО/МЭК 17021:2011 (пункт 9.2.5).
9.3 Деятельность по инспекционному контролю
Применяют требования, приведенные в ИСО/МЭК 17021:2011 (подраздел 9.3).
9.4 Ресертификация
Применяют требования, приведенные в ИСО/МЭК 17021:2011 (подраздел 9.4).
9.5 Специальные аудиты
Применяют требования, приведенные в ИСО/МЭК 17021:2011 (подраздел 9.5).
9.6 Приостановление, отмена действия сертификата или сужение области сертификации
Применяют требования, приведенные в ИСО/МЭК 17021:2011 (подраздел 9.6).
9.7 Апелляции
Применяют требования, приведенные в ИСО/МЭК 17021:2011 (подраздел 9.7).
9.8 Жалобы
Применяют требования, приведенные в ИСО/МЭК 17021:2011 (подраздел 9.8).
9.9 Записи о заявителях и заказчиках
Применяют требования, приведенные в ИСО/МЭК 17021:2011 (подраздел 9.9).
10 Требования к системе менеджмента для органов по сертификации
Применяют требования, приведенные в ИСО/МЭК 17021:2011 (раздел 10).
Библиография
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53755-2020/ISO/TS 22003:2013 "Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента безопасности пищевой продукции" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2020 г. N 612-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2020 г.
Дата введения - 1 июля 2021 г.