Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
администрации Тамбовского района
от 24.12.2020 N 1694
Муниципальная программа
развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовского района на 2020 - 2024 годы
Паспорт
муниципальной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовского района на 2020 - 2024 годы
Раздел 1. "Общая характеристика сферы реализации Программы"
Основанием для разработки муниципальной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовского района на 2020 - 2024 годы является Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.2019 N 98 "О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, постановление администрации Тамбовской области от 17.12.2019 N 1403 "О внесении изменений в постановление администрации области от 21.11.2012 N 1443 "Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области", постановление администрации Тамбовского района от 17.06.2013 N 2111 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных программ Тамбовского района".
За период реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовского района на 2014 - 2020 годы был обеспечен рост производства сельскохозяйственной продукции.
В 2014 - 2020 годы стоимость валовой продукции сельского хозяйства (в фактических ценах) возросла с 1506,1 до 5600,0 млн. руб., или в 3,7 раза, производство зерна увеличилось с 152,7 до 307,0 тыс. тонн, или в 2 раза, подсолнечника - с 30,6 до 44,2 тыс. тонн, или в 1,4 раза, сахарной свеклы - с 155,5 до 180,0 тыс. тонн, или в 1,1 раза. Однако, производство скота и птицы на убой во всех категориях хозяйств (в живом весе) снизилось - с 5,2 до 4,0 тыс. тонн, или 0,7 раз, производство молока в хозяйствах всех категорий снизилось с 39,2 до 32,8 тыс. тонн, или 0,8 раз. Уменьшение производства продукции животноводства произошло из-за ликвидации в сельхозпредприятиях животноводческой отрасли и уменьшения поголовья КРС у населения.
За указанный период улучшилось финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей, получили развитие семейные молочные фермы на базе крестьянских (фермерских) хозяйств.
Основными проблемами развития агропромышленного комплекса являются:
спад производства продукции скотоводства из-за низкой рентабельности и конкурентоспособности;
невысокие темпы модернизации агропромышленного производства из-за недостаточного уровня доходов товаропроизводителей;
ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры и возрастающей монополизации торговых сетей;
дефицит квалифицированных кадров на селе, вызванный социально-демографической ситуацией;
медленные темпы социального развития сельских территорий.
Решение указанных проблем возможно за счет:
увеличения инвестиций на повышение плодородия почв и развития мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, стимулирования улучшения использования земельных угодий и освоения интенсивных технологий;
преодоления стагнации в подотрасли скотоводства, создания условий для наращивания производства молока и развития мясного скотоводства;
ускорения обновления технической базы агропромышленного комплекса.
При реализации Программы осуществляются меры, направленные на снижение последствий рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в ней конечных результатов.
К основным рискам относятся:
макроэкономические риски, включающие рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли, что ограничивает возможности значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществлять инновационные проекты, переход к новым ресурсосберегающим технологиям;
внешнеторговые риски, связанные с изменением конъюнктуры мирового рынка продовольствия и возникающими в связи с этим ценовыми колебаниями;
природные риски, связанные с размещением большей части сельскохозяйственного производства в зонах рискованного земледелия, что приводит к существенным потерям объемов производства, ухудшению ценовой ситуации и снижению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также к росту импорта продовольственных товаров.
Управление рисками реализации Программы будет осуществляться на основе: использования мер, предусмотренных Федеральным законом "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства";
проведения мониторинга угроз развитию агропромышленного комплекса и обеспечению продовольственной безопасности, выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления агропромышленным комплексом.
В случае сокращения объемов государственной поддержки возникают риски снижения темпов роста сельского хозяйства в среднесрочной перспективе, утраты динамики роста производства, набранной за 6 лет реализации национального проекта и Государственной программы Тамбовской области на 2014 - 2020 годы, что ведет к падению объемов производства и снижению инвестиционной привлекательности отрасли. Это крайне негативно отразится на финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей и в целом всего агропромышленного комплекса, а также будет способствовать снижению эффективности уже вложенных в 2014 - 2020 годах средств государственной поддержки и частных инвестиций.
Для решения задачи повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса до окончания переходного периода и вступления в силу всех обязательств в рамках ВТО необходимо создать условия для скорейшего перевода отрасли на новую технологическую основу повышения ее конкурентоспособности, что будет возможно только при обеспечении полноценного финансирования Программы.
Раздел 2. "Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной Программы, цели, задачи, сроки и этапы реализации муниципальной Программы"
Программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса района.
К первому уровню приоритетов относятся:
в сфере производства - скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль, использующая конкурентные преимущества района, в первую очередь наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий;
в экономической сфере - повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;
в социальной сфере - развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов, создание условий для обеспечения экономической и физической доступности питания на основе рациональных норм потребления пищевых продуктов для уязвимых слоев населения;
в сфере развития производственного потенциала - мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий;
в институционной сфере - развитие интеграционных связей в агропромышленном комплексе и формирование территориальных кластеров.
Ко второму уровню приоритетов относятся следующие направления:
развитие импортозамещающих подотраслей сельского хозяйства, включая овощеводство и плодоводство;
экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия; минимизация логистических издержек и оптимизация других факторов, определяющих конкурентоспособность продукции.
Реализация Программы позволит повысить обеспеченность население Тамбовского района продуктами питания за счет собственного производства, а также значительную часть произведенной продукции (мяса, сахара, подсолнечного масла, хлебобулочных изделий и др.) поставлять на рынки.
Целями программы района являются:
обеспечение населения района пищевыми продуктами на уровне рациональных норм питания за счет увеличения производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на рынках; повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса; воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизацию производства.
Основными задачами Программы являются:
стимулирование роста производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
осуществление противоэпизоотических мероприятий в отношении карантинных и особо опасных болезней животных;
достижение физической и экономической доступности продовольствия для населения района;
поддержка развития инфраструктуры агропродовольственного рынка; повышение эффективности регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
поддержка малых форм хозяйствования;
обеспечение эффективной деятельности органов местного самоуправления в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве для обеспечения его устойчивого развития;
стимулирование инвестиционной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса; развитие биотехнологии;
создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения;
развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения;
экологически регламентированное использование в сельскохозяйственном производстве земельных, водных и других возобновляемых природных ресурсов, а также повышения плодородия почв до оптимального уровня в каждой конкретной зоне.
Сроки реализации Программы: 2020 - 2024 годы.
Раздел 3. "Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты Программы"
Для оценки хода реализации Программы и характеристики состояния данной сферы деятельности предусмотрена система целевых показателей (индикаторов).
По итогам реализации Программы ожидается достижение следующих показателей;
индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) - 101,9%;
индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах) - 102,3%;
индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах) - 100,4%;
рентабельность сельскохозяйственных организаций достигнет 15%;
среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) достигнет 35197,0 тыс. руб.
Индикаторы реализации подпрограммы "Развития подотрасли растениеводства и реализации продукции растениеводства":
производство продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий:
зерна и зернобобовых культур - 208,8 тыс. тонн;
сахарной свеклы - 200,0 тыс. тонн;
картофеля - 53,5 тыс. тонн;
подсолнечника - 43,6 тыс. тонн;
овощей - 37,5 тыс. тонн;
Индикаторы реализации подпрограммы "Развития подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства":
производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе) - 3850 тонн;
производство молока в хозяйствах всех категорий - 34000,0 тонн;
численность племенного условного маточного поголовья сельскохозяйственных животных - 1415 тыс. условных голов;
выявляемость возбудителя африканской чумы свиней на территории Тамбовского района (процент положительных проб от общего количества исследований) - нет;
поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота, полученного от скрещивания со специализированными мясными породами, в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей - 1150 голов.
Реализация мероприятий Программы позволит достичь следующих результатов к 2024 году:
производство валовой продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) увеличится с 3600,0 до 5900,0 млн. рублей, или в 1,6 раза;
производство продукции растениеводства (в сопоставимых ценах) повысится с 1600,0 до 3500,0 млн. рублей, или в 2,1 раза;
производство продукции животноводства (в сопоставимых ценах) возрастет с 325,9 до 2400,0 млн. рублей, или в 1,5 раза;
рентабельность сельскохозяйственных организаций повысится с 5 до 15 процентов; среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) увеличится с 33556 до 35197 тысяч рублей, или в 1,4 раза.
Раздел 4. "обобщающая характеристика подпрограмм, мероприятий муниципальной Программы"
Основные мероприятия Программы направлены на достижение ее целей и на решение наиболее важных текущих и перспективных задач, обеспечивающих поступательное социально-экономическое развитие агропромышленного комплекса на основе его модернизации и перехода к инновационной модели функционирования и устойчивого развития сельских территорий.
Подпрограмма "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" включает в себя следующие основные мероприятия:
развитие элитного семеноводства;
поддержка плодородия почвы;
борьба с особо опасными вредителями и вредителями, имеющими массовое распространение;
государственная поддержка кредитования подотрасли растениеводства;
управление рисками в подотрасли растениеводства;
поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства;
поддержка региональных экономически значимых программ в области растениеводства:
- развитие мелиорации земель;
- развитие овощеводства открытого и защищенного грунта.
Подпрограмма "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" включает в себя следующие основные мероприятия:
племенное животноводство;
развитие молочного скотоводства;
предупреждение распространения и ликвидации африканской чумы свиней на территории Тамбовского района;
обеспечение проведения противоэпизоотических мероприятий в Тамбовской области;
государственная поддержка кредитования подотрасли животноводства;
управление рисками в подотраслях животноводства;
субсидирование крестьянских (фермерских) хозяйств на возмещение части затрат на приобретение домашней птицы и кроликов, приобретение пчелопакетов;
поддержка региональных экономически значимых программ в районе по животноводству;
стабилизация и увеличение объемов производства молока;
развитие птицеводства яичного направления; развитие мясного скотоводства;
поддержка рыбоводных хозяйств.
Раздел 5. "Обоснование ресурсного обеспечения Программы"
При определении объемов финансирования Программы учитывались условия и тенденции развития сельского хозяйства за последние 10 - 15 лет и прогноз до 2024 года по следующим параметрам:
объем производства;
себестоимость продукции и ее структура;
цена реализации;
уровень рентабельности;
необходимость синхронизации мер стимулирования производства продукции с развитием ее переработки и реализации (агропродовольственная цепочка по основным продуктам).
Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, бюджетов области, района и сельских поселений, а также внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы составляет 2350,0 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:
- за счет средств федерального бюджета - 0,0 тыс. рублей;
- за счет средств областного бюджета - 0,0 тыс. рублей;
- за счет средств районного бюджета - 0,0 тыс. рублей;
- за счет внебюджетных источников - 2350,0 тыс. рублей.
Предоставление средств федерального бюджета, бюджета Тамбовской области на реализацию мероприятий настоящей Программы осуществляется на основании соглашений, заключаемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с органом местного самоуправления.
Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению с учетом средств, предусмотренных на соответствующий год в бюджетах всех уровней и внебюджетных источников.
Орган местного самоуправления ежегодно в сроки, установленные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, представляет, по рекомендуемой субъектом Российской Федерации форме, заявку на реализацию мероприятий настоящей Программы для включения (отбора) их в Программу, осуществляемую органом исполнительной субъекта Российской Федерации.
Раздел 6. "Механизмы реализации Программы"
Реализация мероприятий осуществляется на основе заключенного ежегодного Соглашения между Управлением сельского хозяйства Тамбовской области и Администрацией Тамбовского района.
Механизм управления реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения основываются на формах и методах управления, определяемых государственным заказчиком программы, и направлены на координацию исполнения программных мероприятий, включая мониторинг их реализации, оценку результативности, непосредственный контроль за ходом выполнения мероприятий, подготовку отчетов о реализации, внесение предложений по корректировке программы.
Ответственным исполнителем программы является отдел сельского хозяйства:
проводит мониторинг и подготавливает годовой отчет о ходе реализации программы (далее годовой отчет);
осуществляет реализацию мероприятий программы и вносит предложения о необходимости внесения изменений в программу;
представляет сведения, необходимые для проведения мониторинга и подготовки годового отчета, в срок до 1 марта года, следующего за отчетным;
разрабатывает и принимает на уровне муниципального образования нормативные документы, необходимые для эффективной реализации мероприятий Программы.
Внесение изменений в программу осуществляется по инициативе ответственного исполнителя либо во исполнение поручений администрации района, в том числе с учетом результатов оценки эффективности реализации программы.
Приложение N 1
к муниципальной Программе
развития сельского хозяйства и
регулирование рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия
Тамбовского района на 2020 - 2024 годы
Паспорт
подпрограммы "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства"
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
По состоянию на 01.01.2020 по данным управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (управление Росреестра) в Тамбовском районе значится 173,5 тыс. га. сельскохозяйственных угодий, из них: пахотных земель - 129,3 тыс. га., многолетних насаждений - 3,44 тыс. га., сенокосов - 11,8 тыс. га, пастбищ - 28,6 тыс. га. Залежи пахотных земель в муниципальном районе отсутствуют. Пахотные земли обрабатываются на уровне 99%.
В последние 6 лет в подотрасли растениеводства Тамбовского района отмечается относительно высокий экономический рост. Это, в первую очередь, относится к валовому объему продукции растениеводства (валовой сбор, урожайность, количество минеральных удобрений, внесенных на один га. пашни и др.) и к экономическим показателям работы подотрасли (норма доходности, уровень оплаты труда). В период 2014 - 2020 гг. стоимость валовой продукции растениеводства (в фактических ценах) возросла с 1,6 млрд. руб. до 3,5 млрд. руб. или в 2,2 раза; производство зерна увеличилось с 195,4 тыс. тонн в 2014 году до 307,0 тыс. тонн в 2020 году или в 2 раза, подсолнечника - с 30,6 до 44,2 тыс. тонн или в 1,4 раза, сахарной свеклы - с 155,5 до 180,0 тыс. тонн или 1,1 раза. В то же время за указанный период производство картофеля и овощей практически не изменилось, не происходит и рост посевных площадей, занятых картофелем и овощами. Причина - основные объемы картофеля и овощей открытого грунта, по-прежнему, производятся в личных подсобных хозяйствах населения района и крестьянско-фермерских хозяйствах. По состоянию на 01.01.2020 в районе имеется только одно коллективное хозяйство: АО "Тепличное" в котором на площади 14,0 га выращиваются овощи закрытого грунта (огурцы, томаты, редис, салат и др.) и 9 КФХ, получивших грант на развитие овощеводства на площади 1632 м2.
Прирост объема производства продукции растениеводства, за указанный период, достигнут в результате интенсификации отрасли и, в меньшей степени, за счет увеличения посевной площади сельскохозяйственных культур. За период 2014 - 2020 гг. в хозяйствах всех категорий она возросла с 102,4 до 109,7 тыс. га или на 7,3 тыс. га. Возросла площадь посевов подсолнечника: с 19,7 до 20,6 тыс. га, сахарной свеклы: с 4,1 до 5,5 тыс. га.
Интенсификация производства продукции растениеводства позволила повысить урожайность основных сельскохозяйственных культур. Так, урожайность зерновых культур в среднем возросла с 30,0 до 46,1 центнера с гектара или в 1,5 раз, подсолнечника - с 14 до 21,5 центнеров с гектара или в 1,5 раза.
Достигнутый в настоящее время в районе уровень развития отрасли растениеводства позволяет полностью удовлетворить потребности населения муниципального района в некоторых продуктах питания (овощах, плодах и ягодах).
Невысокий уровень селекции и семеноводства, применяемых технологий и технических средств (механизации), недостаточная обеспеченность органическими и минеральными удобрениями, средствами защиты растений, изношенность материально-технической базы производства и переработки, дефицит квалифицированных кадров не позволяют, в ряде случаев, сельскохозяйственным товаропроизводителям получать, а переработчикам вырабатывать конкурентоспособную продукцию. Ко всем этим вопросам и относится сфера реализации настоящей подпрограммы.
Технический и технологический уровень подотрасли растениеводства, недостаточные знания в области агротехнологий (в том числе интенсивных и ресурсосберегающих) сдерживает массовый переход аграриев Тамбовского района на инновационную модель развития.
Таким образом, возникает необходимость решения вышеуказанных вопросов программно-целевым методом, в том числе оказание мер государственной поддержки развития подотрасли растениеводства, как ведущей подотрасли сельского хозяйства. Важным моментом практической реализации мероприятий подпрограммы является обеспечение продовольственной безопасности населения (по основным видам продуктов питания) и участие сельскохозяйственных товаропроизводителей района в решении вопроса замещения импортных продуктов питания на собственные.
2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы
Приоритетами муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы являются:
оптимизация структуры посевных площадей в соответствии с зональными системами земледелия и повышение урожайности сельскохозяйственных культур;
увеличение экспортного потенциала за счет строительства, реконструкции и модернизации мощностей по подработке, хранению и перевалке продукции растениеводства, сырья и продовольствия;
комплексная модернизация материально-технической базы производства продукции растениеводства и переработки продукции растениеводства;
развитие систем страхования и кредитования подотрасли растениеводства, способствующих ее устойчивому развитию и снижению рисков земледелия;
регулирование рынка продукции растениеводства, сырья и продовольствия, обеспечивающее равные условия конкуренции для сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутренних рынках, а также содействующее продвижению отечественной продукции на внешние рынки;
повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности для ведения рентабельного сельскохозяйственного производства.
Реализация подпрограммы позволит полностью обеспечить население района растениеводческой продукцией и продуктами ее переработки, значительную часть произведенной продукции (зерна, овощей, фруктов, картофеля, подсолнечного масла, хлебобулочных изделий, комбикормов и пр.) поставлять на внутренний, внешний рынки.
Целями настоящей Подпрограммы являются:
обеспечение населения муниципального района продукцией растениеводства и продуктами ее переработки;
повышение конкурентоспособности продукции растениеводства на внутреннем и внешнем рынках;
воспроизводство и повышение эффективности использования сельскохозяйственных угодий (пахотных земель), а также увеличение экологической составляющей в процессе производства растениеводческой продукции.
Задачами настоящей Подпрограммы являются:
увеличение объемов производства и переработки основных видов продукции растениеводства;
модернизация и дальнейшее совершенствование материально-технической базы подотрасли растениеводства;
увеличение уровня рентабельности (доходности) подотрасли растениеводства в целях обеспечения его устойчивого поступательного развития;
совершенствование организационных, материально-технических, агрономических и пр. условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения;
развитие системы мелиорации земель сельскохозяйственного назначения на территории муниципального района.
Подпрограмму предусматривается реализовать в период 2020 - 2024 годов; при необходимости сроки реализации подпрограммы могут быть пересмотрены.
3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые результаты подпрограммы
Показателями (индикаторами) реализации настоящей подпрограммы является производство следующей продукции растениеводства (хозяйствами всех категорий): зерна и зернобобовых культур; сахарной свеклы; картофеля; подсолнечника; овощей.
Реализация мероприятий подпрограммы позволит достичь в 2024 году следующих результатов:
производство продукции растениеводства (в сопоставимых ценах) составит 102,3% к уровню 2019 года;
производство зерновых и зернобобовых культур возрастет до 105% к уровню 2019 года;
производство сахарной свеклы увеличится до 106% к уровню 2019 года;
производство подсолнечника возрастет до 112% к уровню 2019 года;
средняя рентабельность в подотрасли растениеводства в муниципальном районе возрастет с 20 - 25% до 40 - 45%, к уровню 2019 года.
Предполагается, что при благоприятных социально-экономических показателях, конъюнктуре зернового рынка и рынка продуктов питания, индексе потребительских цен и прочих макроэкономических показателях, в подотрасли растениеводства (включая перерабатывающую промышленность) района продолжится реализация инвестиционных проектов и обновление парка машин, механизмов и оборудования. Среднегодовой коэффициент обновления основных производственных фондов отрасли растениеводства к 2024 году составит 20 - 25%. Целевые индикаторы подпрограммы и их значения по годам приведены в приложении N 3 к муниципальной Программе.
Оценка эффективности реализации подпрограммы производится путем сравнения фактически достигнутых значений целевых индикаторов и показателей за соответствующий год с утвержденными (принятыми) на этот год значениями целевых индикаторов и показателей. В процессе оценки эффективности реализации подпрограммы (ее мероприятий) применяются положения (методика) администрации района от 27.02.2015 N 680 "Об утверждении Положения о порядке проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ Тамбовского района".
4. Обобщенная характеристика мероприятий подпрограммы
Основные мероприятия подпрограммы направлены на достижение ее целей и на решение наиболее важных текущих и перспективных задач (см. Паспорт подпрограммы), обеспечивающих поступательное развитие подотрасли растениеводства на основе модернизации и перехода к инновационной модели функционирования. Основные мероприятия подпрограммы приведены в приложении N 4 муниципальной Программы.
Одновременно в рамках участия сельскохозяйственных товаропроизводителей Тамбовского района в государственной Программе Тамбовской области развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области, утвержденной постановлением администрации области от 21.11.2012 N 1443 (с изм.), предполагается реализация следующих основных мероприятий:
развитие элитного семеноводства, в том числе за счет:
субсидирования части затрат на приобретение элитных семян;
субсидирования приобретения машин и оборудования для сортировки, сушки и доработки семенного материала;
субсидирование строительства, модернизации и реконструкции складских помещений для хранения семян;
субсидирование части затрат на приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями новой специализированной тракторной и сельскохозяйственной техники, произведенной на единой территории Таможенного союза, либо на территориях других стран, если аналоги не производятся на единой таможенной территории Таможенного союза;
субсидирование части затрат на приобретение нового оборудования для фруктохранилищ, в том числе оборудования для сортировки, калибровки и упаковки;
поддержка плодородия почвы, включающая части затрат сельхозтоваропроизводителям на проведения агрохимических и эколого-токсикологических обследований земель сельскохозяйственного назначения;
борьба с особо опасными вредителями и вредителями, имеющими массовое распространение;
государственная поддержка кредитования подотрасли растениеводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства, включает в себя:
льготные краткосрочные кредиты (займы) на развитие растениеводства, переработку и реализацию продукции растениеводства;
льготные инвестиционные кредиты (займы) на развитие растениеводства, переработку и развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства и приобретение техники;
управление рисками в подотрасли растениеводства при помощи субсидирования на возмещения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии;
поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства.
Перечень мероприятий государственной Программы Тамбовской области не является окончательным и может быть дополнен и/или изменен. Перечень мероприятий доводится до субъектов Российской Федерации нормативно-правовыми актами Правительства РФ, Минсельхоза России.
Раздел 5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
При определении ресурсного обеспечения подпрограммы учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере как на федеральном, так и на региональном уровнях, высокая экономическая, социальная и политическая значимость проблемы и реальная возможность ее решения только при значительной федеральной поддержке; софинансирования на региональном уровне, в т.ч. вовлечении в хозяйственную и инвестиционную деятельность всех участников реализации подпрограммы (сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности), включая сельское население.
Настоящая подпрограмма реализуется за счет средств федерального бюджета, бюджетов Тамбовской области, муниципального района (при условии, что финансовые средства прописаны в бюджете муниципального района на соответствующий календарный период (год) и приведены в настоящей подпрограмме), а также внебюджетных источников.
Общий объем финансирования подпрограммы на период 2020 - 2024 гг. составляет 2000,0 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: за счет средств федерального бюджета - 0,0 тыс. руб., за счет средств областного бюджета - 0,0 тыс. руб., за счет средств районного бюджета - 0,0 тыс. руб., за счет средств внебюджетных источников - 2000,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования подпрограммы по источникам финансирования и направлениям расходования (ответственным исполнителям) денежных средств приведены в Приложении N 5 муниципальной Программе.
Предоставление организациям агропромышленного комплекса района (всех форм собственности) средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации (Тамбовской области) на реализацию тех или иных мероприятий настоящей подпрограммы (в т.ч. указанных в разделе 4 подпрограммы) осуществляется на основании соглашений, заключаемых администрацией Тамбовского района с органом исполнительной власти Тамбовской области (управлением сельского хозяйства области), а также органом исполнительной власти Тамбовской области с организациями (предприятиями) и крестьянско-фермерскими хозяйствами муниципального района. При этом средства федерального и областного бюджетов имеют четкое целевое назначение. Контроль за целевым расходованием финансовых средств осуществляют государственные органы финансового контроля и уполномоченный орган исполнительной власти Тамбовской области (управление сельского хозяйства области).
Объемы финансирования подпрограммы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению (корректировке) с учетом средств, предусмотренных на соответствующий год в бюджетах всех уровней и внебюджетных источников.
Раздел 6. Механизм реализации подпрограммы
Механизм реализации подпрограммы базируется на принципах партнерства организаций (предприятий) агропромышленного комплекса муниципального района (всех форм собственности), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников подпрограммы.
При реализации подпрограммы используется комплекс взаимосвязанных административных, правовых, экономических и технологических мер, регулирующих отношения региональных и муниципальных органов управления агропромышленным комплексом и исполнителей в процессе реализации подпрограммы.
Нормативно-правовая основа практической реализации мероприятий подпрограммы (виды предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий, в т.ч. уровни софинансирования мероприятий за счет федерального и регионального бюджетов, порядок предоставления заявок сельскохозяйственными товаропроизводителями, перечень, представляемых документов, сроки подачи документов и пр.) изложена в постановлении администрации области от 01.02.2017 N 75 (с изменениями) "Об утверждении правил предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на финансирование мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области (с изменениями и дополнениями).
Муниципальным заказчиком и разработчиком настоящей подпрограммы является администрация Тамбовского района.
Отдел сельского хозяйства администрации района выступает в роли ответственного исполнителя подпрограммы; несет ответственность за реализацию подпрограммы в целом, достижение целевых индикаторов, обеспечивает (координирует) согласованные действия участников подпрограммы по подготовке и реализации программных мероприятий.
Участниками настоящей подпрограммы являются сельскохозяйственные товаропроизводители всех форм собственности, предприятия перерабатывающей промышленности Тамбовского района.
Ответственный исполнитель подпрограммы:
несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию программных мероприятий, осуществляет мониторинг эффективного использования финансовых средств, выделенных на реализацию мероприятий подпрограммы из бюджетов разных уровней;
разрабатывает (в пределах своих полномочий) на уровне муниципального образования нормативные правовые акты (документы), необходимые для эффективной реализации мероприятий подпрограммы;
взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти (при необходимости) и органами исполнительной власти Тамбовской области в рамках практической реализации подпрограммы;
в соответствии с постановлением администрации района от 17.06.2013 N 2111 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных программ Тамбовского района" с учетом оценки эффективности реализации настоящей подпрограммы вносит предложения по изменению содержания программных мероприятий (их срокам, объемам финансирования, объектам и т.п.);
совместно с заинтересованными структурными подразделениями администрации района обеспечивает (при необходимости) своевременную подготовку проектной документации на строительство (реконструкцию) объектов инженерной инфраструктуры, осуществляемое в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе района;
в установленные сроки вносит предложения по уточнению (корректировке) финансовых затрат по мероприятиям подпрограммы на очередной финансовый год;
осуществляет подготовку информации (в части касающейся) о ходе реализации мероприятий подпрограммы (по итогам года);
в установленные сроки (до 01 марта года, следующего за отчетным) направляет ее руководству администрации района.
Кроме того, ответственный исполнитель:
обеспечивает заинтересованность (мотивирует) сельскохозяйственных товаропроизводителей Тамбовского района в развитии подотрасли растениеводства;
оказывает необходимое консультирование и методическую поддержку организациям агропромышленного комплекса района;
организует от имени администрации муниципального района (при необходимости) заключение Соглашения с уполномоченным органом исполнительной власти Тамбовской области (управлением сельского хозяйства области) о реализации мероприятий, направленных на развитие подотрасли растениеводства, в том числе с установлением целевых показателей (индикаторов) в указанной сфере деятельности;
целевые показатели устанавливаются на каждый календарный период (год) реализации подпрограммы;
в установленные сроки организует размещение на официальном сайте администрации района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о ходе и результатах реализации подпрограммы;
осуществляет анализ использования привлеченных внебюджетных средств и разрабатывает предложения по повышению использования финансовых ресурсов на реализацию подпрограммы.
Оценка эффективности подпрограммы (ее мероприятий) производится в соответствии с порядком и критериями, утвержденными постановлением администрации района от 27.02.2015 N 680 "Об утверждении Положения о порядке проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ Тамбовского района".
Приложение N 2
к муниципальной Программе
развития сельского хозяйства и
регулирование рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия
Тамбовского района на 2020 - 2024 годы
Паспорт
Подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства"
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
В настоящее время в Российской Федерации, в Тамбовской области и Тамбовском районе наблюдается относительное увеличение молочного и мясного производства. Сложившийся в последние 4 - 6 лет диспаритет потребительских цен на продукцию сельского хозяйства и промышленные товары, снижение уровня обеспеченности животными кормами, монополия перерабатывающих предприятий при установлении оптово-закупочных цен и ряд других объективных и субъективных причин привели к существенному сокращению численности поголовья молочного стада, валового производства и реализации молока (молочного сырья). Сегодня эти негативные моменты в развитии подотрасли животноводства удается переломить.
По состоянию на 01.01.2020 численность поголовья крупного рогатого скота в сельскохозяйственных предприятиях и КФХ Тамбовского района составляет 11,8 тыс. голов, в т.ч. коров - 4,7 тыс. голов.
Предпринятые в период 2014 - 2020 годов меры по ускоренному развитию животноводства (в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса") частично приостановили спад численности поголовья молочного скота. Наметилась его относительная стабилизация; у руководителей глав КФХ животноводческих предприятий появилась экономическая заинтересованность в развитии молочного скотоводства.
Разработка подпрограммы необходима для создания и укрепления организационно-экономических условий эффективного развития мясного и молочного скотоводства Тамбовского района, насыщения рынка качественной мясной и молочной продукцией собственного производства, удовлетворения потребностей населения района в мясных и молочных продуктах как основы продовольственной безопасности региона, повышения уровня жизни населения за счет создания новых рабочих мест со стабильной оплатой труда. Одним из наиболее социально значимых моментов подпрограммы будет являться возможность вовлечения личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ) населения в общую схему создания мясного и молочного подкомплекса Тамбовского района.
Мясной и молочный подкомплекс по своему значению является одной из важнейших составляющих агропромышленного комплекса муниципального района для снабжения населения молоком, мясом и обеспечения занятости.
Необходимо отметить социально-экономическую значимость развития молочного и мясного животноводства в малых формах хозяйствования. Увеличение производства молочного и мясного сырья в крестьянско-фермерских хозяйствах (далее - КФХ) и личных подсобных хозяйствах (далее - ЛПХ) позволяет повысить доступность молочных и мясных продуктов для населения, обеспечить получение дополнительного дохода граждан, живущих на селе, способствует росту занятости сельского населения.
За период 2012 - 2019 годов в районе созданы и функционирует 66 КФХ (в рамках мероприятий государственной Программы Тамбовской области "начинающий фермер", "семейные животноводческие фермы", "Агростартап") и около 30,0 тысяч ЛПХ, общая доля которых в районном производстве молока составляет 55 - 60%.
Производство сельскохозяйственной продукции в КФХ из года в год увеличивается. Это происходит преимущественно за счет укрупнения КФХ и создания новых. При строительстве современных, в т.ч. семейных молочных животноводческих ферм повышается техническая оснащенность, совершенствуется технология производства. В период 2012 - 2019 годов в районе построены и введены в эксплуатацию 20 семейных животноводческих ферм, эта работа будет продолжена и в дальнейшем.
Крестьянско-фермерские хозяйства имеют определенный потенциал для развития подотрасли молочного животноводства. Спрос на сырое молоко со стороны молокоперерабатывающих предприятий со временем будет только возрастать, а КФХ, работающие, в отличие от крупных корпоративных структур, без лишнего управленческого аппарата, высоких накладных, логистических издержек и пр., способны наладить эффективное управление небольшими молочными животноводческими фермами, расположенными на территории муниципального района по "кластерному принципу".
Кроме того, поддержка развития КФХ во многом будет способствовать частичному уменьшению безработицы, снятию социального напряжения в обществе, улучшению демографического положения на селе и повышению качества жизни сельского населения.
Сегодня в Тамбовском районе сформирована система сельскохозяйственных потребительских кооперативов, осуществляющих закупку продукции у КФХ и населения и его последующую сдачу на перерабатывающие предприятия области, которые имеют производственные мощности. Таким образом, малые формы хозяйствования имеют стабильный рынок сбыта по относительно высокой гарантированной цене. В то же время, система сельскохозяйственных потребительских закупочных кооперативов в районе нуждается в дальнейшем совершенствовании и развитии.
В целях повышения продуктивности дойных коров и развития молочного скотоводства в малых формах хозяйствования, их необходимо обеспечить высокопродуктивным молочным скотом из племенных хозяйств Тамбовского района, других муниципальных районов области. Проведение данной работы позволит в среднесрочной перспективе заменить низкопродуктивный скот на более продуктивный.
Стабилизацию и увеличение объемов производства молока и мяса в районе следует рассматривать как проблему государственного значения, решение которой позволит, научно обоснованно, и в интересах населения района удовлетворить спрос на молоко, молочные продукты и мясо за счет собственного производства.
Для ускоренного развития подотрасли молочного и мясного скотоводства Тамбовский район, как один из крупных сельскохозяйственных производителей области, располагает необходимыми ресурсами:
достаточные площади земельных угодий и пастбищ для производства необходимых кормов;
обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей, в т.ч. строящихся новых молочных комплексов сельскохозяйственными угодьями для кормопроизводства составляет 100%;
наличие высокопродуктивных пород молочного скота (черно-пестрая, симментальская и др.) в коллективных хозяйствах и КФХ района;
наличие трудовых ресурсов;
близость к областному центру, как одному из стабильных рынков сбыта готовой продукции;
налаженное взаимодействие с областными и районными службами в сфере ветеринарии (например, с ТОГБУ "Тамбовская районная станция по борьбе с болезнями животных").
В то же время, причинами, которые замедляют процесс развития молочного скотоводства в муниципальном районе являются:
консерватизм ряда руководителей животноводческих хозяйств; относительно низкие темпы структурно-технологической модернизации в молочном скотоводстве и обновления основных производственных фондов;
недостаточный уровень производства высококачественных кормов по причине высокого износа кормозаготовительной техники; высокая цена белково-витаминных добавок, витаминно-минеральных премиксов, жмыха, шрота и пр., применяемых в процессе приготовления кормов;
недостаточная численность (удельный вес в общем количестве) высокопродуктивного скота, низкий удельный вес животноводческих ферм с современными технологиями и оборудованием, недостаточный уровень сбалансированного кормления;
низкая обеспеченность финансовыми и инвестиционными ресурсами сельскохозяйственных товаропроизводителей района; сложности в привлечении инвестиционных кредитных ресурсов для целей строительство новых производств, в т.ч. перерабатывающих мощностей;
наличие низкопродуктивного скота в ЛПХ населения; относительно невысокая товарность производимого в ЛПХ населения молочного сырья;
дефицит квалифицированных кадров, в т.ч. в области зоотехники, ветеринарии, вызванный недостаточным уровнем и качеством жизни на селе.
Острота вышеизложенных проблем усугубляется недостатками комплексных научных разработок с системным подходом, что сдерживает инновационный процесс развития интенсивного молочного и мясного скотоводства, особенно в вопросах повышения эффективности отрасли за счет внедрения новых энерго и ресурсосберегающих технологий.
Так, например, убыточность производства говядины не позволяла, какое-то время, своевременно проводить обновление технологического оборудования, обеспечивать полноценное кормление животных, особенно комбикормами, что негативно отразилось на объемных показателях работы подотрасли.
Экономические проблемы в развитии отрасли молочного и мясного скотоводства повлекли за собой дефицит квалифицированных зооветеринарных специалистов, имеющих опыт работы в данной сфере, научные разработки практически не осуществляются.
Стратегия и основное направление развития мясного и молочного скотоводства в районе должны быть направлены на создание стартовых, технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития подотрасли.
В связи с сокращением в последние годы поголовья молочного скота, за счет которого, в основном, и обеспечивалась потребность населения в говядине, возникла необходимость развития мясного скотоводства, которое может быть конкурентоспособным лишь при условии минимизации затрат (снижения себестоимости) на производство говядины, максимального увеличения продолжительности пастбищного периода содержания скота, а также применения ресурсосберегающих технологий.
Таким образом, возникает необходимость решения вышеуказанных вопросов программно-целевым методом, в том числе оказание мер государственной поддержки развития животноводства, как одной из ведущей подотрасли сельского хозяйства.
2. Приоритеты региональной государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы
Увеличение объемов производства молока в Тамбовском районе следует рассматривать как проблему государственного значения, решение которой позволит в перспективе научно-обоснованно и в интересах населения муниципального района удовлетворить спрос на молоко и молочные продукты за счет собственного производства.
Приоритетами в сфере реализации подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" являются:
строительство современных, технологичных молочных животноводческих комплексов на 1200 и более голов крупного рогатого скота с созданием соответствующей кормовой базы;
стимулирование крестьянско-фермерских, личных подсобных хозяйств населения муниципального района в дальнейшем развитии молочного скотоводства;
улучшение кормопроизводства (в т.ч. развитие комбикормовой промышленности) с целью обеспечения поголовья крупного рогатого скота полноценными кормами собственного производства в полном объеме;
повышение технической оснащенности существующих животноводческих ферм, совершенствование технологии производства;
строительство, реконструкция и модернизация помещений для выращивания высокопродуктивного молодняка крупного рогатого скота.
Целями настоящей Подпрограммы являются:
создание организационных, экономических, технологических и пр. условий в целях дальнейшего стимулирования устойчивого развития подотрасли животноводства (во всех категориях хозяйств), в т.ч. специализированного мясного скотоводства;
обеспечение населения муниципального района продукцией (продуктами) животноводства на уровне рекомендуемых норм питания.
Задачами настоящей Подпрограммы являются:
укрепление племенной базы молочного и мясного скотоводства;
строительство, реконструкция и модернизация животноводческих комплексов (ферм) по производству молока и мяса;
увеличение производства молока и мяса за счет развития молочного и мясного скотоводства в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и личных подсобных хозяйствах граждан;
увеличение поголовья животных специализированных мясных пород и помесных животных с внедрением новых технологий их содержания и кормления.
Подпрограмма реализуется в один этап. Срок реализации подпрограммы - 2020 - 2024 годы. При необходимости сроки реализации подпрограммы могут быть пересмотрены, в т.ч. продлены.
3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы
Показателями (индикаторами) реализации подпрограммы являются:
производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе);
производство молока в хозяйствах всех категорий;
надой молока на одну корову во всех категориях хозяйств;
обеспеченность населения муниципального района молоком (по рекомендованным нормам) за счет собственного производства;
численность поголовья коров во всех категориях хозяйств; выход телят на 100 коров.
Косвенно к показателями реализации подпрограммы можно отнести факт отсутствия на территории муниципального района массовых инфекционных болезней среди сельскохозяйственных животных в течение того или иного срока (календарного года) подпрограммы. Информацию по данному вопросу в рамках взаимодействия с органами исполнительной власти области можно получать в управлении ветеринарии Тамбовской области (ТОГБУ "Тамбовская районная станция по борьбе с болезнями животных").
Программные мероприятия, в т.ч. государственной Программы Тамбовской области, по стимулированию развития молочного скотоводства направлены на стабилизацию маточного поголовья скота, рост численности поголовья коров в сельскохозяйственных организациях, КФХ и личных подсобных хозяйствах граждан, увеличение продуктивности дойного стада; создание условий для устойчивого развития отрасли животноводства, предполагающих строительство новых животноводческих комплексов (ферм), реконструкцию действующих.
Реализация мероприятий подпрограммы позволит достичь в 2024 году следующих результатов:
увеличить производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий до 3,8 тыс. тонн (в живом весе);
увеличить производства молока в хозяйствах всех категорий до 34,0 тыс. тонн;
обеспечить население муниципального района молоком за счет собственного производства на 100%;
увеличение численности товарного поголовья коров специализированных мясных пород в сельскохозяйственных организациях и КФХ до 1150 голов.
Решение поставленных задач, а равно и достижение запланированных показателей, обеспечит повышение производительности труда в подотрасли животноводства, приведет к росту валовой продукции сельского хозяйства в муниципальном районе, повысит занятость сельского населения (в т.ч. самозанятость в сфере сельского хозяйства) и обеспечит дополнительное поступление налоговых платежей в бюджеты всех уровней.
Целевые индикаторы подпрограммы и их значения по годам приведены в приложении N 3 к муниципальной Программе.
Оценка эффективности реализации подпрограммы производится путем сравнения фактически достигнутых значений целевых индикаторов и показателей за соответствующий год с утвержденными (принятыми) на этот год значениями целевых индикаторов и показателей. В процессе оценки эффективности реализации подпрограммы (ее мероприятий) применяются положения (методика) постановления администрации района от 27.02.2015 N 680 "Об утверждении Положения о порядке проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ Тамбовского района".
4. Обобщенная характеристика мероприятий подпрограммы
Основные мероприятия подпрограммы направлены на достижение ее целей и на решение наиболее важных текущих и перспективных задач (см. Паспорт подпрограммы), обеспечивающих поступательное развитие подотрасли животноводства на основе модернизации и перехода к инновационной модели функционирования; создание и формирование в агропромышленном комплексе района инновационной среды. Мероприятия направлены на количественные и качественные изменения технической базы производства животноводческой продукции, механизмов управления подотраслью, использование новых технологий производства и сбыта готовой продукции.
Основные мероприятия подпрограммы приведены в приложении N 4 муниципальной Программы.
Одновременно в рамках участия сельскохозяйственных товаропроизводителей Тамбовского района в государственной Программе Тамбовской области развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области, утвержденной постановлением администрации области от 21.11.2012 N 1443 (с изм.), предполагается реализация следующих основных мероприятий:
субсидирование приобретения оборудования, машин и механизмов для молочного скотоводства;
субсидирование строительства, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов (ферм) по производству молока на базе современных технологических решений;
субсидирование покупки телок и нетелей для комплектования товарных стад;
субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), крестьянским (фермерским) хозяйствам на приобретение белково-витаминных кормов, включая жмых, шрот, мясокостную и рыбную муку, витаминных премиксов, витаминно-минеральных премиксов, аминокислот для свиноводства в размере 40 процентов фактических затрат (без НДС), включая затраты;
субсидии на содержание племенного маточного поголовья;
субсидирование затрат молокоперерабатывающих предприятий района и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих переработку молока, на закупку молока у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, КФХ, сельскохозяйственных потребительских кооперативов и сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Перечень мероприятий государственной Программы Тамбовской области не является окончательным и может быть дополнен и/или изменен. Перечень мероприятий доводится до субъектов Российской Федерации нормативно-правовыми актами Правительства РФ, Минсельхоза России.
С участием и при государственной поддержке управления сельского хозяйства области продолжится работа по организации молочных семейных ферм на базе существующих и вновь создаваемых КФХ. Этой работой планируется охватить как можно большее число сельских советов муниципального района.
Развитие мясного скотоводства в Тамбовском районе станет одним из инструментом в реализации стратегических направлений устойчивого развития подотрасли животноводства, снабжения населения района мясом говядины; мясное направление в скотоводстве - это часть приоритетных направлений в развитии агропромышленного комплекса Тамбовского района.
Раздел 5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
При определении ресурсного обеспечения подпрограммы учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере как на федеральном, так и на региональном уровнях, высокая экономическая, социальная и политическая значимость проблемы и реальная возможность ее решения только при значительной федеральной поддержке; софинансирования на региональном уровне, в т.ч. вовлечении в хозяйственную и инвестиционную деятельность всех участников реализации подпрограммы (сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности), включая сельское население.
Настоящая подпрограмма реализуется за счет средств федерального бюджета, бюджетов Тамбовской области, муниципального района (при условии, что финансовые средства прописаны в бюджете муниципального района на соответствующий календарный период (год) и приведены в настоящей подпрограмме), а также внебюджетных источников.
Общий объем финансирования подпрограммы на период 2020 - 2024 гг. составляет 350,0 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: за счет средств федерального бюджета - 0,0 тыс. руб., за счет средств областного бюджета - 0,0 тыс. руб. за счет средств районного бюджета - 0,0 тыс. руб. за счет средств внебюджетных источников - 350,0 тыс. руб.
Объемы финансирования подпрограммы по источникам финансирования и направлениям расходования (ответственным исполнителям) денежных средств приведены в Приложении N 4 муниципальной Программы.
Предоставление организациям агропромышленного комплекса района (всех форм собственности) средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации (Тамбовской области) на реализацию тех или иных мероприятий настоящей подпрограммы (в т.ч. указанных в разделе 4 подпрограммы) осуществляется на основании соглашений, заключаемых администрацией Тамбовского района с органом исполнительной власти Тамбовской области (управлением сельского хозяйства области), а также органом исполнительной власти Тамбовской области с организациями (предприятиями) и крестьянско-фермерскими хозяйствами муниципального района. При этом средства федерального и областного бюджетов имеют четкое целевое назначение. Контроль за целевым расходованием финансовых средств осуществляют государственные органы финансового контроля и уполномоченный орган исполнительной власти Тамбовской области (управление сельского хозяйства области).
Объемы финансирования подпрограммы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению (корректировке) с учетом средств, предусмотренных на соответствующий год в бюджетах всех уровней и внебюджетных источников.
Раздел 6. Механизм реализации подпрограммы
Механизм реализации подпрограммы базируется на принципах партнерства организаций (предприятий) агропромышленного комплекса муниципального района (всех форм собственности), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников подпрограммы.
При реализации подпрограммы используется комплекс взаимосвязанных административных, правовых, экономических и технологических мер, регулирующих отношения региональных и муниципальных органов управления агропромышленным комплексом и исполнителей в процессе реализации подпрограммы.
Нормативно-правовая основа практической реализации мероприятий подпрограммы (виды предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий, в т.ч. уровни софинансирования мероприятий за счет федерального и регионального бюджетов, порядок предоставления заявок сельскохозяйственными товаропроизводителями, перечень, представляемых документов, сроки подачи документов и пр.) изложена в постановлении администрации области от 01.02.2017 N 75 (с изменениями) "Об утверждении правил предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на финансирование мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области (с изменениями и дополнениями).
Муниципальным заказчиком и разработчиком настоящей подпрограммы является администрация Тамбовского района.
Отдел сельского хозяйства администрации района выступает в роли ответственного исполнителя подпрограммы; несет ответственность за реализацию подпрограммы в целом, достижение целевых индикаторов, обеспечивает (координирует) согласованные действия участников подпрограммы по подготовке и реализации программных мероприятий.
Участниками настоящей подпрограммы являются сельскохозяйственные товаропроизводители всех форм собственности, предприятия перерабатывающей промышленности Тамбовского района.
Ответственный исполнитель подпрограммы:
несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию программных мероприятий, осуществляет мониторинг эффективного использования финансовых средств, выделенных на реализацию мероприятий подпрограммы из бюджетов разных уровней;
разрабатывает (в пределах своих полномочий) на уровне муниципального образования нормативные правовые акты (документы), необходимые для эффективной реализации мероприятий подпрограммы;
взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти (при необходимости) и органами исполнительной власти Тамбовской области в рамках практической реализации подпрограммы;
в соответствии с постановлением администрации района от 17.06.2013 N 2111 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных программ Тамбовского района" с учетом оценки эффективности реализации настоящей подпрограммы вносит предложения по изменению содержания программных мероприятий (их срокам, объемам финансирования, объектам и т.п.);
в установленные сроки вносит предложения по уточнению (корректировке) финансовых затрат по мероприятиям подпрограммы на очередной финансовый год;
осуществляют подготовку информации (в части касающейся) о ходе реализации мероприятий подпрограммы (по итогам года); в установленные сроки (до 01 марта года, следующего за отчетным) направляет ее руководству администрации района;
Кроме того, ответственный исполнитель:
обеспечивает заинтересованность (мотивирует) сельскохозяйственных товаропроизводителей Тамбовского района в развитии подотрасли животноводства;
оказывает необходимое консультирование и методическую поддержку организациям агропромышленного комплекса района;
организует от имени администрации муниципального района (при необходимости) заключение Соглашения с уполномоченным органом исполнительной власти Тамбовской области (управлением сельского хозяйства области) о реализации мероприятий, направленных на развитие подотрасли растениеводства, в том числе с установлением целевых показателей (индикаторов) в указанной сфере деятельности; целевые показатели устанавливаются на каждый календарный период (год) реализации подпрограммы;
в установленные сроки организует размещение на официальном сайте администрации района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о ходе и результатах реализации подпрограммы;
осуществляет анализ использования бюджетных средств, привлеченных внебюджетных средств и разрабатывает предложения по повышению использования финансовых ресурсов на реализацию подпрограммы.
Оценка эффективности подпрограммы (ее мероприятий) производится в соответствии с порядком и критериями, утвержденными постановлением администрации района от 27.02.2015 N 680 "Об утверждении Положения о порядке проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ Тамбовского района".
Приложение N 3
к муниципальной Программе
развития сельского хозяйства и
регулирование рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия
Тамбовского района на 2020 - 2024 годы
Перечень
показателей (индикаторов) муниципальной Программы
N |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2018 (базовый) |
Прогноз по годам реализации Программы |
Отношение 2024 г. к 2018 г. в % |
|||||
2019 (факт) |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
11 |
|
1 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) |
% к предыдущем у году |
97,6 |
102,6 |
101,9 |
103,0 |
103,7 |
101,1 |
101,9 |
104,4% |
2 |
Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) |
% к предыдущем у году |
96,6 |
105,0 |
102,8 |
104,2 |
105,2 |
101,7 |
102,3 |
105,9% |
3 |
Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) |
% к предыдущем у году |
100,0 |
95,2 |
99,5 |
99,7 |
99,4 |
99,6 |
100,4 |
100,4% |
4 |
Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) |
рублей |
29420 |
33556 |
33824 |
34162 |
34504 |
34849 |
35197 |
119% |
5 |
Производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе) |
тонн |
4800 |
4380 |
4000 |
3900 |
3900 |
3850 |
3850 |
0,80% |
6 |
Производство молока в хозяйствах всех категорий |
тонн |
35000 |
32750 |
32800 |
32820 |
32880 |
33300 |
34000 |
0,97% |
|
в том числе производство молока сельскохозяйственных организациях и КФХ |
|
19410 |
19500 |
19900 |
19950 |
19950 |
20000 |
20130 |
104% |
7 |
Производство продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий: |
тыс. тонн |
|
|
|
|
|
|
|
|
зерна (в весе после подработки) |
|
190,9 |
198,8 |
302,0 |
205,1 |
205,4 |
208,0 |
208,8 |
109,3% |
|
сахарной свеклы в хозяйствах всех категорий |
|
191,0 |
188,4 |
179,6 |
194,1 |
196,0 |
198,0 |
200,0 |
104,7% |
|
подсолнечника в хозяйствах всех категорий |
|
31,3 |
38,8 |
34,2 |
41,1 |
41,7 |
41,8 |
43,6 |
139% |
|
картофеля в хозяйствах всех категорий |
|
49,3 |
51,3 |
51,1 |
51,7 |
52,3 |
52,6 |
53,5 |
108% |
|
в том числе валовый сбор картофеля в сельскохозяйственных организациях и КФХ |
|
11,4 |
11,9 |
10,0 |
11,5 |
12,0 |
12,0 |
12,0 |
105% |
|
овощей в хозяйствах всех категорий |
|
24,3 |
24,9 |
25,4 |
28,9 |
34,6 |
36,1 |
37,5 |
146% |
|
в том числе валовый сбор овощей открытого грунта в сельскохозяйственных организациях и КФХ |
|
1,27 |
1,4 |
0,8 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
0,78% |
|
плодов и ягод в хозяйствах всех категорий |
|
8,6 |
9,3 |
9,3 |
11,5 |
11,9 |
12,0 |
12,4 |
144% |
|
8 |
Площадь закладки многолетних насаждений |
га |
30 |
30 |
15,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
9 |
Внесение минеральных удобрений |
тонн в д.в. |
6512 |
6755 |
7271 |
7634,6 |
8014,4 |
8415,9 |
8833,7 |
135% |
14 |
Доля площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов, занятой семенами сортов растений |
% |
4,5 |
4,7 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
111,0% |
15 |
Ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель |
тыс. га |
0,30 |
0,27 |
0,121 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
16 |
Объемы реализации производителями сельскохозяйственной техники, новой техники сельскохозяйственным товаропроизводителям: тракторов |
штук |
10 |
12 |
9 |
10 |
10 |
12 |
12 |
120% |
17 |
Объемы реализации производителями сельскохозяйственной техники, новой техники сельскохозяйственным товаропроизводителям: комбайнов зерноуборочных |
штук |
5 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
140% |
18 |
Объемы реализации производителями сельскохозяйственной техники, новой техники сельскохозяйственным товаропроизводителям: комбайнов кормоуборочных |
штук |
* |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
|
19 |
Численность товарного поголовья коров специализированных мясных пород в сельскохозяйственных организациях и КФХ |
голов |
1030 |
1000 |
1000 |
1045 |
1050 |
1100 |
1150 |
111% |
20 |
Численность племенного условного маточного поголовья сельскохозяйственных животных к уровню предыдущего года |
тыс. условных голов |
1145 |
1145 |
1145 |
1145 |
1180 |
1200 |
1200 |
105% |
Приложение N 4
к муниципальной Программе
развития сельского хозяйства и
регулирование рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия
Тамбовского района на 2020 - 2024 годы
Перечень*
мероприятий муниципальной Программы
N |
Наименование программы, основного мероприятия |
Ответственный исполнитель, соисполнители |
Ожидаемые непосредственные результаты |
Объемы финансирования, тыс. рублей, в т.ч. |
|||||||
наименование |
единица измерения |
значение (по годам реализации мероприятия) |
по годам, всего |
федеральный бюджет |
областной бюджет |
районный бюджет |
внебюджетные средства |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
Подпрограмма "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" | |||||||||||
1. |
Реализация мероприятий в рамках муниципальной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовского района на 2020 - 2024 годы, предприятия АПК Тамбовского района всех форм собственности) |
Отдел сельского хозяйства администрации района; органы управления АПК Тамбовской области; организации (предприятия) АПК муниципального района (всех форм собственности) |
Рост объемов (индекса) продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) |
% к уровню прошлого периода (года) |
2020 |
102,8 |
|
н/д |
н/д |
|
н/д |
2021 |
104,2 |
|
н/д |
н/д |
|
н/д |
|||||
2022 |
105,2 |
|
н/д |
н/д |
|
н/д |
|||||
2023 |
101,7 |
|
н/д |
н/д |
|
н/д |
|||||
2024 |
102,3 |
|
н/д |
н/д |
|
н/д |
|||||
2. |
Приобретение сельскохозяйственной техники (трактора, зерно и свеклоуборочные комбайны, культиваторы, пресс-подборщики и др.), навесного и пр. оборудования (узлов и агрегатов) предприятиями и организациями АПК района всех форм собственности; обновление основных производственных фондов |
Отдел сельского хозяйства администрации района; организации (предприятия) АПК муниципального района (всех форм собственности); лизинговые компании и др. |
Стоимость основных производственных фондов (ОПФ), приобретенных предприятиями (организациями) АПК муниципального района в течение отчетного периода (года) |
тыс. рублей |
2020 |
|
350,0 |
н/д |
н/д |
- |
350,0 |
2021 |
|
380,0 |
н/д |
н/д |
- |
380,0 |
|||||
2022 |
|
400,0 |
н/д |
н/д |
- |
400,0 |
|||||
2023 |
|
420,0 |
н/д |
н/д |
- |
420,0 |
|||||
2024 |
|
450,0 |
н/д |
н/д |
- |
450,0 |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Всего по Подпрограмме: |
2000,0 |
- |
- |
- |
2000,0 |
||||||
Подпрограмма "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" | |||||||||||
1. |
Реализация мероприятий в рамках муниципальной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовского района на 2020 - 2024 годы, предприятия АПК Тамбовского района всех форм собственности) |
Отдел сельского хозяйства администрации района; органы управления АПК Тамбовской области; организации (предприятия) АПК муниципального района (всех форм собственности) |
Рост объемов (индекса) продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) |
% к уровню прошло го периода (года) |
2020 |
99,5 |
- |
н/д |
н/д |
- |
н/д |
2021 |
99,7 |
- |
н/д |
н/д |
- |
н/д |
|||||
2022 |
99,4 |
|
н/д |
н/д |
|
н/д |
|||||
2023 |
99,6 |
|
н/д |
н/д |
|
н/д |
|||||
2024 |
100,4 |
|
н/д |
н/д |
|
н/д |
|||||
2. |
Приобретение сельскохозяйственных животных сельскохозяйственными организациями всех форм собственности в целях пополнения (замены) численности поголовья (в т.ч. продуктивного стада) |
Отдел сельского хозяйства администрации района; организации (предприятия) АПК муниципального района (всех форм собственности) |
Численность поголовья крупного рогатого скота (коровы, свинопоголовье, овцы и козы) в хозяйствах всех категорий муниципального района |
тыс. рублей |
2020 |
|
60,0 |
н/д |
н/д |
- |
60,0 |
2021 |
|
65,0 |
н/д |
н/д |
- |
65,0 |
|||||
2022 |
|
70,0 |
н/д |
н/д |
|
70,0 |
|||||
2023 |
|
75,0 |
н/д |
н/д |
|
75,0 |
|||||
2024 |
|
80,0 |
н/д |
н/д |
|
80,0 |
|||||
Всего по Подпрограмме: |
350,0 |
н/д |
н/д |
- |
350,0 |
* примечание: настоящий Перечень мероприятий не является окончательным и по предложениям структурных подразделений администрации Тамбовского района и/или сельских поселений района, юридических лиц может быть дополнен и/или изменен;
Приложение N 5
к муниципальной Программе
развития сельского хозяйства и
регулирование рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия
Тамбовского района на 2020 - 2024 годы
Ресурсное обеспечение
муниципальной Программы
Статус |
Наименование муниципальной программы (подпрограммы) Тамбовского района, мероприятия |
Ответственный исполнитель, соисполнители |
Объем финансирования, тыс. рублей, в т.ч. |
||||
по годам, всего |
федеральный бюджет |
областной бюджет |
районный бюджет |
внебюджетные источники |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Муниципальная программа |
Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовского района на 2020 - 2024 |
Отдел сельского хозяйства |
2350,0 |
н/д |
н/д |
н/д |
2350,0 |
Подпрограмма "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" |
Отдел сельского хозяйства |
2000,0 |
н/д |
н/д |
н/д |
2000,0 |
|
Подпрограмма "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции растениеводства" |
Отдел сельского хозяйства |
350,0 |
н/д |
н/д |
н/д |
350,0 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Тамбовского района Тамбовской области от 24 декабря 2020 г. N 1694 "О внесении изменений в муниципальную... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.