Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Министерства финансов
Омской области
от 12 января 2021 г. N 3
Правила (основания, условия и порядок)
списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед Омской областью
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают основания, условия и порядок списания и восстановления в учете задолженности муниципальных образований Омской области, юридических лиц (далее - должники 1), физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств) (далее - должники 2) по денежным обязательствам перед Омской областью (далее - задолженность).
2. Настоящие Правила распространяются на задолженность по обязательствам, возникшим:
1) из договоров и иных сделок;
2) из судебных решений;
3) вследствие причинения вреда;
4) вследствие неосновательного обогащения;
5) по иным основаниям в соответствии с законами и иными правовыми актами, порождающими гражданские права и обязанности.
Действие настоящих Правил не распространяется:
1) для должников 1 - на задолженность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и иных обязательных платежей, установленных законодательством об охране окружающей среды, законодательством о налогах и сборах и таможенным законодательством Российской Федерации, а также на задолженность конечных получателей средств областного бюджета, предоставленных на возвратной основе;
2) для должников 2 - на задолженность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
II. Основания, условия и порядок списания и восстановления в учете задолженности должников 1
3. Для должников 1 списанию с учета в соответствии с настоящими Правилами подлежит задолженность:
1) должников 1, ликвидированных в установленном законодательством порядке (кроме случаев, когда законодательством или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного должника 1 возложено на другое лицо);
2) по обязательствам (в том числе вытекающим из договора поручительства, государственной, муниципальной и банковской гарантии), прекратившимся по другим основаниям, установленным законодательством, иными правовыми актами или договором (за исключением случаев прекращения обязательства новацией, прощением долга, отступным, зачетом или исполнением);
3) по требованиям, которые в соответствии с законодательством считаются погашенными;
4) по обязательствам (сделкам), признанным судом:
- недействительными;
- исполненными (погашенными);
- невозникшими (незаключенными);
- оформленными поддельными (подложными, ложными, фальшивыми, фиктивными, сфабрикованными, сфальсифицированными) документами;
- совершенными не существовавшими на момент совершения сделки (в том числе вымышленными, мнимыми, фиктивными) лицами, подставными, неустановленными, неизвестными лицами, а также иными лицами, не обладавшими на момент совершения сделки необходимой правоспособностью (полномочиями);
5) должников 1, исключенных из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
4. Если законодательством и (или) судом установлена обязанность должника 1 по возврату имущества, полученного по недействительной сделке, в том числе по возврату неосновательно приобретенного или сбереженного имущества, задолженность по обязательству, признанному судом недействительным, подлежит списанию с учета с одновременной постановкой на учет задолженности должника 1 по исполнению обязанности по возврату указанного имущества.
Если судом установлен факт незаконного получения третьим лицом имущества должника 1, требования к которому не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, задолженность должника 1 подлежит списанию с учета в соответствии с настоящими Правилами с одновременной постановкой на учет задолженности указанного третьего лица в размере требований к должнику 1, оставшихся не погашенными в деле о банкротстве.
В случае, если обстоятельства, указанные в абзацах четвертом - шестом подпункта 4 пункта 3 настоящих Правил, возникли вследствие действий (бездействия) лиц, приведших к причинению ущерба (убытков) Омской области, и имеется вступившее в силу решение суда, устанавливающее имущественную ответственность данных лиц перед Омской областью по возмещению указанного ущерба (убытков), то задолженность по такому обязательству (сделке) подлежит списанию с учета с одновременной постановкой на учет требований об имущественной ответственности указанных лиц перед Омской областью.
5. Обстоятельства, являющиеся основанием для списания с учета или восстановления в учете задолженности, подлежат документальному подтверждению.
В этих целях орган исполнительной власти Омской области, агент Правительства Омской области, привлеченный Правительством Омской области в соответствии с законом Омской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период (далее - агент Правительства Омской области) или иной орган (организация), осуществляющий(ая) функции по учету и (или) взысканию (возврату) задолженности (далее в настоящем разделе - заявитель), при возникновении обстоятельств, указанных в пунктах 3, 9, 10 настоящих Правил, осуществляет сбор документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктами 3, 9, 10 настоящих Правил (далее - подтверждающие документы 1), и направляет в Министерство финансов Омской области (далее - Министерство) представление на списание задолженности с учета или на восстановление задолженности в учете с приложением подтверждающих документов 1, а также справки о сумме задолженности, подлежащей списанию с учета (выписки из данных аналитического учета), либо справки о сумме задолженности, подлежащей восстановлению в учете.
В Министерство направляются подлинники подтверждающих документов 1 или их нотариально заверенные копии, за исключением судебных актов, которые направляются в копиях, заверенных гербовой печатью суда, принявшего судебный акт. К рассмотрению принимаются судебные акты, вступившие в законную силу.
При невозможности направления подлинника или нотариально заверенной копии подтверждающего документа 1 допускается направление его копии, заверенной органом (организацией), создавшим(ей) документ, его правопреемником или иным лицом, имеющим соответствующие полномочия, с указанием причин невозможности предоставления подлинника или нотариально заверенной копии документа.
В случае, если в создании документа принимали участие несколько органов (организаций), допускается его заверение одним из указанных органов (организаций).
При невозможности направления подлинника или заверенной копии подтверждающего документа 1 допускается предоставление его незаверенной копии с указанием источника ее происхождения (получения) и причин невозможности предоставления подлинника документа или его заверенной копии.
Копии подтверждающих документов 1, предусмотренные абзацами четвертым - шестым настоящего пункта, должны быть (каждая копия в отдельности) прошиты, пронумерованы и скреплены на оборотной стороне последнего листа заверительной надписью "копия верна" с указанием фамилии, инициалов и занимаемой должности составителя заверительной надписи, а также количества прошитых листов. Подпись лица, заверившего копию, должна быть скреплена печатью (при ее наличии) соответствующего органа (организации).
6. Представление на списание задолженности с учета должно содержать:
1) информацию об основаниях возникновения задолженности, а также сведения о правопреемстве лица, за которым числится подлежащая списанию с учета задолженность, по обязательству первоначального должника (заемщика);
2) сведения об основаниях для списания с учета задолженности в соответствии с настоящими Правилами;
3) сведения о наличии (отсутствии) информации о фактах незаконного получения имущества должника 1 третьими лицами (при списании с учета задолженности должника 1, требования к которому не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства);
4) сведения о наличии (отсутствии) информации о лицах, на которые законодательством или иными правовыми актами возложено исполнение обязательства ликвидированного должника 1;
5) заключение о наличии (отсутствии) возможностей и (или) перспектив по принятию мер по взысканию (возврату) задолженности, в том числе направленных на прекращение обстоятельств, являющихся основанием для списания задолженности с учета.
В случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, к представлению на списание задолженности с учета также прикладываются документы, необходимые для постановки на учет соответствующей задолженности.
Подготовка и направление представления на списание задолженности с учета не являются основаниями для прекращения принятия мер по взысканию (возврату) задолженности, в том числе направленных на прекращение обстоятельств, являющихся основанием для списания задолженности с учета.
7. Отдел государственного долга и кредитов Министерства (далее - отдел кредитов) во взаимодействии с соответствующими структурными подразделениями Министерства в течение 30 календарных дней со дня получения документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, рассматривает их и принимает решение о списании задолженности с учета (далее - решение о списании) или решение об отмене решения о списании и восстановлении задолженности в учете (далее - решение о восстановлении), либо направляет заявителю уведомление об отказе в списании задолженности с учета или восстановлении задолженности в учете с указанием причин, по которым решение о списании или решение о восстановлении не может быть принято.
Решения, предусмотренные абзацем первым настоящего пункта, оформляются в виде распоряжений Министерства. Подготовку проекта распоряжения Министерства осуществляет отдел кредитов.
Заверенная копия распоряжения Министерства в течение 10 календарных дней со дня его вступления в силу направляется органу исполнительной власти Омской области, на балансе которого учитывается (подлежит восстановлению) задолженность (далее - балансодержатель), а также заявителю.
На основании распоряжения Министерства балансодержатель, агент Правительства Омской области или иная организация, осуществляющая функции по учету данного вида задолженности, отражают списание с учета (восстановление в учете) задолженности.
8. При наличии оснований решение о списании может содержать поручение или рекомендации органу (организации), осуществляющему(ей) функции по взысканию (возврату) задолженности, продолжить принятие мер по ее взысканию (возврату), в том числе направленных на прекращение обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о списании.
В этом случае задолженность подлежит обособленному учету на забалансовых счетах до принятия Министерством решения о ее восстановлении на балансовых счетах или списании с забалансовых счетов в соответствии с пунктами 9, 10 настоящих Правил.
9. Решение о списании подлежит отмене, а задолженность - восстановлению в учете в следующих случаях:
1) если решение о списании было принято с нарушением требований, предусмотренных настоящими Правилами;
2) если решение о списании было принято на основании недостоверных (ошибочных) сведений и (или) недействительных (подложных) документов;
3) прекратились обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о списании.
Если после принятия решения о списании привлечены к имущественной ответственности лица, действия (бездействие) которых привели к возникновению обстоятельств, указанных в абзацах четвертом - шестом подпункта 4 пункта 3 настоящих Правил, либо установлен факт незаконного получения третьими лицами имущества должника 1, требования к которому не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, либо установлены лица, на которые законодательством или иными правовыми актами возложено исполнение обязательства должника 1, задолженность по которому была списана с учета, задолженность подлежит восстановлению в учете за этими лицами путем внесения в решение о списании соответствующих изменений.
Принятие и реализация решения о восстановлении осуществляются в порядке, установленном пунктами 5, 7 настоящих Правил.
Восстановление (постановка на учет) задолженности осуществляется в органе исполнительной власти Омской области, осуществляющем балансовый учет данного вида задолженности. При отсутствии правопреемника упраздненного (ликвидированного) органа исполнительной власти Омской области, на балансе которого учитывалась подлежащая восстановлению задолженность, она подлежит постановке на учет в Министерстве.
10. Задолженность, в отношении которой при принятии решения о списании были даны поручение или рекомендации, предусмотренные пунктом 8 настоящих Правил, подлежит списанию с забалансовых счетов в случае, если меры по взысканию (возврату) задолженности (в том числе направленные на прекращение обстоятельств, послуживших основанием для списания задолженности с балансового учета) не принесли результатов и дальнейшее применение такого рода мер невозможно и (или) бесперспективно.
В этом случае решение о списании задолженности с забалансового учета принимается Министерством на основании мотивированного представления заявителя, в котором указываются:
1) реквизиты решения о списании, на основании которого задолженность была списана с балансового учета и поставлена на забалансовый учет, а также обстоятельства, послужившие основанием для его принятия;
2) меры, предпринятые для взыскания (возврата) задолженности и прекращения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о ее списании с балансового учета, их результаты;
3) заключение об отсутствии возможностей и (или) перспектив по дальнейшему принятию мер по взысканию (возврату) задолженности, в том числе направленных на прекращение обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о списании.
Принятие и реализация решения о списании задолженности с забалансового учета осуществляются в соответствии с пунктами 5, 7 настоящих Правил.
III. Основания, условия и порядок списания и восстановления в учете задолженности должников 2
11. Основаниями для списания с учета задолженности должников 2 являются:
1) смерть должника 2 или объявление его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации (в случае если законодательством или иными правовыми актами исполнение обязательства должника 2 по возврату (погашению) задолженности после его смерти или объявления его умершим не возложено на другое лицо);
2) освобождение должника 2 от исполнения требований кредиторов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);
3) признание погашенными в соответствии с законодательством и (или) решением суда не исполненных должником 2 требований по возврату (погашению) задолженности;
4) прекращение обязательств должника 2 по возврату (погашению) задолженности по другим основаниям, установленным законодательством или договором (кроме случаев прекращения обязательств новацией, прощением долга, предоставлением отступного, зачетом встречного однородного требования или исполнением);
5) признание судом обязательств и (или) сделок, по которым имеется задолженность:
- исполненными (погашенными);
- недействительными;
- невозникшими (незаключенными);
- оформленными поддельными (подложными, ложными, фальшивыми, фиктивными, сфабрикованными, сфальсифицированными) документами;
- совершенными не существовавшими на момент совершения сделки (в том числе вымышленными, мнимыми, фиктивными) лицами, подставными, неустановленными, неизвестными лицами, а также иными лицами, не обладавшими на момент совершения сделки необходимой правоспособностью (полномочиями), признанными недееспособными, или не способными понимать значение своих действий или руководить ими.
12. В случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 11 настоящих Правил, задолженность подлежит списанию с учета в случае отсутствия у должника 2 наследственного имущества.
При наличии наследственного имущества, размер которого меньше суммы задолженности, размер задолженности правопреемников должника 2 в порядке наследования подлежит уменьшению в учете до размера стоимости наследственного имущества должника 2.
В случае если у должника 2 имеется неисполненная обязанность по возврату имущества, полученного по недействительной (незаключенной) сделке, по возврату иного неосновательно приобретенного или сбереженного имущества, задолженность по сделке (договору, соглашению), признанной (ому) судом недействительной (ым) (незаключенной(ым), подлежит списанию с учета с одновременной постановкой на учет в Министерстве требований об исполнении указанной обязанности.
В случае если обстоятельства, указанные в абзацах третьем - шестом подпункта 5 пункта 11 настоящих Правил, возникли вследствие действий (бездействия) лиц, приведших к причинению ущерба (убытков) Омской области, и имеется вступивший в силу судебный акт, устанавливающий имущественную ответственность указанных лиц перед Омской областью по возмещению указанного ущерба (убытков), задолженность по такому обязательству (сделке) подлежит списанию с учета с одновременной постановкой на учет в Министерстве требований об имущественной ответственности указанных лиц перед Омской областью.
13. Обстоятельства, являющиеся основаниями для списания с учета или восстановления в учете задолженности, подлежат документальному подтверждению.
В этих целях балансодержатель или агент Правительства Омской области (далее в настоящем разделе - заявитель) при возникновении обстоятельств, предусмотренных пунктами 11 или 19 настоящих Правил, осуществляет сбор документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктами 11 или 19 настоящих Правил (далее - подтверждающие документы 2), и направляет в Министерство представление на списание задолженности с учета или на восстановление задолженности в учете.
К подтверждающим документам 2 применяются положения, предусмотренные абзацами третьим - седьмым пункта 5 настоящих Правил.
14. Представление на списание задолженности с учета должно содержать:
1) информацию об основаниях возникновения задолженности, а также сведения о правопреемстве по соответствующим сделкам (обязательствам) первоначального должника;
2) сведения о сделках, заключенных в обеспечение исполнения обязательств должника 2;
3) сведения об основаниях для списания с учета задолженности в соответствии с настоящими Правилами;
4) сведения о наличии (отсутствии) информации о лицах, несущих солидарную или субсидиарную ответственность по обязательствам должника 2;
5) сведения о наличии (отсутствии) информации о лицах, на которых законодательством возложено исполнение обязательств должника 2 по возврату (погашению) задолженности;
6) сведения о наличии (отсутствии) оснований для постановки на учет задолженности (в случаях, предусмотренных абзацами третьим, четвертым пункта 12 настоящих Правил);
7) заключение о наличии (отсутствии) возможностей и (или) перспектив по принятию мер по взысканию (возврату) задолженности, в том числе направленных на прекращение обстоятельств, являющихся основанием для списания задолженности с учета.
Подготовка и направление представления на списание задолженности с учета не являются основаниями для прекращения принятия мер по взысканию (возврату) задолженности, направленных, в том числе, на прекращение обстоятельств, являющихся основанием для списания задолженности с учета.
15. Заявитель направляет в Министерство представление на списание задолженности с учета с приложением следующих документов:
1) документы, подтверждающие возникновение у должника 2 списываемой с учета задолженности;
2) документы, подтверждающие обстоятельства, которые в соответствии с настоящими Правилами являются основанием для списания задолженности с учета;
3) справки о сумме задолженности, подлежащей списанию с учета (выписки из данных аналитического учета).
В случаях, предусмотренных абзацами третьим, четвертым пункта 12 настоящих Правил, к представлению на списание задолженности с учета также прикладываются документы, необходимые для постановки на учет требований, указанных в абзацах третьем, четвертом пункта 12 настоящих Правил.
При невозможности представления в Министерство документов, предусмотренных настоящими Правилами, заявитель прилагает к представлению на списание задолженности с учета соответствующее заключение о таком обстоятельстве (с приложением документов, свидетельствующих об осуществлении мер по поиску и (или) получению документов, предусмотренных настоящими Правилами).
16. Отдел кредитов во взаимодействии с соответствующими структурными подразделениями Министерства в течение 30 календарных дней со дня получения представления на списание задолженности с учета или на восстановление задолженности в учете и подтверждающих документов 2 рассматривает их и принимает решение о списании или решение о восстановлении либо направляет заявителю уведомление об отказе в списании задолженности с учета или восстановлении задолженности в учете с указанием причин, по которым решение о списании или решение о восстановлении не может быть принято.
Решения, предусмотренные абзацем первым настоящего пункта, оформляются в виде распоряжений Министерства. Подготовку проекта распоряжения Министерства осуществляет отдел кредитов.
Заверенная копия распоряжения Министерства в течение 10 календарных дней со дня его вступления в силу направляется заявителю.
17. Заявитель отражает списание с учета (восстановление в учете) задолженности на основании соответствующего распоряжения Министерства.
18. Постановка на учет требований в случаях, предусмотренных абзацами третьим, четвертым пункта 12 настоящих Правил, осуществляется на основании отдельного решения, принимаемого Министерством одновременно с принятием решения о списании.
19. Решение о списании подлежит отмене в следующих случаях:
1) если решение о списании было принято с нарушением требований, предусмотренных настоящими Правилами;
2) если решение о списании было принято на основании недостоверных (ошибочных) сведений и (или) недействительных (подложных) документов;
3) прекратились обстоятельства, предусмотренные пунктом 11 настоящих Правил;
4) после принятия решения о списании привлечены к имущественной ответственности лица, действия (бездействие) которых привели к возникновению обстоятельств, указанных в абзацах третьем - шестом подпункта 5 пункта 11 настоящих Правил, либо установлены лица, на которых законодательством возложено исполнение обязательства должника 2, задолженность по которому была списана с учета, или возникли иные обстоятельства, сделавшие возможным дальнейшее принятие мер по взысканию (возврату) задолженности;
5) в иных случаях на основании вступившего в законную силу решения суда о признании распоряжения Министерства недействительным и (или) подлежащим отмене.
20. Заявитель при получении им соответствующей информации и (или) документов обязан проинформировать Министерство о возникновении обстоятельств, указанных в пункте 18 настоящих Правил.
Принятие и реализация решения о восстановлении осуществляются в порядке, установленном пунктом 16 настоящих Правил.
Одновременно с принятием решения о восстановлении Министерство при наличии оснований отменяет решение о постановке на учет задолженности, принятое в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил.
21. Отмена решения о списании является основанием для восстановления соответствующей задолженности в учете.
При реорганизации балансодержателя, а также при передаче балансодержателем функций по ведению балансового учета такого вида задолженности другому органу исполнительной власти Омской области задолженность подлежит восстановлению на балансе органа исполнительной власти Омской области, осуществляющего на день отмены распоряжения Министерства функции по ведению балансового учета указанного вида задолженности перед Омской областью.
При упразднении (ликвидации) балансодержателя и отсутствии у него правопреемника по выполнению указанных функций задолженность восстанавливается в учете в Министерстве.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства финансов Омской области от 12 января 2021 г. N 3 "Об утверждении Правил (оснований, условий и порядка)... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.