Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
I Раздел. Анализ и оценка социально-экономического развития муниципального района "Корткеросский"
1.1. Характеристика экономико-географического положения, социально-демографической сферы и системы управления муниципального района "Корткеросский"
Характеристика экономико-географического положения муниципального района "Корткеросский"
Корткеросский район является административно-территориальной единицей Республики Коми и располагается на площади 19,7 тыс. кв. км., в том числе: сельскохозяйственные угодья - 30,6 тыс. га, лесная площадь - 1,7 млн. га, рыбохозяйственные водоемы - 16,8 тыс. га, площадь болот - 133,2 тыс. га.
По экономико-географическому положению Корткеросский район относится к полупериферийным районам республики Коми: он не имеет железнодорожного выхода, но обладает выгодным соседским положением по отношению к центру республики. Расстояние от районного центра до г. Сыктывкар составляет 48 километров.
На юге район граничит с Пермским краем, на севере - с Княжпогостским районом, на западе - с Сыктывдинским районом, на востоке - с Усть-Куломским районом.
По своим природным условиям Корткеросский район имеет следующие параметры:
Климат района умеренно-континентальный. Продолжительная многоснежная зима (сезон длится 200 дней), средняя температура воздуха зимой - 18 С; летний сезон короткий и умеренно-прохладный длится 165 дней, средняя температура воздуха +18 С.
Вегетационный период (переход температуры за 5°С) начинается с 10 по 20 мая и продолжается до 20 августа - 1 сентября. Его продолжительность составляет 80-100 дней. Число дней со среднесуточной температурой воздуха выше 0° С составляет 185. Заморозки начинаются в конце сентября.
Муниципальный район "Корткеросский" из-за неблагоприятных для земледелия и проживания природно-климатических особенностей относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Численность населения на 1 января 2020 года в районе составила 17 963 человека или уменьшилась на 108 человек к 1 января 2019 года.
Демографическая ситуация в муниципальном районе "Корткеросский" за январь - ноябрь 2019 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года характеризовалась снижением рождаемости. Число родившихся уменьшилось на 8 человек (составило 209 человек), число умерших составило 262 человека, к соответствующему периоду прошлого года уменьшилось на 5 человек. Естественная убыль населения за январь-ноябрь 2019 года составила 53 человека (в 2018 году естественная убыль составила 50 человек).
За январь-ноябрь 2019 года коэффициент рождаемости (на 1000 человек населения), по сравнению с прошлым годом снизился с 12,9 до 12,7 (по республике с 10,3 до 9,6).
Коэффициент смертности (число умерших на 1000 человек населения) не изменился по сравнению с прошлым годом и составил 15,9 (по республике увеличился с 11,8 до 11,9).
Миграция населения в январе-ноябре 2019 года: в район прибыло 840 человек, или на 28 человек меньше, чем за аналогичный период 2018 года, выбыло 872 человека, что на 206 человек меньше, чем за аналогичный период 2018 года. Миграционная убыль составила 32 человека (в 2018 году - 210).
Административным и экономическим центром района является село Корткерос с населением 5 584 человека.
В состав территории МО МР "Корткеросский" входит 18 сельских поселений (СП), объединяющие 53 населенных пункта (10 поселков сельского типа, 16 сел и 27 деревень), сведения о которых представлены в таблице:
Наименование сельских поселений МО МР "Корткеросский" и их состав
Таблица 1
N |
Наименование сельского поселения |
Входящие в состав сельского поселения населенные пункты |
Административный центр сельского поселения |
1 |
МО СП "Богородск" |
с. Богородск, д. Лунь, д. Пасвомын, д. Сюзяыб, д. Троицк |
с. Богородск |
2 |
МО СП "Большелуг" |
с. Большелуг, д. Выльыб, д. Зулэб, д. Ивановская |
с. Большелуг |
3 |
МО СП "Вомын" |
с. Вомын, д. Якушевск |
с. Вомын |
4 |
МО СП "Додзь" |
пст. Визябож, д. Визябож, с. Додзь |
с. Додзь |
5 |
МО СП "Керес" |
с. Керес, д. Лаборем, пст. Уръель, д. Эжол |
с. Керес |
6 |
МО СП "Корткерос" |
с. Корткерос |
с. Корткерос |
7 |
МО СП "Маджа" |
с. Маджа, д. Куръядор, д. Кармыльк |
с. Маджа |
8 |
МО СП "Мордино" |
с. Мордино, пст. Веселовка, д. Дань, д. Конша, д. Четдино |
с. Мордино |
9 |
МО СП "Намск" |
пст. Намск, д. Лопыдино |
пст. Намск |
10 |
МО СП "Небдино" |
с. Небдино, д. Аникеевка, д. Ануфриевка, д. Паркерос, д. Тимасикт, д. Трофимовская |
с. Небдино |
11 |
МО СП "Нившера" |
с. Нившера, д. Алексеевка, д. Ивановка, д. Русановская |
с. Нившера |
12 |
МО СП "Пезмег" |
с. Пезмег, пст. Аджером |
с. Пезмег |
13 |
МО СП "Подтыбок" |
пст. Подтыбок |
пст. Подтыбок |
14 |
МО СП "Подъельск" |
д. Новик, д. Наволок, с. Подъельск |
с. Подъельск |
15 |
МО СП "Позтыкерес" |
с. Позтыкерес, пст. Собино, с. Бояркерес |
с. Позтыкерес |
16 |
МО СП "Приозерный" |
д. Важкуръя, пст. Приозерный |
пст. Приозерный |
17 |
МО СП "Сторожевск" |
с. Сторожевск |
с. Сторожевск |
18 |
МО СП "Усть-Лэкчим" |
пст. Усть-Лэкчим, пст. Мартиты |
пст. Усть-Лэкчим |
Расселение на территории Корткеросского района формировалось под влиянием природных условий и особенностей географического местоположения. Большинство населенных пунктов приурочено к транспортным коридорам, проходящим по территории района. Каркас расселения, представляющий собой оси расселения, сформировался и развивался на основе речной сети и вдоль дорог.
Для расселения населения Корткеросского района характерны следующие особенности:
- сельские поселения - основная форма расселения;
- все население района - сельское население;
- существенная дифференциация плотности населения (относительно большая доля населения, проживающего в крупных сельских поселениях);
- низкая плотность заселения (на 1 кв. километр приходится 1 житель).
Характеристика ресурсов муниципального района "Корткеросский"
Муниципальный район "Корткеросский" располагает базовыми видами природных ресурсов, которые позволяют обеспечивать устойчивое социально-экономическое развитие.
Главное значение имеют леса, сельскохозяйственные угодья и водные ресурсы. Они являются основой развития отраслей специализации района - агропромышленного и лесопромышленного комплексов, создают благоприятные условия для организации отдыха населения района и республики.
Минерально-сырьевые ресурсы Корткеросского района достаточно разнообразны.
Развитый на территории района комплекс платформенных образований предопределяет широкое развитие неметаллических ископаемых, главным образом, минеральных строительных материалов: песков для строительных работ, песчано-гравийного материала, кирпичных и керамзитовых глин и суглинков, строительных камней карбонатных пород (мергелей, известняков, доломитов). Район располагает значительными запасами и прогнозными ресурсами торфа.
Промышленные разработки минеральных ресурсов в муниципальном районе в настоящее время отсутствуют. Производится добыча песка.
Торф представлен 40 месторождениями с суммарными запасами 22,7 млн. тонн.
Наиболее крупным является месторождение торфа Мэдла-ПЭА-Нюр с площадью в границах промышленной глубины 752 га и запасами торфа 2,53 млн. т. Использование торфа в районе не ведется.
На территории Корткеросского района действует 12 лицензий на добычу строительного песка, 3 месторождения находятся в нераспределенном фонде недр.
Песчано-гравийные смеси представлены 3 месторождениями с общими запасами 984 тыс. . Месторождения находятся в нераспределенном фонде недр.
Месторождений глин с балансовыми запасами нет. Имеются небольшие месторождения: Выльыбское (349 тыс. куб. м), Пезмогское (284 тыс. куб.м), Маджинское (36 тыс. куб.м), Корткеросское (132,6 тыс. куб.м). Глины пригодны для производства кирпича марки "100" и "150", черепицы, керамзита.
В районе обнаружены минеральные воды. Состав воды - хлоридно-натриево-кальциевый. Вода содержит бром, йод, азот, метан, углекислый газ, гелий. Высокие содержания брома, йода и гелия вызывают необходимость изучения водоносного горизонта для промышленного и бальнеологического их использования.
Минерально-сырьевой потенциал муниципального района "Корткеросский" включает ранее разрабатывавшиеся месторождения железных руд, проявление гелиеносных негорючих газов. В муниципальном районе прогнозируется открытие месторождений нефти и газа. На территории муниципального района известны признаки россыпной золотоносности и даже алмазоносности.
Имеются перспективы в отношении лечебных и промышленных минеральных вод.
Дальнейшее развитие минерально-сырьевой базы муниципалитета возможно только на основе полноценного геологического изучения, включающего средне- и крупномасштабную геологическую съемку с поисковыми работами, комплекс геофизических исследований, в первую очередь сейсморазведку и параметрическое бурение.
Территория муниципального района "Корткеросский" представляется весьма перспективной на обнаружение промышленных месторождений строительных материалов (глинистое сырье, песчано-гравийная смесь, строительный песок), связанных с отложениями триасовой и четвертичной систем. При необходимости перспективы на строительные материалы могут быть существенно увеличены за счет проведения поисковых работ.
Лесные ресурсы.
Корткеросский район обладает большими по объему лесными ресурсами, занимая 7-е место среди всех муниципальных образований в Республике Коми по запасу древесины. На его долю приходится 6,1% от всего запаса древесины на территории республики и 7,3% эксплуатационного лесного фонда, в том числе по спелым и перестойным лесам - 6,6%.
Общая площадь лесов Корткеросского района составляет 1 717,5 тыс. га. Годовая расчетная лесосека (биологически доступные лесные ресурсы) позволяет заготавливать 2 744 тыс. куб.м. Экономически доступная расчетная лесосека (с учетом транспортной доступности, без низко продуктивных лесов) значительно меньше - до 500 тыс. куб.м.
Лесные ресурсы сосредоточены в 3-х лесничествах: Корткеросском (509,7 тыс. куб. м), Локчимском (869,6 тыс. куб. м) и Сторожевском (1364,9 тыс. куб. м).
Леса района представлены более чем на 80% хвойными насаждениями и расположены в зоне Сыктывкарского лесопромышленного узла.
Водные ресурсы
Гидрографическая сеть водных объектов муниципального района "Корткеросский" принадлежит бассейну реки Вычегда. Вычегда - вторая по величине река в Республике Коми и самый большой водоносный приток Северной Двины.
Река Вычегда, являющаяся основной водной артерией муниципального района, пересекает его с востока на запад. Река типично равнинная, с песчаным дном и песчаными, песчано-галечными перекатами, мелями и низкими намывными островами. В ее пойме встречаются старицы. Общая длина составляет 1131 км, на территории Республики Коми расположен участок длиной 920 км, на территории муниципального района "Корткеросский" - 190 км. В пределах бассейна преобладает равнинный рельеф со средней абсолютной высотой 120-150 м. Река Вычегда делится на три участка: верхний, средний и нижний. Муниципальный район располагается в среднем участке. Почти на всем протяжении среднего участка река Вычегда течет в пойменных и водопойменных берегах высотой от 2 до 7 м. Питание река получает преимущественно от поверхностного стока весеннего снеготаяния, летних и осенних дождей.
Наиболее крупные притоки Вычегды - реки Локчим, Вишера и Маджа, по особенностям водного режима также являются равнинными реками, протекающими в широких долинах, сильно меандрирующие, с перекатами, песчаными островами и береговыми отмелями в меженный период.
Река Локчим - левый приток Вычегды, длина - 263 км, площадь бассейна 6600 . Образуется от слияния рек Бадью и Седъю.
Река Вишера - правый приток реки Вычегды, впадающий в нее на 546 км от устья, длина - 247 км., площадь бассейна - 8780 .
Общая длина речной сети в пределах муниципального района составляет 98509,8 км, густота речной сети - 0,5 км/.
В муниципальном районе насчитывается около 122 озер, стариц. Средняя глубина колеблется от 1,5 до 3 м. Наиболее крупные из них: Пезмог-ты (площадь 129 га), Миш-ты (60 га), Под-ты (53 га), Шойна-ты (30 га), старицы - Нидзь-курья, Важкурская, Важ-Эжва.
На территории МО расположено также множество болот. Из наиболее крупных болот можно отметить: Нившера (1411 га), Шир-нюр (1280 га), Сотчем-нюр (1157 га), Тыбью-нюр (60042 га), Большое (2063 га), Ур-ель-нюр (2246 га), Керка-нюр (1100 га).
Почвы
Рельеф Корткеросского района представляет собой слабохолмистую низменность, расчлененную густой речной сетью.
Почвы болотно-подзолистые, железистые, пылевато-суглинистые.
Состав земель муниципального района "Корткеросский"
(по состоянию на 1 января 2020 года)
Таблица 2
Состав земель |
Общая площадь, га |
Доля от общей площади, % |
Земли сельскохозяйственного назначения |
68 742 |
3,8 |
Земли населенных пунктов |
8 796 |
0,5 |
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного назначения |
11 412 |
0,6 |
Земли лесного фонда |
1 717 522 |
94,9 |
Земли запаса |
4 439 |
0,2 |
Земли особо охраняемых территорий и объектов |
3 |
0,0 |
Итого: |
1 810 914 |
100 |
Нарушенные земли |
227 |
|
Как видно из таблицы, Корткеросский район располагает земельным фондом для стабильного развития лесопромышленного и аграрного производства.
Дальнейшее расширение обработки (использования) земли возможно при условии сокращения неиспользуемых, нерационально используемых, нарушенных (некультивируемых) и не вовлечённых в хозяйственный оборот земель.
Животный мир
Район расположен в подзоне средней тайги. Леса елово-сосновые с примесью березы, осины. Общая площадь охотничьих угодий МО МР "Корткеросский" равна 1865,3 тыс. га.
Общедоступные охотничьи угодья составляют 620,8 тыс. га. (33% - площади охотугодий района). На территории района зарегистрированы: пользователь объектами животного мира Региональная общественная организация "Коми республиканское общество охотников и рыболовов" в лице Корткеросского охотхозяйства - предоставлено 810,5 тыс. га охотничьих угодий (43% площади охотугодий района), Сыктывкарского хозяйства - 55,9 тыс. га и Княжпогостского хозяйства - 194,5 тыс. га, КРОООиР "Вычегда", площадь охотугодий 154,1 тыс. га (8% площади охотугодий района), а также ООО "Ропча" - 29,5 тыс. га.
К объектам охоты на территории Корткеросского района Республики Коми отнесены следующие виды охотничьих ресурсов: волк, лисица, бурый медведь, рысь, росомаха, куница, бобр, выдра, горностай, заяц-беляк, кроты, бурундуки, белки, лось; глухарь, тетерев, рябчик, белая куропатка, вальдшнеп, гуси, утки.
Численность всех видов охотничьих животных на территории МР "Корткеросский" за последние несколько лет остается стабильной. Колебания численности отдельных видов животных находятся в допустимых пределах и имеют преимущественно природно-климатический характер. Значимых, негативных тенденций в численности охотничьих животных в настоящее время не выявлено.
1.2. Тенденции социально-экономического развития муниципального района "Корткеросский"
Человеческий капитал
Образование
Сеть образовательных организаций Корткеросского района обеспечивает всем гражданам района право на получение общего образования: дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительного образования, которая объединяет 25 образовательных организаций, в том числе: общеобразовательных организаций - 15, дошкольных образовательных организаций - 9 и одна организация дополнительного образования детей.
Дошкольное образование. На 1 января 2020 года в Корткеросском районе насчитывалось 18 образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, из них 9 детских садов и 9 школ, имеющих дошкольные группы. В 2019 году дошкольные образовательные организации посещали 1082 ребенка.
Охват детей от 3 до 7 лет услугами дошкольного образования в 2019 году составил 100%, от 0 до 7 лет показатель составляет 91%.
В целях решения проблемы обеспеченности детей раннего дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях, в 2019 году закончено строительство объекта "Дошкольное образовательное учреждение на 50 мест в с. Большелуг Корткеросского района".
Общее образование. На 1 января 2020 года в 15 образовательных организациях обучалось 2 074 человека, в том числе: в средних образовательных организациях - 1 915 человек, в основных образовательных организациях - 159 человек.
С 2017 года район имеет стабильный хороший результат по итогам предоставления общего образования.
Все выпускники преодолели минимальный пороговый балл ЕГЭ по математике и русскому языку. 100% школ района реализуют на уровне начального и основного общего образования федеральные государственные стандарты. По вопросам внедрения федеральных стандартов обеспечена работа двух республиканских пилотных площадок на базе МОУ "Сторожевская СОШ" и МОУ "СОШ" с. Подъельск в 10-х и 11-х классах.
Так же для обеспечения местами младшего школьного возраста и ликвидации второй смены на территории СП "Корткерос" проводится работа по включению в адресную инвестиционную программу строительства новой начальной школы на 250 мест.
В рамках Соглашения с Министерством образования РК была выделена субсидия на материально-техническое улучшение объектов в части антитеррористической защищенности. В течение 2019 года были выполнены мероприятия по оснащению зданий образовательных организаций системами видеонаблюдения, системами экстренного оповещения, на объекты с. Корткерос установлены кнопки экстренного вызова полиции, в отдельных организациях установлены ограждения по периметру.
Дети с ограниченными возможностями здоровья получают образование на дому и в общеобразовательных классах. Всего в районе 21 ребенок с ограниченными возможностями, из них 12 детей-инвалидов.
Достигнуты следующие результаты основных показателей Стратегии 2020:
- охват детей от 3 до 7 лет услугами дошкольного образования - 100%;
- доля выпускников 11 (12) классов, получивших аттестат о среднем общем образовании, от общего числа выпускников 11 (12) классов - 100%:
- доля детей, охваченных оздоровлением и отдыхом, от общей численности детей, подлежащих оздоровлению - 100%;
- доля образовательных организаций, в которых созданы все основные виды современных условий обучения составила 86%.
Однако, существуют проблемы:
1) остается потребность в строительства нового здания начальной школы в с. Корткерос в связи с ежегодным увеличением показателя "Доля обучающихся в образовательных организациях на территории Корткеросского района, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в образовательных организациях";
2) необходимо продолжить работу по проведению капитальных и текущих ремонтов зданий образовательных организаций, мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности и санитарного законодательства, строительству новых объектов образования;
3) недостаточная оснащенность современными образовательными ресурсами;
4) требуется расширение входов в здания общеобразовательных учреждений, строительство пандусов с ограждениями, установка поручней.
При формировании Перечня основных мероприятий по отрасли "Образование" учитываются мероприятия, определенные государственной программой Республики Коми "Развитие образования".
Дополнительное образование в муниципальном районе "Корткеросский" представлено 4 образовательными организациями дополнительного образования по отраслям "Образование", "Культура", "Спорт".
В отрасли "Образование" зарегистрирована одна муниципальная образовательная организация "Районный центр дополнительного образования" с. Корткероса (далее - МОО "РЦДО" с. Корткерос).
В МОО "РЦДО" с. Корткерос созданы условия и для развития способностей одаренных детей. Так, обучающиеся занимаются учебно-исследовательской, проектной деятельностью. Тематика исследовательских работ - история и природа родного края, история семейной реликвии, судьбы людей в истории села, Корткеросского района. Работы были представлены на конкурсах и конференциях муниципального, республиканского и всероссийского уровней.
Все образовательные организации, реализующие программы дополнительного образования, в рамках реализации приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование" в 2018 году вступили в реализацию механизмов персонифицированного дополнительного образования. Таким образом, все реализуемые программы дополнительного образования в муниципалитете были внесены в так называемый навигатор - сайт https://komi.pfdo.ru.
В отрасли "Физическая культура и спорт" функционируют два муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования:
- МБУДО "Корткеросская детско-юношеская спортивная школа" (далее - МБУДО "КДЮСШ");
- МБУДО "Комплексная детско-юношеская спортивная школа Корткеросского района" (далее - МБУДО "КДЮСШ Корткерос").
Направление деятельности МБУДО "КДЮСШ" лыжные гонки, биатлон имеет 9 отделений в с. Корткерос, с. Большелуг, с. Богородск, с. Керес, пст.Подтыбок, с. Подъельск, с. Мордино, с. Сторожевск, с. Нившера.
Направление деятельности МБУДО "КДЮСШ Корткерос" - волейбол, баскетбол, мини-футбол, тяжелая атлетика, бокс, фитнес-аэробика, спортивное ориентирование.
В отрасли "Культура" зарегистрировано одно муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Корткеросская районная школа искусств" (далее - МБУДО "КРШИ"). Направления обучения в школе - фортепиано, баян, аккордеон, домра, гитара классическая, гитара эстрадная, труба, виолончель, народные инструменты, рисунок, живопись, композиция, прикладное искусство, вокально-хоровое пение, музыкальный фольклор, художественно-подготовительное, музыкально-подготовительное, музыкально-подготовительное сольфеджио, музыкальная литература, история искусства.
На территории муниципального района "Корткеросский" ведется активная работа по вовлечению молодежи в волонтёрскую деятельность и проведений мероприятий гражданско-патриотической направленности.
Развивается Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение "ЮНАРМИЯ" и Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация "Российское движение школьников". В 2019 году создан Координационный Совет по реализации молодежной политики.
Культура и искусство
Муниципальный район "Корткеросский" располагает развитой сетью муниципальных учреждений культуры, которая объединяет пять бюджетных учреждений с юридическим статусом.
Библиотечная сеть представлена муниципальным бюджетным учреждением "Корткеросская централизованная библиотечная система". В структуру бюджетного учреждения входят: детская библиотека, центральная библиотека им. М.Н.Лебедева (с функциональными отделами) и 20 филиалов, которые расположены в сельских поселениях муниципального района. При центральной библиотеке работает информационно-правовой отдел, услугами которого пользуются около 1,2 тыс. человек ежегодно.
В 2019 году в рамках реализации национального проекта "Культура" проведена модернизация Центральной библиотеки им. М.Н. Лебедева с целью создания опытного образца библиотеки нового типа на территории Корткеросского района (проект "Модельная библиотека нового типа").
На 1 января 2020 года общая площадь помещений, занятых библиотеками, составляет 2,49 тыс. кв.м., число зарегистрированных пользователей - 11,1 тыс. человек (из которых 3,0 тыс. человек - дети до 14 лет, 1,15 тыс. человек - молодежь от 15 до 24 лет), книжный фонд - 178,52 тыс. экземпляров. За 2019 год количество посещений составило 163,5 тыс. единиц. Библиотечным обслуживанием в 2019 году было охвачено 62% населения района.
Музейную деятельность осуществляет муниципальное бюджетное учреждение "Корткеросский районный историко-краеведческий музей" в с. Корткерос, которому в ноябре 2019 года исполнилось 32 года, и филиал "Литературный музей В.А. Савина" в с. Небдино.
Общая площадь помещений под музейную деятельность - 315 кв. м, 232 кв. м - площадь под хранение фондов, территория учреждения составляет 2,6 га. Основной фонд предметов, состоящих в учреждении на учете, представлен 11634 единицами. В 2019 году основной фонд пополнился на 42 ед., в научно-вспомогательный фонд поступило 44 предмета. В течение 2019 года открыто 49 выставок, проведено 206 экскурсий для 2,3 тыс. человек, 1,1 тыс. человек участников присутствовало на 114 культурно-образовательных мероприятиях и 1,9 тыс. человек приняли участие в 83 мероприятиях, всего музей посетили 11,3 тыс. человек. На 1 января 2020 года внесено в Государственный каталог Музейного фонда РФ 1505 единиц. Музей способствует сохранению и развитию народных промыслов: резьба и роспись по дереву, художественная обработка бересты, плетение (лоза, корень), ткачество, узорное вязание, вышивка, изготовление народной куклы.
Культурно-досуговая деятельность в районе обеспечивается двумя муниципальными бюджетными учреждениями: "Центр Коми культуры Корткеросского района" и "Корткеросский центр культуры и досуга" с 25 филиалами в населенных пунктах района. По итогам 2019 года в районе проведено 3258 культурно-массовых мероприятий. Участие в них приняли 118,8 тыс. человек, из которых 49,2 тыс. человек - дети и молодежь до 35 лет. В 234 клубных формированиях занято 2,0 тыс. человек, из которых 919 - дети до 14 лет. При учреждениях культуры функционируют 6 коллективов со званием "Народный".
Согласно "Реестру объектов культурного наследия Республики Коми, принятых на государственную охрану", на территории муниципального образования муниципального района "Корткеросский" имеется 19 памятников истории и культуры. Среди них: 12 памятников археологии, 4 памятника истории, 2 памятника градостроительства и архитектуры, 1 памятник монументального искусства. В Реестре муниципального имущества муниципального района "Корткеросский" состоит 4 объекта культурного наследия.
В связи с недостаточным финансированием отрасли, требуется проведение капитальных ремонтных работ в 47% зданий и коммунальных систем учреждений культуры, также необходима реконструкция МБУ "Корткеросский ЦКД", имеется потребность в строительстве новых муниципальных объектов культуры для размещения школы искусств в с. Корткерос, дома культуры в с. Сторожевск, домов культуры с библиотекой в пст. Аджером, с. Керес, с. Богородск, отвечающие современным требованиям и др.
В течение 2018 - 2019 г.г. происходит улучшение условий для организации досуга жителей Корткеросского района в рамках реализации соответствующих федеральных и региональных программ, а именно: на ремонт зданий учреждений культуры израсходовано 15 344,3 тыс. рублей;
на обновление материально-технической базы учреждений культуры и искусства Корткеросского района - 12 881,8 тыс. рублей.
В 2019 году проведены кадастровые работы по подготовке земельных участков под строительство объектов культуры в пст.Аджером, с. Керес, с. Сторожевск и с. Богородск, в 2020 году начаты работы по проведению инженерных изысканий, по подготовке проектной документации данных объектов.
В настоящее время потенциал отрасли используется не в полной мере. Безусловной составляющей повышения конкурентоспособности отрасли культуры является повышение качества культурных благ и обеспечение их необходимого многообразия. Решение этой задачи на современном этапе тормозится опережающими темпами старения материально-технической базы, низким уровнем обеспеченности учреждений культуры специальным оборудованием, недостаточным развитием информационных технологий в сфере культуры.
Национальная политика
На территории муниципального района созданы условия для развития Коми языка как государственного языка Республики Коми. Во всех образовательных учреждениях изучается Коми язык. Коми язык как родной изучается в 8 общеобразовательных учреждениях с охватом 518 человек, Коми язык как государственный изучается в 9 общеобразовательных учреждениях, с охватом 1282 обучающихся. Дошкольные образовательные учреждения, в качестве дополнительной, реализуют программу "Дзолюк" (5 учреждений, 19 групп) и программу "Парма" (8 учреждений, 24 группы).
Осуществляется содействие в обеспечении социально-культурных условий развития традиционной культуры и жизненного уклада Коми народа. Налажено сотрудничество и взаимодействие с представительством МОД "Коми Войтыр", обществом немцев в Корткеросском районе, Корткеросским отделением национально-культурной автономии украинцев Республики Коми. Совместно с религиозными организациями проводятся мероприятия для детей и молодежи. Организация и проведение ежегодной районной конференции коми народа с участием руководства администрации МР позволяет прямо на месте решать проблемы, высказанные делегатами конференции. Для развития межнационального общения и формирования уважительного отношения ко всем народам, проживающим на территории муниципального образования, организованы и проводятся праздники и фестивали.
По данным социологического опроса за 2019 год, доля граждан положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, - 88,3%, доля граждан, положительно оценивающих состояние межконфессиональных отношений, - 73,6%.
Физическая культура и спорт
На 1 января 2020 года в Корткеросском районе действовали: 21 спортивный зал, 8 лыжных баз, 33 плоскостных спортивных сооружения, 1 сооружение для стрелковых видов спорта и 5 иных спортивных сооружений.
2019 год отмечен яркими достижениями района в сфере спорта:
1) муниципальный район "Корткеросский" по итогам работы в 2019 году по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" занял первое место среди муниципальных образований Республики Коми, в 2019 году получено 96 золотых знаков отличия, 223 серебряных знака отличия и 292 бронзовых знака отличия;
2) завоеваны 3 призовых места в различных республиканских спартакиадах;
3) подготовлено 165 спортсменов, выполнивших спортивные и массовые разряды;
4) реализован проект в рамках "Народного бюджета" по строительству спортивной площадки с уличными тренажерами в д. Алексеевка.
В 2019 году занималось 1769 человек, что больше по сравнению с 2018 годом на 155 человек, из них 659 обучающихся ДЮСШ, 1110 человек систематически посещали занятия с инструкторами по спорту в сельских поселениях в объектах Центра Спортивных Мероприятий.
Финансирование отрасли на проведение спортивно-массовых мероприятий в 2019 году значительно увеличилось и составило 1990 тыс. рублей, это на 660 тыс. рублей больше по сравнению в 2018 годом (149,6% к 2018 г.). Также в целом увеличилось и финансирование отрасли в 2019 году на 6 234,7 тыс. рублей по сравнению с 2018 годом и составило 45 169,6 тыс. рублей (116,0% к 2018 г.).
В соответствии с Единым календарным планом спортивных мероприятий Корткеросского района в 2019 году на территории района проведено более 90 районных мероприятий спортивной направленности, осуществлялось участие сборных команд района по видам спорта более чем в 100 (ста) республиканских соревнованиях различного уровня, в целом в 2019 году в спортивные мероприятия было вовлечено 35% жителей района.
Для увеличения количества занимающихся и создания более комфортных условий для занятий физической культурой и спортом запланированы строительство спортивной универсальной площадки с административным зданием в п. Аджером, строительство "Лыжной базы" с. Нившера, реализация проектов в рамках "Народного бюджета" в сфере спорта, также необходимо обновление и укрепление материально-технической базы учреждений спорта.
Проблемой на сегодняшний день является кадровый дефицит (старение кадров).
Туризм
Богатый природный потенциал Корткеросского района, этно-исторические достопримечательности, близость к столице республики, транспортная доступность основных, перспективных для развития туризма и рекреации объектов дает возможность для организации на территории муниципального района туристических маршрутов различных направлений.
Разработан ряд туристско-краеведческих, экологических маршрутов с включением территорий заказников и памятников природы. Разработаны маршруты, связанные с деятельностью ГУЛАГа.
В районе имеется несколько частных туристических баз: ООО "Шишкин лес", около с. Маджа, в пст. Визябож база Зорникова А.Д., в с. Сторожевск база отдыха "Майбыр", в с. Пезмег-база райцентра дополнительного образования детей, в с. Корткерос база отдыха "У дяди Вани", в м.Негакерес турбаза "Охотничий домик".
Помимо размещения туристов на существующих турбазах, перспективное направление - размещение туристов на крестьянских подворьях, в старинных избах, где можно познакомиться с повседневным бытом коми-крестьян, организация краеведческих путешествий по муниципальному району. Наиболее перспективны для реализации данного направления населенные пункты - с. Нившера, д. Троицк, с. Богородск, с. Небдино, с. Пезмег, д. Лопыдино, пст.Намск, с. Додзь.
Корткеросский район - родина выдающегося политического деятеля, поэта, драматурга основателя коми театра - Виктора Савина. В родном селе поэта Небдино открыт музей, где можно познакомиться с жизнью поэта, установлен памятник.
Корткеросские реки богаты рыбой, а леса и луга - дичью, зверем и разнообразными дикоросами. Организованная охота, рыбалка, сбор дикоросов - дополнительные туристические ресурсы муниципального района.
На территории муниципального района расположено 19 памятников истории и культуры (памятники археологии, памятники истории, памятники градостроительства и архитектуры, памятники монументального искусства), сохранились 11 церквей и две часовни - все они представляют несомненный интерес для туристов.
Также на территории муниципального района расположено 35 особо охраняемых природных территорий. Наиболее перспективными для использования в целях разработки экологических маршрутов являются Верхне-Локчимский комплексный заказник, Белоярский комплексный заказник, Маджинский комплексный заказник, комплексный заказник Лымва.
Среди интересных природных достопримечательностей района можно отметить:
- "Бабушка Додзь". Село Додзь интересно сохранившейся коми-культурой и промыслами. Рядом с селом расположено озеро Додзьское, около которого растет дерево с развилкой - "вожапу", по имени "бабушка Додзь". С этой сосной связано много легенд.
- Языческая роща. Этот природный феномен находится в окрестностях с. Корткерос (в 300 м к востоку, между оз. Вад-ты и оз. Виям-ты). Местность произрастания причудливых деревьев - особенная: здесь не слышно пения птиц, а кроны деревьев то свиваются в единое целое, а то - от одного корня тянутся к небу несколько огромных крон. Многим деревьям в роще даны названия по их внешнему виду, например, дерево Русалка, дерево Лучник, дерево Кресло Крт Айки, дерево Медвежья лапа. На его стволе несколько отпечатков лап медведя и если дотянутся до них рукой и загадать желание, то оно обязательно сбудется.
Наиболее популярный пеший или велосипедный маршрут по грунтовым дорогам в долинах рек Вычегда, Маджа, Нившера. Маршрут финансово и транспортно доступен для любых слоев населения.
Наиболее популярны среди туристов сплав по рекам Вишера, Небъю, Нившера, Локчим.
Путешествие по р. Локчим интересно тем, что проходит через поселки, связанные с историей Локчимлага. Создан данный лагерь ГУЛАГа в 1937 году. Основной деятельностью лагпункта была заготовка и лесосплав.
На территории муниципального района планируется создание "Музейно-мемориальный комплекс ГУЛАГ" в поселке Аджером.
В районе имеется туристический информационный центр "Центр коми культуры Корткеросского района" (Визит-центр).
В Корткеросском районе развит событийный туризм. В с.Корткерос проходит Межрегиональный фестиваль кузнечного мастерства КртАйка, который стал визитной карточкой района и доброй традицией для многих кузнецов-мастеров из Республики Коми, других регионов России и стран дальнего зарубежья. Ежегодно мероприятие посещает около 8 тыс.человек.
С 2017 года в с. Нившера проходит районный открытый турнир косарей "Звени, коса!", который популярен среди многих косарей Республики Коми.
В сельском поселении "Небдино" возрождена и ежегодно проводится "Афанасьевская ярмарка", которая проходила в этом старинном селе более 120 лет назад.
Ежегодно с 2004 года в с.Вомын Корткеросского района проходит традиционный этнокультурный праздник Чомр (в переводе с коми языка чомр - завершение сбора урожая). Традиционно его отмечают накануне Покрова Пресвятой Богородицы. Как в давние времена, на празднике Чомр варят капусту, квасят ее, а также пекут пирожки.
Ежегодно с 2006 года в с. Большелуг Корткеросского района проходит Республиканский лыжный фестиваль на лямпах, лызях, охотничьих и гоночных лыжах "Лямпиада".
Лямпы - традиционные коми лыжи, которые отличаются от обычных тем, что они гораздо шире и обиты оленьим мехом. Это позволяет пробираться по снежной целине и не утонуть в сугробах. С помощью палки койбедь охотники проверяют капканы и отбиваются от волков.
К соревнованиям допускаются все желающие от шести лет и старше. В мероприятии принимают участие все национальности, проживающие на территории Республики Коми, так как мероприятие проводится в рамках этапа Спартакиады национальных культурных автономий. Программа спортивного дня предполагает забеги участников разных возрастных групп на различные дистанции, VIP гонки, биатлон на лямпах, гонки на лямпах и лызях.
За последние годы туризм развивается стабильными темпами, наблюдается рост внутреннего туризма на территории Корткеросского района.
Здравоохранение
Сфера здравоохранения в Корткеросском районе представлена одним государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Коми, в структуру которого входят Корткеросская центральная районная больница, Сторожевская районная больница, 5 врачебных амбулаторий и 25 фельдшерско-акушерских пунктов. Населению оказывается амбулаторно-поликлиническая, стационарная и скорая медицинская помощь.
На 1 января 2020 года обеспеченность врачебным персоналом на 10 тыс. человек населения составила 25,5 врачей (всего по району по состоянию на 01 января 2020 г. - 46 врачей всех специальностей), средним медицинским персоналом на 10 тыс. жителей - 94,1 человек (численность среднего медицинского персонала по району составляет 170 человек).
На базе ГБУЗ РК "Корткеросская ЦРБ" развернуто 78 коек круглосуточного стационара по профилям терапия, хирургия, педиатрия, неврология, акушерство и гинекология, паллиативная помощь, мощность амбулаторного звена составляет 645 посещений в смену. На территории района создано 10 терапевтических участков и 1 участок врача общей практики, что позволяет оказывать первичную врачебную медико-санитарную помощь всему взрослому населению района.
С целью доступности первой помощи сельскому населению и снижению показателя смертности до приезда скорой помощи в малонаселенных пунктах, где нет ФАПов, создано 6 домовых хозяйств.
В 2019 году коэффициент общей смертности населения снизился в сравнении с 2018 годом на 3,6% и составил 15,5 на 100 тыс. населения; среди трудоспособного населения показатель смертности составил 962,2 на 100 тыс. населения соответствующего возраста, что на 6,9% выше уровня 2018 года.
Снижения общей смертности удалось добиться преимущественно за счет формирования комплексной системы охраны и укрепления здоровья граждан, ориентированной на обеспечение качественной и доступной медицинской помощи.
Основными причинами смерти жителей района на протяжении ряда лет остаются болезни системы кровообращения, травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин и новообразования.
В структуре заболеваемости взрослого населения ведущее место занимает патология органов дыхания, кровообращения, болезни костно-мышечной и мочеполовой систем. Наиболее тревожной тенденцией является рост числа случаев болезней, являющихся основными причинами смертности населения.
Несмотря на рост инвестиций в основные фонды учреждений здравоохранения, за последние пять лет их изношенность остается высокой. Средний физический износ зданий и сооружений медицинских учреждений района составляет 87%. Требуют благоустройства 27 объектов здравоохранения, в том числе 22 ФАПа требуют устройства водоснабжения и канализации. В период с 2020 г. по 2035 гг. запланировано строительство 14 новых зданий ФАПов, 3 врачебных амбулатории, 1 участковой больницы (вместо Сторожевской РБ).
В условиях быстро развивающихся информационно-коммуникационных технологий, искусственного интеллекта ощущается отставание в развитии технологий, обеспечивающих защиту персональных данных пациентов.
Социальная защита
На территории Корткеросского района система социальной защиты и социального обслуживания населения представлена государственным бюджетным учреждением Республики Коми - ГБУ РК "ЦСЗН Корткеросского района" и социально ориентированной некоммерческой организацией АНО ЦСОН "Хорошая жизнь".
Деятельность ГБУ РК ЦСЗН Корткеросского района направлена на проведение единой государственной политики в сфере социальной защиты населения на территории Корткеросского района, а именно на реализацию действующего законодательства по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, государственных гарантий, государственной социальной помощи, социального обслуживания населения, а также на выполнение социальных программ, принятых на уровне Российской Федерации, Республики Коми и органа местного самоуправления.
Учреждением предоставляются государственные услуги в сфере социальной защиты населения в виде различных социальных выплат, оказывается полустационарное социальное обслуживание гражданам района.
Ежегодно от граждан поступает более 12000 обращений по вопросам предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты населения.
Численность получателей различных видов выплат в системе социальной защиты населения района, на 01.01.2020 года составляет 8866 человек.
В Корткеросском районе проживает более 8 000 граждан, относящихся к различным льготным категориям, в том числе: инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1 человек, 2 несовершеннолетних узника, 121 труженика тыла, 353 ветеранов боевых действий, 2634 ветеранов труда и ветеранов труда Республики Коми.
Численность инвалидов от общего заболевания и трудового увечья на 01 марта 2020 года составляет 1472 человек, детей-инвалидов 44. По сравнению с уровнем аналогичного периода прошлого года этот показатель остался почти на прежнем уровне.
На 01.01.2020 года в районе проживает 419 многодетных семей. Благодаря мерам, принимаемым Правительством Российской Федерации и Республики Коми, количество семей, в которых рождаются 3-и и последующие дети, в районе увеличивается. За последние 5 лет этот показатель увеличился почти на 30%.
Около 600 гражданам района ежемесячно предоставляется субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг.
На 01.01.2020 численность малоимущих семей, официально зарегистрированных в учреждении и получающих различные виды государственной социальной помощи, составляет 1098. По сравнению с прошлым годом количество граждан, признанных малоимущими, увеличилось на 1,7%. Различные государственные гарантии, установленные законодательством, предоставляются более 1000 семьям, имеющим детей.
Объем средств на финансирование социальных выплат составляет более 200,0 млн. рублей ежегодно.
В 2019 году населению оказано 10 012 услуг: социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, а также срочных социальных услуг.
В целях повышения качества жизни, удовлетворения потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов, не желающих находиться в стационарных учреждениях, в соответствии с Законом Республики Коми от 6 июля 2009 г. N 68-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с уходом и помощью гражданам пожилого возраста и инвалидам на территории Республики Коми" в районе реализуется форма ухода и помощи за такими гражданами по месту их проживания.
В течение 2019 года 11 граждан, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, получали помощь в привычной социальной среде. Данная форма обслуживания востребована, является альтернативой помещению граждан в стационарные учреждения, посредством нее удовлетворяются индивидуальные потребности неспособных к самообслуживанию граждан.
Одним из важных направлений работы является пропаганда семейных ценностей и традиций, распространение положительного опыта семейного воспитания, поднятия престижа материнства и отцовства, а также защита прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактика безнадзорности и правонарушений.
Особое внимание уделяется гражданам пожилого возраста. В рамках муниципальной программы "Активное долголетие" проводятся мероприятия, направленные на повышение качества жизни и формирования активной жизненной позиции граждан старшего поколения в современном обществе.
За 2019 год разными формами работы охвачено 1419 граждан всех категорий.
Деятельность социально ориентированной некоммерческой организации АНО ЦСОН "Хорошая жизнь" направлена на предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам.
За 2019 год 209 получателям было предоставлено 89398 социальных услуг. Самыми востребованными видами помощи являются услуги по покупке и доставке продуктов, приготовление пищи, уборка, доставка воды и дров, расчистка снега, гигиенические услуги.
Организацией открыт социальный пункт проката технических средств реабилитации и ухода, действует школа ухода за маломобильными гражданами. Ежегодно сотрудники АНО ЦСОН "Хорошая жизнь" обучают на дому более 200 граждан пожилого возраста и инвалидов мерам противодействия мошенникам в рамках проекта "Школа безопасности на дому".
Также организация предоставляет услуги сиделки. Организация находится в постоянном развитии, проводятся различные исследования по выявлению потребностей населения в новых видах деятельности. На повестке стоят вопросы развития новых услуг: Социальная парикмахерская на дому для маломобильных граждан, кратковременный присмотр за детьми от 3-х лет, репетиторские услуги для маломобильных граждан пожилого возраста и инвалидов по освоению навыков компьютерной грамотности, работы с современными телефонами, интернет ресурсами, изучения иностранных языков и поддержки других интересов нуждающихся граждан.
Экономика
Характеристика экономики муниципального района "Корткеросский"
Ведущая отрасль экономики муниципального района "Корткеросский" - сельское хозяйство. Муниципальный район "Корткеросский" является одним из основных производителей сельхозпродукции в Республике Коми.
Муниципалитет характеризуется, прежде всего, относительно большим количеством сохранившихся коллективных сельскохозяйственных организаций. Основным видом деятельности для подавляющего количества сельхозорганизаций является производство первичной сельскохозяйственной продукции животноводства и растениеводства.
Кроме того, основными отраслями промышленности Корткеросского района являются: лесозаготовительная и деревообрабатывающая промышленность; предприятия пищевой промышленности; обеспечение электрической энергией, газом и паром.
Оборот организаций муниципального образования муниципального района "Корткеросский" за 2019 год составил 1 713,8 млн. рублей, или 113,9% к 2018 году.
Объём отгруженных товаров собственного производства муниципального района составил 935,2 млн. рублей (114,4%).
Недостатками развития экономики муниципального района являются:
недостаточно диверсифицированная структура экономики - основная отрасль экономики - сельское хозяйство;
преимущественно сырьевая её направленность - низкая доля перерабатывающих промышленных производств, отсутствие производственных мощностей по глубокой переработке минерально-сырьевых и лесных ресурсов;
технико-технологическое отставание сельского хозяйства от других секторов экономики из-за недостаточного уровня доходности производителей сельскохозяйственной продукции для осуществления модернизации и перехода к высокотехнологичному и инновационному развитию;
высокий уровень износа основных фондов экономики, высокая энергоемкость экономики, технологическая отсталость промышленности и жилищно-коммунального комплекса;
дефицит трудовых ресурсов, низкий уровень трудовой активности и мобильности населения, несоответствие профессиональной структуры трудовых ресурсов потребности экономики, дефицит квалифицированных кадров, отток молодежи и работников с высокой квалификацией в города.
Агропромышленный комплекс
Агропромышленный комплекс Корткеросского района представлен:
7 - предприятий (организаций) производящих сельскохозяйственную продукцию, 1 - предприятие переработки, 4 сельскохозяйственных потребительских кооператива, 11 - крестьянских (фермерских) хозяйств, 8679 - личных подсобных хозяйств граждан.
Основным видом деятельности для подавляющего количества сельхозорганизаций является производство первичной сельскохозяйственной продукции животноводства и растениеводства.
Район специализируется на производстве молока, занимает первое место среди муниципалитетов по объему его производства (26,2% общереспубликанского производства) и по численности поголовья крупного рогатого скота (в том числе коров). В 2019 году поголовье крупного рогатого скота в организациях района составило 3796 голов (на уровне 2018 года). Поголовье коров возросло на 96 голов и составило 1841 голов.
Производство молока за 2019 год составило - 10 116 тонн. Рост к уровню 2018 года 115%.
Продуктивность животных в районе выше средней по республике. Надой молока на одну корову в сельхозорганизациях района в 2019 году составил 5706 кг (в среднем по организациям РК 4782 кг). Рост продуктивности - 427 кг. на 1 фуражную корову. Лидером в районе по продуктивности коров является ООО "Северная Нива" - 6 888 кг молока.
Сельскохозяйственные предприятия района произвели 26,2% общереспубликанского объема молока. 4 предприятия из 7 вошли в ТОП-10 предприятий по республике по производству молока: ООО "Нёбдинский", СПК "Исток", ООО "Северная Нива", СПК "Вишерский".
В 2019 году племенной скот приобрели три предприятия: ООО "Северная Нива" - 37 голов, ООО "Важ Курья" - 34 головы, ООО "Нёбдинский" - 34 головы. Также, ООО "Нёбдинский" реализовал 45 голов племенного скота.
По итогам работы за 2018 год все сельскохозяйственные организации района (с учетом государственной поддержки из бюджетов всех уровней) являются прибыльными. За 2019 год прибыльными являются 6 предприятий из 7.
Для содержания высокопродуктивных животных необходимы и соответствующие условия, соответствующие технологии, обеспечить которые возможно или через строительство, или через реконструкцию животноводческих помещений, модернизацию оборудования (Приложение 2).
Мощность Корткеросского молзавода - 15 тонн переработки в сутки, степень загрузки, в зависимости от сезона, составляет - 30-40%. На заводе молоко проходит глубокую переработку.
Производство молока и молочной продукции в ООО "Корткеросский молочный завод" за 2019 год: молоко - 425,8 т., масло - 20,5 т., сыры - 8,8 тн., продукты сырные и творог - 42,9 т., кисломолочные продукты - 179,5 т.
Промышленность
Объем выпуска промышленной продукции, произведенной предприятиями района, представлен в таблице.
Таблица 3
Показатели |
Единицы измерения |
2016 факт |
2017 факт |
2018 факт |
2019 факт |
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами |
млн. руб. в ценах соответствующих лет |
1218,94 |
758,07 |
817,45 |
935,17 |
Обрабатывающие производства |
|
|
|
|
|
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами |
млн. руб. в ценах соответствующих лет |
25,6 |
33,17 |
к |
к |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
144,80 |
136,1 |
97,2 |
487,0 |
|
индекс-дефлятор % к предыдущему году |
105,0 |
95,2 |
99,5 |
103,1 |
|
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды* |
|
|
|
|
|
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами |
млн. руб. в ценах соответствующих лет |
151,9 |
157,0 |
к |
к |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
91,9 |
101,6 |
99,2 |
102,4 |
|
индекс-дефлятор % к предыдущему году |
106,8 |
107,2 |
104,3 |
105,0 |
|
Лесозаготовки |
|
|
|
|
|
Объем отгруженных товаров собственного производства |
млн. руб. в ценах соответствующих лет |
245,8 |
182,74 |
к |
к |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
87,8 |
73,9 |
106,1 |
98,5 |
|
индекс-дефлятор % к предыдущему году |
101,8 |
100,6 |
107,2 |
105,1 |
* Информация Комистата представлена до 2018 года.
Основной отраслью промышленности Корткеросского района является лесозаготовительная промышленность.
В настоящее время лесная промышленность муниципального района представлена средними и малыми по объемам производства предприятиями.
Основными лесозаготовительными предприятиями являются: АО "Монди Сыктывкарский ЛПК" (район является одним из основных поставщиков древесины на АО "Монди СЛПК"), ООО "Бор", ООО "ЛокчимЛесПил", ООО "ОПК", ИП Михайлов, ИП Джишкариани М.В., ИП Шкляева Н.В. и др.
Обрабатывающие производства представлены предприятиями деревообработки, предприятиями пищевой промышленности; предприятиями обеспечения электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха.
Производство деревообработки в валовом продукте района имеет незначительные объёмы. Деревообрабатывающая промышленность представлена лесопильным производством, предприятий глубокой переработки древесины в районе нет. Основные предприятия - ООО "Присма", ООО "Бор", ООО "Теребей", ООО "Леспил", ИП Толхатов З.М., ИП Панюков А.В., ИП Шкляева Н.В., ИП Николян И.С.
Пищевая промышленность в районе представлена предприятиями по переработке сельскохозяйственной продукции - ООО "Корткеросский молочный завод" и убойный пункт СПК "Вишерский"; хлебопечения - ПО "Корткерос - 2", ИП Милош Н.В., ИП Решетова И.П. и др.предприятиями хлебопечения.
Предприятия обеспечения электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха: Корткеросский филиал ОАО "Коми тепловая компания", Корткеросский РЭС филиала "Южные электрические сети ПАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго".
Информация по наличию инвестиционных площадок для развития промышленного и сельскохозяйственного производства на территории муниципального района "Корткеросский" по состоянию на 1 января 2019 года и перспективу до 2035 года, а также направления развития промышленности муниципального района на перспективу размещены в Приложении 3.
В муниципальном районе "Корткеросский" сложился устойчивый сектор среднего и малого предпринимательства.
Согласно официальным статистическим данным, на 1 января 2020 года в муниципальном районе "Корткеросский" было зарегистрировано 371 индивидуальных предпринимателей, или 99,5% к прошлому году.
Основная часть индивидуальных предпринимателей сосредоточена в розничной торговле (27,2%), транспортировке и хранению (16,4%), сельском и лесном хозяйстве (17,5%).
С целью поддержки малого и среднего предпринимательства района, в 2019 году действовала подпрограмма "Малое и среднее предпринимательство в муниципальном районе "Корткеросский" муниципальной программы "Развитие экономики" на период до 2022 года".
Торговля
Развитие потребительского рынка является основой повышения качества жизни населения.
Сферу потребительского рынка муниципального района "Корткеросский" представляют 187 объектов, из них:
- 158 розничных торговых объекта (магазины);
- 8 объектов общественного питания на 400 посадочных мест;
- 21 объект бытового обслуживания населения.
По состоянию на 01.01.2020 года площадь торговых объектов составила 6238,8 кв. м., в том числе по продаже продовольственных товаров 4337,93 кв. м., по продаже непродовольственных товаров 1900,87 кв. м. Фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов составила 345,2 кв. м. на 1000 человек (норматив минимальной обеспеченности по району 428 кв. м./1000 чел.). Уровень обеспеченности населения площадью торговых объектов на 01.01.2020 года составил 80,7%, что ниже норматива.
Также, на территории района функционируют 8 объектов общественного питания, 3 из которых принадлежит ПО "Корткеросское" (в населенных пунктах Корткерос, Нившера, Вомын, Сторожевск, Подтыбок).
В условиях растущей конкуренции торговые предприятия активно внедряют прогрессивные формы реализации товаров с применением самообслуживания, оборудования для считывания штрих-кода и другие методы обслуживания. Активное развитие розничной торговли объективно сопровождается появлением крупных торговых сетевых структур - 2 магазина "Магнит" и магазин федеральной сети "Пятерочка". Развитие предприятий сетевых компаний оказывает положительное влияние на удовлетворение покупательского спроса, улучшение качества торгового обслуживания населения, а также значительное повышение конкуренции на потребительском рынке.
Территория проживания
Жилищно-коммунальный комплекс
На территории Корткеросского района жилищный фонд состоит из 226 многоквартирных домов, 823 дома блокированной застройки и 6346 индивидуальных жилых домов.
Из числа многоквартирных домов большую часть составляют дома 1946 - 1970 года постройки (46,5% от общего количества многоквартирных домов) и уровнем износа от 31 до 65% (41,1% от общего количества многоквартирных домов).
Из числа домов блокированной застройки большая часть домов построена в период 1946 - 1970 годов (52,4% от общего количества домов блокированной застройки) и уровнем износа от 31 до 65% (51,6% от общего количества домов блокированной застройки).
Из числа индивидуальных жилым домам большая часть домов построена в период 1971 - 1995 годов (33,8% от общего количества индивидуальных жилых домов) и уровнем износа от 31 до 65% (47,9% от общего количества индивидуальных жилых домов).
По материалу стен практически весь жилищный фонд построен в деревянном исполнении (на 74,8% - многоквартирный, на 92,1 - блокированной застройки и на 98,4% - индивидуальных домов).
В муниципальном районе, многоквартирных домов, признанных официально аварийными и подлежащими сносу - 136 единиц (12,4% от общего количества многоквартирных домов), с общей площадью 17,54 тыс. кв. м.
Фактически данный показатель значительно выше, категории аварийные и подлежащие сносу соответствуют практически все многоквартирные дома 1946 - 1970 годов постройки.
Уровень благоустройства жилищного фонда составляет:
водопроводом - 19,1%,
канализацией - 10,9%,
центральным отоплением - 24,7%,
газом - 21,6%,
ванной (душем) горячим водоснабжением -10%.
В 2019 году введено в эксплуатацию жилья общей площадью 8,0 тыс. кв.м.
В рамках действующих федеральных, республиканских и муниципальных программ, направленных на улучшение жилищных условий в 2019 году социальные выплаты на строительство или приобретение жилья получили 12 семей.
В целях обеспечения жильем отдельных категорий граждан детям-сиротам в 2019 году предоставлены 15 жилых помещений, в том числе за счет строительства - 12, приобретения - 3.
Подключение к системе газоснабжения муниципального района планируется после 2022 года. Первоначальный объект, планируемый к подключению - центральная котельная с. Корткерос, в настоящее время в качестве топлива используется мазут.
Коммунальная инфраструктура включает в себя:
Котельные - 15 единиц, общей мощностью 45,36 Гкал. 2 - котельные работают на мазуте, 12 котельных работают на угле, 1 котельная работает на пеллетах.
Общая протяженность тепловых сетей (в двухтрубном исполнении) - 62,87 км. Общая протяженность ветхих тепловых сетей составляет 2,49 км.
Общая протяженность водопроводных сетей - 46,424 км.
Общая протяженность ветхих водопроводных сетей - 0,81 км.
Средний износ коммунальной инфраструктуры по оценке, составляет 60% - 65%.
Недостатками в жилищно-коммунальном секторе муниципального района является:
- низкая благоустроенность населенных пунктов;
- отсутствие (недостаточность) инженерных коммуникаций;
- плохое состояние уличной дорожной сети.
В целях повышения качества оказания коммунальных услуг на территории района с 2012 года реализуется программа "Комплексного развития коммунальной инфраструктуры муниципального образования муниципального района "Корткеросский" на 2013 - 2022 годы", в рамках долгосрочной республиканской программы "Чистая вода в Республике Коми (2011 - 2017 гг.)", в 2012 - 2013 году реализованы следующие мероприятия:
- "Реконструкция водозаборных сооружений с. Большелуг, в том числе ПИР"
- "Строительство водопровода к местечку жилой застройки "Дорожник в с. Корткерос Корткеросского района".
Мероприятия запланированные, на перспективу по улучшению качества питьевой воды приведены в Приложении 3.
Модернизация объектов коммунального назначения осуществляется также предприятиями коммунального комплекса. Ежегодно, на данные цели, выделяется порядка 20 млн. рублей.
В рамках реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы", утвержденной постановлением администрации муниципального района "Корткеросский" от 15.02.2019 г. N 138, на территории района были реализованы следующие мероприятия по состоянию на 31.12.2019 г.: администрацией муниципального района "Корткеросский" приобретены 8 жилых помещений для расселения жителей аварийного дома; заключены 4 договора социального найма с переселяемыми гражданами и 1 соглашение о предоставлении выкупа за 1 изымаемое жилое помещение; расселены 15 граждан из 5 жилых помещений, находящихся в аварийном жилищном фонде; расселенная площадь жилых помещений составила 169,0 кв. м. В 1 квартале 2020 года заключен 1 договор мены и 2 договора социального найма жилых помещений расселены 4 граждан из 3 жилых помещений, находящихся в аварийном жилищном фонде; расселенная площадь жилых помещений составила 135,2 кв. м. В стадии заключения находится 1 договор социального найма жилых помещений для расселения 1 человека, расселяемая площадь жилого помещения - 61,5 кв. м. В 3 квартале 2020 года планируется расселить 4 граждан в новостройку общей площадью 143,8 кв. м. На этом, этап 2019 года будет завершён. В итоге общая площадь расселенных помещений составит 509,5 кв. м; количество расселенных граждан составит 24 человека. В программе 2020 года планируется расселить 119 человек из 56 жилых помещений (18 аварийных домов) общей площадью 2413,70 кв. м, находящихся в аварийном жилищном фонде. В 2020 году запланировано строительство многоквартирных домов в с. Корткерос для расселения 47 жилых помещений, в 2021 году - в пст. Намск для расселения 15 жилых помещений. За этап 2020 года жилищные условия улучшат 18 семей. Планируемая дата окончания переселения согласно Программы переселения - IV квартал 2021 года. Планируемая дата сноса многоквартирных домов - IV квартал 2022 года.
Транспортная система
Транспортная система района представлена автомобильными дорогами и автомобильным транспортом.
Территория района практически полностью обеспечена автомобильными дорогами с твердым покрытием. Их протяженность составляет 510 км.
Несмотря на то, что район граничит с большим числом муниципальных образований, круглогодичное транспортное сообщение по улучшенным автомобильным дорогам имеется только с МО МР "Усть-Куломский", МО МР "Сыктывдинский" и МО ГО "Сыктывкар". Район имеет выход на железнодорожную станцию "Сыктывкар" через территорию МО МР "Сыктывдинский" и МО ГО "Сыктывкар". Расстояние до железнодорожной станции от села Корткерос составляет 53 км. Район имеет большой потенциал в плане развития транспортного сообщения с сопредельными территориями на планируемый период. По территории района пролегает участок автодороги "Сыктывкар - Кудымкар - Пермь", который введен в эксплуатацию. С вводом в эксплуатацию автодороги в целом, по территории района ожидается значительное увеличение потока транзитных грузов, будет открыт транспортный доступ к рынкам Пермского края.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения составляет 148,913 км, в том числе с усовершенствованным покрытием - 115,8 км, или 77,7% от общей протяженности автодорог, переходным покрытием - 17,1 км. или 11,4% от общей протяженности, грунтовым покрытием - 16 км. или 10,7%.
Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения на 1 января 2020 года составила 50,3%.
На территории Корткеросского района осуществляют деятельность 4 индивидуальных предпринимателя, выполняющих перевозку пассажиров. Перевозчики обслуживают перевозки по 3 регулярным муниципальным автобусным маршрутам и 3 межмуниципальным автобусным маршрутам.
Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного сообщения с административным центром в общей численности населения составляет 0,18%.
Энергетика
Общая протяжённость электрических сетей в районе 1188,6 км. Количество трансформаторных подстанций - 221 штук. Поставщиком электроэнергии в муниципальном районе является Корткеросский участок Южного Межрайонного Отделения ОАО "Коми энергосбытовая компания", распределением сетей занимается Корткеросский РЭС филиала "Южные электрические сети" ОАО "Акционерная компания "Комиэнерго".
Связь
На территории МО МР "Корткеросский" услуги местной телефонной связи, проводного вещания, услуги телеграфной, факсимильной связи, интернета оказывает "Коми филиал ПАО "Ростелеком".
Почтовая связь
Услуги почтовой связи оказывает участок филиала ФГУП "Почта России" Усть-Куломского почтамта по Корткеросскому району.
Сотовая связь
За последние несколько лет быстрыми темпами развивается сеть сотовой связи.
На территории муниципального района "Корткеросский" услуги сотовой связи оказывают четыре оператора связи, услуги Интернет один провайдер ПАО "Ростелеком".
Управление
Муниципальный район "Корткеросский" - муниципальное образование, состоящее из 18 сельских поселений.
В состав муниципального района входят территории сельских поселений.
Система управления муниципального образования включает в себя следующие уровни:
1) муниципальное образование муниципального района;
2) муниципальные образования сельских поселений.
Глава муниципального района "Корткеросский" - руководитель администрации муниципального района "Корткеросский" является высшим должностным лицом муниципального района "Корткеросский".
Представительный орган (Совет муниципального района) представляет население муниципального района "Корткеросский" и от его имени осуществляет местное самоуправление, избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, состоит из 18 депутатов, является юридическим лицом, его возглавляет председатель Совета. Срок полномочий Совета - 5 лет.
Администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления с правами юридического лица, наделена Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми.
Финансово-экономическую основу системы управления муниципального района "Корткеросский" составляют: муниципальная собственность, местные бюджеты и иные финансовые ресурсы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также, в соответствии с законом, иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального района.
Бюджет МО МР "Корткеросский" является дотационным, характеризуется ежегодным увеличением налоговых и неналоговых доходов и увеличением объемов безвозмездных поступлений.
Доходы бюджета МО МР "Корткеросский" имеют тенденцию к росту, в 2019 году увеличились на 7% по сравнению с 2015 годом, что обусловлено увеличением собственных доходов и безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Темпы роста доходов бюджета муниципального района "Корткеросский" соответствуют динамике социально-экономического развития района и являются результатом решений, принятых на федеральном, региональном и муниципальном уровне.
Основным источником, формирующим доходную базу бюджета МО МР "Корткеросский", на протяжении многих лет является налог на доходы физических лиц, который в общей сумме налоговых и неналоговых доходов бюджета составляет 77%.
Расходы местного бюджета носят преимущественно текущий характер: фонд оплаты труда с отчислениями, оплата за потребляемые топливно-энергетические ресурсы, налоги. Доля собственных доходов бюджета не позволяет органам местного самоуправления перенаправлять бюджетные средства из бюджета текущих расходов в бюджет развития (большая часть доходных поступлений в бюджет носит целевой характер). Социальные объекты (детские сады, школы, учреждения культуры и физической культуры и спорта), инженерные сети, помимо текущего содержания, требуют существенных капитальных вложений.
В условиях постоянно изменяющегося законодательства необходимо выполнять требования по обеспечению антитеррористической безопасности, устанавливать системы видеонаблюдения и контроля доступа, оплачивать взносы на капитальный ремонт муниципального жилого фонда, создавать доступную среду для жителей муниципального района с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, что также увеличивает нагрузку на местный бюджет.
Эти обстоятельства не позволяют рассматривать местный бюджет как значимый источник для вложений в основной капитал предприятий и организаций. Более того, для дальнейшего развития и поддержания на достигнутом уровне социальной и инженерной инфраструктуры требуется государственная финансовая поддержка.
В этой связи муниципальное имущество и управление им является одним из основных средств реализации социально-экономической политики. Целью управления муниципальным имуществом является обеспечение доходной части бюджета от использования муниципальной собственности и сокращение расходной части бюджета в целях решения социально-экономических проблем и выполнение возложенных полномочий на органы местного самоуправления.
Администрацией муниципального района "Корткеросский" (далее - Администрация) в 2019 году были проведены комплексные кадастровые работы в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в с. Корткерос, кадастровый квартал 11:06:3901005. В результате проведения данных работ были уточнены границы в отношении 220 объектов за счет бюджетных средств.
В 2019 году в рамках муниципального земельного контроля проведены плановые и внеплановые проверки соблюдения земельного законодательства в отношении 4 юридических и 55 физических лиц. По итогам проверок 1 юридическое лицо привлечено к административной ответственности с наложением штрафа в размере 125 000 руб., денежные средства поступили в бюджет муниципального района "Корткеросский". В отношении 32 физических лиц вынесены предписания об устранении нарушений земельного законодательства.
В рамках исполнения закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений", администрация в 2019 году уделяла большое внимание бесплатному предоставлению земельных участков льготной категории граждан.
На 01.01.2019 года в очереди на бесплатное получение земельных участков находилась 51 семья. В течение 2019 года с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка обратилось 14 семей.
В течение 2019 года льготной категории граждан было предоставлено в собственность бесплатно 30 земельных участков (в с. Корткерос, с. Подъельск, с. Маджа, пст. Аджером), 24 семьи сняты с очереди.
На 01.01.2020 года в очереди на получение земельного участка в собственность бесплатно находилось 11 семей. В 2020 году Администрация продолжит работу по предоставлению земельных участков льготной категории граждан.
В целях обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления" вся информация о деятельности представительной и исполнительной власти муниципального района отражается на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального образования муниципального района "Корткеросский" www.kortkeros.ru.
Муниципальные услуги
В администрации МО МР "Корткеросский" систематизирована и упорядочена работа по предоставлению муниципальных услуг. По состоянию на 1 января 2020 г. предоставляется 46 муниципальных услуг (реестр муниципальных услуг администрации МО МР "Корткеросский" утвержден постановлением администрации МО МР "Корткеросский" от 28 мая 2020 г. N 722).
Ежегодно осуществляется актуализация административных регламентов предоставления муниципальных услуг, информация вносится в "Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Коми".
Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления услуг на территории МО МР "Корткеросский" в 2019 году по итогам ежегодного мониторинга уровня удовлетворенности заявителей качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Коми составил 100%.
Внедрение современных информационных и телекоммуникационных технологий, направленных на развитие информационного общества
За последние годы сеть Интернет проникает все дальше от центра, остались единицы не охваченных населенных пунктов, которые в ближайшее время по различным государственным программам будут оснащены доступом в сеть Интернет.
Приоритетными направлениями считаются формирование информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры муниципального района "Корткеросский", формирование безопасной информационной среды, поддержание инфраструктуры традиционных услуг связи (почтовая связь, электросвязь), обеспечение надежности и доступности услуг связи в муниципальном района "Корткеросский", в том числе в сельской местности и труднодоступных населенных пунктах.
1.3. Результаты SWOT-анализа социально-экономического развития муниципального района "Корткеросский"
Сильные стороны (S)
К положительным факторам, оказывающим наибольшее влияние на формирование тенденций социально-экономического развития муниципального района "Корткеросский", относятся:
наличие свободных, не освоенных территорий;
близкое расстояние к столице республики - город Сыктывкар;
хороший уровень обеспеченности базовыми видами природных ресурсов, что создает основу для экономического развития;
устойчивая работа основных для экономики района агропромышленного и лесопромышленного комплексов;
наличие зон для развития туризма;
устойчивая работа автомобильного транспорта, в основном обеспечивающего потребности организаций в грузовых перевозках производимой и потребляемой продукции, а также населения - в пассажирских перевозках;
обеспечение бесперебойного функционирования систем жизнеобеспечения, отсутствие серьезных чрезвычайных ситуаций в жилищно-коммунальном комплексе;
устойчивое развитие малого бизнеса;
стабильная работа объектов социально-культурной инфраструктуры (здравоохранение, образование, спорт, культура, социальное обслуживание населения);
сложившиеся глубокие этнографические традиции (коми национальные праздники, обряды), сохранившиеся исторические и природные памятники;
стабильная социально-политическая обстановка в муниципальном районе, отсутствие значимых политических и социально-трудовых конфликтов, спокойные межнациональные отношения.
Слабые стороны (W)
Отрицательными факторами, препятствующими устойчивому социально-экономическому развитию муниципального района, являются:
отсутствие собственного железнодорожного выхода;
неблагоприятные для земледелия и проживания природно-климатические особенности;
наличие нарушенных (некультивированных) земель, а также неиспользуемых, нерационально используемых и не вовлеченных в хозяйственный оборот земель;
ведущая отрасль экономики - сельское хозяйство, преимущественно сырьевая направленность экономики;
высокий уровень износа основных фондов предприятий (учреждений) экономики, социальной сферы;
дефицит квалифицированных кадров;
низкий уровень собственных финансовых ресурсов муниципального района, зависимость местного бюджета от дотаций, получаемых из регионального бюджета;
недостаточное развитие инфраструктуры поддержки инвестиционной и инновационной деятельности организаций, поддержки малого и среднего предпринимательства;
низкая благоустроенность населенных пунктов, отсутствие инженерных коммуникаций и уличной дорожной сети;
дисбаланс численности населения трудоспособного возраста;
недостаточно высокий уровень удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления;
несовершенство механизмов взаимодействия власти и гражданского общества.
Возможности (O)
Объективно существует ряд внешних возможностей, позволяющих устранить препятствия для устойчивого социально-экономического развития муниципального района:
реализация государственного курса на модернизацию экономики и поддержку инновационной активности способствует обновлению основных фондов предприятий, развитию сектора промышленности на основе глубокой переработки сырья, размещению новых современных животноводческих производственных комплексов;
наличие свободных территорий для размещения новых современных экологически ориентированных производственных комплексов;
территориальная близость к Пермскому краю, относительная к Архангельской и Кировской областям, возможность реализации крупнейшего инфраструктурного проекта РФ и Республики Коми "Белкомур";
реализация национальных (региональных) проектов:
- реализация мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства РК;
- наличие проектов строительства социально-культурной инфраструктуры;
- наличие поддержки из регионального и федерального бюджета в сфере жилищного строительства, в том числе - расширение форм государственной поддержки населения при решении своих жилищных проблем;
наличие возможности обеспечения комплексного освоения и развития сельских территорий за счёт государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий";
наличие и дальнейшее развитие механизмов социального партнерства (Соглашения о социально-экономическом партнёрстве), взаимодействия институтов гражданского общества (заключение трёхсторонних договоров - администрация, профсоюзы и работодатели).
Угрозы (T)
В настоящее время потенциал социально-экономического развития района используется не в полной мере, имеется целый ряд возможных угроз негативного влияния внешних факторов на социально-экономическое развитие:
угроза ухудшения экономической конъюнктуры за счет роста цен и тарифов на продукцию естественных монополий;
возможное снижение реальных доходов населения и усиление инфляционных процессов в связи с тенденциями мирового экономического кризиса;
отток трудоспособного населения;
проблема роста объемов отходов производства и потребления;
снижение уровня участия муниципального района в самообеспечении Республики Коми, отдельными видами сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
возникновение кризисных явлений в производственном секторе экономики, а также в сфере услуг в связи с изменением налогового законодательства Российской Федерации;
обострение проблемы недостаточности финансовых ресурсов для обеспечения устойчивого развития социальной сферы.
Общая оценка
Муниципальный район располагает базовыми видами ресурсов, достаточными для высоких темпов развития.
Экономическую основу муниципального района создает агропромышленная и лесная отрасли. Создаются предпосылки для диверсификации экономики за счёт участия предприятий муниципалитета в национальных (региональных) проектах, государственных программах РФ.
В агропромышленной отрасли, за счёт участия в государственных программах России и Республики Коми, муниципального района активно обновляются и модернизируются основные средства предприятий, строятся фермы, приобретается техника.
В районе имеются предпосылки для технического перевооружения лесной отрасли, создание предприятий по глубокой переработке древесины.
Несмотря на отсталое техническое состояние инженерно-коммунальных сетей, низкую долю благоустроенного жилья в районе, за последние 5 лет за счёт реализации государственных программ по жилищному и дорожному строительству улучшаются условия проживания населения.
Наличие природных, этно-исторических зон муниципального района создаёт хорошие условия для развития коммерческого туризма.
Значительная часть экономически активного населения района занята в социальных отраслях бюджетной сферы.
Для повышения уровня конкурентоспособности экономики, улучшения состояния социальной сферы, качества среды проживания и экологической обстановки требуется привлечение в муниципалитет инвестиций, снижение зависимости от бюджетной сферы. В муниципальном районе должны создаваться новые предприятия, учреждения социальной сферы, объекты жилого фонда, инженерно-энергетической и транспортной инфраструктуры, а также осуществляться модернизация уже существующих предприятий и объектов.
При привлечении инвестиций целесообразно делать ставку, как на развитие уже существующих предприятий, так и на создание новых инновационных и высокотехнологичных производств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.