Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Анализ текущего состояния сферы реализации муниципальной программы
Одной из базовых задач государственной семейной политики Российской Федерации, определенной в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, является укрепление института семьи, сокращение числа детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Необходимым условием решения данной задачи является организация на уровне муниципальных образований Российской Федерации комплексной работы по профилактике социального сиротства.
Профилактикой социального сиротства в городе Бийске занимаются как Администрация города в лице отдела опеки и попечительства, так и ее структурные подразделения:
- МКУ "Управление образования Администрации города Бийска";
- МКУ "Управление по работе с населением Администрации города Бийска";
- МКУ "Управление культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Бийска", а также:
- Управление социальной защиты населения по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам;
- Центр занятости населения УСЗН по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам);
- КГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска";
- Бийское благочиние;
- КГБУ "Бийский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей" (по согласованию);
- КГБУЗ "Дом ребенка специализированный, г. Бийск".
Активная деятельность органов исполнительной власти города Бийска в области социальной политики привела к определенной стабилизации ситуации в сфере детского и семейного неблагополучия. В городе уже сформирована система социально значимых муниципальных программ, каждая из которых напрямую или опосредованно влияет на профилактику сиротства, в том числе муниципальная программа "Профилактика наркомании и токсикомании в г. Бийске" на 2018-2022 годы", муниципальная программа "Развитие культуры города Бийска" на 2021-2024 годы. Благодаря муниципальной программе "Молодежь Наукограда Бийск" на 2021-2024 годы ежегодно на поддержку проектов по семейной политике предоставляются гранты.
С целью профилактики разводов проводится совместная работа с отделом ЗАГС по городу Бийску и Бийскому району управления юстиции Алтайского края (организация экскурсий в учреждение, проведение лекций, тренингов, работа психологов).
Заметный вклад в социокультурное развитие города вносит муниципальная программа "Развитие физической культуры и спорта в городе Бийске" на 2021-2024 годы".
Стали традиционными мероприятия, направленные на популяризацию многодетности, повышение статуса института семьи. Одно из самых красивых мероприятий - городской этап краевой эстафеты "Согрей теплом родительского сердца". На протяжении последних лет семьи города Бийска участвуют и становятся победителями в различных номинациях краевой эстафеты.
Межведомственное взаимодействие в вопросах профилактики социального сиротства осуществляется совместно с КГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска". На базе социального учреждения реализуется ряд программ, направленных на поддержку семей с детьми:
"Совята" - программа по подготовке детей к школе;
"Мама и малыш" - программа для детей от 0 до 3-х лет, направленная на формирование у родителей, подвергшихся жестокому обращению, навыков родительской компетентности и продуктивного взаимодействия с детьми;
"Счастливы вместе" - программа, направленная на профилактику отказов от новорожденных детей;
Одним из видов профилактики социального сиротства в ситуации отказа или угрозы отказа от новорожденного является создание службы экстренного реагирования ("Мобильная бригада").
Для стимулирования семейного устройства ежегодно увеличиваются:
- выплаты опекунам (попечителям) денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 11282,65 рублей в месяц в 2019 до 11733,45 рублей в 2020;
- выплаты единовременного пособия при передаче ребенка в семью опекуна (попечителя) с 20101,69 рублей в 2019 году, до 20704,74 рублей в 2020 году;
- выплаты ежемесячного пособия гражданам, усыновившим детей, которые ранее не менее трех лет находились у них под опекой, с 11282,65 руб. в месяц в 2019 году, до 11733,45 рублей в 2020.
В городе реализована программа "Профилактика социального сиротства в городе Бийске" на 2017-2020 годы, утвержденная постановлением Администрации города Бийска от 12.12.2016 N 2682. В ходе реализации программы произошло снижение количества выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с 66 в 2017 г. до 57 2020 г.). Ежегодно количество детей, передаваемых в кровные и замещающие семьи, превышает количество детей, устроенных в организации для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, за период с 2017 года по 2020 год из организаций для детей-сирот было устроено в семьи 153 ребенка.
Несмотря на достигнутые результаты и предпринимаемые меры поддержки семей, ситуация с социальным неблагополучием в городе остается нестабильной.
На учете в Управлении социальной защиты населения состоит 27281 семья, в которых воспитывается 35312 детей. Из них:
- многодетных семей - 2020, в которых воспитываются 6447 детей;
- замещающих семей - 471, в которых воспитывается 578 детей, из них на 508 выплачивается пособие на содержание;
- семей с детьми-инвалидами - 921, в которых 947 детей;
- семей с детьми в социально опасном положении - 212, в которых 403 ребенка;
- несовершеннолетних семей с детьми - 5.
Не решена проблема неисполнения гражданами родительских обязанностей по содержанию и воспитанию детей. На учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав состоит 212 семей, в которых воспитывается 403 ребенка.
В городе функционируют КГБУ "Бийский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей", КГБУЗ "Дом ребенка специализированный, г. Бийск", в которых воспитываются 91 ребенок, оставшийся без попечения родителей. Еще 31 ребенок ежегодно проходит социальную реабилитацию в КГБУСО КСРЦ "Надежда".
На учете в городе состоит 471 опекунская семья и 26 приемных семей, в которых воспитываются 578 детей, оставшихся без попечения родителей, на их содержание выплачивается пособие в размере 11733,45 руб.
Продолжается работа по созданию семей постинтернатного сопровождения.
Основные проблемы в сфере реализации муниципальной программы.
В сфере реализации муниципальной программы сохраняется ряд проблем, в том числе:
- во-первых, позднее выявление семейного и детского неблагополучия (почти 25% детей, оставшихся без попечения родителей, - подросткового возраста);
- во-вторых, недостаточно организована комплексная работа с семьей на ранней стадии кризиса, включая работу с беременными женщинами группы "риска".
Для решения проблемы необходимо обеспечить адресность, последовательность, преемственность и контроль за инвестированием бюджетных средств в рамках работы по профилактике социального сиротства. Внедрять инновационные технологии решения актуальных проблем семей с детьми, а так же детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Продолжить функционирование системы раннего выявления семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, и оказание им своевременной помощи.
В случае отсутствия комплексного подхода к решению проблем семей с детьми, а так же детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будут развиваться негативные тенденции такие как: увеличение числа семей, находящихся в социально-опасном положении; увеличение уровня социального сиротства (повышение количества отказов от новорожденных детей, увеличение количества детей, помещенных в государственные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей); отсутствие системы поддержки семей с детьми, а так же детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящий момент органами и субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений проводится планомерная работа по снижению вышеперечисленных показателей: в родильном доме города реализуется проект профилактики отказов от новорожденных; работают школы приемных и несовершеннолетних родителей; внедряется модель раннего выявления семей на ранних стадиях кризиса и распада. Однако без необходимой материально-технической поддержки реализация данных проектов может быть прекращена.
Ни одна из перечисленных тенденций не может быть локализована и ликвидирована в сфере ведения одного какого-либо органа власти - поэтому работа по их преодолению может быть проведена только программно-целевым методом, предусматривающим совместную скоординированную работу ряда структурных подразделений Администрации города, краевых и общественных организаций, граждан и других лиц, которых предлагается привлечь к реализации муниципальной программы.
Отказ от принятия конструктивных мер в области работы с семьями с детьми, а так же детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, негативно отразится на темпах социально-экономического развития города.
Финансовое обеспечение мероприятий муниципальной программы в запланированном объеме позволит решить системные проблемы в сфере профилактики социального сиротства в установленные муниципальной программой сроки. Сокращение финансового обеспечения мероприятий муниципальной программы за счет бюджета города без установления иных источников финансового обеспечения приведет к невозможности решения обозначенных проблем в полном объеме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.