Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общие положения
1. Настоящее положение определяет назначение, цель, задачи мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций (далее - мониторинг), порядок действий при выявлении конфликтных и предконфликтных ситуаций, в том числе с использованием возможностей государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций (далее - система мониторинга).
Мониторинг основан на организации системы наблюдения, анализа, оценки и прогнозирования процессов, происходящих в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по раннему предупреждению и порядку действий по предотвращению конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений и ликвидации их последствий.
2. Цели и задачи мониторинга.
2.1. Целями мониторинга являются:
- предупреждение и ликвидация конфликтных и предконфликтных ситуаций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений;
- принятие эффективных управленческих решений в сфере реализации государственной национальной политики и сфере профилактики экстремизма;
- учет лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, для обеспечения реализации социальных и экономических прав указанных лиц.
Подпункт 2.2 изменен с 18 марта 2021 г. - Постановление Администрации г. Сургута от 18 марта 2021 г. N 1968
2.2. Основными задачами мониторинга являются:
- сбор и анализ данных о событиях, связанных с межнациональными и межконфессиональными отношениями;
- определение источников распространения идей дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности, оценка масштаба их деструктивной деятельности, уровня возможной или действительной угрозы межнациональному или межконфессиональному миру и согласию;
- выявление и своевременное оповещение об угрозе возникновения конфликтных и предконфликтных ситуаций;
- обеспечение эффективного взаимодействия субъектов мониторинга, определенных пунктом 3 раздела I настоящего положения;
- определение мер оперативного реагирования на возникновение конфликтных и предконфликтных ситуаций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в городском округе город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - город Сургут);
- обеспечение своевременной реализации мер профилактики;
- совершенствование форм и методов работы органов местного самоуправления города Сургута в сфере профилактики экстремизма, проявлений национальной, расовой и религиозной нетерпимости, противодействия этнической дискриминации на территории города Сургута;
- проведение мониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (средства массовой информации (далее - СМИ), блоги и социальные сети, экспертные оценки, данные социологических опросов и прочие открытые (публичные) источники) конфликтных межнациональных и межконфессиональных ситуаций;
- оценка, анализ и прогнозирование возникновения угроз межнациональных и межконфессиональных конфликтов;
- формирование списка лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, а также ведение в установленном порядке.
3. Субъекты мониторинга.
К субъектам мониторинга относятся: управление по обеспечению деятельности административных и других коллегиальных органов, управление массовых коммуникаций, управление физической культуры и спорта, комитет культуры и туризма, отдел молодёжной политики, департамент образования, управление внешних и общественных связей Администрации города Сургута.
Управление по обеспечению деятельности административных и других коллегиальных органов (далее - управление) оказывает содействие структурным подразделениям Администрации города Сургута в принятии мер оперативного реагирования на выявленные конфликтные и предконфликтные ситуации и обмене информацией о проведенной работе.
4. Объекты мониторинга.
Под объектами мониторинга рассматриваются:
4.1. Влияющая на состояние межнациональных, межконфессиональных отношений в городе Сургуте деятельность:
- территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти по городу Сургуту;
- органов местного самоуправления города Сургута;
- организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, молодежной политики, культуры, спорта и взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими организациями;
- СМИ;
- некоммерческих организаций, представляющих интересы этнических общностей;
- казачьих обществ и общественных объединений казаков;
- религиозных организаций и религиозных объединений;
- групп лиц, представляющих интересы этнических общностей;
- отдельных лиц, распространяющих информацию по вопросам межнациональных, межконфессиональных отношений.
4.2. Результаты социологических исследований о состоянии межнациональных и межконфессиональных отношений в городе Сургуте.
Пункт 5 изменен с 18 марта 2021 г. - Постановление Администрации г. Сургута от 18 марта 2021 г. N 1968
5. К предмету мониторинга относятся процессы и обстоятельства, возникающие в ходе деятельности, предусмотренной подпунктом 4.1 пункта 4 раздела I настоящего положения, способные повлиять на состояние межнациональных, межконфессиональных отношений:
- экономические (уровень и сферы занятости населения, уровень благосостояния, распределение собственности, вопросы взаимодействия между одной или несколькими этническими общностями, либо представляющими их интересы некоммерческими организациями и хозяйствующими субъектами, деятельность которых затрагивает экологические и этнокультурные интересы населения);
- политические (участие представителей различных этнических общностей в коллегиальных органах, образованных при органах государственной власти, органах местного самоуправления города Сургута; публичные выступления, публикации, комментарии, предвыборная агитация в печатных изданиях, в теле-радиопередачах, в интернете на сайтах, блогах, форумах и т.д., способные привести к оскорблению национальных чувств, формированию негативных стереотипов и враждебного отношения к представителям отдельных этнических общностей и конфессиональных групп);
- социальные (доступ к услугам, предоставляемым социальной инфраструктурой, соблюдение принципа равенства граждан независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, в том числе при приеме на работу, при замещении должностей государственной и муниципальной службы, при формировании кадрового резерва государственной и муниципальной службы);
- культурные (удовлетворение языковых, образовательных, этнокультурных и религиозных потребностей);
- процессы, которые оказывают отрицательное воздействие на состояние межнациональных, межконфессиональных отношений (противоправные проявления экстремистской и террористической направленности).
6. Типология ситуаций.
Предконфликтная ситуация, в сфере межнациональных, межконфессиональных отношений, в целях настоящего положения, - совокупность скрытых противоречий и социальной напряженности, основанная на столкновении интересов, потребностей и ценностей граждан Российской Федерации и (или) иностранных граждан (или представляющих их интересы некоммерческих организаций) либо на искаженной информации и неадекватном восприятии происходящих в обществе или в отдельных социальных группах социокультурных изменений, проецируемых на этническую или религиозную почву и создающих риски ухудшения межнациональных и межконфессиональных отношений (далее - предконфликтная ситуация).
Конфликтная ситуация в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, в целях настоящего положения, - это накопившиеся противоречия, перешедшие в открытое их выражение, основанные на ущемлении законных интересов, потребностей и ценностей граждан, либо представляющих их интересы некоммерческих организаций, искаженной и непроверенной информации, неадекватном восприятии происходящих в обществе или отдельных социальных группах изменений, проецируемых на этническую или религиозную почву (далее - конфликтная ситуация).
Межнациональный (этнический) конфликт, в целях настоящего положения, - столкновение интересов двух и более этнических общностей, принимающее различные формы противостояния, в котором национальная принадлежность и национальные различия становятся доминирующей мотивацией действий.
К конфликтным ситуациям в целях настоящего положения относятся:
- конфликты бытового, имущественного и иного характера с участием представителей двух и более национальностей, в которых этническая принадлежность может как являться, так и не являться первопричиной их возникновения, но последствия которых привели (или могут привести) к росту межнациональной или религиозной напряженности;
- санкционированные и несанкционированные публичные акции протеста, в отношении спорных вопросов, связанных с деятельностью промышленных компаний в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
- открытые противостояния, связанные с противоречиями, основанными на ущемлении законных интересов, потребностей и ценностей внутри одной или между несколькими религиозными организациями, этническими общностями, либо представляющими их интересы некоммерческими организациями и хозяйствующими субъектами, деятельность которых затрагивает этнокультурные интересы населения;
- публичные акции протеста на национальной или религиозной почве, публичные проявления национальной, расовой или религиозной нетерпимости, в том числе с использованием средств массовой информации, способствующие разжиганию межнациональной и межконфессиональной розни.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.