Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 13 августа 2020 г.
по делу N 3а-81/2020
Верховный Суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Петровой Т.Л.,
при секретаре Бедненко И.Г.,
с участием прокурора Пименовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (после переименования - публичное акционерное общество "Россети Сибирь") к Министерству экономического развития Республики Хакасия, Государственному комитету энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия о признании приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 29 декабря 2016 г. N 9-э "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" и приказа Министерства экономического развития Республики Хакасия от 28 декабря 2018 года N 9-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2019 год" не действующими в части, установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ПАО "МРСК Сибири", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании в части приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия (далее - Госкомтарифэнерго Хакасии, Тарифный орган, регулирующий орган) от 29 декабря 2016 г. N 9-э "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" в редакции приказа Министерства экономического развития Республики Хакасия (далее - Минэкономразвития Хакасии) от 26 декабря 2018 г. N 7-э "О внесении изменений в некоторые акты Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия и Министерства экономического развития Республики Хакасия" (далее - приказ от 26 декабря 2018 г. N 7-э), а также об оспаривании в части приказа Министерства экономического развития Республики Хакасия от 28 декабря 2018 г. N 9-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2019 г." (далее - приказ от 28 декабря 2018 г. N 9-э).
Требования мотивированы тем, что приказом от 26 декабря 2018 г. N 7-э внесены изменения в приказ от 29 декабря 2016 г. N 9-э в части изложения приложения 2 к приказу от 29 декабря 2016 г. N 9-э в редакции согласно приложению 3 к приказу от 26 декабря 2018 г. N 7-э, где установлена необходимая валовая выручка (далее - НВВ) филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" на 2019 год в размере 2269400,71 тыс. руб.
Согласно пункту 6 таблицы 1 приложения 1 к приказу от 28 декабря 2018 г. N 9-э НВВ филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" в размере 2269400,71 тыс. руб. учтена при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Хакасия.
Полагает оспариваемые приказы не соответствующими статье 23 Федерального закона "Об электроэнергетике", пунктам 7, 32 и 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, пункту 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 г. N 98-э.
По мнению административного истца при утверждении оспариваемых приказов необоснованно не были учтены расходы на сумму 163480,32 тыс. руб., в том числе расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка за 2017 год в части корректировки неподконтрольных расходов по статье затрат "Амортизация основных средств" на сумму 29037,09 тыс. руб.; расходы по статье "Проценты за кредит" в размере 134443,23 тыс. руб., из них фактически понесенные за 2017 год в размере 63291,85 тыс. руб., плановые на 2019 год - 71151,38 тыс. руб.
При корректировке НВВ в части неподконтрольных расходов с учетом статьи затрат "Амортизация основных средств" применен пункт 7 Основ ценообразования, тогда как, по мнению административного истца, следовало руководствоваться пунктом 38 Основ ценообразования. Такая корректировка административным ответчиком была произведена - по факту неисполнения инвестиционной программы за 2017 год из НВВ на 2019 год было исключено 94830 тыс. руб., которые, в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования, включали суммы амортизационных отчислений. С учетом этого расходы по статье "Амортизация основных средств" в сумме 29037,09 тыс. руб. исключены излишне.
Привлечение заемных средств в 2017 году было обусловлено сложившейся к началу года и увеличивавшейся до 2238745,58 тыс. руб. в течение года дебиторской задолженностью, в том числе задолженностью гарантирующего поставщика АО "Хакасэнергосбыт" в размере 1764849 тыс. руб. Всего за 2017 год филиалом ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" были уплачены проценты по заключенным кредитным договорам по виду деятельности "Передача по распределительным сетям" на сумму 141510 тыс. руб. Экономическая обоснованность данных расходов при их предъявлении для компенсации в 2019 году была документально подтверждена, однако административным ответчиком на основании собственного расчета кассового разрыва было принято к учету только 78218,82 тыс. руб. При установлении НВВ на 2019 год не учтены в полном объеме расходы на обслуживание заемных средств, понесенные в 2017 году, в размере 63291,85 тыс. руб.
В 2019 году планировалось привлечение кредитных средств на сумму 310400 тыс. руб., в том числе в составе подконтрольных расходов - 10895 тыс. руб.; в составе неподконтрольных расходов за 2018 год - 158683 тыс. руб.; в составе неподконтрольных расходов за 2019 год - 140822 тыс. руб.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 22 февраля 2019 г. по делу N 3а-37/2019 оспариваемые нормативные правовые акты в части установления процентов за 2018 год признаны принятыми с нарушением действующего законодательства. С учетом этого полагает, что подлежащая учету в составе НВВ на 2019 год плановая сумма процентов составляет 151717 тыс. руб. (10895 + 140822), однако административным ответчиком было учтено только 80565,38 тыс. руб., в том числе в составе подконтрольных расходов 10485,06 тыс. руб. и в составе неподконтрольных расходов - 70080,32 тыс. руб. При этом административный ответчик не учел увеличение суммы заемных средств по виду деятельности "передача электрической энергии" с 2612766 тыс. руб. по состоянию на 31 декабря 2017 г. до 2939946 тыс. руб. по состоянию на 30 июня 2018 г. из-за увеличения дебиторской задолженности гарантирующих поставщиков и предприятий сферы ЖКХ и рассчитал проценты за пользование кредитом на 2019 год от заниженной суммы кассовых разрывов, необоснованно не включив сумму расходов на обслуживание заемных средств для обеспечения операционной деятельности в размере 71151,62 тыс. руб.
Считает, что установленный на 2019 год размер НВВ является экономически необоснованным и нарушает экономические интересы ПАО "МРСК Сибири", так как приведет к убыткам, поскольку иных источников финансирования своей деятельности Общество не имеет.
Полагая, что в сумме расходов, подлежащих учету в НВВ филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго", должны быть дополнительно учтены расходы на сумму 163480,32 тыс. руб., административный истец просил признать приложение N 2 к приказу от 29 декабря 2016 г. N 9-э в редакции приказа от 26 декабря 2018 г. N 7-э (приложение N 3), а также приказ от 28 декабря 2018 г. N 9-э (пункт 6 таблицы 1 приложения 1) не действующими в части установления НВВ для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" в размере 2669400,71 тыс. руб., и возложить на административного ответчика обязанность принять новые нормативные правовые акты, устанавливающие для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" размер НВВ на 2019 год в сумме 2432881,03 тыс. руб.
В дополнении к административному исковому заявлению от 2 декабря 2019 г. административный истец указал, что оспариваемые нормативные правовые акты подлежат признанию недействующими также в силу того, что в НВВ на 2019 год не полностью включены подконтрольные расходы во исполнение определения Верховного Суда Российской Федерации от 25 января 2018 г. по делу N 55-АПГ17-9, в соответствии с которым из базового уровня подконтрольных расходов, установленного Тарифным органом на долгосрочный период 2017 - 2021 гг. в размере 712,668 млн. руб. незаконно исключены затраты на ремонт основных средств в сумме 61605 тыс. руб.; на комплексное обслуживание зданий и сооружений в сумме 586 тыс. руб.; на услуги энергосервисных компаний в сумме 47797 тыс. руб. - всего на сумму 109987 тыс. руб.
Во исполнение вступившего в законную силу судебного акта Минэкономразвития Республики Хакасия приказом от 26 декабря 2018 г. N 7-э установил базовый уровень подконтрольных расходов на долгосрочный период регулирования в размере 746535 тыс. руб. без обоснования причин снижения суммы подконтрольных расходов, которые должны были составить 822655 тыс. руб.
Административный истец просил признать недействующими приложение N 2 к приказу от 29 декабря 2016 г. N 9-э в редакции приказа от 26 декабря 2018 г. N 7-э и приказ от 28 декабря 2018 г. N 9-э (приложение N 1, таблица 1 пункт 6) в части установления необходимой валовой выручки на 2019 год для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" в размере 2269400,71 тыс. руб.; возложить на Государственный комитет по тарифам и энергетики Республики Хакасия обязанность принять новые нормативные правовые акты, устанавливающие для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" обоснованный размер необходимой валовой выручки на 2019 год в сумме 2520659,29 тыс. руб.
Кроме того, ПАО "МРСК Сибири" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приложения N 1 к приказу Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 29 декабря 2016 г. N 9-э "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" в редакции приказа Министерства экономического развития Республики Хакасия от 26 декабря 2018 г. N 7-э "О внесении изменений в некоторые акты Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия и Министерства экономического развития Республики Хакасия" в части установления долгосрочного параметра регулирования для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций - базового уровня подконтрольных расходов (приложение N 2).
В обоснование требований указало, что в соответствии с определением Верховного Суда Российской Федерации от 25 января 2018 г. по делу N 55-АПГ17-9 из базового уровня подконтрольных расходов, установленного Тарифным органом для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" на долгосрочный период 2017 - 2021 гг. в размере 712,668 млн. руб. незаконно исключены расходы на сумму 109987 тыс. руб.
В нарушение вступившего в законную силу судебного акта Минэкономразвития Республики Хакасия приказом от 26 декабря 2018 г. N 7-э установило базовый уровень подконтрольных расходов на 2017 год в размере 746535 тыс. руб. без обоснования причин снижения суммы подконтрольных расходов, которые должны были составить 822655 тыс. руб. На 2019 год орган регулирования установил сумму подконтрольных расходов с дополнительным снижением еще на 7578,36 тыс. руб. без пояснений или расчетов. По мнению общества, с учетом коэффициентов индексации на 2018 - 2019 гг., определенных органом регулирования, сумма средств, подлежащих дополнительному включению в состав подконтрольных расходов, сложилась в размере 115882,11 тыс. руб. и на 2019 год должна была составить 866747,84 тыс. руб.
Отклонение размера подконтрольных расходов, подлежащих включению в НВВ филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" на 2019 год во исполнение определения Верховного Суда Российской Федерации от 25 января 2018 г. по делу N 55-АПГ17-9, составило 87778,26 тыс. руб. (866747,84 - 778969,58).
Общество просило признать недействующим нормативный правовой акт в указанной части и возложить на Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия обязанность принять новый нормативный правовой акт, устанавливающий обоснованный размер долгосрочного параметра регулирования для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций - базового уровня подконтрольных расходов.
Определением Верховного Суда Республики Хакасия от 10 января 2020 г. указанные административные дела объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель административного истца ПАО "МРСК Сибири" Белоглазова М.В. заявленные требования поддержала по доводам, приведенным в административных исковых заявлениях и пояснениях. Просила признать оспариваемые нормативные правовые акты не действующими со дня принятия.
Представитель административного ответчика Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия Малахова Ж.А. требования административных исковых заявлений не признала, представила письменные отзывы, указав, что оспариваемые приказы приняты в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике".
При установлении НВВ сетевой организации без учета оплаты потерь на 2019 год в размере 2269400,71 тыс. руб. исключены экономически необоснованные расходы организации, в том числе по уплате процентов по кредитным договорам за 2017 год и планируемые расходы по уплате процентов по кредитным договорам за 2019 год. Доводы административного истца о "двойном" исключении из НВВ организации расходов на амортизацию полагала некорректными и не основанными на материалах тарифного дела. Также указала, что решение Верховного Суда Республики Хакасия от 28 августа 2017 г. по делу N 3а-43/2017 с учетом определения Верховного Суда Российской Федерации от 25 января 2018 г. по делу N 55АПГ17-9 тарифным органом исполнено полностью.
Представитель административного ответчика Министерства экономического развития Республики Хакасия Привалихина С.В. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, полагавшего административные исковые заявления подлежащими удовлетворению частично, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Государственное регулирование в сфере электроэнергетики осуществляется на основе положений Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и основывается, в том числе, на принципах обеспечения бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики; соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечения доступности электрической энергии для потребителей и защиты их прав (статьи 6 и 20 Закона об электроэнергетике).
Реализация указанных выше принципов, среди прочих мер, осуществляется путем государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный уровни таких цен (тарифов) (пункт 1, абзац седьмой пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В 2018 году государственным органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации в области тарификации (ценообразования) электрической энергии (мощности), согласно пунктам 1 и 4.15.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 мая 2009 г. N 153 (в редакции постановления Правительства Республики Хакасия от 5 декабря 2017 г. N 631), являлось Министерство экономического развития Республики Хакасия.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1, подпунктом 5 пункта 3 Постановления Правительства Республики Хакасия от 11 февраля 2019 г. N 21 "О реализации постановления Главы Республики Хакасия от 29 декабря 2018 г. N 87-ПП "О внесении изменений в приложение к постановлению Председателя Правительства Республики Хакасия от 27 марта 2009 г. N 07-ПП "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия", указанные полномочия переданы Госкомтарифэнерго Хакасии, выделенному из Минэкономразвития Хакасии.
Обществом оспаривается приложение 2 к приказу Госкомтарифэнерго Хакасии от 29 декабря 2016 г. N 9-э "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" в редакции приказа Минэкономразвития Хакасии от 26 декабря 2018 г. N 7-э "О внесении изменений в некоторые акты Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия и Министерства экономического развития Республики Хакасия" в части установления НВВ для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" на 2019 год в размере 2269400,71 тыс. рублей (приложение 3); приложение 1 к вышеуказанному приказу от 29 декабря 2016 г. N 9-э в редакции приказа на от 26 декабря N 7-э в части установления долгосрочного параметра регулирования для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций - базового уровня подконтрольных расходов (приложение 2); приказ Минэкономразвития Хакасии от 28 декабря 2018 г. N 9-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии про сетям Республики Хакасия на 2019 год" в части установления в пункте 6 таблицы 1 приложения 1 НВВ филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" без учета оплаты потерь, учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Хакасия в размере 2269400,71 тыс. рублей.
Согласно абзацам первому и четвертому пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций устанавливаются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу абзацев первого и второго пункта 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования), базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами, относится к числу долгосрочных параметров регулирования, служащих основанием для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 17 февраля 2012 г. N 98-э (далее - Методические указания N 98-э).
Абзацами девятым и двенадцатым пункта 38 Основ ценообразования предусмотрено, что перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе величина неподконтрольных расходов, рассчитанная в соответствии с перечнем расходов, утвержденным в методических указаниях по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и содержащим в том числе расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в соответствии с пунктом 87 настоящего документа в плату за технологическое присоединение, а также величина расходов на оплату технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства к сетям смежной сетевой организации в размере, определенном исходя из утвержденной для такой смежной сетевой организации платы за технологическое присоединение.
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования. При этом при применении метода долгосрочной индексации темп роста одноставочного единого (котлового) тарифа в соответствующем субъекте Российской Федерации на каждый год 1-го долгосрочного периода регулирования не превышает темпа, установленного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год.
В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 настоящего документа. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды (абзацы девятнадцатый и двадцатый пункта 38 Основ ценообразования).
Согласно абзацам второму и четвертому пункта 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 6 августа 2004 г. N 20-э/2, расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены (далее - единые (котловые) тарифы), производится на основе НВВ, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации. Указанная НВВ дифференцируется по уровням напряжения в соответствии с пунктом 48 Методических указаний.
Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.
Приказ от 29 декабря 2016 г. N 9-э в редакции приказа от 30 декабря 2017 г. N 7-э и приказ от 28 декабря N 9-э приняты органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики, в оспариваемой части направлены на установление (корректировку) долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки регулируемой организации в рамках процесса установления тарифов на передачу электрической энергии, в том числе на установление необходимой валовой выручки регулируемой организации в целях установления единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2019 год, распространяются на неопределенный круг лиц и рассчитаны на неоднократное применение, то есть отвечают существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт.
Процедура принятия приказов, установленная пунктами 25, 26 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Правила регулирования), пунктом 6.1 Положения о Министерстве экономического развития Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 мая 2009 г. N 153 (в редакции от 18 декабря 2018 г.), не нарушена, что подтверждается протоколами заседания Правления Министерства экономического развития Республики Хакасия от 26 декабря 2018 г. N 6 и от 28 декабря 2018 г. N 7.
Приложениями 2, 8, 11 к приказу Федеральной службы по тарифам от 28 марта 2013 г. N 313-э, действовавшему в 2018 году, в соответствии с пунктом 27 Правил регулирования определена форма принятия решений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в том числе по установлению единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой прочим потребителям и необходимой валовой выручки, которой приказ от 29 декабря 2016 г. N 9-э в редакции приказа от 26 декабря 2018 г. N 7-э и приказ от 28 декабря 2018 г. N 9-э соответствуют.
Проекты нормативных правовых актов прошли в установленном порядке правовую и антикоррупционную экспертизу (т. 1, л.д. 192 - 199; т. 7, л.д. 162).
В силу статей 24, 28, 29 Закона Республики Хакасия от 11 марта 2015 г. N 18-ЗРХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия" оспариваемые нормативные правовые акты опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 17 января 2019 г.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов: расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности; учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала и метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки).
Регулирующие органы принимают меры по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования.
В случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений Основ ценообразования.
Пунктом 4 Методических указаний N 98-э предусмотрено, что расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, осуществляется в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, утверждаемыми в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования, с учетом определенной в соответствии с главами III, IV настоящих Методических указаний необходимой валовой выручки.
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования (абзац первый пункта 8 Методических указаний N 98-э).
Из материалов дела видно, что 28 апреля 2018 г. ПАО "МРСК Сибири" обратилось в Тарифный орган с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" на 2019 год в составе долгосрочного периода 2017 - 2021 гг. с применением метода долгосрочной индексации НВВ, приложив к заявлению обосновывающие документы (т. 2, л.д. 233 - 234).
Пунктами 22, 23 Правил регулирования предусмотрено, что регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев.
Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе, оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность; анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.
Согласно пунктам 25, 26 и 28 Правил регулирования решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа.
В протоколе указываются основные показатели деятельности регулируемой организации на расчетный период регулирования (объем необходимой валовой выручки и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования).
Основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе.
Приказом Минэкономразвития Хакасии от 10 мая 2018 г. N 9-э/18 открыто дело об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год в составе долгосрочного периода регулирования 2017 - 2021 гг. (т. 8, л.д. 90 - 91).
По результатам экспертизы представленных документов приказом от 26 декабря 2018 г. N 7-э, приложение 3, и приказом от 28 декабря 2018 г. N 9-э, пункт 6 таблицы 1 приложения 1, филиалу ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" установлена НВВ без учета оплаты потерь на 2019 год в размере 2269400,71 тыс. руб. (т. 1, л.д. 15 - 30).
Как следует из пояснений представителей сторон и экспертного заключения от 10 мая 2018 г. N Э-10/19 по делу тарифного регулирования из состава неподконтрольных расходов филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" за 2017 год исключены расходы на амортизацию основных средств в сумме 29037,09 тыс. руб., а также тарифным органом произведена корректировка НВВ на 2019 год долгосрочного периода регулирования в связи с неисполнением инвестиционной программы на 2017 год в размере 94830 тыс. руб. (т. 1, л.д. 68 - 69).
Доводы представителя административного истца о необоснованном исключении из НВВ организации на 2019 год расходов на амортизацию основных средств в сумме 29037,09 тыс. руб. не нашли своего подтверждения.
Согласно пунктам 16, 17 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Подпунктом 7 пункта 18 Основ ценообразования определено, что расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя, в том числе, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, за исключением расходов сетевых организаций на установку приборов учета в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности для потребителей услуг.
В силу абзацев первого, второго и четвертого пункта 27 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).
В случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.
Подпунктом 3 пункта 7, абзацами двенадцатым, тринадцатым и пятнадцатым пункта 11 Методических указаний N 98-э определено, что перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе величина неподконтрольных расходов, определяемых методом экономически обоснованных расходов соответственно для базового и i-го года долгосрочного периода регулирования, включающие в себя, в том числе расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли (в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования) (тыс. руб.). Указанные расходы с учетом возврата заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, не могут превышать 12% от необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной в соответствии с настоящими Методическими указаниями без учета расходов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, расходов на финансирование капитальных вложений из прибыли и налога на прибыль на капитальные вложения, расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемых ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, возврата заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, используемого для осуществления регулируемой деятельности, в том числе по договорам финансовой аренды (лизинга); амортизацию основных средств (в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования).
Довод представителя административного ответчика о корректировке расходов на амортизацию в сумме 29037,09 тыс. руб. в соответствии с формулой 7 пункта 11 Методических указаний N 98-э в связи с необоснованным включением расходов на установку приборов учета и отнесением Обществом активов к соответствующей амортизационной группе с нарушением максимальных сроков полезного использования, установленных Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", подтверждаются исследованными в судебном заседании расчетами экспертов на электронном носителе.
Корректировка НВВ на 2019 год в связи с неисполнением инвестиционной программы на сумму 94830 тыс. руб. произведена по формуле 9 пункта 11 Методических указаний N 98-э, что соответствует вышеуказанным положениям абзаца четвертого пункта 27 и абзацу девятому пункта 32 Основ ценообразования, в силу которого в случае если инвестиционные проекты, предусмотренные инвестиционной программой, не были реализованы, из необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, устанавливаемой на очередной период регулирования, исключаются расходы на реализацию этих проектов в части, финансируемой за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам). При пересмотре указанной инвестиционной программы необходимая валовая выручка организации, осуществляющей регулируемую деятельность, на очередной период регулирования корректируется с учетом изменения объемов финансирования инвестиционной программы за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам).
Доводы представителя административного истца о том, что расходы на амортизацию в указанной сумме уже были исключены при корректировке расходов на инвестиционную программу на сумму 94830 тыс. руб., не основаны на положениях вышеуказанных норм Основ ценообразования и Методических указаний N 98-э.
Корректировка расходов на амортизацию в сумме 29037,09 тыс. руб. произведена регулирующим органом в соответствии с формулой 7 пункта 11 Методических указаний N 98-э, пунктами 18, 27 Основ ценообразования и требования административного иска в части оспаривания указанной корректировки удовлетворению не подлежат.
В заявлении об установлении цен (тарифов) на 2019 год Обществом указаны расходы филиала "Хакасэнерго" на обслуживание заемных средств по виду деятельности "передача электрической энергии" по итогам 2017 года в размере 141510,67 тыс. руб. и плановая сумма расходов на 2019 год в размере 310400 тыс. руб., в том числе в составе подконтрольных расходов 10895 тыс. руб.; в составе неподконтрольных расходов на 2018 год в размере 158683 тыс. руб., на 2019 год - 140822 тыс. руб. (т. 2, л.д. 235 - 236).
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Хакасия от 22 февраля 2019 г. по делу N 3а-37/2019 корректировка регулирующим органом суммы процентов в составе неподконтрольных расходов на 2018 год признана необоснованной и в указанной части административным истцом не оспаривается (т. 2, л.д. 166 - 190, 215 - 222).
По результатам проведенной экспертизы регулирующим органом исключены из расчетов фактически понесенные расходы за 2017 год в размере 63291,85 тыс. руб. и плановые расходы в составе подконтрольных расходов в размере 409,94 тыс. руб., в составе неподконтрольных расходов на 2019 год в размере 70741,68 тыс. руб. (т. 1, л.д. 54, 65).
В нарушение пунктов 23, 28 Правил регулирования экспертное заключение и протокол N 6 заседания Правления Минэкономразвития Хакасии от 26 декабря 2018 г. (т. 7, л.д. 69 - 71) не содержат обоснования корректировки указанных сумм расходов.
Из экспертного заключения от 10 мая 2018 г. N э-10/19, представленного отзыва на административное исковое заявление и письменных пояснений представителя административного ответчика следует, что корректировка регулирующим органом произведена на основании расчета кассовых разрывов по итогам 2017 года (т. 7, л.д. 186; т. 8, л.д. 124 - 127).
При этом в расчетах использовались сведения о начислениях по контрагентам по услугам по передаче электрической энергии за 2017 год в размере 3847530772,81 руб., оплате за 2017 год в размере 2930545796,25 руб. и неоплаченном остатке 2017 года в размере 916984976,55 руб. (т. 8, л.д. 127).
Доводы представителя административного ответчика о том, что расчет произведен на основании сведений, предоставленных ПАО "МРСК Сибири", не подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами.
По сведениям Общества неоплаченный остаток по итогам 2017 года составил 2238745580,65 руб. (т. 8, л.д. 122).
Указанные сведения, помимо иных материалов, обосновывающих затраты по указанной статье расходов, были представлены регулирующему органу 28 апреля 2018 г. вместе с заявлением об установлении тарифов на 2019 год (т. 2, л.д. 233 - 235, т. 5, л.д. 55 - 153; т. 8, л.д. 133 - 136).
Кроме того, письмом от 17 июля 2018 г. ПАО "МРСК Сибири" запрашивало о необходимости предоставления дополнительных материалов для обоснования расходов по статье "проценты за кредит" с учетом неплатежей на розничном рынке электрической энергии. Ответ на письмо не получен (т. 2, л.д. 223).
Доказательств несоответствия представленных Обществом материалов указанным в пункте 16 Основ ценообразования нормативным правовым актам, регулирующим отношения в сфере бухгалтерского учета, иное обоснование обоснованности уменьшения при расчете кассового разрыва размера неоплаченного остатка за услуги по передаче электрической энергии за 2017 год не представлено.
При таких обстоятельствах исключение Тарифным органом вышеуказанных расходов филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" из состава НВВ на 2019 год противоречит законодательству в области регулирования тарифов, в том числе пунктам 7, 16, 38 Основ ценообразования, пункту 11 Методических указаний N 98-э.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 28 августа 2017 г. по делу N 3а-43/2017 признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ Госкомтарифэнерго Хакасии от 29 декабря 2016 г. N 9-э в части установления базового уровня подконтрольных расходов на 2017 год в размере 712,668 млн. руб. в таблице приложения 1 к приказу N 9-э; установления НВВ сетевой организации без учета оплаты потерь на 2017 год в размере 3237549,09 тыс. руб. в приложении 2 к приказу N 9-э (т. 7, л.д. 20 - 31).
На орган регулирования возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий установленный в таблице приложения 1 базовый уровень подконтрольных расходов на 2017 год и НВВ организации без учета потерь на 2017 год в таблице приложения 2.
Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 января 2018 г. по делу N 55-АПГ17-9 апелляционная жалоба административного ответчика оставлена без удовлетворения (т. 7, л.д. 32 - 36).
Согласно определению от 25 января 2018 г. по делу N 55-АПГ17-9 из базового уровня подконтрольных расходов, установленного на 2017 год, незаконно исключены затраты на прочие вспомогательные материалы, в том числе на ремонт основных средств; на комплексное обслуживание зданий и сооружений в сумме 586 тыс. руб.; на услуги энергосервисных компаний в сумме 477976 тыс. руб.
Во исполнение указанных судебных актов Минэкономразвития Хакасии приказом от 26 декабря 2018 г. N 7-э установило базовый уровень подконтрольных расходов на долгосрочный период регулирования в размере 746535 тыс. руб. (т. 7, л.д. 14 - 19).
Абзацем восьмым пункта 38 Основ ценообразования предусмотрено, что базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. Базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой. Указанные в настоящем пункте доли определяются в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Согласно пункту 9 Методических указаний по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18 марта 2015 г. N 421-э (далее - Методические указания N 421-э), для расчета долгосрочных параметров регулирования на очередной долгосрочный период регулирования с применением метода сравнения аналогов в отношении ТСО (территориальных сетевых организаций) базовый уровень ОПР (операционных, подконтрольных расходов) ТСО определяется в 70% доле от базового уровня ОПР, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала или с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации НВВ, в зависимости от применяемого в отношении ТСО метода регулирования, и 30% доле от базового уровня ОПР для ТСО, рассчитанного в соответствии с настоящими Методическими указаниями.
Органом регулирования базовый уровень ОПР для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" на 2017 год был определен в размере 712667,52 тыс. руб. исходя из 70% от базового уровня ОПР в размере 743938,27 тыс. руб., рассчитанного в соответствии с Методическими указаниями N 98-э, и 30% от базового уровня ОПР в размере 639702,42 тыс. руб.
Из пояснений представителя административного ответчика, отзыва на административное исковое заявление, протокола заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии от 29 декабря 2016 г. N 10, экспертного заключения по делу от 10 мая 2018 г. N э-10/19 следует, что при определении базового уровня ОПР ТСО на 2017 год во исполнение судебных актов регулирующим органом в составе базового уровня ОПР, рассчитанного в соответствии с Методическими указаниями N 98-э, дополнительно включены расходы на услуги энергосервисных компаний в размере 47796,52 тыс. руб., а также расходы на комплексное обслуживание зданий и сооружений на сумму 585,69 тыс. руб. (т. 1, л.д. 145; т. 7, л.д. 111 - 112, 121, 165 - 167).
Базовый уровень ОПР на 2017 год, рассчитанный в соответствии с Методическими указаниями N 98-э, составил 792320,48 тыс. руб.
В то же время, базовый уровень ОПР на 2017 год, рассчитанный в соответствии с Методическими указаниями N 421-э, остался прежним и составил 639702,42 тыс. руб., что привело к снижению базового уровня ОПР на 2017 год, рассчитанного исходя из суммы значений 70% базового уровня ОПР, определенного в соответствии с Методическим указаниями N 98-э, и 30% базового уровня ОПР, определенного в соответствии с Методическими указаниями N 421-э (т. 7, л.д. 166 - 167, 187).
Увеличение при расчетах базового уровня ОПР в соответствии с Методическими указаниями N 421-э сумм по статьям расходов "расходы и услуги производственного характера", "прочие услуги сторонних организаций" не привело к общему увеличению базового уровня ОПР на 2017 год во исполнение судебных актов, так как были снижены расчетные суммы по другим статьям расходов, включенных в базовый уровень ОПР на 2017 год в соответствии с Методическим указаниями N 421-э.
В силу пункта 4 Методических указаний N 421-э при применении метода доходности инвестированного капитала и метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее - НВВ), долгосрочные параметры регулирования, определяемые на основе настоящих Методических указаний, устанавливаются на очередной долгосрочный период регулирования и не пересматриваются в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 Основ ценообразования.
Доказательств обоснованности указанных изменений при расчете базового уровня ОПР на 2017 год в соответствии с Методическими указаниями N 421-э со ссылкой на пункт 7 Основ ценообразования не представлено.
Таким образом, в части включения в базовый уровень ОПР на 2017 год расходов филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" на услуги энергосервисных компаний в размере 47796,52 тыс. руб., а также расходов на комплексное обслуживание зданий и сооружений на сумму 585,69 тыс. руб. судебные акты исполнены не в полном объеме.
Также не представлено доказательств включения в расчет базового уровня ОПР на 2017 год затрат на прочие вспомогательные материалы, в том числе на ремонт основных средств.
В соответствии с определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 января 2018 г. по делу N 55-АПГ17-9 суд апелляционной инстанции установил, что регулируемая организация направила в адрес Комитета документы и материалы, обосновывающие предложенную величину затрат на ремонт оборудования, автотранспорта, зданий и сооружений за 2015 год. Выводы Комитета о необоснованности данных расходов, в том числе о недостаточности представленных материалов для определения затрат на ремонтные работы, за исключением доводов о том, что строительство новых объектов электросетевого хозяйства не учитывается в составе расходов на ремонт, доводов об увеличении стоимости основного имущества в результате ремонта воздушных линий электропередач, а также об увеличении срока полезного использования этих линий в результате замены деревянных опор на железобетонные, признаны судом апелляционной инстанции не соответствующими представленным в дело об установлении тарифов документам (т. 7, л.д. 34).
В экспертном заключении от 12 мая 2016 г. N э-8/17 указано на принятие экономически обоснованных затрат по статье на материалы для проведения ремонтов основных средств в размере 32654,3 тыс. руб. и на исключение предложенной суммы затрат в размере 68513,916 тыс. руб. (т. 8, л.д. 48 - 49).
Доводы представителя административного ответчика о включении при расчете базового ОПР на 2017 год расходов на прочие вспомогательные материалы, в том числе на ремонт основных средств в полном объеме по предложению ПАО "МРСК Сибири" направлены на переоценку установленных судебными актами обстоятельств и не подтверждаются материалами дела.
Ссылка на то, что при составлении экспертного заключения по делу тарифного регулирования от 12 мая 2016 г. N э-8/17 в части исключения затрат по статье на материалы для проведения ремонта основных средств допущена техническая ошибка и данные расходы были учтены при расчетах базового уровня ОПР на 2017 год, не подтверждается протоколом заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии от 25 декабря 2017 г. N 8 с приложениями (т. 7, л.д. 37 - 59) в соответствии с требованиями пункта 26 Правил регулирования.
При таких обстоятельствах приказ от 29 декабря 2016 г. N 9-э в редакции приказа от 26 декабря 2018 г. N 7-э в части установления базового уровня ОПР на 2017 год для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" не соответствует положениям части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пунктам 7, 38 Основ ценообразования, пунктам 4, 9 Методических указаний N 421-э.
Подпунктом 1 пункта 6 Методических указаний N 98-э предусмотрено, что долгосрочные тарифы определяются на основе долгосрочных параметров регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются, в том числе на основании базового уровня подконтрольных расходов, устанавливаемого регулирующими органами.
Корректировка НВВ в части содержания электрических сетей на очередной год долгосрочного периода регулирования производится в соответствии с пунктом 11 Методических указаний N 98-э (формула 2) с учетом ежегодной индексации базового уровня ОПР на основании индекса потребительских цен, индекса эффективности подконтрольных расходов и индекса изменения количества активов.
С учетом того, что базовый уровень ОПР на 2017 год во исполнение решения Верховного Суда Республики Хакасия от 28 августа 2017 г. по делу N 3а-43/2017 и определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 января 2018 г. по делу N 55-АПГ17-9 не установлен, установление НВВ на 2019 год с учетом применения в расчетах указанного базового уровня ОПР на 2017 год также нельзя признать соответствующим требованиям законодательства в области тарифного регулирования (т. 7, л.д. 111 - 112).
В оспариваемой части нормативные правовые акты нарушают права административного истца, поскольку необоснованно снижают размер НВВ и базового уровня ОПР сетевой организации, влияющих на размер единых (котловых) тарифов, являющихся источником получения дохода для осуществления экономической деятельности ПАО "МРСК Сибири".
Допущенные нарушения положений тарифного законодательства являются основанием для признания недействующими приложения 2 к приказу Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 29 декабря 2016 г. N 9-э "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" в редакции приказа Министерства экономического развития Республики Хакасия от 26 декабря 2018 г. N 7-э "О внесении изменений в некоторые акты Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия и Министерства экономического развития Республики Хакасия" (приложение 3) и приказа Министерства экономического развития Республики Хакасия от 28 декабря 2018 г. N 9-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2019 год" в части пункта 6 таблицы 1 приложения 1, устанавливающих необходимую валовой выручку для филиала ПАО "МРСК Сибири" - Хакасэнерго" на 2019 год в размере 2269400,71 тыс. руб., а также приложения 1 к приказу Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 29 декабря 2016 г. N 9-э в редакции приказа Министерства экономического развития Республики Хакасия от 26 декабря 2018 г. N 7-э (приложение 2) в части установления долгосрочного параметра регулирования для филиала ПАО "МРСК Сибири" - Хакасэнерго", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций - базового уровня подконтрольных расходов.
Поскольку названные нормативные правовые акты в оспариваемой части имеют ограниченный срок действия на 2019 год и признание отдельных положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и с учетом разъяснений, приведенных в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", они подлежат признанию не действующими в оспариваемой части со дня принятия.
Оснований для удовлетворения остальной части требований административного искового заявления не имеется, поскольку обязанность регулирующего органа принять новые нормативные акты, устраняющие допущенные нарушения, следует из положений части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и абзаца тринадцатого пункта 7 Основ ценообразования, в силу которых регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования, об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов) во исполнение вступившего в законную силу решения суда в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу решения суда, если иной срок не установлен соответствующим решением.
В части требований к Минэкономразвития Хакасии оснований для удовлетворения административных исковых заявлений не имеется, так как после его реорганизации на основании постановления Правительства Республики Хакасия от 11 февраля 2019 г. N 21 функции государственного регулирования цен (тарифов) выполняет Госкомтарифэнерго Хакасии и Минэкономразвития Хакасии является ненадлежащим ответчиком.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании "Хакасия".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административные исковые заявления публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (после переименования - публичное акционерное общество "Россети Сибирь") к Государственному комитету энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия об оспаривании нормативных правовых актов удовлетворить частично.
Признать не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующими со дня принятия:
приложение 2 к приказу Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 29 декабря 2016 г. N 9-э "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" в редакции приказа Министерства экономического развития Республики Хакасия от 26 декабря 2018 г. N 7-э "О внесении изменений в некоторые акты Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия и Министерства экономического развития Республики Хакасия" (приложение 3) в части установления необходимой валовой выручки для филиала ПАО "МРСК Сибири" - Хакасэнерго" на 2019 год в размере 2269400,71 тыс. рублей;
приказ Министерства экономического развития Республики Хакасия от 28 декабря 2018 г. N 9-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Хакасия на 2019 год" в части пункта 6 таблицы 1 приложения 1, устанавливающего для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" необходимую валовую выручку без учета оплаты потерь, учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Хакасия в размере 2269400,71 тыс. рублей;
приложение 1 к приказу Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 29 декабря 2016 г. N 9-э "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" в редакции приказа Министерства экономического развития Республики Хакасия от 26 декабря 2018 г. N 7-э "О внесении изменений в некоторые акты Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия и Министерства экономического развития Республики Хакасия" (приложение 2) в части установления долгосрочного параметра регулирования для филиала ПАО "МРСК Сибири" - Хакасэнерго", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций - базового уровня подконтрольных расходов.
В остальной части административных исковых требований к Государственному комитету энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия, и в удовлетворении административных исковых заявлений к Министерству экономического развития Республики Хакасия отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании "Хакасия".
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в месячный срок со дня составления в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Верховный Суд Республики Хакасия.
Мотивированное решение составлено 18 августа 2020 г.
Председательствующий |
Т.Л. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 13 августа 2020 г. по делу N 3а-81/2020
Текст решения опубликован в газете "Хакасия" от 15 января 2021 г. N 7