Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 18 декабря 2020 г. N 03-07-11/111688
Вопрос: АО (далее - Общество) является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии и технологическому присоединению потребителей к электрическим сетям Общества.
В рамках реализации Федерального проекта "Европа - Западный Китай" Государственная компания (далее - Государственная компания) выполняет комплекс мероприятий по проектированию и строительству скоростной автомобильной дороги М-12 "Москва - Нижний Новгород - Казань".
Согласно п. 6.1 ст. 19 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ..." условия переноса инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог в случае реконструкции или капитального ремонта таких автомобильных дорог определяются положениями п. 4 ст. 6 Закона N 126-ФЗ "О связи", в случае отсутствия иных условий переноса объектов в договорах, заключаемых владельцами этих инженерных коммуникаций с владельцами автомобильных дорог.
При этом согласно п. 4 ст. 6 Закона N 126-ФЗ "О связи" при переносе или переустройстве линий связи оператору связи возмещаются расходы, связанные с такими переносом или переустройством. Возмещение может осуществляться по соглашению сторон в денежной форме либо посредством переноса или переустройства линий связи и сооружений связи заказчиком строительства за свой счет в соответствии с нормативными правовыми актами и выдаваемыми организацией связи техническими условиями.
В этой связи Государственная компания направила в адрес Общества Соглашение о компенсации убытков в денежной форме в связи с необходимостью реконструкции (переустройства) инженерных коммуникаций, пересекающих строящуюся автомобильную дорогу, с поэтапным выполнением работ по проектированию переустройства и переустройству инженерных сетей.
В рамках данного Соглашения Общество принимает на себя обязательства по переносу (переустройству) своих объектов электросетевого хозяйства, а Государственная компания, в свою очередь, обязуется компенсировать Обществу все убытки (расходы), связанные с выполнением таких работ (Обществом будут заключены договоры подряда на осуществление фактического перемещения и переустройства своих линий электропередачи с третьим лицом).
В связи с вышеизложенным, на основании норм пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ прошу дать пояснения по следующим вопросам:
1. Учитывая, что на основании норм п. 1 ст. 39, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ компенсация убытков не является операцией, подлежащей обложению НДС, то облагаются ли НДС операции по компенсации убытков в связи с переустройством линий электропередач, находящихся в зоне производства работ по строительству автомобильной дороги в рассматриваемом случае?
2. Подлежит ли обложению налогом на прибыль компенсация убытков за счет средств федерального бюджета по соглашению о денежной компенсации - за работы - переустройства линий электропередачи, учитывая, что согласно пп. 11.2 п. 1 ст. 251 НК РФ к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль, относятся доходы, полученные безвозмездно в виде результатов работ по переносу, переустройству объектов основных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации?
Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций при осуществлении переустройства участка линии электропередач, проводимого при строительстве скоростной автомобильной дороги М-12 "Москва - Нижний Новгород - Казань" в рамках реализации федерального проекта "Европа - Западный Китай", Департамент налоговой политики сообщает.
Как следует из письма, по соглашению организация, являющаяся собственником линии электропередач, обязуется осуществить мероприятия по выносу участка линии электропередач из зоны строительства дороги, что предусматривает демонтаж действующего участка линии электропередач и строительство нового участка линии электропередач, пролегающего за пределами территории строительства дороги. При этом государственная компания, осуществляющая строительство дороги, обязуется компенсировать данной организации финансовые затраты по переносу (переустройству) участка линии электропередач из зоны строительства дороги.
Согласно пункту 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе на безвозмездной основе.
Таким образом, если работы по переносу (переустройству) участка линии электропередач из зоны строительства дороги выполняются организацией, осуществляющей строительство дороги, то при безвозмездной передаче собственнику демонтируемого участка линии электропередач результатов указанных работ налог на добавленную стоимость следует исчислять в общеустановленном порядке.
В случае если вышеуказанные работы выполняются собственником демонтируемого участка линии электропередач, то денежные средства, получаемые им в рамках вышеуказанного соглашения, являются, по существу, оплатой услуги по освобождению участка для строительства дороги, которая на основании пункта 1 статьи 146 Кодекса подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Что касается налога на прибыль организаций, то согласно подпункту 11.2 пункта 1 статьи 251 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде результатов работ по переносу, переустройству объектов основных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или оперативного управления, выполненных сторонними организациями в связи с созданием или реконструкцией иного объекта (объектов) капитального строительства либо линейных объектов государственной или муниципальной собственности, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Данная норма подлежит применению только в отношении полученных результатов работ по переносу, переустройству объектов основных средств налогоплательщика, выполненных сторонними организациями при осуществлении вышеназванных мероприятий и вышеуказанном финансировании.
Что касается доходов, полученных налогоплательщиками в качестве компенсации понесенных ими расходов, возникающих при осуществлении работ по переносу, переустройству их основных средств в рамках создания упомянутых объектов капитального строительства, то такие доходы не подпадают под действие нормы подпункта 11.2 пункта 1 статьи 251 Кодекса и подлежат учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке. При этом понесенные налогоплательщиком расходы в рамках проведения вышеупомянутых работ также подлежат учету для целей налогообложения прибыли организаций.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин разъяснил, как быть с НДС и налогом на прибыль при переустройстве участка линии электропередач в рамках строительства скоростной автодороги М-12 в ходе реализации федерального проекта "Европа - Западный Китай".
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 18 декабря 2020 г. N 03-07-11/111688
Текст письма опубликован в журнале "Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", февраль 2021 г., N 2