Решение Приморского краевого суда от 23 июля 2020 г. по делу N 3а-118/2020
Именем Российской Федерации
23 июля 2020 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пилипенко Е.В.
при секретаре Федоровой Е.В.
с участием прокурора Кольцовой М.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Владивостокский морской терминал" к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица - Правительство Приморского края, администрация Владивостокского городского округа Приморского края, министерство экономического развития Приморского края, краевое государственное казенное учреждение "Управление землями и имуществом на территории Приморского края", краевое государственное бюджетное учреждение "Центр кадастровой оценки Приморского края" об оспаривании нормативного правового акта органа исполнительной власти Приморского края,
установил:
распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
Данное распоряжение 30 декабря 2019 года размещено на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.primorsky.ru) и в настоящее время действует в редакции распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 30 июня 2020 года N 289-ри.
ООО "Владивостокский морской терминал" обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, указав, что ему на праве собственности принадлежит объект недвижимости: нежилое помещение в здании площадью 69,1 кв. м с кадастровым номером N, расположенном по адресу: <адрес>.
Указанное помещение включено в вышеназванный Перечень, при этом нежилое помещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания не имеет, административно-деловым и торговым центром (комплексом) не является, а используется для осуществления хозяйственной деятельности общества, а именно: в нем расположены его структурные подразделения и штатные сотрудники. При включении объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год процедура определения фактического использования объекта в нарушение положений постановления администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" не производилась.
Просит признать недействующим с 1 января 2020 года пункт 7554 распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри.
До рассмотрения дела по существу судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены краевое государственное казенное учреждение "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" и краевое государственное бюджетное учреждение "Центр кадастровой оценки Приморского края".
В соответствии с положениями Закона Приморского края от 1 июля 2019 года N 522-КЗ "О внесении изменений в Устав Приморского края", постановлением Губернатора Приморского края от 6 августа 2019 года N 52-пг "Об утверждении структуры органов исполнительной власти Приморского края", постановлением администрации Приморского края от 20 августа 2019 года N 547-па "О формировании органов исполнительной власти Приморского края" администрация Приморского края переименована в Правительство Приморского края, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края - в министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, департамент экономики и развития предпринимательства - в министерство экономического развития Приморского края.
В судебное заседание представители Правительства Приморского края, Министерства экономического развития Приморского края, краевого государственного казенного учреждения "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" и краевого государственного бюджетного учреждения "Центр кадастровой оценки Приморского края" не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем, руководствуясь статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании представитель административного истца Ушкань А.В. на удовлетворении заявленных требований настаивал, пояснил, что налог на недвижимое имущество исчислен исходя из кадастровой стоимости объекта, возражал относительно позиции административного ответчика о включении объекта недвижимости в перечни согласно виду разрешенного использования земельного участка.
Представитель административного ответчика - министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Пекарский К.К. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица администрации города Владивостока Карпенко В.О. возражала против удовлетворения административного иска.
Выслушав пояснения представителя административного истца Ушкань А.В., представителя административного ответчика Пекарского К.К., представителя заинтересованного лица Карпенко В.О., заключение прокурора Кольцовой М.Ю., полагавшей, что имеются основания для признания оспариваемого административным истцом пункта Перечня недействующим со дня принятия соответствующих распоряжений, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 данного Кодекса.
В силу части 1 статьи 375 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, однако частью 2 данной статьи установлено, что в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Пунктом 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па установлено, что департамент земельных и имущественных отношений Приморского края уполномочен формировать и утверждать перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Владивостокский морской терминал" является собственником объекта недвижимости: нежилое помещение с кадастровым номером N в здании площадью 69,1 кв. м, расположенном по адресу: <адрес> и несет обязанность по уплате налога на имущество организаций.
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год. Данное распоряжение размещено на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.primorsky.ru).
В Перечень объектов на 2020 год под пунктом 7554 включен объект недвижимости, площадью 69,1 кв. м с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий ООО "Владивостокский морской терминал" на праве собственности.
При исследовании документов, представленных в материалы дела, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий департамента земельных и имущественных отношений Приморского края с соблюдением требований к его форме, порядку принятия и к введению его в действие.
Обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2015 года статья 378.2 Налогового кодекса РФ дополнена пунктом 4.1, согласно которому отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу статьи 1.1 Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" в отношении нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов, налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, которая утверждена в установленном порядке Администрацией Приморского края.
Принадлежащий ООО "Владивостокский морской терминал" объект недвижимости - нежилое помещение в здании площадью 69,1 кв. м с кадастровым номером N, расположенном по адресу: <адрес>, имеет наименование: нежилое помещение. Данные о виде разрешенного использования помещения в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Объект недвижимости с кадастровым номером N находится в пределах границ земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1150 кв. м., имеющего вид разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации здания пожарного депо".
В свою очередь, каких-либо допустимых доказательств того, что нежилое помещение с кадастровым номером 25:28:020034:1383 имеет коммерческие офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания, стороной административного ответчика суду не представлено.
При таких обстоятельствах до принятия Перечня объектов на 2020 год департамент земельных и имущественных отношений Приморского края должен был выяснить фактическое использование объекта недвижимости с кадастровым номером N.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда осуществляются работниками краевой организации, уполномоченной на проведение мероприятий по определению вида фактического использования, подведомственной департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края. Результаты данных мероприятий рассматриваются Комиссией по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Согласно пункту 1.4 Порядка, непосредственно решение об определении вида фактического использования объектов нежилого фонда принимается департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края на основании рекомендации указанной выше Комиссии.
Между тем, как было установлено в ходе судебного разбирательства, соответствующих мероприятий по определению вида фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером N уполномоченной краевой организацией не проводилось, решений об определении вида фактического использования административным ответчиком до принятия оспариваемого в части нормативного правового акта не принималось.
Подобный подход к определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения прямо противоречит положениям, предусмотренным пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ и Порядку, утвержденному постановлением Администрации Приморского края от 08 апреля 2015 года N 105-па.
Доводы административного ответчика, а также заинтересованного лица - администрации города Владивостока, что здание, в котором находится спорное помещение, поименовано исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости административным, не могут быть приняты во внимание, поскольку наименование здания не является достаточным основанием для отнесения принадлежащего административному истцу помещения в здании к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости.
Представленный в материалы административного дела акт обследования здания (нежилого помещения), расположенного по адресу <адрес>, составленный 4 февраля 2020 года должностными лицами краевого государственного казенного учреждения "Управление землями и имуществом на территории Приморского края", не свидетельствует о соблюдении установленного Постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па Порядка определения вида фактического использования зданий, сооружений.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что пункт 7554 Перечня объектов на 2020 год подлежит признанию недействующим со дня принятия вышеуказанного распоряжения (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Владивостокский морской терминал" к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица - Правительство Приморского края, администрация Владивостокского городского округа Приморского края, министерство экономического развития Приморского края, краевое государственное казенное учреждение "Управление землями и имуществом на территории Приморского края", краевое государственное бюджетное учреждение "Центр кадастровой оценки Приморского края" об оспаривании нормативного правового акта органа исполнительной власти Приморского края - удовлетворить.
Пункт 7554 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри, признать недействующим со дня принятия указанного распоряжения.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, а также размещению в газете "Приморская газета: официальное издание органов государственной власти Приморского края" и на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Е.В. Пилипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 23 июля 2020 г. по делу N 3а-118/2020
Текст решения опубликован не был