В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях предупреждения нарушения обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой судебных приставов при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушению таких обязательных требований, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой судебных приставов при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, на 2021 год.
2. Руководителям территориальных органов Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставам субъектов Российской Федерации и начальникам структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов обеспечить выполнение программы, указанной в пункте 1 настоящего приказа.
3. Руководителям территориальных органов Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставам субъектов Российской Федерации обеспечить представление в Управление по организации ведения государственного реестра и контроля деятельности юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, ежеквартальных отчетов о ходе выполнения программы, указанной в пункте 1 настоящего приказа, до 10 числа месяца, следующего за отчетным.
4. Управлению по организации ведения государственного реестра и контроля деятельности юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, в срок до 26.02.2022 подготовить доклад об итогах профилактической работы за 2021 год.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора Федеральной службы судебных приставов - заместителя главного судебного пристава Российской Федерации генерал-лейтенанта внутренней службы Савенко И.Г.
Врио директора |
О.А. Помигалова |
УТВЕРЖДЕНА
приказом ФССП России
от 30.12.2020 N 940
Программа
профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой судебных приставов при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, на 2021 год
I. Общие положения
1. Программа профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой судебных приставов при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, на 2021 год (далее - Программа) разработана в целях проведения Федеральной службой судебных приставов и ее территориальными органами мероприятий по профилактике нарушения юридическими лицами, осуществляющими деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенными в государственный реестр, обязательных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также оценки эффективности и результативности данных мероприятий при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц.
2. Программа реализует положения:
Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон N 230-ФЗ).
3. В Программе используются следующие основные понятия:
контролируемые лица - юридические лица, осуществляющие деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенные в государственный реестр;
контрольно-надзорный орган - Федеральная служба судебных приставов и (или) ее территориальные органы;
обязательные требования - имеющие обязательный характер правила и требования, установленные Законом N 230-ФЗ и иными принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами;
охраняемые законом ценности - права и законные интересы физических лиц;
профилактическое мероприятие - мероприятие, проводимое контрольно-надзорным органом в целях предупреждения возможного нарушения контролируемыми лицами обязательных требований, направленное на снижение рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям и отвечающее следующим признакам:
отсутствие принуждения и рекомендательный характер для контролируемых лиц;
отсутствие неблагоприятных последствий (взыскание ущерба, выдача предписаний, привлечение к ответственности) для контролируемых лиц;
направленность на выявление причин и факторов несоблюдения обязательных требований;
отсутствие организационной связи с мероприятиями по контролю;
состояние подконтрольной среды - совокупность количественных и качественных показателей деятельности по возврату просроченной задолженности за отчетный период, отражающих уровень защиты охраняемых законом ценностей в сфере деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц.
4. Целями проведения профилактических мероприятий являются:
предупреждение нарушения контролируемыми лицами обязательных требований;
устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований;
снижение уровня ущерба, причиненного физическим лицам при осуществлении контролируемыми лицами деятельности по возврату просроченной задолженности;
снижение административных, финансовых издержек контрольно-надзорного органа и контролируемых лиц по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий;
повышение прозрачности деятельности контрольно-надзорного органа;
стимулирование контролируемых лиц к добросовестному поведению;
разъяснение контролируемым лицам обязательных требований.
5. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов их устранения и снижения рисков их возникновения;
оценка состояния подконтрольной среды;
установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей контролируемых лиц и присвоенной им категории риска.
6. Принципами проведения профилактических мероприятий являются:
принцип понятности - представление исчерпывающей информации об обязательных требованиях в простой и понятной форме:
описание, пояснение, приведение примеров обязательных требований, указание нормативных правовых актов, их содержащих, и административных последствий за нарушение обязательных требований;
принцип информационной открытости - доступность для населения и контролируемых лиц сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-коммуникационных технологий);
принцип вовлеченности - обеспечение включения населения и контролируемых лиц в процесс взаимодействия с контрольно-надзорным органом по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;
принцип полноты охвата - проведение профилактических мероприятий в отношении максимального числа контролируемых лиц;
принцип обязательности проведения профилактических мероприятий в сфере деятельности по возврату просроченной задолженности;
принцип актуальности - регулярный анализ и обновление программы профилактических мероприятий, использование при их проведении современных технологий и научных достижений;
принцип релевантности - определение видов и форм профилактических мероприятий с учетом индивидуальных особенностей контролируемых лиц, в том числе их размера (крупный, средний, малый, микропредприятие), а также присвоенной им категории риска;
принцип периодичности - обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.
7. Срок реализации Программы - 2021 год.
8. Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение нарушения обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, осуществляются в соответствии с планом-графиком, содержащимся в приложении N 1 к Программе.
9. Ответственными за организацию и проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, в 2021 году определены должностные лица согласно приложению N 2 к Программе.
10. Программа, а также информация о профилактических мероприятиях и результатах профилактической работы размещаются на официальном сайте ФССП России.
II. Краткий анализ текущего состояния подконтрольной среды
Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется ФССП России и ее территориальными органами в отношении контролируемых лиц, сведения о которых внесены в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (далее - государственный реестр).
На протяжении 2020 года наблюдался стабильный рост числа юридических лиц, сведения о которых внесены в государственный реестр. За период с января по декабрь их количество увеличилось более чем на 15%.
Большая часть таких организаций зарегистрирована и функционирует на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, Республики Татарстан, Удмуртской Республики, Чувашской Республики - Чувашии, Пермского края, Нижегородской, Новосибирской и Свердловской областей. На указанные субъекты Российской Федерации приходится более половины всех юридических лиц, включенных в государственный реестр.
При этом наибольшее количество обращений граждан по вопросам деятельности лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, в том числе содержащих информацию о нарушениях прав и законных интересов должников, в 2020 году принято к рассмотрению главными управлениями ФССП России по г. Москве, Московской области и г. Санкт-Петербургу.
В рамках проводимой профилактической работы ФССП России и ее территориальные органы ориентируют контролируемых лиц на неукоснительное соблюдение положений Закона N 230-ФЗ.
В целях профилактики нарушений обязательных требований контрольно-надзорным органом в рамках предоставленных законом полномочий используется правовой и практический инструментарий.
Так, территориальными органами ФССП России на регулярной основе организуются горячие линии и проводятся консультации контролируемых лиц по вопросам осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности, содержания обязательных требований, порядка осуществления мероприятий по контролю.
В 2020 году вопрос о формах проведения консультаций решался с учетом складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановки в регионах. В случае принятия решения о невозможности консультирования контролируемых лиц в форме личных встреч оно осуществлялось в удаленном режиме.
Разъяснительная работа активно велась также в средствах массовой информации.
Актуальные материалы по практике применения законодательства в соответствующей сфере деятельности регулярно размещались на официальном сайте ФССП России, а также на официальных сайтах территориальных органов ФССП России.
При наличии сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, территориальными органами ФССП России осуществлялось объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Наряду с этим ФССП России осуществлялся постоянный контроль за поддержанием в актуальном состоянии перечня нормативных правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр, размещенного на официальном сайте ФССП России во вкладке "Перечень обязательных требований".
В 2021 году проведение профилактических мероприятий приобретает особую значимость ввиду реформирования законодательства о контрольно-надзорной деятельности, связанного с вступлением в силу с 01.07.2021 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), а также подготовкой сопутствующих ему изменений Закона N 230-ФЗ.
В соответствии с Законом N 248-ФЗ при осуществлении государственного контроля (надзора) проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований, является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
В 2021 году ФССП России и ее территориальные органы продолжат активно проводить профилактическую работу для достижения целей, обозначенных в пункте 4 раздела I Программы.
III. Механизм оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий
Основным способом оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий является оценка удовлетворенности контролируемых лиц качеством профилактических мероприятий.
Оценка эффективности и результативности профилактических мероприятий может быть осуществлена посредством социологического исследования.
Контрольно-надзорный орган вправе проводить указанные исследования самостоятельно по следующим ключевым направлениям:
информированность контролируемых лиц об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения мероприятий по контролю, правах контролируемых лиц в ходе их проведения;
знание и однозначное толкование контролируемыми лицами и контрольно-надзорным органом обязательных требований;
вовлечение контролируемых лиц в регулярное взаимодействие с контрольно-надзорным органом, в том числе в рамках проводимых профилактических мероприятий.
Приложение N 1
к Программе
профилактических мероприятий
План-график
профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, на 2021 год
Примечание:
УОВГРК - Управление по организации ведения государственного реестра и контроля деятельности юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности ФССП России.
Приложение N 2
к Программе
профилактических мероприятий
Перечень
должностных лиц Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов, ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, на 2021 год
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы судебных приставов от 30 декабря 2020 г. N 940 "Об утверждении Программы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой судебных приставов при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, на 2021 год"
Текст приказа опубликован не был