Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Программа разработана с целью корректировки развития воспитательного компонента в целостном педагогическом процессе муниципальных общеобразовательных организаций города Шадринска. Программа призвана способствовать усилению воспитательной составляющей всего процесса обучения с акцентом на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, экологическое, правовое воспитание подрастающего поколения и определяет систему мероприятий по основным направлениям воспитательной компоненты, на основе которой могут быть выстроены программы воспитания и социализации учащихся в общеобразовательных организациях. Целевая аудитория: руководители образовательных организаций, заместители руководителей по учебно-воспитательной работе, заместители руководителей по воспитательной работе.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образование рассматривается как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определена основная цель отечественного образования и приоритетная задача общества и государства - это воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Общие задачи и принципы воспитания средствами образования ФГОС, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях. Условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений, создает "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года".
Таким образом, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование "воспитательной системы", "воспитывающей среды", "воспитательного потенциала обучения", "воспитательной деятельности" и т.д. Инновационность развития воспитательной компоненты заключается во введении новых образовательных стандартов, играющих определяющую роль в формировании новой системы ценностей и ценностных ориентиров. При этом воспитание рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, направленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности.
Усиление воспитательной компоненты должно быть направлено на решение современных социальных проблем: недостаточная актуализация общенациональной системы ценностей, духовных приоритетов и социально-культурных задач; морально-нравственная дезинтеграция общества; низкий уровень доверия и социальной солидарности; нарушение преемственности поколений; недостаток гражданского, патриотического самосознания; рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций; снижение ценности производительного труда, творчества и образования; снижение ценностей семейной жизни, ослабление физического, социального и психического здоровья населения. Обновление процесса воспитания в общеобразовательных организациях должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта; включать формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий, методов, повышение эффективности действия его школьных и внешкольных механизмов, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания. Школа является центральным звеном всей системы образования, фундаментальной базой воспитания детей. Но успешное становление и развитие молодого человека происходит на принципах целостности социокультурной среды. Поэтому достижение поставленных перед образованием задач воспитания и развития гражданина России невозможно в рамках отдельной общеобразовательной организации. Назрела необходимость создания единого воспитательного пространства муниципалитета на основе создания сетевых сообществ, обобщения лучшего, передового опыта воспитательной работы, корректировки целей и конкретизации содержания воспитания с учетом новой федеральной нормативно-правовой базы. Также возникает потребность координации деятельности общеобразовательных организаций и Отдела образования Администрации города Шадринска по организации системы воспитательной работы. Необходим анализ и обобщение опыта, корректировки целей и конкретизации содержания воспитания с учетом новой федеральной нормативно-правовой базы, региональной и муниципальной специфики, поиска эффективных педагогических технологий и механизмов системной организации данной работы в муниципальном образовании - город Шадринск.
В настоящее время в муниципальном образовании - город Шадринск функционирует 10 муниципальных общеобразовательных организаций с контингентом обучающихся - 7751 человек, 11 дошкольных образовательных организаций с контингентом - 4020 человек и 2 муниципальных организации дополнительного образования с общим охватом детей в количестве 2269 человек. Школьники, получающие услуги дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных организациях общего образования, составляют 29,2% от общего количества обучающихся в возрасте 5-18 лет.
В целях обеспечения прав граждан и государственных гарантий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования в последние годы введены федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
Для координации деятельности образовательных организаций по вопросам введения новых стандартов при Отделе образования Администрации города Шадринска создан и функционирует муниципальный координационный совет по введению ФГОС основного общего образования в муниципальных образовательных организациях города Шадринска.
В рамках реализации новых стандартов в каждой школе разработаны программы духовно-нравственного, экологического воспитания, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и другие.
Среди существующих сильных сторон и наиболее важных достижений в области воспитания проблемным полем остаются:
- противоречия между быстрой сменой социальных запросов и требований к образованности и воспитанности выпускника школы и сохраняющимися традиционными подходами к содержанию и формам воспитания;
- неправомочное делегирование социальными институтами и обществом всей полноты полномочий по воспитанию исключительно педагогам и общеобразовательной организации;
- отсутствие достаточной педагогической поддержки органов ученического самоуправления, молодежных и детских общественных объединений вследствие недостатка квалифицированных кадров;
- утрата семейных духовно-нравственных ценностей и традиций; расшатывание "семейных устоев"; потеря духовно-нравственных ориентиров, нездоровый образ жизни (пьянство и наркомания), низкий уровень общей культуры (культуры ответственного родительства, коммуникативной, сексуальной, правовой культуры и других ее аспектов), самоустранение многих родителей от воспитания детей;
- низкая родительская активность в общественном управлении общеобразовательной организацией;
- преобладание ценности высшего образования над профессиональным самоопределением;
- преодоление ценности высшего образования над профессиональным самоопределением.
Данные проблемы требуют продолжения проведения комплексной модернизации системы воспитательной работы в муниципальном образовании - город Шадринск с целью выработки единого подхода, объединения и координации усилий в работе по воспитанию детей и молодежи.
Для решения проблем определены восемь основных направлений настоящей Программы:
1. Организационно-управленческие меры.
2. Развитие воспитательной компоненты через реализацию федеральных государственных образовательных стандартов.
3. Воспитание социально-активной личности.
4. Работа с родителями.
5. Профориентационная работа.
6. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся.
7. Воспитание правовой культуры.
8. Социально-психологическое сопровождение.
Каждое направление программы включает:
1. Анализ ситуации.
2. Определение основных проблем.
3. Формулировку приоритетных задач.
4. Мероприятия по решению поставленных задач, согласованные по срокам, исполнителям, источникам и объемам финансирования.
5. Показатели эффективности.
Таким образом, ключевой идеей Программы является создание единого воспитательного пространства муниципального образования - город Шадринск на основе межведомственного взаимодействия, модернизации подходов, внедрения современных педагогических и психологических технологий, механизмов, инфраструктуры, ресурсного обеспечения при активной поддержке и развитии инициативы, инновационной деятельности, развивающегося опыта, прогрессивных традиций в муниципальном образовании, образовательных и общественных организациях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.