Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "***" (далее - Заявитель) на действия Фонда *** (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Фонда *** (далее - Аукционная комиссия), АО "***" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по технической поддержке и обслуживанию комплекса инженерных систем центра обработки данных (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) ***) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе установлены неправомерные требования к участникам закупки о наличии лицензий либо копий действующих лицензий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданная Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Лицензия МЧС), Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на оказание услуг по передаче данных, за исключением услуг по передаче данных для целей передачи голосовой информации (далее - Лицензия Роскомнадзора), а также о предоставлении указанных лицензий в составе второй части заявки на участие в Аукционе;
2. Заказчиком в нарушение статьи 33 Закона о контрактной системе ненадлежащим образом составлена документация об Аукционе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 23.12.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - ***рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - ***;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 31.12.2020;
6) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки, 2 из которых допущены к участию в Аукционе;
7) дата проведения Аукциона - 11.01.2021.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе установлены неправомерные требования к участникам закупки о наличии Лицензий МЧС, Роскомнадзора, а также о предоставлении указанных лицензий в составе второй части заявки на участие в Аукционе.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с пунктом 13 информационной карты документации об Аукционе установлены требования к участникам закупки о наличии Лицензий МЧС, Роскомнадзора.
Также пунктом 19 информационной карты документации об Аукционе установлены требования к составу второй части заявки, согласно которым участник должен предоставить, в том числе Лицензии МЧС, Роскомнадзора.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является выполнение работ по технической поддержке и обслуживанию комплекса инженерных систем центра обработки данных.
Вместе с тем техническое задание документации об Аукционе содержит работы, подлежащие лицензированию и работы, для выполнения которых не требуются дополнительные документы.
При этом согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг может выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копий таких лицензий не допускается.
Вместе с тем в соответствии с законодательством Российской Федерации при исполнении государственного контракта на выполнение работ, предусматривающих наличие лицензии на осуществление той или иной деятельности, исполнитель вправе привлечь для оказания таких услуг соисполнителя, обладающего соответствующими документами.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, неправомерно установившего требования к участникам закупки о наличии в составе заявки Лицензий МЧС, Роскомнадзора, а также о предоставлении указанных лицензий в составе второй части заявки на участие в Аукционе, нарушают часть 6 статьи 31, часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в нарушение статьи 33 Закона о контрактной системе ненадлежащим образом составлена документация об Аукционе, что, по мнению Заявителя, приводит к ограничению числа участников.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что документация об Аукционе сформирована с учетом особенностей объекта закупки и потребности Заказчика, в связи с чем не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, свидетельствующих о нарушении Заказчиком статьи 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 статьи 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пунктом 2 части 22 статьи 99"
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "***" обоснованной в части установления в документации об Аукционе неправомерных требований к участникам закупки, а также к составу заявки на участие в Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 30.12.2020 по делу N 20/44/105/2290 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 декабря 2020 г. N 20/44/105/2290 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения опубликован не был