Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению главы администрации
МО "Светловский городской округ"
от 07.12.2020 г. N 1116
Положение
о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
1. Общие положения
1.1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее Комиссия) является коллегиальным органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее система профилактики) Калининградской области, обеспечивающим координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики, направленной на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранений причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
1.2. Комиссия осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Постановления Правительства РФ "Об утверждении Примерного положения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, Закона Калининградской области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав", Закона Калининградской области "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях" и иных нормативных правовых актов Калининградской области и настоящим положением.
1.3. Деятельность Комиссии основывается на принципах: законности, гуманного
обращения с несовершеннолетними; индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации; поддержки семьи, взаимодействия с ней или иными законными представителями несовершеннолетнего по вопросам защиты его прав и законных интересов; поддержки деятельности в Калининградской области органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, государственных органов Калининградской области, органов местного самоуправления в Калининградской области и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Калининградской области; обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних; гласности; коллегиальности и равноправия ее членов; единства системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2. Задачи Комиссии
2. Задачами Комиссии являются:
2.1 предупреждение безнадзорности. беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
2.2 обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
2.3 социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе связанном с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;
2.4 выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
3. Состав и порядок создания Комиссии
3.1. Органы местного самоуправления наделяются полномочиями по созданию муниципальных комиссий.
3.2. Органы местного самоуправления, на которые в соответствии с законодательством Калининградской области возложены полномочия по созданию муниципальных комиссий, для обеспечения ее деятельности могут создавать отделы и другие структурные подразделения в составе органов местного самоуправления.
3.3. Не допускается передача функциональных обязанностей Комиссии органам местного самоуправления, включение Комиссии в их состав на правах структурного подразделения, а также использование работников Комиссии, работающих на постоянной основе, не по их назначению.
3.4. В состав комиссии входят председатель Комиссии, заместитель (заместители) председателя Комиссии, ответственный секретарь и иные члены Комиссии. Председателем, заместителем председателя, ответственным секретарем и членом Комиссии может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.
3.5. Председателем Комиссии назначается глава или заместитель главы администрации, курирующий вопросы социальной политики.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.3. Специалисты Комиссии, работающие на постоянной основе, должны иметь высшее образование и профессиональный опыт работы с несовершеннолетними.
3.6. Количество штатных сотрудников структурного подразделения, обеспечивающих деятельность Комиссии определяется в зависимости от численности несовершеннолетнего населения на территории муниципального образования и объема работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3.7. Членами Комиссии являются руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики, а также могут являться представители иных государственных (муниципальных) органов и учреждений, представители общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, депутаты соответствующих представительных органов, другие заинтересованные лица.
4. Статус, права и обязанности членов комиссии
4.1. Председатель комиссии возглавляет комиссию, определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основные направления деятельности комиссии и организует ее работу, а также осуществляет полномочия члена комиссии: участвует в заседании комиссии и его подготовке: предварительно (до заседания комиссии) знакомится с материалами по вопросам, выносимым на ее рассмотрение; вносит предложения об отложении рассмотрения вопроса (дела) и о запросе дополнительных материалов по нему, по совершенствованию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и совершению правонарушений несовершеннолетними; участвует в обсуждении постановлений, принимаемых комиссией по рассматриваемым вопросам (делам), и голосует при их принятии; посещает организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их прав на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных прав, в целях проверки поступивших в комиссию сообщений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, наличии угрозы в отношении их жизни и здоровья, ставших известными случаях применения насилия и других форм жестокого обращения с несовершеннолетними, а также в целях выявления причин и условий, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности и совершению ими правонарушений;
4.1.1. Председатель комиссии представляет комиссию в государственных органах, органах местного самоуправления и иных организациях;
4.1.2. Осуществляет руководство деятельностью комиссии;
4.1.3. Председательствует на заседании комиссии и организует ее работу;
4.1.4. Имеет право решающего голоса при голосовании на заседании комиссии;
4.1.5. Представляет уполномоченным органам (должностным лицам) предложения по формированию персонального состава комиссии;
4.1.6. Дает заместителю председателя комиссии, ответственному секретарю комиссии, членам комиссии обязательные к исполнению поручения по вопросам, отнесенным к компетенции комиссии;
4.1.7. Утверждает повестку заседания комиссии;
4.1.8. Назначает дату заседания комиссии;
4.1.9. Осуществляет контроль за исполнением плана работы комиссии, подписывает постановления комиссии;
4.1.10. Несет персональную ответственность за организацию работы комиссии;
4.1.11. Обеспечивает предоставление установленной отчетности о работе по профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Калининградской области.
4.2. Заместитель председателя комиссии:
4.2.1. Выполняет поручения председателя Комиссии, а также осуществляет полномочия члена комиссии: участвует в заседании комиссии и его подготовке; предварительно (до заседания комиссии) знакомится с материалами по вопросам, выносимым на ее рассмотрение: вносит предложения об отложении рассмотрения вопроса (дела) и о запросе дополнительных материалов по нему, по совершенствованию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними; участвует в обсуждении постановлений, принимаемых комиссией по рассматриваемым вопросам (делам), и голосует при их принятии; посещает организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их прав на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных прав, в целях проверки поступивших в комиссию сообщений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, наличии угрозы в отношении их жизни и здоровья, ставших известными случаях применения насилия и других форм жестокого обращения с несовершеннолетними, а также в целях выявления причин и условий, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности и совершению ими правонарушений;
4.2.2. Исполняет обязанности председателя комиссии в его отсутствие;
4.2.3. Обеспечивает контроль за исполнением постановлений комиссии, за своевременной подготовкой материалов для рассмотрения на заседании комиссии.
4.3. Ответственный секретарь комиссии:
4.3.1. Осуществляет полномочия члена комиссии: участвует в заседании комиссии и его подготовке, вносит предложения об отложении рассмотрения вопроса (дела) и о запросе дополнительных материалов по нему, по совершенствованию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними; участвует в обсуждении постановлений, принимаемых комиссией по рассматриваемым вопросам (делам), и голосует при их принятии, посещает организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их прав на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных прав, в целях проверки поступивших в комиссию сообщений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, наличии угрозы в отношении их жизни и здоровья, ставших известными случаях применения насилия и других форм жестокого обращения с несовершеннолетними, а также в целях выявления причин и условий, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности и совершению ими правонарушений;
4.3.2. Выполняет поручения председателя и заместителя председателя комиссии;
осуществляет подготовку материалов для рассмотрения на заседании комиссии;
4.3.3. Оповещает членов комиссии и лиц, участвующих в заседании комиссии, о дате, времени и месте заседания, проверяет их явку, знакомит с материалами по вопросам, вынесенным на рассмотрение комиссии;
4.3.4. Осуществляет подготовку и оформление проектов постановлений, принимаемых Комиссией по результатам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании;
4.3.5. Обеспечивает вручение копий постановлений комиссии.
4.4. Члены комиссии обладают равными правами при рассмотрении и обсуждении вопросов (дел), отнесенных к компетенции комиссии, и осуществляют следующие полномочия:
4.4.1 участвуют в заседаниях комиссии и его подготовке;
4.4.2 предварительно (до заседания Комиссии) знакомятся с материалами по вопросам, выносимым на ее рассмотрение;
4.4.3 вносят предложения об отложении рассмотрения вопроса (дела) и о запросе дополнительных материалов по нему;
4.4.4 вносят предложения по совершенствованию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и совершению правонарушений несовершеннолетними;
4.4.5 участвуют в обсуждении постановлений, принимаемых комиссией по рассматриваемым вопросам (делам) и голосуют при их принятии;
4.4.6 составляют протоколы об административных правонарушениях в случае и порядке, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях и Законом Калининградской области "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях";
4.4.7 посещают организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их прав на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных прав, в целях проверки поступивших в комиссию сообщений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, наличии угрозы в отношении их жизни и здоровья, ставших известными случаях применения насилия и других форм жестокого обращения с несовершеннолетними, а также в целях выявления причин и условий, способствующих нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности и совершению ими правонарушений;
4.4.8 выполняет поручения председателя комиссии;
4.4.9 информирует председателя комиссии о своем участии в заседании или причинах отсутствия на заседании.
4.5. Полномочия председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря, члена комиссии прекращаются при наличии следующих оснований:
подача письменного заявления о прекращении полномочий председателя комиссии (заместителя председателя комиссии, ответственного секретаря или члена комиссии) уполномоченным органам (должностным лицам);
признание председателя комиссии (заместителя председателя комиссии, ответственного секретаря или члена комиссии) решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным и безвестно отсутствующим или умершим;
прекращение полномочий комиссии;
увольнение председателя комиссии (заместителя председателя, ответственного секретаря или члена комиссии) с занимаемой должности в органе или учреждении системы профилактики, ином государственном органе, органе местного самоуправления или общественном объединении, от которого указанное лицо было включено (делегировано) в состав Комиссии;
отзыв (замена) председателя комиссии (заместителя председателя, ответственного секретаря или члена комиссии) по решению руководителя органа или учреждения системы профилактики, иного государственного органа, органа местного самоуправления или общественного объединения, от которого указанное лицо было включено (делегировано) в ее состав;
систематическое неисполнение или ненадлежащее исполнение председателем комиссии (заместителя председателя, ответственного секретаря или членом комиссии) своих полномочий;
по факту смерти.
4.5.2. При прекращении полномочий председатель комиссии (заместитель председателя, ответственный секретарь или член комиссии) исключаются из ее состава, за исключением прекращения полномочий в соответствии с признанием лица, входящего в состав комиссии, решением суда, вступившим в законную силу, умершим, прекращения полномочий комиссии и по факту смерти.
5. Полномочия Комиссии
Комиссия:
5.1 координирует деятельность органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности и беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям, осуществляет мониторинг их деятельности в пределах и порядке, которые установлены законодательством РФ и законодательством Калининградской области;
5.2 обеспечивает осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического и психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
5.3 анализирует выявленные органами и учреждениями системы профилактики причины и условия безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, принимает меры по их устранению;
5.4 утверждает межведомственные планы (программы, порядки взаимодействия) по наиболее актуальным направлениям в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;
5.5 участвует в разработке и реализации целевых программ, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности и правонарушений;
5.6 принимает меры по совершенствованию деятельности органов и учреждений системы профилактики по итогам анализа и обобщения представляемых органами и учреждениями системы профилактики сведений об эффективности принимаемых ими мер по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности и правонарушений;
5.7 принимает меры по совершенствованию взаимодействия органов и учреждений системы профилактики с социально ориентированными некоммерческими организациями, общественными объединениями и религиозными организациями, другими институтами гражданского общества и гражданами, по привлечению их к участию в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, их социально-педагогической реабилитации;
5.8 может утверждать составы межведомственных рабочих групп по изучению деятельности органов и учреждений системы профилактики и порядок их работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, а также деятельности по профилактике вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений и антиобщественных действий, предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних.
5.9 подготавливает совместно с соответствующими органами или учреждениями представляемые в суд материалы по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
5.10 дает согласие организациям, осуществляющим образовательную деятельность, на отчисление несовершеннолетних обучающихся, достигших возраста 15 лет и не получивших основного общего образования;
5.11 дает при наличии согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего обучающегося и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, согласие на оставление несовершеннолетним, достигшим возраста 15 лет, общеобразовательной организации до получения основного общего образования. Муниципальная комиссия принимает совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, достигшего возраста 15 лет и оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок меры по продолжению освоения таким несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству;
5.12 обеспечивает оказание помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия);
5.13 применяет меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области;
5.14 принимает решение на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о направлении несовершеннолетних в возрасте от 8 до 18 лет. нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия родителей или иных законных представителей, а также самих несовершеннолетних в случае достижения ими возраста 14 лет;
5.15 принимает постановления об отчислении несовершеннолетних из специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа;
5.16 подготавливает и направляет в областную комиссию и органы местного самоуправления отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории муниципального образования в установленном областной комиссией порядке;
5.17 рассматривает информацию (материалы) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принимает решение о применении к ним мер воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специально-воспитательные учреждения закрытого типа, а также ходатайства, просьбы, жалобы и другие обращения несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, относящиеся к установленной сфере деятельности комиссии;
5.18 рассматривает дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесенных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Калининградской области "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях" к компетенции комиссии;
5.19 обращается в суд по вопросам возмещения вреда причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
5.20 согласовывает представления (заключения) администрации специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, вносимые в суды по месту нахождения указанных учреждений:
о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не позднее, чем за один месяц до истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении;
о прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогического комиссии указанного учреждения до истечения установленного судом срока, если несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия (не ранее 6 месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа) или в случае выявления у него заболеваний, препятствующих содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
о переводе несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации;
о восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно - воспитательном учреждении закрытого типа в случае его самовольного ухода из указанного учреждения, невозвращения в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
5.21 дает совместно с соответствующей государственной инспекцией труда согласие на расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);
5.22 участвует в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
5.23 координирует проведение органами и учреждениями системы профилактики индивидуальной профилактической работы в отношении категорий лиц, указанных в статье 5 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
5.24 утверждает межведомственные (планы) программы индивидуальной профилактической работы или принимает постановления о реализации конкретных мер по защите прав и интересов детей в случаях, если индивидуальная профилактическая работа в отношении лиц, указанных в ст. 5 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", требует использования ресурсов нескольких органов и (или) учреждений системы профилактики, и контролирует их исполнение:
5.25 содействует привлечению социально ориентированных некоммерческих организаций и общественных объединений к реализации межведомственных планов (программ) индивидуальной профилактической работы.
6. Материалы (дела), рассматриваемые Комиссией
6.1. Комиссия рассматривает материалы в отношении несовершеннолетних:
6.1.1 совершивших правонарушения до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
6.1.2 совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
6.1.3 совершивших иные антиобщественные действия.
6.2. Комиссия рассматривает материалы в отношении родителей или иных законных представителей, а также иных лиц, отнесенные к их компетенции в соответствии с действующим законодательством.
7. Меры воздействия, применяемые Комиссией к несовершеннолетним
7.1. Рассмотрев материалы в отношении несовершеннолетнего, комиссия с учетом мотивов, характера и тяжести совершенного им проступка, особенностей его возраста и поведения:
7.1.1 назначает административное наказание, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Законом Калининградской области "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях";
7.1.2 может освободить от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
7.2. Рассмотрев материалы в отношении несовершеннолетнего в случаях, предусмотренных разделом 6 настоящего Положения, комиссия с учетом мотивов, характера и тяжести совершенного им проступка, особенностей его возраста и поведения может применить к нему следующие меры воздействия:
7.2.1 направить несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа или иное реабилитационное учреждение при отсутствии медицинских противопоказаний для содержания в них с согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, а также самого несовершеннолетнего, если он достиг возраста четырнадцати лет;
7.2.2 ходатайствовать перед судом о помещении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние и не подлежащего уголовной ответственности, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа;
7.2.3 вынести предупреждение;
7.2.4 объявить выговор.
7.3. О вынесенном решении о применении к несовершеннолетнему мер воздействия за совершение правонарушения комиссия извещает подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
7.4. В случае, когда избранная мера воздействия оказалась недейственной, комиссия вправе применить к несовершеннолетнему более строгую меру воздействия.
8. Меры воздействия, применяемые Комиссией к родителям или иным законным представителям несовершеннолетних либо к другим лицам
8.1. К родителям или иным законным представителям несовершеннолетних, не исполняющим обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних либо отрицательно влияющим на их поведение, комиссия может применять следующие меры воздействия:
8.1.1 назначить административное наказание, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Законом Калининградской области "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях";
8.1.2 обратиться с ходатайством в орган опеки и попечительства о немедленном отобрании несовершеннолетнего у родителей или иных законных представителей, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни несовершеннолетнего или его здоровью, а также об отстранении опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей либо о досрочном расторжении договора с приемными родителями о передаче несовершеннолетнего на воспитание в семью;
8.1.3 обратиться в суд с заявлением об ограничении или о лишении родительских прав;
8.1.4 вынести предупреждение.
8.2. В случаях рассмотрения дел, отнесенных к компетенции комиссии в отношении других лиц, комиссия применяет к ним меры воздействия, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Калининградской области "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях".
9. Меры, принимаемые Комиссией по устройству несовершеннолетних
9.1. Комиссия обеспечивает оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, содействия в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия).
10. Порядок рассмотрения материалов Комиссией
Комиссия рассматривает материалы (дела):
10.1 по заявлению несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей;
10.2 по собственной инициативе;
10.3 по представлениям или обращениям органов и учреждений системы профилактики;
10.4 переданных в порядке, предусмотренном статьей 23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
10.5 по ходатайству работодателя о расторжении трудового договора с работником в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя;
10.6 по материалам прекращенного уголовного дела или поступившим из органа, принявшего соответствующее процессуальное решение, или от прокурора материалам об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности.
12. Порядок рассмотрения Комиссией материалов (дел), не связанных с делами об административных правонарушениях
12.1. Материалы, поступившие в комиссию, в целях обеспечения своевременного и правильного их разрешения предварительно изучаются председателем или заместителем председателя комиссии.
В процессе предварительного изучения поступивших материалов определяется:
12.1.1 относится ли рассмотрение данных материалов к компетенции Комиссии;
12.1.2 имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного материала одним из членов комиссии;
12.1.3 имеются ли обстоятельства, исключающие рассмотрение материалов;
12.1.4 необходимость проведения дополнительной проверки обстоятельств, имеющих значение для правильного и своевременного их рассмотрения, а также истребования дополнительных материалов;
12.1.5 целесообразность принятия иных мер. имеющих значение для своевременного рассмотрения материалов;
12.1.6 имеются ли ходатайства или отводы;
12.1.7 перечень лиц, подлежащих вызову или приглашению на заседание.
12.2. По результатам предварительного изучения материалов комиссия разрешает следующие вопросы:
12.2.1 о назначении времени и места рассмотрения материала;
12.2.2 об извещении о дате и месте заседания комиссии несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, других лиц, чье участие в заседании будет признано обязательным, а также прокурора;
12.2.3 об отложении рассмотрения материалов;
12.2.4 о возвращении поступивших материалов, если их рассмотрение не отнесено к компетенции комиссии или они требуют проведения дополнительной проверки направившим материалы органом;
12.2.5 о проведении проверки сведений, содержащихся в материалах, или поручении ее проведения соответствующим специалистам;
12.2.6 о рассмотрении ходатайства несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей по существу вопросов, подлежащих рассмотрению на заседании комиссии;
12.2.7 об обращении в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего.
12.3. Несовершеннолетний, его родители или иные законные представители либо другие лица, чьи материалы рассматривает комиссия, адвокат имеют право ознакомиться с материалами, подготовленными комиссией к рассмотрению, до начала ее заседания.
Право указанных в настоящем пункте лиц на ознакомление с материалами разъясняется им в повестке о вызове на заседание комиссии.
12.4. Полученные комиссией материалы должны быть рассмотрены в срок не позднее 30 суток со дня их поступления в комиссию. Материалы прекращенного уголовного дела или материалы об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетних, указанных в п. п. 1, 2 п. 4 ст. 15 ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", не связанного с психическим расстройством, должны быть рассмотрены в течение 10 суток со дня поступления.
По ходатайству участников рассмотрения срок рассмотрения материалов, за исключением материалов прекращенного уголовного дела или материалов об отказе в возбуждении уголовного дела, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, может быть продлен комиссией, но не более чем на 30 суток.
13. Порядок проведения заседания Комиссии
13.1. Заседания комиссии проводятся в соответствии с планами работы не реже двух раз в месяц.
В случае необходимости комиссия может принять решение о проведении выездного заседания комиссии по месту работы или жительства лиц, дела о которых рассматриваются.
В целях обеспечения конфиденциальности информации о несовершеннолетнем, его родителях или иных законных представителях комиссия с учетом характера рассматриваемых материалов может принять мотивированное решение о проведении закрытого заседания.
13.2. Заседания комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов. Члены комиссии участвуют в ее заседаниях без права замены.
13.3. Председательствует на заседании Комиссии ее председатель либо по его поручению заместитель председателя Комиссии.
13.4. Решение Комиссии принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии.
13.5. При голосовании член комиссии имеет один голос и голосует лично. Член комиссии вправе на заседании комиссии довести до сведения членов комиссии свое особое мнение по вопросу, вынесенному на голосование. Особое мнение, изложенное в письменной форме, прилагается к протоколу заседания комиссии.
13.6. Результаты голосования, оглашенные председателем комиссии, вносятся в протокол заседания комиссии.
13.7. К протоколу заседания комиссии прилагаются материалы докладов по вопросам, рассмотренным на заседании комиссии, справочно-аналитическая и иная информация (при наличии)
13.8. Предложения в проект плана работы комиссии вносятся в комиссию ее членами в письменной форме в сроки, определенные председателем комиссии или постановлением комиссии.
Предложения по рассмотрению вопросов на заседании комиссии должны содержать:
Наименование вопроса и краткое обоснование необходимости его рассмотрения на заседании комиссии;
Информацию об органе (организации, учреждении), и (или) должностном лице, и (или) члене комиссии, ответственных за подготовку вопроса;
Перечень соисполнителей (при их наличии);
Срок рассмотрения на заседании комиссии.
Предложения в проект плана работы комиссии могут направляться членам комиссии для их предварительного согласования.
Проект плана работы комиссии формируется на основе предложений, поступивших в комиссию, по согласованию с председателем комиссии выносится для обсуждения и утверждения на заседания на заседании в конце года, предшествующего году реализации плана работы комиссии.
Изменения в план работы комиссии вносятся на заседании комиссии на основании предложений лиц. входящих в ее состав.
Члены комиссии, должностные лица органов и учреждений системы профилактики, а также иных органов местного самоуправления и организаций, которым во исполнения плана работы комиссии поручена подготовка соответствующих информационных материалов для рассмотрения на заседаниях комиссии, несут персональную ответственность за качество и своевременность их представления.
13.9. Информационные материалы по вопросам, включенным в повестку заседания комиссии, представляются в комиссию органами (организациями, учреждениями), должностными лицами, членами комиссии, ответственными за их подготовку, в соответствии с планом работы комиссии не позднее чем за 10 дней до дня проведения заседания и включают в себя:
Справочно-аналитическую информацию по вопросу, вынесенному на рассмотрение;
Предложения в проект постановления комиссии по рассматриваемому вопросу;
Особые мнения по предоставленному проекту постановления комиссии, если таковы имеются;
Материалы согласования проекта постановления комиссии с заинтересованными органами и учреждениями системы профилактики, иными органами местного самоуправления;
Иные сведения, необходимые для рассмотрения вопроса.
В случае непредставления материалов в установленный настоящим Законом срок или предоставления с нарушением требований к данным материалам вопрос может быть снят с рассмотрения либо перенесен для рассмотрения на другое заседание в соответствии с решением председателя комиссии.
Повестка заседания, проекты постановлений по вопросам, включенным в повестку заседания, и соответствующие материалы по данным вопросам направляются членам комиссии не позднее чем за 3 рабочих дня до дня проведения заседания.
Члены комиссии и иные участники заседания, которым направлены повестка заседания, проект постановления и иные материалы, при наличии замечаний и предложений представляют их в Комиссию до начала проведения заседания.
О дате, времени, месте и повестке заседания комиссии извещается прокурор.
13.10. Материалы в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, а также материалы об административном правонарушении несовершеннолетнего, не достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность, комиссия рассматривает только в присутствии несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей.
13.11. Другие материалы в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей комиссия может рассмотреть в их отсутствие лишь при условии, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения материала и если от лица не поступило в комиссию ходатайство об отложении рассмотрения этих материалов либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
13.12. Адвокат несовершеннолетнего допускается к участию в работе комиссии с момента подготовки материалов к заседанию комиссии.
При необходимости или по просьбе адвоката может быть вызван потерпевший.
13.13. В начале заседания комиссии председательствующий объявляет, какие материалы подлежат рассмотрению, представляет лиц, участвующих в заседании. После этого оглашаются необходимые документы, исследуются поступившие материалы, а также обстоятельства, имеющие значение для принятия обоснованного решения, рассматриваются ходатайства или отводы, заслушиваются выступления участвующих в заседании лиц.
Ходатайства или отводы по существу рассматриваемых материалов могут быть заявлены несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями, адвокатом, специалистами, участвующими в рассмотрении материалов, а также лицами, обратившимися в комиссию с представлением в отношении несовершеннолетнего, или их законными представителями. Результаты рассмотрения заявленных ходатайств или отводов заносятся в протокол заседания комиссии.
13.14. Член комиссии не может участвовать в рассмотрении материалов в случае, если это лицо является родственником лица, в отношении которого рассматриваются материалы, потерпевшего, законного представителя лица, а также в случаях, если он лично, прямо или косвенно заинтересован в разрешении дела.
При наличии данных обстоятельств член комиссии обязан заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подается председателю комиссии.
По результатам рассмотрения заявления о самоотводе выносится решение комиссии об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.
13.15. При рассмотрении материалов, предусмотренных пунктами 1-1.1 статьи 11 Закона Калининградской области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" комиссия всесторонне, полно и объективно рассматривает сведения, подтверждающие или опровергающие совершение несовершеннолетним общественно опасного деяния, уточняет возраст несовершеннолетнего, условия жизни и воспитания, способствовавшие совершению общественно опасного деяния, наличие взрослых подстрекателей, других соучастников, иные обстоятельства, имеющие существенное значение для решения вопроса о выборе меры воздействия и его социальной реабилитации.
13.16. В случае необходимости комиссия может рекомендовать родителям или иным законным представителям несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, обратиться к специалистам организации здравоохранения для оказания им медицинской помощи, а родителям или иным законным представителям несовершеннолетних, имеющих проблемы в обучении, обратиться в специализированные образовательные организации (центры) в целях проведения психолого-медико-педагогической консультации.
13.17. При опросе несовершеннолетнего, не достигшего пятнадцатилетнего возраста, по усмотрению комиссии либо ходатайству лиц, представляющих интересы несовершеннолетнего, может участвовать педагог.
13.18. На время рассмотрения обстоятельств, обсуждение которых может отрицательно повлиять на несовершеннолетнего, в отношении которого рассматриваются материалы, комиссия вправе удалить его из зала заседания, о чем делается запись в протоколе заседания комиссии.
14. Протокол заседания муниципальной комиссии
14.1. На заседании комиссии секретарь заседания комиссии ведет протокол, в котором должны быть указаны:
14.1.1 наименование комиссии;
14.1.2 дата, время и место проведения заседания комиссии;
14.1.3 сведения о присутствующих и отсутствующих членах комиссии, иных лицах, присутствующих на заседании;
14.1.4 повестка дня;
14.1.5 отметка о способе документирования заседания коллегиального органа (стенографирование, видеоконференция, запись на диктофон и др.);
14.1.6 наименование вопросов, рассмотренных на заседании комиссии, и ход их обсуждения:
14.1.7 результаты голосования по вопросам, обсуждаемым на заседании комиссии;
14.1.8 решение, принятое по рассматриваемому вопросу.
14.2. Протокол заседания комиссии подписывается председательствующим на заседании и секретарем заседания комиссии.
15. Акты, принимаемые Комиссией
15.1. В соответствии с ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" комиссия принимает постановления по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
15.2. Копия постановления в течение трех рабочих дней со дня его принятия вручается под расписку заинтересованным лицам либо направляется указанным лицам и в соответствующие органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
15.3. Постановления комиссии могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством РФ.
15.4. В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях комиссией выносятся постановления, определения, представления.
16. Постановления Комиссии
16.1. По результатам рассмотрения материалов в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей либо других лиц. а также представлений органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обращений иных органов и организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, информации работодателей Комиссия принимает постановление, в котором содержится одно из следующих решений:
16.1.1 применить меры воздействия, предусмотренные статьями 11, 12, 13 Закона Калининградской области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав";
16.1.2 прекратить рассмотрение материалов (при наличии обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
16.1.3 отложить рассмотрение материалов и провести дополнительную проверку;
16.1.4 направить материалы в органы внутренних дел, прокуратуру, суд или иные органы.
16.2. Постановление принимается простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании комиссии является решающим.
16.3. Постановление комиссии оформляется в соответствии с требованиями, установленными п. 1.1 ст. 8 Закона Калининградской области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав".
В постановлении указываются:
Наименование комиссии; дата; время и место проведения заседания; сведения о присутствующих и отсутствующих членах Комиссии; сведения об иных лицах, присутствующих на заседании; вопрос повестки дня, по которому вынесено постановление; содержание рассматриваемого вопроса; выявленные по рассматриваемому вопросу нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних (при их наличии); сведения о выявленных причинах и условиях, способствующих безнадзорности, беспризорности. правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (при их наличии); мотивированное решение, принятое по рассматриваемому вопросу: меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые должны предпринять соответствующие органы и учреждения системы профилактики; сроки, в течение которых должны быть приняты меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
Постановления Комиссии направляются членам Комиссии, в органы и учреждения системы профилактики и иным заинтересованным лицам и организациям.
Постановления, принятые Комиссией, обязательны для исполнения органами и учреждениями системы профилактики.
Органы и учреждения системы профилактики обязаны сообщить Комиссии о мерах, принятых по исполнению постановления, в указанные в нем срок.
Постановление Комиссии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
16.4. Комиссия имеет бланк и печать со своим наименованием.
17. Рассмотрение Комиссией обращений несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей
При рассмотрении обращения Комиссия руководствуется требованиями федерального законодательства.
18. Финансовое и материально-техническое обеспечение Комиссии
1. Финансовое обеспечение комиссии является расходным обязательством Калининградской области.
2. Органам местного самоуправления, наделенным государственными полномочиями осуществлять отдельные виды деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, передаются материальные и финансовые средства, необходимые для осуществления указанных полномочий.
19. Контроль за деятельностью Комиссии
Контроль за деятельностью Комиссии осуществляется областной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах ее компетенции и в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Калининградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.