Постановление Правительства Республики Марий Эл от 20 января 2021 г. N 12
"Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Республики Марий Эл на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"
20 декабря 2021 г.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20 декабря 2021 г. N 544 настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2022 г., кроме пункта 2
В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 1950 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации" Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления государственной долговой политики Республики Марий Эл на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Марий Эл от 26 декабря 2019 г. N 421 "Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Республики Марий Эл на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 26 декабря 2019 г., N 26122019040362).
Председатель Правительства |
А. Евстифеев |
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Марий Эл
от 20 января 2021 г. N 12
Основные направления
государственной долговой политики Республики Марий Эл на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
1. Общие положения
Основные направления государственной долговой политики Республики Марий Эл на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - долговая политика) разработаны в целях обеспечения эффективного управления государственным долгом Республики Марий Эл (далее - государственный долг).
Формирование долговой политики будет осуществляться в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 декабря 2011 г. N 436 "О Концепции долговой политики Республики Марий Эл на период до 2025 года", распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2016 г. N 343-р "О плане мероприятий по консолидации бюджетных средств в целях оздоровления государственных финансов Республики Марий Эл и признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Республики Марий Эл".
2. Итоги реализации долговой политики в 2019 - 2020 годах
Основными целями долговой политики в прошедшем периоде (в 2019 - 2020 годах) являлось сокращение объема государственного долга и уровня долговой нагрузки на республиканский бюджет Республики Марий Эл, своевременное исполнение долговых обязательств Республики Марий Эл.
В 2019 году объем государственного долга снизился на 1 293,9 млн. рублей, или на 9,7 процента, и по состоянию на 1 января 2020 г. составил 11 990,0 млн. рублей.
Долговая нагрузка, или отношение объема государственного долга к объему доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета объема безвозмездных поступлений, на 1 января 2020 г. составила 69,6 процента (по состоянию на 1 января 2019 г. долговая нагрузка составляла 85,5 процента).
В структуре государственного долга на 1 января 2020 г. доля бюджетных кредитов из федерального бюджета составила 44,2 процента, доля долговых обязательств по кредитам кредитных организаций и государственным ценным бумагам Республики Марий Эл (далее - долговые обязательства по рыночным заимствованиям) - 55,8 процента.
Государственные внутренние заимствования Республики Марий Эл в 2019 году осуществлялись в целях рефинансирования действующих долговых обязательств. В качестве инструмента заимствований использовались кредиты кредитных организаций. В течение 2019 года проведено 15 электронных аукционов, по результатам которых привлечены кредиты на общую сумму 4 194,1 млн. рублей.
Было обеспечено привлечение кредитов кредитных организаций по ставкам не выше уровня ключевой ставки Банка России, увеличенной на 1 процент годовых в соответствии с условиями соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов.
В связи со снижением ключевой ставки Банка России в течение 2019 года средневзвешенная процентная ставка по кредитам кредитных организаций снизилась на 0,4 процентных пункта и по состоянию на 1 января 2020 г. составила 8,4 процента годовых.
С целью повышения эффективности государственных внутренних заимствований Республики Марий Эл и снижения их стоимости в Республике Марий Эл реализован механизм привлечения краткосрочных бюджетных кредитов из федерального бюджета на пополнение остатков средств на едином счете республиканского бюджета Республики Марий Эл. Указанный инструмент позволяет привлекать кредитные средства на срок до 180 дней при условии их возврата не позднее 25 ноября текущего финансового года, ставка по бюджетным кредитам составляет 0,1 процента годовых. В течение 2019 года в республиканский бюджет Республики Марий Эл было привлечено 2 бюджетных кредита на общую сумму 1 550,0 млн. рублей.
Погашение и обслуживание долговых обязательств Республики Марий Эл осуществлялись в установленные сроки и в полном объеме.
С целью неувеличения объема государственного долга государственные гарантии Республики Марий Эл не предоставлялись.
Расходы на обслуживание государственного долга в 2019 году составили 605,6 млн. рублей. По сравнению с уровнем 2018 года расходы сократились на 21,4 млн. рублей, или на 3,4 процента.
Снижение расходов связано с сокращением объема государственного долга и уменьшением средневзвешенной процентной ставки по кредитам кредитных организаций.
По итогам 2019 года Республикой Марий Эл соблюдены ограничения по уровню дефицита республиканского бюджета Республики Марий Эл и объему государственного долга, закрепленные в соглашениях о реструктуризации бюджетных кредитов, заключенных между Республикой Марий Эл и Министерством финансов Российской Федерации.
Требования бюджетного законодательства Российской Федерации по размеру дефицита республиканского бюджета Республики Марий Эл, объему государственного долга, предельному объему заимствований, расходам на обслуживание государственного долга по итогам 2019 года также соблюдены.
В 2020 году в Республике Марий Эл продолжает проводиться ответственная долговая политика.
Увеличение государственного долга в 2020 году не планируется. Расчетная величина государственного долга по состоянию на 1 января 2021 г. останется неизменной по отношению к уровню 1 января 2020 г. и составит 11 990,0 млн. рублей.
Ожидаемый по итогам 2020 года объем государственного долга соответствует целевым показателям, установленным соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов, и не превышает предельных значений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.
По результатам оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, проведенной Министерством финансов Российской Федерации в 2020 году в соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Республика Марий Эл отнесена к группе субъектов Российской Федерации со средним уровнем долговой устойчивости.
Международное рейтинговое агентство "Фитч Рейтингз" подтвердило в 2019 и 2020 годах рейтинги кредитоспособности Республики Марий Эл по международной рейтинговой шкале на уровне "ВВ".
В целях обеспечения открытости данных информация о величине и структуре государственного долга и о сроках его погашения ежемесячно размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Министерства финансов Республики Марий Эл по адресу: http://mari-el.gov.ru/minfin/Pages/gosdolgRME.aspx.
Динамика основных показателей, характеризующих государственный долг, за 2018 - 2020 годы приведена в таблице:
Наименование показателя |
Значение показателя |
||
2018 год |
2019 год |
2020 год (оценка) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Дефицит республиканского бюджета Республики Марий Эл, млн. рублей |
профицит |
профицит |
850,0 |
Отношение дефицита республиканского бюджета Республики Марий Эл к объему доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений, процентов |
- |
- |
4,9 |
Государственный долг на конец года, млн. рублей |
13 283,8 |
11 990,0 |
11 990,0 |
в том числе: |
|
|
|
бюджетные кредиты |
6 102,7 |
5 299,1 |
4 768,7 |
кредиты кредитных организаций |
5 181,2 |
4 690,8 |
5 221,2 |
государственные ценные бумаги |
2 000,0 |
2 000,0 |
2 000,0 |
государственные гарантии |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Отношение объема государственного долга к объему доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений, процентов |
85,5 |
69,6 |
69,7 |
Отношение объема долговых обязательств по рыночным заимствованиям к объему доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений, процентов |
46,2 |
38,8 |
42,0 |
Расходы на обслуживание государственного долга, млн. рублей |
627,0 |
605,6 |
540,4 |
Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, процентов |
2,5 |
2,1 |
1,6 |
3. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики
Долговая политика определяется текущими особенностями развития экономики Республики Марий Эл и экономики Российской Федерации в целом, а также требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.
Основным фактором, определяющим долговую политику, остается соблюдение условий, установленных соглашениями с Министерством финансов Российской Федерации о предоставлении бюджету Республики Марий Эл из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Марий Эл (далее - соглашения с Министерством финансов Российской Федерации).
Соглашения с Министерством финансов Российской Федерации с учетом заключенных дополнительных соглашений о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам устанавливают следующие обязательства Республики Марий Эл в части долговой политики:
обеспечение в 2021 - 2023 годах дефицита республиканского бюджета Республики Марий Эл на уровне не более 10 процентов от суммы доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год. Утвержденный законом Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год и на плановый период и сложившийся по данным годового отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл дефицит республиканского бюджета Республики Марий Эл в 2021 - 2023 годах может превысить установленный показатель на сумму поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной собственности Республики Марий Эл, и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, в том числе средств резервного фонда Правительства Республики Марий Эл;
обеспечение на 1 января 2022 г. доли общего объема государственного долга не более 67 процентов суммы доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений за 2021 год, в том числе доли общего объема долговых обязательств по рыночным заимствованиям не более 42 процентов суммы доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений за 2021 год;
обеспечение на 1 января 2023 г. доли общего объема государственного долга не более 58 процентов суммы доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений за 2022 год, в том числе доли общего объема долговых обязательств по рыночным заимствованиям не более 42 процентов суммы доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений за 2022 год;
обеспечение на 1 января 2024 г. доли общего объема государственного долга не более 51 процента суммы доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений за 2023 год, в том числе доли общего объема долговых обязательств по рыночным заимствованиям не более 42 процентов суммы доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений за 2023 год;
обеспечение возможности привлечения в республиканский бюджет Республики Марий Эл кредитов от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых, а также установление аналогичных норм в акте Правительства Республики Марий Эл, устанавливающем порядок предоставления бюджетных кредитов из республиканского бюджета Республики Марий Эл местным бюджетам;
направление в Министерство финансов Российской Федерации для согласования до внесения в Государственное Собрание Республики Марий Эл предполагаемых изменений в закон Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год и на плановый период в случае, если указанные изменения приводят к изменению дефицита республиканского бюджета Республики Марий Эл.
Другим фактором, определяющим долговую политику, являются изменения, внесенные в Бюджетный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об особенностях эмиссии обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" в части усовершенствования системы оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации и муниципальных образований путем закрепления более широкого перечня показателей долговой устойчивости, пересмотра установленных пороговых значений применяемых показателей и введения правил классификации субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по группам долговой устойчивости.
4. Цели и задачи долговой политики
Долговая политика как составная часть бюджетной политики Республики Марий Эл призвана обеспечить последовательность реализации целей и решения задач предыдущего периода.
В связи с этим основной целью долговой политики продолжает оставаться поддержание объема и структуры государственного долга на уровне, позволяющем обеспечить исполнение расходных обязательств республиканского бюджета Республики Марий Эл и долговых обязательств Республики Марий Эл и при этом решать поставленные социально-экономические задачи.
Основными задачами в сфере долговой политики являются:
обеспечение исполнения государственных долговых обязательств Республики Марий Эл в полном объеме и в установленные сроки;
дальнейшее снижение уровня долговой нагрузки на республиканский бюджет Республики Марий Эл в среднесрочной перспективе;
формирование структуры государственного долга с приоритетом среднесрочных и долгосрочных заимствований в целях обеспечения равномерной нагрузки и снижения риска рефинансирования;
обеспечение минимально возможной стоимости обслуживания государственного долга с учетом ситуации на финансовом рынке;
совершенствование практики проведения электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по предоставлению Республике Марий Эл кредитных средств;
продолжение использования практики присвоения Республике Марий Эл кредитного рейтинга в целях расширения круга потенциальных инвесторов и кредиторов, формирования благоприятной репутации региона в инвестиционном и банковском сообществе, создания его положительной кредитной истории, оценки способности региона своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства;
эффективное управление текущей ликвидностью республиканского бюджета Республики Марий Эл за счет дальнейшего использования механизма привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете республиканского бюджета Республики Марий Эл;
установление моратория на предоставление государственных гарантий Республики Марий Эл;
информационная открытость в вопросах долговой политики.
Выполнению поставленных задач будет способствовать дальнейшая реализация плана мероприятий по консолидации бюджетных средств в целях оздоровления государственных финансов Республики Марий Эл, утвержденного распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2016 г. N 343-р "О плане мероприятий по консолидации бюджетных средств в целях оздоровления государственных финансов Республики Марий Эл и признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Республики Марий Эл".
5. Инструменты реализации долговой политики
Реализация долговой политики будет осуществляться с использованием следующих инструментов:
кредиты кредитных организаций. Этот инструмент реализации долговой политики в настоящее время является наиболее мобильным и доступным для использования, он позволяет привлекать заемные средства на рефинансирование долговых обязательств на среднесрочный период и досрочно возвращать их при наличии возможности без излишних финансовых потерь. При применении этого инструмента используется конкурентный способ определения исполнителей в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Ключевой задачей также является обеспечение привлечения в республиканский бюджет Республики Марий Эл кредитов от кредитных организаций по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых;
краткосрочные бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счете республиканского бюджета Республики Марий Эл, предоставляемые Управлением Федерального казначейства по Республике Марий Эл. Использование данного инструмента под 0,1 процента годовых сроком до 180 дней является хорошей альтернативой поддержания текущей ликвидности республиканского бюджета Республики Марий Эл в случае возникновения временных кассовых разрывов в течение финансового года.
Реализация долговой политики требует взвешенного сочетания и применения указанных выше инструментов.
6. Анализ рисков для республиканского бюджета Республики Марий Эл, возникающих в процессе управления государственным долгом
При реализации долговой политики возможны следующие базовые риски:
процентный риск - риск увеличения объема расходов на обслуживание государственного долга вследствие изменения процентных ставок на финансовом рынке;
риск рефинансирования - вероятность потерь вследствие невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств или невозможность рефинансировать текущие обязательства.
Также существуют риск неисполнения республиканского бюджета Республики Марий Эл по доходам, риск, вызванный инфляционным давлением на текущие расходы, и риск снижения ликвидности финансового рынка.
С целью минимизации указанных рисков при проведении долговой политики будет продолжено осуществление мониторинга:
состояния государственного долга;
условий и результатов привлечения рыночных заимствований субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями;
конъюнктуры финансового рынка для возможного рефинансирования текущих долговых обязательств Республики Марий Эл.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 20 января 2021 г. N 12 "Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Республики Марий Эл на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"
Вступает в силу с 20 января 2021 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) 20 января 2021 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 20 января 2021 г. N 1200202101200001
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20 декабря 2021 г. N 544 настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2022 г., кроме пункта 2