Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к распоряжению Правительства
Красноярского края
от 30.12.2020 N 989-р
Региональная программа
Красноярского края "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума"
I. Общие положения
1. Региональная программа Красноярского края "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума" (далее - Региональная программа) по достижению целевого показателя "Снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года" национальной цели развития Красноярского края на период до 2030 года "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" и целевого показателя "Обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции" национальной цели развития Красноярского края на период до 2030 года "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" подготовлена во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" с учетом приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.06.2020 N 326 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке региональных программ снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума".
II. Анализ текущей ситуации
2. Информация о социально-экономическом развитии Красноярского края.
Красноярский край (далее также - край) занимает в России центральное географическое положение, охватывая несколько климатических зон. Территория края составляет почти 14% от общей площади России. С севера на юг протяженность территории края составляет около 3000 км. К районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям относится 91 процент территории Красноярского края.
При этом плотность населения (1,21 чел./кв.км) одна из самых низких среди регионов страны и имеет неравномерную структуру в разрезе муниципальных образований края. В г.Красноярске на 1 квадратный километр приходится почти 3 093 жителя, а в Эвенкийском муниципальном районе плотность населения в сотни тысяч раз меньше - 0,02 чел./кв.км.
Общая численность постоянного населения края по состоянию на 01.01.2020 составила 2 866,3 тыс. человек и с начала 2019 года снизилась на 7,8 тыс. человек, или на 0,27%, естественная убыль населения составила 5,0 тыс. человек.
В 2019 году в крае родилось на 3,4 тыс. детей меньше, чем в 2018 году (2019 год - 30,1 тыс. детей, 2018 год - 33,5 тыс. детей). Коэффициент рождаемости в 2019 году снизился до 10,5 родившихся на 1 000 человек населения (в 2018 году - 11,7).
В то же время реализация мер, направленных на сохранение здоровья населения, позволила стабилизировать показатели смертности (в 2019 году число умерших составило 35,1 тыс. человек, в 2018 году - 35,7 тыс. человек).
На протяжении 2019 года отмечается положительная динамика увеличения продолжительности жизни населения края до 71,2 года (2018 год - 70,7 года).
Миграционные процессы также оказали существенное влияние на численность и состав населения края. В 2019 году в результате миграционных потоков международной и межрегиональной миграции численность населения края уменьшилась на 2,8 тыс. человек. Из края в другие регионы выбыло на 5,1 тыс. человек больше, чем прибыло. Сальдо международной миграции сложилось положительным - 2,3 тыс. человек.
Красноярский край является одним из лидеров среди субъектов Российской Федерации по основным макроэкономическим показателям - численности населения, валовому региональному продукту (далее - ВРП), промышленному производству и инвестициям в основной капитал.
Объем ВРП Красноярского края по итогам 2018 года составил 2 280,0 млрд рублей (в том числе на душу населения - 793,0 тыс. рублей в год), и по этому показателю край устойчиво входит в первую десятку общероссийского рейтинга (8-е место). Доля ВРП в суммарном показателе субъектов Российской Федерации в 2018 году составила 2,7%, среди субъектов Сибирского федерального округа (далее также - СФО) - 27,4%.
Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Красноярского края за 2019 год составил 291,6 млрд рублей, в том числе налоговые доходы - 280,1 млрд рублей. Рост относительно уровня 2018 года составил 22,7% и 24,2% соответственно. В год на душу населения края приходится 101,6 тыс. рублей налоговых и неналоговых доходов.
В условиях продолжения реализации крупных проектов объем инвестиций в крае сохраняется на высоком уровне. По итогам 2019 года объем инвестиций в экономику края в номинальном выражении увеличился по сравнению с 2018 годом и составил 426,5 млрд рублей (9-е место в России). Среди регионов Сибирского федерального округа по объему инвестиций в основной капитал (23,8% от общего объема инвестиций СФО) край занял первое место. В сопоставимой оценке темп роста инвестиций составил 95,7%.
Объем инвестиций в основной капитал на душу населения Красноярского края в 2019 году превысил величину 2018 года (146,7 тыс. рублей) и составил 148,6 тыс. рублей (Россия - 131,6 тыс. рублей).
Основные фонды в экономике по полной учетной стоимости по полному кругу организаций на конец 2019 года составили 4 322,6 млрд рублей, что на 9,4% выше, чем в 2018 году.
По объему промышленного производства в 2019 году край занял первое место среди регионов Сибирского федерального округа. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленным видам экономической деятельности достиг 2 380,2 млрд рублей, индекс промышленного производства составил 101,0%.
В объеме отгруженных товаров (работ, услуг) промышленного сектора экономики края высокий удельный вес сохраняется за металлургическим производством - 44,5% и добычей сырой нефти и природного газа - 27,2%.
В сельском хозяйстве объем произведенной продукции составил 87,8 млрд рублей. При этом индекс сельскохозяйственного производства сложился на уровне 104,5% (Россия - 104,0%), в том числе в растениеводстве - 110,5%, в животноводстве - 100,5%.
В 2019 году оборот розничной торговли составил 578,8 млрд рублей (2018 год - 538,0 млрд рублей) и в сопоставимых ценах увеличился на 3,0% по сравнению с предыдущим годом. Оборот розничной торговли на душу населения Красноярского края составляет 201,7 тыс. рублей в год.
Объем реализации непродовольственных товаров в 2019 году увеличился в сопоставимых ценах на 3,2% к уровню 2018 года и составил 315,7 млрд рублей.
По итогам 2019 года численность рабочей силы Красноярского края в возрастной группе от 15 лет и старше составила 1481,6 тыс. человек (в 2018 году - 1494,6 тыс. человек), в том числе численность занятых в экономике края - 1415,0 тыс. человек (в 2018 году - 1421,4 тыс. человек).
Доля населения Красноярского края в трудоспособном возрасте в 2019 году по сравнению с 2018 годом увеличилась с 56,7% до 57,5%, что в основном связано с увеличением пенсионного возраста.
В 2019 годах ситуация на рынке труда в Красноярском крае оставалась стабильной:
уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) составил в 2018 году - 4,9%, в 2019 году - 4,5%;
уровень зарегистрированной безработицы на 31.12.2018 - 0,8%, на 31.12.2019 - 0,8%;
потребность в работниках, заявленная в органы службы занятости населения Красноярского края, ежегодно увеличивалась: в 2018 году - 237,3 тыс. вакансий, в 2019 году - 251,1 тыс. вакансий;
коэффициент напряженности (отношение численности незанятых граждан к количеству заявленных вакансий, в среднемесячном исчислении) составил 0,3 в 2018 году, 0,2 в 2019 году.
В 2020 году в условиях распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации на рынке труда отмечается следующая ситуация:
уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в марте - мае 2020 года составил 6,2% (в аналогичном периоде 2020 года - 4,5%);
уровень зарегистрированной безработицы по сравнению с началом 2020 года увеличился на 3,0 процентного пункта и на 01.07.2020 составил 3,8% к численности рабочей силы (на 01.07.2019 - 0,9%);
численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения Красноярского края, по сравнению с началом 2020 года увеличилась на 56,5 тыс. человек, или в 4,6 раза и на 01.07.2020 составила 44,3 тыс. человек (на 01.07.2019 - 13,4 тыс. человек);
потребность в работниках, заявленная в органы службы занятости населения Красноярского края, в январе - июне 2020 года сократилась на 21,2 тыс. вакансий и составила 113,9 тыс. вакансий (в аналогичном периоде 2019 года - 135,1 тыс. вакансий);
коэффициент напряженности (отношение численности незанятых граждан к количеству заявленных вакансий, в среднемесячном исчислении) увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 0,3 единицы и в январе - июне 2020 года составил 0,6.
Сложная ситуация на рынке труда наблюдается в 35 муниципальных образованиях Красноярского края, в которых уровень зарегистрированной безработицы к численности населения муниципального образования края в трудоспособном возрасте превышает среднее краевое значение (3,4%).
В 2019 году денежные доходы населения Красноярского края выросли на 4,4% и составили 1081,0 млрд рублей.
Оплата труда в структуре денежных доходов населения Красноярского края составляла более 68,7%, в том числе фонд заработной платы работников по полному кругу организаций - около 55% от общего объема денежных доходов населения края.
На все виды социальных выплат в структуре денежных доходов населения Красноярского края приходится более 22%, основным источником социальных выплат являются пенсии - около 16% от общего объема денежных доходов населения края.
Доходы от предпринимательской деятельности составляют 5,5%, доходы от собственности - 2,5%, прочие доходы - 2,4%.
По уровню среднемесячной заработной платы Красноярский край традиционно занимает первое место среди регионов Сибирского федерального округа, в рейтинге регионов России по итогам 2019 года находился на 15-м месте.
В 2019 году среднемесячная заработная плата в Красноярском крае составила 49 932,2 рубля при номинальном темпе роста - 109,4% к 2018 году. Темп роста реальной начисленной заработной платы (номинальный темп роста заработной платы, скорректированный на индекс потребительских цен) в 2019 году в крае составил 104,2% к 2018 году.
Уровень заработной платы работников в крае существенно отличается по отраслям и по территориям. Наиболее высокая заработная плата в 2019 году выплачивалась в добывающей отрасли (106,5 тыс. рублей), металлургии (91,7 тыс. рублей), производстве нефтепродуктов (84,3 тыс. рублей), производстве химических продуктов (75,3 тыс. рублей), сфере научных исследований и разработок (73,6 тыс. рублей) и сборе, обработке и утилизации отходов, обработке вторичного сырья (72,9 тыс. рублей).
В таких видах деятельности, как гостиницы и предприятия общественного питания (28,0 тыс. рублей), производство пищевых продуктов (29,7 тыс. рублей), сельское хозяйство (29,9 тыс. рублей), розничная торговля (30,9 тыс. рублей), размер заработной платы существенно ниже, чем в среднем по краю.
Средний размер назначенных месячных пенсий в Красноярском крае на конец 2019 года составил 15,9 тыс. рублей при номинальном темпе роста - 105,7% к 2018 году и реальном темпе роста - 102,4% к 2018 году.
По уровню среднедушевых денежных доходов Красноярский край занимает первое место среди субъектов Сибирского федерального округа. Среднедушевые денежные доходы населения края за 2019 год составили 31,4 тыс. рублей (номинально 104,6% к 2018 году) при коэффициенте демографической нагрузки на население края в трудоспособном возрасте 739 человек на 1000 человек населения в трудоспособном возрасте, в том числе моложе трудоспособного возраста - 347 детей и 392 человека старше трудоспособного возраста.
Среднегодовая величина прожиточного минимума в 2019 году в целом по краю в расчете на душу населения составила 12 477 рублей (для трудоспособного населения - 13 216 рублей, для пенсионеров - 9 783 рубля, для детей - 12 966 рублей) и увеличилась на 7,2% по сравнению с предыдущим годом (11 643 рубля).
Рост величины прожиточного минимума обусловлен удорожанием на 7,0-7,3% товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину.
Соотношение среднедушевых денежных доходов населения края со среднегодовой величиной прожиточного минимума в 2019 году составило 251,6% (в целом по России - 323,7%). Соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций со среднегодовым прожиточным минимумом трудоспособного населения составило 377,8% (в целом по России - 405,3%), соотношение среднего размера назначенных пенсий с величиной прожиточного минимума пенсионера Красноярского края составило 162,7% (в целом по России - 165,6%).
В 2019 году в Красноярском крае сохранялась проблема несвоевременной выплаты заработной платы работникам организаций реального сектора экономики. К концу 2019 года суммарная просроченная задолженность по оплате труда в Красноярском крае составила 70,7 млн рублей, что на 9,9% выше, чем в начале 2019 года (64,3 млн рублей). Из общей суммы просроченной задолженности около 86,6% (61,2 млн рублей) приходилось на организации, находящиеся в различных стадиях банкротства.
Задолженность по заработной плате в Красноярском крае из-за недофинансирования за счет средств краевого и местных бюджетов в 2019 году отсутствовала.
3. Информация о ситуации с бедностью населения в Красноярском крае.
По официальным данным статистики численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в Красноярском крае в 2019 году составила 503,7 тыс. человек, или 17,5% от общей численности населения края (в 2018 году - 491,9 тыс. человек, или 17,1% соответственно).
По итогам выборочного наблюдения доходов населения Красноярского края за 2018 год, проведенного органами статистики, в общей численности малоимущего населения края только около 38% (более 180 тыс. человек) работали (были заняты в экономике), из них более 9 тыс. человек - работающие пенсионеры. Численность неработающих пенсионеров, входящих в число малоимущих граждан, составляет более 38 тыс. человек.
В городских населенных пунктах из общей численности малоимущего населения проживают 51,8%, в сельской местности - 48,2%. Имеют детей в возрасте до 18 лет - 80,2% малоимущих семей.
По данным выборочных обследований организаций (без субъектов малого предпринимательства) за апрель 2019 года доля работников организаций с начисленной заработной платой ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Красноярском крае составляет 2,4%.
Среднедушевые денежные доходы в малоимущих домохозяйствах Красноярского края (по данным обследований) в 2018 году составили 8 963,5 рубля (в крайне бедных домохозяйствах - 4 759,1 рубля). Дефицит денежных доходов в расчете на домохозяйство в Красноярском крае составил 10 889,9 рубля, или 3 038,9 рубля на одного члена домашнего хозяйства.
Согласно статистическим данным распределение населения Красноярского края по величине среднедушевых денежных доходов (в% к итогу) в 2019 году имеет следующую структуру (таблица 1):
Таблица 1
|
2019(1), в % к общей численности населения |
Все население |
100 |
в том числе со среднедушевыми денежными доходами, рублей в месяц: |
|
до 7000,0 |
4,1 |
от 7 000,1 до 10 000,0 |
6,6 |
от 10 000,1 до 14 000,0 |
11,3 |
от 14 000,1 до 19 000,0 |
14,5 |
от 19 000,1 до 27 000,0 |
19,3 |
от 27 000,1 до 45 000,0 |
24,7 |
от 45 000,1 до 60 000,0 |
9,2 |
свыше 60 000,0 |
10,3 |
Распределение общего объема денежных доходов населения Красноярского края по 20-процентным группам населения в сравнении с аналогичным распределением в целом по Российской Федерации, представлено в таблице 2.
Таблица 2(2)
|
Распределение общего объема денежных доходов населения, в процентах |
Значение среднедушевого денежного дохода в группе, рублей в месяц |
||||||||||
денежные доходы, всего |
в том числе по 20-процентным группам населения |
все население |
в том числе по 20-процентным группам населения |
|||||||||
первая (с наименьшими доходами) |
вторая |
третья |
четвертая |
пятая (с наибольшими доходами) |
первая (с наименьшими доходами) |
вторая |
третья |
четвертая |
пятая (с наибольшими доходами) |
|||
Российская Федерация |
100 |
5,3 |
10,1 |
15,1 |
22,6 |
46,9 |
35249 |
9425 |
17724 |
26531 |
39884 |
82683 |
Красноярский край |
100 |
5,9 |
10,7 |
15,6 |
22,8 |
45,0 |
31386 |
9219 |
16746 |
24448 |
35826 |
70691 |
Коэффициент концентрации доходов (коэффициент Джини), характеризующий степень отклонения линии фактического распределения общего объема доходов населения от линии их равномерного распределения, в 2019 году для Красноярского края составил 0,388, тогда как в целом по Российской Федерации - 0,411 (чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе).
Соотношение дохода 10% наиболее и наименее обеспеченного населения Красноярского края (коэффициент фондов) в 2019 году составило 13,1 раза.
4. Анализ мер, реализуемых в рамках национальных проектов, государственных программ.
В целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека Президентом Российской Федерации определены национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации, для исполнения которых в Красноярском крае в рамках национальных проектов реализуется максимальное количество региональных проектов.
4.1. В реализации регионального проекта "Системные меры по повышению производительности труда", обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Системные меры по повышению производительности труда", входящего в состав национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости", в 2019 году приняли участие 23 предприятия Красноярского края.
Целью национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости" является обеспечение роста производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых не сырьевых отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство) не ниже 5% в год к 2024 году. Мероприятия, реализующиеся в рамках проекта, способствуют росту оплаты труда работников, что в свою очередь оказывает влияние на уровень жизни населения.
Почти 700 работников предприятий прошли переобучение и повышение квалификации в рамках реализации мероприятий регионального проекта "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда (Красноярский край)", обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Поддержка занятости и повышения эффективности рынка труда для обеспечения производительности труда", входящего в состав национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости".
4.2. Мероприятия, реализуемые в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", нацелены на обеспечение увеличения численности занятых в сфере малого и среднего бизнеса, включая индивидуальных предпринимателей. Также указанный национальный проект направлен на всестороннее улучшение предпринимательского климата России, что в свою очередь способствует повышению уровня жизни населения.
В Красноярском крае реализуется ряд региональных проектов, направленных на достижение целей и задач национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
Так, в рамках регионального проекта "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности", обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности", на 229 единиц расширены перечни государственного и муниципального имущества, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства во владение или пользование на долгосрочной основе.
В рамках регионального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", в г.Красноярске создан центр "Мой бизнес", предоставляющий комплекс услуг, сервисов и мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства по принципу одного окна, 4729 субъектам оказаны такие услуги, консультационная и образовательная поддержка.
В рамках регионального проекта "Популяризация предпринимательства", обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Популяризация предпринимательства", проведены региональные этапы всероссийских конкурсов "Молодой предприниматель России" (4 заявки от Красноярского края) и "Лучший социальный проект года" (5 заявок от Красноярского края), 211 человек стали участниками деловой игры "Бизнес Прорыв" в рамках проекта "Территория инициативной молодежи "Юниор", проведен конкурс по предпринимательству для молодежи 14-17 лет в виде кейсового чемпионата по развитию бизнес-проектов "Startup Case Cup". Более 10 тыс. человек в 2019 году прошли онлайн-тестирование (мойбизнестест.рф) по выявлению предпринимательских способностей.
4.3. В рамках реализации национального проекта "Цифровая экономика" 575 социально значимых объектов Красноярского края в 2019 году подключены к информационно-телекоммуникационной сети Интернет: 265 общеобразовательных учреждений, 23 органа государственной власти края, 99 органов местного самоуправления муниципальных образований края, 56 пожарных частей и 5 пожарных постов, 127 фельдшерско-акушерских пунктов. Также 36 поселков края обеспечены услугами качественной сотовой связи.
Реализация указанного проекта направлена на обеспечение населения доступным интернетом, защиту информации граждан, бизнеса и государства, повышение эффективности основных отраслей экономики за счет внедрения новых цифровых технологий, что способствует повышению качества жизни населения.
4.4. Реализация национального проекта "Демография" способствует повышению рождаемости, ведению здорового образа жизни и правильному питанию. Указанный национальный проект направлен на улучшение благосостояния семей за счет мер финансовой поддержки, на увеличение продолжительности здоровой жизни населения и периода активного долголетия граждан старшего поколения, на увеличение доли регулярно занимающихся спортом граждан.
В Красноярском крае реализуется ряд региональных проектов, направленных на достижение целей и задач национального проекта "Демография".
Так, в рамках регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей", обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей", за 2019 год:
выдано более 4,5 тыс. сертификатов семьям на краевой материнский (семейный) капитал на общую сумму более 550 млн рублей;
почти 13 тыс. семей получили ежемесячные выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка на общую сумму почти 1,4 млрд рублей;
более 11,3 тыс. многодетных семей, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения края, установленного по соответствующей группе территорий края, получили ежемесячные выплаты на ребенка от 1,5 до 3 лет, которому временно не предоставлено место в государственной (муниципальной) образовательной дошкольной организации, на общую сумму более 330 млн рублей;
8 многодетных семей, награжденных Почетным знаком Красноярского края "Материнская слава", получили единовременную денежную выплату на приобретение жилья на общую сумму более 27,4 млн рублей;
почти 700 семьям предоставлены единовременные пособия при рождении в семье одновременно двух и более детей, на общую сумму более 50 млн рублей;
почти 2,1 тыс. работников бюджетной сферы края, имеющих детей, получили государственную поддержку при выплате ипотечных кредитов путем погашения части основного долга (процентной ставки) на общую сумму почти 140 млн рублей.
При принятии в семье решения о рождении ребенка немаловажную роль играет возможность для женщины быстро возвратиться к активной трудовой деятельности. Очень важно помочь молодой семье преодолеть неизбежно возникающие финансовые сложности при рождении детей. В Красноярском крае реализуется региональный проект "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет", обеспечивающий достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет", одним из его направлений является создание новых мест для самых маленьких детей в детских садах.
В течение 2019 года окончено строительство 8 детских садов в жилых районах г.Красноярска на 1950 мест.
Еще два детских сада в первом полугодии 2020 года введено в эксплуатацию в г.Красноярске. До конца 2020 года в Красноярском крае за счет средств федерального и краевого бюджетов будет завершено строительство 10 детских садов (по 1 детскому саду в г.Ачинск, Ирбейском, Березовском, Емельяновском районах и 6 детских садов в г.Красноярске) общей мощностью 2 330 мест.
Почти 154 тыс. детей в крае охвачены услугой дошкольного образования или услугой присмотра и ухода, в том числе доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет по состоянию на 01.07.2020 составляет 99,01%.
В 2019 году в Красноярском крае реализован комплекс мероприятий, направленных на укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения в рамках регионального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Красноярский край)", обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения":
около 200 тыс. человек старше трудоспособного возраста прошли диспансеризацию;
более 1,7 тыс. лиц старше трудоспособного возраста проведена вакцинация против пневмококковой инфекции;
более 750 гражданам старше трудоспособного возраста оказана медицинская помощь в краевом гериатрическом центре на базе краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярский краевой госпиталь для ветеранов войн" и в краевых учреждениях здравоохранения;
более 2,8 тыс. граждан предпенсионного возраста прошли профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование.
В рамках регионального проекта "Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва ("Спорт - норма жизни")", обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва", в 2019 году центры тестирования ГТО в 17 муниципальных образованиях Красноярского края оснащены малыми спортивными площадками. Площадки могут использоваться как организованными группами жителей, так и самостоятельно занимающимися жителями для улучшения физических качеств, что позволит увеличить число систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Удельный вес населения Красноярского края, систематически занимающегося физической культурой и спортом, по итогам 2019 года - 43,9%, или 1,2 млн человек.
4.5. На повышение глобальной конкурентоспособности российского образования за счет обеспечения доступности и качества образования направлен национальный проект "Образование". Актуальность решения данного вопроса подтверждается ежегодным увеличением в Красноярском крае численности учащихся в общеобразовательных организациях: так, в 2019 году она составляла 347,0 тыс. человек (102,3% к уровню 2018 года), к концу 2020 года ожидается рост еще на 3,3%.
В 2019 году при реализации национального проекта "Образование" в Красноярском крае:
построены школы в микрорайоне Покровском и в микрорайоне Солнечном г.Красноярска на 1 280 мест каждая;
оказано более 20 тыс. услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание детей;
7488 детей стали участниками дополнительных общеобразовательных программ и мероприятий естественно-научной и технической направленностей в Красноярском детском технопарке "Кванториум";
более 7,5 тыс. детей получили рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями с учетом реализации проекта "Билет в будущее".
Достигнутые результаты реализации национального проекта "Образование" также способствуют повышению качества образования, что в свою очередь влияет на качество жизни и доходы населения Красноярского края.
4.6. Оказание государственных услуг в области содействия занятости населения Красноярского края осуществляется в рамках государственной программы Красноярского края "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 502-п. Ежегодно органами службы занятости населения Красноярского края оказывается более 500 тыс. услуг, в том числе направленных на повышение экономической активности и занятости отдельных категорий населения края:
организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые;
профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, включая обучение в другой местности;
содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости населения Красноярского края;
содействие трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места;
содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном законодательством порядке безработными, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
реализация государственных полномочий по осуществлению социальных выплат безработным гражданам.
Реализация указанных мер способствует повышению социальной эффективности за счет удовлетворенности граждан социальным статусом и финансовым положением, повышению конкурентоспособности граждан на рынке труда, поддержке занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
По результатам мониторинга, проводимого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Красноярский край по итогам 2019 года сохранил 1-е место среди субъектов Российской Федерации по качеству и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения.
5. Информация о мерах социальной поддержки, реализуемых в Красноярском крае, и организация социальной помощи на основании социального контракта.
Действующая на сегодняшний день в крае система социальной защиты населения формировалась годами с учетом потребностей граждан в социальных услугах и социальной поддержке, особенностей региональной социальной политики, а также географических, национальных и культурных особенностей.
В Красноярском крае сформирована и постоянно совершенствуется законодательная база, позволяющая комплексно решать проблемы укрепления института семьи, государственной поддержки материнства и детства, повышения качества жизни семей с тремя и более детьми, проводится последовательная работа по решению демографических проблем региона, направленная на увеличение продолжительности жизни населения, снижение смертности, рост рождаемости, реализуется система мер социальной поддержки ветеранов, пенсионеров, инвалидов, семей с детьми, малообеспеченных граждан. Наряду с этим действуют отдельные социальные гарантии и компенсации для жителей Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов, предусмотренные в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера с экстремальными природно-климатическими, географическими, социально-экономическими условиями.
Мероприятия по социальной защите граждан реализуются в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 507-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан".
В крае в полном объеме и своевременно предоставляются меры социальной поддержки различным категориям граждан в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Из 2,9 млн человек, проживающих в регионе, 1,2 млн человек являются получателями различных видов социальной поддержки.
По состоянию на 01.01.2020 по данным автоматизированной системы "Адресная социальная помощь" количество граждан, имеющих доход ниже прожиточного минимума, состоящих на учете в территориальных отделениях краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения", составляет 299 тыс. человек.
Мероприятия по социальной защите жителей края реализуются в том числе в рамках региональных проектов "Финансовая поддержка семей при рождении детей" и "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Красноярский край)", обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов "Финансовая поддержка семей при рождении детей" и "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения", входящих в состав национального проекта "Демография".
В целях поддержки семей с детьми в крае предусмотрено около 30 мер социальной поддержки в виде федеральных и краевых пособий и компенсаций, организации отдыха и круглогодичного оздоровления детей, мероприятий по реабилитации детей-инвалидов, повышению социального престижа материнства. В 2020 году на поддержку семей с детьми в бюджете края предусмотрено более 15 млрд рублей.
Реализуемая на протяжении ряда лет в Красноярском крае социальная поддержка семей, имеющих детей, способствует поддержке многодетности. Согласно данным статистики за последние 10 лет в крае на 48% увеличилось количество многодетных семей. По состоянию на 01.08.2020 их число в крае составляет 38,7 тыс. семей, а в 2010 году их было всего 18,5 тысячи.
Наиболее финансово емкой и значимой мерой поддержки для семей с детьми является краевой материнский (семейный) капитал при рождении третьего и последующих детей. В 2020 году размер такой выплаты составляет 147,8 тыс. рублей. За 9,5 года в Красноярском крае сертификаты получили 45 тыс. многодетных семей. Средства краевого материнского (семейного) капитала можно направить на улучшение жилищных условий, на приобретение средств реабилитации, обучение, приобретение транспортных средств, ремонт печного отопления, электропроводки.
В Красноярском крае проводится системная работа по информированию граждан о действующих на федеральном и краевом уровне мерах социальной поддержки, направленных на стимулирование рождаемости и поддержку семей с детьми, а также о возможности их получения.
Например:
с 1 января 2020 года в крае введена новая мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в случае рождения (усыновления) с 1 января 2020 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет;
с 1 июня 2020 года осуществляется ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно;
с 1 июня 2020 года для граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, установлен единый размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, независимо от очередности рождения.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в крае реализуется мероприятие по предоставлению государственной социальной помощи малоимущим одиноко проживающим гражданам, малоимущим семьям, проживающим на территории Красноярского края, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума.
С 2020 года органы социальной защиты края с учетом изменений федерального законодательства осуществляют региональную социальную доплату к пенсии до размера прожиточного минимума пенсионера, ежегодно устанавливаемого для целей определения социальной доплаты к пенсии. Ранее эта выплата осуществлялась Пенсионным фондом Российской Федерации.
В рамках полномочий, переданных субъектам Российской Федерации по социальной поддержке отдельных категорий граждан, в Красноярском крае установлена система предоставления субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом их доходов по категориальному принципу. При этом по сравнению с другими регионами Российской Федерации для социально-незащищенных категорий граждан (пенсионеров, инвалидов, семьей с детьми) в Красноярском крае действует более льготная шкала предельной доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Кроме того, краевым законодательством установлены нормы, предусматривающие:
субсидирование сверхнормативной площади жилого помещения одиноко проживающим неработающим пенсионерам и инвалидам I и II групп;
применение при расчете предельных расходов пенсионеров на оплату жилищно-коммунальных услуг, независимо от их занятости, прожиточного минимума, установленного Правительством края в расчете на душу населения, а не для социально-демографической группы;
возможность принятия решения о назначении субсидий комиссиями по решению спорных вопросов по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Такую поддержку в крае получают около 90 тысяч малообеспеченных семей, объем финансирования составляет 1,7 млрд рублей ежегодно.
Для повышения эффективности предоставления государственной социальной помощи развивается система социальных контрактов. Эта технология призвана мотивировать людей на поиски выхода из трудного материального положения. У получателя возникают встречные обязательства, исполнение которых позволяет стимулировать их активную жизненную позицию и качество жизни.
С 2021 года в рамках проводимых мероприятий, направленных на повышение реальных доходов граждан и снижение уровня бедности в два раза, планируется осуществление государственной социальной помощи на основании социального контракта, в том числе с привлечением средств федерального бюджета. Данный вид помощи предполагается оказывать малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам с целью стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
Направления оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта: поиск работы, прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление малоимущими гражданами трудной жизненной ситуации.
_________________
(1) Данные на основе материалов выборочного обследования домашних хозяйств и макроэкономического показателя среднедушевых денежных доходов населения. Данные рассчитаны с использованием величины среднедушевых денежных доходов населения, определенной в соответствии с Методологическими положениями по расчету показателей денежных доходов и расходов населения (приказ Росстата от 2 июля 2014 г. N 465 с изменениями от 20 ноября 2018 г.). Предварительные данные.
(2) Источник: оценка органов статистики на основании данных выборочного обследования домашних хозяйств и макроэкономического показателя денежных доходов населения. Предварительные данные.
Показатели по Российской Федерации и по Красноярскому краю рассчитаны с использованием величины макроэкономического показателя среднедушевых денежных доходов населения, определенной в соответствии с Методологическими положениями по расчету показателей денежных доходов и расходов населения (приказ Росстата от 2 июля 2014 года N 465 с изменениями от 20 ноября 2018 года).
III. Цели, задачи и целевые показатели Региональной программы
Региональная программа направлена на достижение следующих целей, определенных абзацем 4 подпункта "а" и абзацем 3 подпункта "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
снижение к 2030 году уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года;
обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции.
Достижение целей Региональной программы требует решения следующих основных задач:
повышение уровня доходов граждан и превышение темпов роста доходов граждан, в том числе заработной платы, над темпом роста инфляции;
развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам;
развитие системы социального контракта;
организация социальной адаптации малоимущих граждан.
Целевые показатели Региональной программы сформированы на основании данных ведомственного и статистического наблюдения, имеющихся в распоряжении исполнителей, перечисленных в приложении N 2 к Региональной программе (далее - исполнители, ответственные за реализацию мероприятий Региональной программы). Мониторинг реализации Региональной программы осуществляется путем сбора информации о достижении целевых показателей в порядке, определенном в разделе IV Региональной программы.
Перечень целевых показателей Региональной программы представлен в приложении N 1 к Региональной программе. План мероприятий Региональной программы представлен в приложении N 2 к Региональной программе.
IV. Управление реализацией Региональной программы и контроль за ходом ее исполнения
Управление реализацией Региональной программы осуществляет рабочая группа для разработки предложений по решению вопросов, связанных с реализацией региональной программы Красноярского края "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума" (далее - рабочая группа).
К функциям рабочей группы относятся:
организация взаимодействия органов исполнительной власти Красноярского края с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края (далее - органы местного самоуправления), организациями независимо от их организационно-правовой формы в целях реализации Региональной программы;
анализ текущей ситуации, связанной с уровнем жизни населения Красноярского края;
разработка ежегодного детального плана-графика реализации Региональной программы;
рассмотрение сводных отчетов о реализации Региональной программы, оценка ее эффективности;
анализ материалов и разработка предложений по решению вопросов, связанных с реализацией Региональной программы;
подготовка предложений о внесении изменений в Региональную программу (при необходимости).
Заседания рабочей группы (очные или заочные) рекомендуется проводить по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал.
Организационно-техническое обеспечение заседаний рабочей группы осуществляет министерство экономики и регионального развития Красноярского края (далее - министерство).
Текущий контроль за ходом реализации Региональной программы осуществляет министерство.
При реализации мероприятий Региональной программы министерство:
координирует действия исполнителей, ответственных за реализацию мероприятий Региональной программы;
обобщает предложения в проект ежегодного детального плана-графика реализации Региональной программы и ежегодно представляет его на рассмотрение рабочей группе (далее - детальный план-график);
обобщает предложения о внесении изменений в Региональную программу;
формирует сводный отчет о реализации Региональной программы;
представляет сводный отчет о реализации Региональной программы на рассмотрение в рабочую группу;
направляет информацию о достижении установленных значений целевых показателей, реализации мероприятий, сводный отчет о реализации Региональной программы по итогам года (приложение N 5 к Региональной программе) в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Для достижения положительного эффекта от реализации Региональной программы министерство разрабатывает промежуточные показатели и мероприятия для детального плана-графика реализации Региональной программы.
Промежуточные показатели - показатели результативности работы, направленной на достижение целевого показателя Региональной программы. Промежуточные показатели определяются на плановый период (квартал, полугодие, 9 месяцев, год). Целью установления промежуточных показателей и определения мероприятий является планомерность достижения целевых показателей Региональной программы, а также своевременный контроль достижения целевых показателей.
Проект детального плана-графика составляется министерством ежегодно на очередной плановый год, не позднее 20 декабря года, предшествующего плановому (проект детального плана-графика на 2021 год составляется министерством не позднее 1 марта 2021 года), по форме согласно приложению N 3 к Региональной программе.
Для промежуточных показателей в качестве планового периода устанавливается квартал (таблица 1 приложения N 3 к Региональной программе), для мероприятий плановый период устанавливается год (таблица 2 приложения N 3 к Региональной программе).
Мониторинг реализации Региональной программы проводится исполнителями, ответственными за реализацию мероприятий Региональной программы и достижение целевых показателей, не реже одного раза в квартал для оценки достижения целевых показателей. По результатам мониторинга исполнителями, ответственными за реализацию мероприятий Региональной программы, формируется отчет по форме согласно приложению N 4 к Региональной программе и направляется в министерство по итогам отчетного квартала - не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по итогам года - не позднее 20 января года, следующего за отчетным.
В отчете, формируемом по результатам мониторинга, указывается аргументированное обоснование причин отклонений фактических результатов в отчетном периоде от запланированных (в случае выявления):
отклонения достигнутых в отчетном периоде значений показателей от целевых, а также в связи с этим изменений целевых значений показателей на предстоящий период;
возникновения экономии бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий Региональной программы в отчетном периоде;
изменение бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий Региональной программы в отчетном периоде;
исполнения плана реализации Региональной программы в отчетном периоде с нарушением запланированных сроков, в том числе невыполнения (нарушения сроков выполнения) мероприятий Региональной программы.
Для исполнителей, ответственных за реализацию мероприятий Региональной программы, не относящихся к числу органов исполнительной власти Красноярского края и краевых учреждений, положения Региональной программы носят рекомендательный характер.
В срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, министерство подготавливает информацию о достижении установленных значений промежуточных показателей, реализации мероприятий, сводный отчет о реализации Региональной программы (приложение N 5 к Региональной программе) по итогам отчетного квартала и представляет его на рассмотрение рабочей группы.
В срок до 25 января года, следующего за отчетным, министерство подготавливает информацию о достижении установленных значений целевых показателей, реализации мероприятий, сводный отчет о реализации Региональной программы (приложение N 5 к Региональной программе) по итогам года и представляет его на рассмотрение рабочей группы.
Рабочая группа анализирует информацию о достижении установленных значений промежуточных и целевых показателей и реализации мероприятий.
Положительным результатом реализации Региональной программы считается достижение значений целевых показателей Региональной программы или улучшение фактических значений над значениями целевого показателя.
Министерство не позднее 31 января года, следующего за отчетным, направляет информацию о достижении установленных значений целевых показателей, реализации мероприятий, сводный отчет о реализации Региональной программы по итогам года (приложение N 5 к Региональной программе) в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.