Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением
Министерства просвещения
Российской Федерации
от 12 января 2021 г. N Р-5
Методические рекомендации
по созданию и функционированию центров цифрового образования "IT-куб"
1. Общие положения
Настоящие Методические рекомендации (далее - Рекомендации) направлены на обеспечение единых организационных и методических условий создания и общих подходов к функционированию центров цифрового образования детей "IT-куб" (далее - Центр) в целях реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (далее - федеральный проект), в том числе установления требований к результатам использования субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Созданы центры цифрового образования детей "IT-куб".
Приведенные в настоящих Рекомендациях требования являются минимальными. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) при реализации мероприятий по созданию и функционированию Центров вправе обеспечивать требования, превышающие установленные настоящими Рекомендациями.
Целью создания Центров является создание среды, обеспечивающей продвижение компетенций в области цифровизации, освоение обучающимися актуальных и востребованных знаний, навыков и компетенций в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, а также создание условий для выявления, поддержки и развития у детей способностей и талантов, их профориентации, развития математической, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления.
Центры обеспечивают реализацию программ дополнительного образования, проведение мероприятий по тематике современных цифровых технологий и информатики, знакомства с технологиями искусственного интеллекта, а также просветительскую работу по цифровой грамотности и цифровой безопасности.
Организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение создания в субъектах Российской Федерации Центров осуществляет Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации" (далее - Федеральный оператор). Адрес сайта: https://www.apkpro.ru/.
2. Порядок создания
Центры могут создаваться как за счет средств субсидий федерального бюджета в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", так и в рамках иных программ и проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджетных источников.
В случае создания Центра за счет средств субсидии из федерального бюджета в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" субъект Российской Федерации определяет:
- орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию мероприятий по созданию Центра на территории субъекта Российской Федерации (Региональный координатор);
- комплекс мер (дорожную карту) по созданию и функционированию Центра (далее - комплекс мер) согласно Приложению N 1 к настоящим Рекомендациям.
Комплексом мер признается план мероприятий на очередной год и двухлетний плановый период, предусматривающий мероприятия по созданию и функционированию Центра, включающий в том числе:
мероприятия, направленные на создание и открытие Центра;
мероприятия, направленные на обеспечение функционирования Центра;
мероприятия по повышению профессионального мастерства работников Центра;
мероприятия по контролю достижения минимальных показателей создания и функционирования Центра.
Региональный координатор в соответствии со сроками, установленными в Приложении N 1 к Рекомендациям, утверждает Концепцию по созданию и функционированию Центра на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В концепции отражаются основные характеристики Центра, в том числе:
- предполагаемое месторасположение Центра (адрес, площадь помещений, транспортная доступность для населения);
- определение не менее шести направлений реализации образовательных программ Центра;
- перечень минимальных показателей создания и функционирования Центра в соответствии с Приложением N 2 к настоящим Рекомендациям,
- иные параметры.
Центр создается на базе существующей образовательной организации общего, среднего профессионального или дополнительного образования, за исключением казённых учреждений, путем выделения соответствующего структурного подразделения или без выделения отдельного подразделения.
Образовательная организация издает локальный нормативный акт о назначении руководителя (куратора, ответственного за функционирование и развитие) Центра, а также о создании Центра и утверждении Положения о деятельности Центра. Типовая форма Положения о деятельности Центра представлена в Приложении N 4 к настоящим Рекомендациям.
Региональный координатор не позднее дня открытия Центра обеспечивает размещение в специально созданном разделе "Центр цифрового образования "IT-куб" официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о создании и функционировании Центра, в том числе информации об образовательных программах, оборудовании Центра, планируемом режиме занятий обучающихся, планируемых мероприятиях. В созданном разделе официального сайта образовательной организации также размещается информация о национальном проекте "Образование" (в том числе логотип), адрес сайта и официальная символика Министерства просвещения Российской Федерации.
Региональный координатор обеспечивает информирование Федерального оператора в случае создания на территории субъекта Российской Федерации Центра в рамках иных программ и проектов, не относящихся к реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов и (или) внебюджетных источников, а также направление на согласование Федеральному оператору концепции создания и функционирования такого Центра.
3. Требования к помещениям, комплектованию оборудованием, расходными материалами, средствами обучения и воспитания
Центр включает в себя комплекс условий по оснащению образовательной организации оборудованием, расходными материалами, средствами обучения и воспитания, в том числе с целью обеспечения на инфраструктурно-содержательном уровне продвижения компетенций в области цифровизации, а также ранней профориентации при осуществлении обучающимися выбора будущей профессии и построении траектории собственного развития.
Обязательными направлениями дополнительных общеобразовательных программ ("кубами"), реализуемых Центром, являются:
- "Программирование на Python";
- "Мобильная разработка";
- "Программирование роботов".
Вариативными (определяемыми по выбору) направлениями дополнительных общеобразовательных программ ("кубами") являются:
- "Системное администрирование";
- "Программирование на Java";
- "Кибергигиена и работа с большими данными";
- "Основы алгоритмики и логики";
- "Разработка VR/AR-приложений".
Перечень вариативных направлений дополнительных общеобразовательных программ может дополняться Федеральным оператором.
Региональный координатор определяет перечень дополнительных общеобразовательных программ Центра из трех обязательных программ и не менее трех вариативных программ.
Перечень, минимально необходимые функциональные и технические требования и минимальное количество оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для создания и функционирования Центра (далее - инфраструктурный лист) определяются Региональным координатором на основе примерного перечня оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для создания и функционирования Центра, приведенного (Приложение N 3 к настоящим Рекомендациям), примерного типового инфраструктурного листа, определяемого Федеральным оператором, и настоящих Рекомендаций.
При формировании инфраструктурного листа количество оборудования определяется из расчета 12 учеников и 1 педагога для каждого направления образовательных программ.
Региональный координатор обеспечивает согласование сформированного в соответствии с типовой формой инфраструктурного листа с Федеральным оператором в соответствии с регламентом, определяемым Федеральным оператором.
Имущественный комплекс Центра может находиться в государственной или муниципальной собственности.
Образовательные организации, на базе которых создаются и функционируют Центры, должны соответствовать действующим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций и иным нормативным правовым актам.
Помещения (функциональные зоны) Центра необходимо располагать в пределах одного здания образовательной организации. Не допускается размещение на площадях в других зданиях.
Проектирование, зонирование помещений в Центре и определение дизайн-решений осуществляется с учетом руководства по проектированию Центра, определяемого Федеральным оператором.
При проектировании, зонировании помещений Центра следует учитывать особенности оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания, которыми будет обеспечиваться образовательная организация.
Проект зонирования помещений Центра представляется Федеральному оператору на согласование одновременно с представлением инфраструктурных листов.
4. Организация образовательной деятельности
Образовательная деятельность Центра осуществляется по дополнительным общеобразовательным программам.
Требования к формату организации образовательной деятельности регулируются настоящими Рекомендациями и иными информационными и методическими материалами, определяемыми Федеральным оператором. Направления реализуемых с использованием ресурсов Центров программ определяются в соответствии с методическими материалами и рекомендациями, устанавливаемыми и актуализируемыми Федеральным оператором.
Перечень направленностей реализуемых на базе Центров образовательных программ может быть расширен в зависимости от имеющихся у образовательной организации условий, а также потребностей участников образовательных отношений.
Информация о реализуемых на базе Центров программах представляется Федеральному оператору в рамках ежеквартального мониторинга.
Центром обеспечивается утверждение дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с выбранными направлениями на основе материалов Федерального оператора. Программы размещаются на сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствующем разделе.
Федеральным оператором на регулярной основе обеспечивается проведение мероприятий по вопросам организации образовательного процесса в Центрах, оказание методической поддержки педагогическим работникам при разработке дополнительных общеобразовательных программ, учебных материалов, заданий для обучающихся.
Педагогические работники, осуществляющие деятельность на базе Центров, проходят обучение по программам дополнительного профессионального образования (курсы повышения квалификации) из реестра программ Федерального оператора. Повышение квалификации педагогических работников осуществляется не реже одного раза в три года.
Руководители Центров (кураторы из числа педагогических работников общеобразовательных организаций) проходят обучение по программам дополнительного профессионального образования Федерального оператора.
5. Организационно-методическое сопровождение и использование иной созданной в рамках реализации национального проекта "Образование" инфраструктуры
В целях комплексного сопровождения Центров Федеральным оператором обеспечивается осуществление публикаций и обновления методических материалов, включающих учебно-методические материалы (инструкции, методические пособия, информационные материалы, перечни рекомендуемых литературных источников, видеоматериалы и др.), а также материалы по итогам проведения мероприятий Федерального оператора (вебинары, семинары, конференции, совещания и др.).
Для педагогических работников Центров Федеральным оператором обеспечивается проведение тематических вебинаров, направленных на дополнительное разъяснение вопросов реализации образовательных программ на базе Центров, проведение образовательных мероприятий по вопросам использования оборудования Центров.
Для Региональных координаторов и руководящих работников Центров Федеральный оператор обеспечивает проведение тематических вебинаров, направленных на дополнительное разъяснение вопросов, относящихся к исполнению комплексов мер (дорожных карт) по созданию и функционированию Центров, достижению установленных показателей функционирования, использованию иной созданной в рамках реализации национального проекта "Образование" инфраструктуры.
В целях эффективной организационно-методической поддержки создания и функционирования Центров на территории субъектов Российской Федерации региональным координатором обеспечивается вовлечение детских технопарков "Кванториум", мобильных технопарков "Кванториум", ключевых центров дополнительного образования "Дом научной коллаборации", центров "Точка роста" и иных организаций в деятельность Центров в следующих форматах:
1. Проведение совместных мероприятий для обучающихся и педагогических работников Центров и образовательных организаций субъекта Российской Федерации (обучающие семинары и мастер-классы по вопросам использования оборудования, средств обучения и воспитания; методические мероприятия по вопросам разработки, совершенствования и внедрения программ дополнительного образования технической направленности, организации внеурочной деятельности обучающихся; индивидуальные консультации для педагогических работников, в том числе в режиме онлайн; занятия проектной деятельностью; конкурсные и соревновательные мероприятия для детей и др.).
2. Организация региональных и межрегиональных конференций, фестивалей, форумов по обмену опытом работы на высокооснащенных ученико-местах, в том числе по реализации программ дополнительного образования технической направленности, совершенствованию преподавания предметной области "Математика и информатика", развитию цифровых навыков у детей.
3. Участие региональных координаторов, представителей Центров и иных организаций, функционирующих на территории субъекта Российской Федерации, в мероприятиях Федерального оператора.
График мероприятий, квоты участия, содержание и технологии проведения мероприятий доводятся Федеральным оператором дополнительно.
4. Организация и участие в проведении информационных кампаний по популяризации национального проекта "Образование" на территории субъектов Российской Федерации, в том числе событиях, проводимых для консультационного сопровождения родителей (законных представителей) обучающихся о возможностях для развития способностей и талантов их детей, профессиональной ориентации и успешного освоения основных образовательных программ общего образования.
5. Вовлечение обучающихся образовательных организаций, на базе которых создаются и функционируют Центры в различные формы сопровождения и наставничества с использованием кадровых ресурсов, обеспечивающих работу высокооснащенных ученико-мест, созданных в субъекте Российской Федерации в рамках национального проекта "Образование" с учетом методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.
6. Организация профориентационной деятельности обучающихся за счет привлечения интеллектуальных партнеров Центров к реализации образовательных программ и проведению мероприятий (IT-компании, разработчики программного обеспечения, системные интеграторы, вузы, в том числе педагогические, а также иные заинтересованные компании и организации).
Центры должны обеспечивать возможность разработки, утверждения и реализации сетевых образовательных программ совместно с образовательными организациями общего и профессионального образования субъекта Российской Федерации, в том числе для расширения реализуемых в образовательных организациях направлений образовательных программ, курсов внеурочной деятельности и условий для организации проектной деятельности обучающихся.
Центры как площадки, оснащаемые широким спектром оборудования, средств обучения и воспитания, выступают площадками для развития проектной деятельности обучающихся общеобразовательных организаций, включая образовательные организации, расположенные на территории сельской местности и малых городов, на базе которых создаются центры образования "Точка роста".
Руководители Центров организуют обучающие мероприятия для обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе с использованием дистанционного обучения и современных образовательных технологий, средств обучения и воспитания.
Площадки Центров используются для демонстрации эффективного опыта реализации дополнительных общеобразовательных программ среди образовательных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Региональным координатором на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается работа по поддержке общеобразовательных организаций, показывающих низкие образовательные результаты с использованием инфраструктуры и кадрового обеспечения Центров в различных форматах (совместная реализация образовательных программ, проведение обучающих мероприятий, семинаров, консультаций и пр.), в том числе в части совершенствования преподавания предметной области "Математика и информатика".
При проведении различных мероприятий, связанных с реализацией национального проекта "Образование", использованием соответствующей инфраструктуры, кадровых и финансовых ресурсов, должно быть обеспечено их информационное сопровождение, в том числе в средствах массовой информации, социальных сетях, на сайтах образовательных организаций с использованием фирменной символики национального проекта "Образование".
Информация о проводимых с участием Центра мероприятиях представляется Федеральному оператору в рамках ежеквартального мониторинга.
6. Требования к финансовому обеспечению деятельности Центра
Финансовое обеспечение функционирования Центра включает затраты в соответствии с Общими требованиями к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное образование, профессионального обучения, применяемыми при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением, утвержденными приказом Минпросвещения России от 20 ноября 2018 г. N 235 и включающими в том числе:
- оплату труда педагогических работников образовательной организации, обеспечивающих функционирование Центра;
- приобретение достаточного объема основных средств и материальных запасов, в том числе расходных материалов, для обеспечения реализации образовательных программ в объеме, необходимом для непрерывной реализации образовательного процесса;
- обеспечение текущей деятельности образовательной организации по обеспечению образовательного процесса.
При формировании бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) на очередной год и плановый период необходимо предусматривать бюджетные ассигнования в объеме, необходимом для финансового обеспечения функционирования Центра, в том числе с учетом соответствующей индексации.
7. Заключительные положения
При реализации мероприятий в целях создания и функционирования Центров субъект Российской Федерации обеспечивает соблюдение требований антимонопольного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в части обеспечения повышения эффективности, исключения ограничения круга поставщиков и поставляемого оборудования, повышения результативности осуществления закупок, обеспечения прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
При осуществлении субъектами Российской Федерации закупок товаров, работ, услуг с целью приобретения оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания в целях создания Центров за счет субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации:
- обеспечивается централизация закупок в порядке, определенном пунктом 7 статьи 26 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- применяется национальный режим в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Кроме того, при осуществлении закупок субъектами Российской Федерации должны быть учтены:
- положения постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 N 2013 "О минимальной доле закупок товаров российского происхождения";
- положения постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком" (вместе с "Положением о требованиях к содержанию и форме отчета об объеме закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, осуществленных в целях достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок, о требованиях к содержанию обоснования невозможности достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, о порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок таких отчета и обоснования", "Положением о порядке, критериях и последствии проведения оценки выполнения заказчиком обязанности достижения минимальной обязательной доли закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств").
______________________________
* Х - год получения субсидии.
______________________________
* Расчет показателя предусматривает суммирование численности детей от 5 до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы по направлениям деятельности Центра. При расчете показателя учитываются программы любой длительности, в том числе краткосрочные. Расчет показателя предусматривает учет детей, зачисленных на дополнительные общеобразовательные программы в соответствии с приказами образовательной организации.
** Расчет показателя предусматривает суммирование численности детей от 5 до 18 лет, которые приняли участие в мероприятиях Центра (в том числе дистанционных). Мероприятия должны быть зафиксированы в плане работы образовательной организации, информация о проведенных мероприятиях размещается на сайте образовательной организации в сети "Интернет".
*** В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" повышение квалификации педагогических работников осуществляется не реже одного раза в три года. В значении показателя учитываются случаи наличия у педагогического работника актуального документа о повышении квалификации, соответствующего направлениям деятельности Центра.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.