Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства строительства и
жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
30 декабря 2020 г. N 913/пр
Методические рекомендации
по вовлечению граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов развития городской среды
1. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации по вовлечению граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов развития городской среды (далее - Методические рекомендации) подготовлены с целью оказания методического содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, ответственным за реализацию федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" (далее соответственно - уполномоченные органы, ФП ФКГС) в вопросах:
создания системы вовлечения граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов формирования комфортной городской среды;
создания и выбора форматов вовлечения граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов формирования комфортной городской среды в зависимости от целей, вида и этапа реализации проекта развития комфортной городской среды;
обеспечения устойчивого социального и экономического развития городской среды;
формирования сообщества лиц, заинтересованных в развитии территории населенного пункта;
повышения качества разрабатываемых проектов развития территорий, архитектурных и планировочных решений;
формирования адресного перечня территорий, нуждающихся в благоустройстве;
увеличения востребованности общественных и дворовых территорий населенного пункта и иных вопросах развития городской среды.
1.2. Согласно паспорту ФП ФКГС, утвержденному протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Жилье и городская среда" от 21 декабря 2018 г. N 3 (с последующими изменениями), доля граждан, принявших участие в решении вопросов развития городской среды, от общего количества граждан в возрасте от 14 лет, проживающих в муниципальных образованиях, на территориях которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды, к 2030 году должна составить 30%.
1.3. С целью формирования комфортной городской среды в муниципальных образованиях Российской Федерации уполномоченным органам рекомендуется осуществлять мероприятия по выбору территорий, подлежащих благоустройству, созданию, корректировке и реализации документов архитектурно-строительного проектирования, реализации проектов развития территорий, направленных в том числе на создание, реконструкцию, ремонт и благоустройство и эксплуатацию общественных и дворовых территорий (далее - развитие городской среды) с привлечением граждан, их объединений и иных лиц - потенциальных пользователей проектов развития территорий (далее соответственно - вовлечение граждан, вовлечение).
1.4. Уполномоченным органам рекомендуется осуществлять вовлечение граждан в обсуждение проектов развития территорий (независимо от формы собственности на земельный участок, на котором они расположены) на всех этапах реализации таких проектов (формирование адресного перечня территорий, нуждающихся в благоустройстве, инициация проекта развития территории, разработка и согласование концепции и архитектурного облика территории, разработка и согласование проектной документации, реализация, контроль качества и приемка работ, функционирование территории).
Вовлечение граждан рекомендуется осуществлять в том числе при осуществлении реконструкции и ремонта общественных и дворовых территорий, когда проводимые работы предполагают изменение функционального, архитектурного и/или пространственного решений таких территорий.
1.5. Вовлечение граждан рекомендуется организовывать в форме структурированного, управляемого процесса, ориентированного на достижение заранее поставленных целей развития территории населенного пункта.
2. Участники процесса развития городской среды и ожидаемые результаты вовлечения граждан в решение вопросов развития городской среды
2.1. Уполномоченным органам при вовлечении граждан рекомендуется относить к потенциальным участникам процесса развития городской среды (далее - участники вовлечения) следующие группы лиц:
а) жители населенного пункта (граждане, их объединения - группы граждан, объединенные общим признаком или общей деятельностью, добровольцы (волонтеры) с целью:
исследования и учета мнения местных жителей о принимаемых решениях по проектам развития территорий;
появления новых, современных общественных и дворовых территорий, иных объектов, соответствующих ожиданиям и потребностям местных жителей;
возможности осуществления контроля за развитием благоустраиваемой территории населенного пункта;
формирования активного и сплоченного сообщества местных жителей, заинтересованного в развитии городской среды;
б) некоммерческие организации (в том числе бюджетные организации, учреждения культуры (библиотеки, музеи, театры, галереи и др.), религиозные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, общеобразовательные, художественные, спортивные школы, учредители средств массовой информации (далее - СМИ), товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ), территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС) и т.д.), для которых участие в вовлечении является возможностью:
развития реализации уставной деятельности с учетом развития и эксплуатации территорий населенного пункта;
укрепления лояльности и авторитета среди жителей населенного пункта;
расширения целевой аудитории;
в) представители предпринимательского сообщества (субъекты крупного, малого и среднего предпринимательства, представители застройщиков, индивидуальные предприниматели, самозанятые и т.д.), для которых участие в вовлечении является возможностью:
повышения эффективности коммерческой деятельности (для объектов, расположенных в непосредственной близости от территории реализации проекта развития территории);
повышения капитализации территории реализуемого проекта путем повышения качества проектных решений и удовлетворения потребностей местного населения;
формирования позитивного имиджа организации в населенном пункте;
формирования позитивного имиджа населенного пункта и его туристический и инвестиционной привлекательности;
реализации корпоративной социальной ответственности;
г) представители экспертного сообщества (эксперты в сфере градостроительства, архитектуры, урбанистики, экономики города, истории, культуры, археологии, дендрологии, экологии, обслуживающие организации, строители и иные эксперты) с целью повышения эффективности проектных решений путем получения от жителей населенного пункта полной и актуальной информации о территории, на которой планируется реализация проекта благоустройства;
д) представители органов государственной власти и органов местного самоуправления, члены муниципальных общественных комиссий по благоустройству, представители региональных центров компетенций по вопросам формирования комфортной городской среды с целью:
достижения целевых значений показателя ФП ФКГС "Доля граждан, принявших участие в решении вопросов развития городской среды от общего количества граждан в возрасте от 14 лет, проживающих в муниципальных образованиях, на территории которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды";
синхронизации мероприятий, реализуемых в рамках ФП ФКГС с иными национальными проектами, региональными и муниципальными программами;
повышения качества городской среды в населенном пункте, в том числе повышения индекса качества городской среды, формируемого в соответствии с Методикой формирования индекса качества городской среды, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2019 г. N 510-р;
формирования лояльного городского сообщества, повышение уровня доверия среди жителей населенного пункта;
формирования лояльных, конструктивных отношений с представителями крупного предпринимательства;
предотвращения и (или) разрешения градостроительных, социальных и экономических конфликтов на территории населенного пункта;
привлечения дополнительного финансирования, в том числе частных инвестиций, на цели реализации проекта развития территории;
повышения инвестиционной привлекательности населенного пункта;
изучения мнения жителей населенного пункта по вопросам развития городской среды;
привлечения граждан, их объединений и иных лиц к участию в содержании и эксплуатации общественных и дворовых территорий населенного пункта;
е) иные заинтересованные лица.
2.2. В качестве возможных результатов вовлечения рекомендуется рассматривать:
а) создание и развитие в населенном пункте сообществ, вовлеченных в развитие города;
б) формирование ответственного отношения всех участников вовлечения к разрабатываемым и реализуемым в населенном пункте проектам развития территорий;
в) повышение эффективности взаимодействия участников вовлечения.
3. Рекомендуемые принципы вовлечения граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов развития городской среды
3.1. При организации процесса вовлечения уполномоченным органам рекомендуется распределить функции и зоны ответственности участников вовлечения на всех этапах реализации проекта развития территории.
3.2. При реализации проектов развития территорий рекомендуется участников вовлечения с целью формирования заинтересованного в развитии территории населенного пункта сообщества, включающего в себя представителей всех групп участников вовлечения.
3.3. Информирование граждан, их объединений и иных лиц на всех этапах реализации проекта развития территории рекомендуется осуществлять в полном объеме и в доступной форме для наибольшего количества участников вовлечения. Рекомендуется использовать визуализации, раскрывать информацию о бюджете проекта развития территории, планируемых мероприятиях, отчеты о промежуточных и окончательных результатах.
3.4. Рекомендуется предоставлять всем гражданам и иным участникам вовлечения равные возможности участия в процессе вовлечения в решение вопросов развития городской среды с целью исключения возникновения конфликтов интересов среди лиц, заинтересованных в развитии территории населенного пункта и (или) реализации конкретного проекта развития территории. Не рекомендуется вовлекать в решение вопросов развития городской среды исключительно представителей местной администрации и (или) представителей предпринимательского сообщества, ответственных за реализацию проекта, и (или) представителей бюджетных муниципальных учреждений, поскольку в этом случае из процесса принятия решений исключаются жители населенного пункта и близлежащих кварталов, которые являются конечными пользователями благоустраиваемой территории.
3.5. В процессе управления ожиданиями граждан, их объединений и иных лиц уполномоченным органам рекомендуется определить цели и задачи, которые ставят жители населенного пункта перед органами местного самоуправления, участвуя в проектах развития территории, проблемы, которые они пытаются решить. Рекомендуется разъяснять гражданам, участвующим в обсуждении проекта развития территории, какие из заявленных потребностей не могут быть удовлетворены в ходе реализации проекта с целью исключения возникновения конфликтов интересов между участниками вовлечения.
3.6. Вовлечение граждан в обсуждение проекта развития территории рекомендуется обеспечивать способом, с учетом пожеланий конкретной группы участников вовлечения, с использованием различных форматов вовлечения, указанных в разделе 7 настоящих Методических рекомендаций, в зависимости от этапа реализации проекта развития территории.
3.7. Уполномоченным органам рекомендуется информировать участников вовлечения о том, каким образом учитываются предложения участников вовлечения в ходе реализации проекта развития территории, в том числе их отражение на результате реализации проекта развития территории.
3.8. Вовлечение граждан рекомендуется осуществлять на всех этапах реализации проекта развития территории, начиная с инициирования проекта развития такой территории. Также рекомендуется осуществлять вовлечение граждан на этапе эксплуатации реализованного проекта развития территории в целях формирования у жителей населенного пункта культуры ответственного использования территории и обеспечения участия жителей и организаций населенного пункта в событийном наполнении и реализации социокультурной программы.
3.9. Наряду с информированием в отношении участников вовлечения рекомендуется реализовывать образовательную функцию по вопросам проблем и возможностей развития территории населенного пункта, в том числе путем организации лекций, семинаров, выступлений, других встреч с экспертами в сфере архитектуры, градостроительства, урбанистики, истории, культуры, экономики города и другими экспертами.
4. Планирование процесса вовлечения граждан, их объединений и иных лиц
4.1. Разработку уполномоченными органами проекта развития территории рекомендуется сопровождать планированием процесса вовлечения на всех стадиях реализации такого проекта с целью определения степени и формата участия на каждом этапе реализации проекта, а также планирования ресурсов, необходимых для организации вовлечения.
4.2. Вовлечение граждан рекомендуется осуществлять в отношении отдельных заинтересованных целевых групп и (или) в отношении всех жителей населенного пункта (общегражданское участие). В случае вовлечения отдельных заинтересованных целевых групп к участию в обсуждении вопросов развития городской среды рекомендуется приглашать конкретных лиц (группы лиц), мнение которых рекомендуется учитываться при принятии решений. В случае общегражданского участия потенциальных участников вовлечения рекомендуется разделить на целевые группы по возрасту, доходу, роду занятий, месту проживания или другим критериям.
4.3. На этапе планирования процесса вовлечения рекомендуется определить:
цель вовлечения;
задачи вовлечения;
этапы вовлечения (на каждом этапе вовлечения рекомендуется рассматривать одну задачу);
предмет (проблемы) для обсуждения (в целом, для каждого этапа, для каждой целевой группы);
форматы вовлечения для каждого этапа, возможность применения дистанционных форматов вовлечения;
ожидаемый результат по каждому этапу (задаче);
общий результат.
4.4. В целях систематизации процесса вовлечения уполномоченному органу рекомендуется составить поэтапный график планирования и принятия решений (далее - график), который на усмотрение уполномоченного органа может содержать открытую часть, представляемую всем участникам вовлечения, и закрытую часть, доступную организаторам процесса вовлечения.
4.5. Для каждого этапа процесса вовлечения рекомендуется определить:
планируемый результат;
предмет обсуждения с гражданами для каждой целевой группы;
перечень мотиваций участия в вопросах развития городской среды в отношении каждой целевой группы;
возможную степень влияния результатов вовлечения на принимаемые решения;
форматы участия (личное присутствие или в участие в электронной форме, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") для каждой целевой группы;
способы выражения мнения участниками вовлечения, формат коммуникаций граждан между собой и с организаторами процесса вовлечения;
информацию, необходимую участникам вовлечения для участия в обсуждении и принятия решений;
порядок информирования каждой целевой группы о влиянии участия в процессе вовлечения на принимаемые решения.
4.6. В ходе реализации проектов развития городской среды уполномоченным органам рекомендуется осуществлять планирование оценки вовлечения граждан, их объединений и иных лиц. Для оценки вовлечения граждан, их объединений и иных лиц рекомендуется определить параметры оценки и оценить степень достижения ожидаемых результатов по каждому параметру оценки. Информацию о результатах оценки вовлечения граждан и иных лиц рекомендуется доводить до сведения участников вовлечения.
5. Уровни и форматы вовлечения граждан, их объединений и иных лиц
5.1. В целях систематизации процесса вовлечения форматы вовлечения рекомендуется объединить в группы в зависимости от целей и степени участия граждан, их объединений и иных лиц в решении вопросов развития городской среды (далее - уровни вовлечения):
5.1.1. информирование, представляющее собой предоставление гражданам, их объединениям и иным лицам сведений о планируемой инициативе развития городской среды, последствиях ее реализации, ключевых технико-экономических и иных показателях проекта, возможностях граждан, их объединений и иных лиц принять участие в подготовке, утверждении и реализации проекта развития территории. Не рекомендуется рассматривать информирование в качестве уровня вовлечения при разработке и реализации новых проектов развития территорий;
5.1.2. консультирование, представляющее собой получение рекомендаций, выяснение мнений, пожеланий, позиций граждан, их объединений и иных лиц по существующим решениям и альтернативным предложениям в рамках реализации проекта развития территории, рекомендуется использовать при решении любых вопросов развития городской среды;
5.1.3. соучастие, представляющее собой проведение с гражданами, их объединениями и иными лицами совместной работы над разработкой и реализацией концепции и (или) проекта развития территории в целях получения концепции и (или) проекта развития территории, одобренной всеми участниками вовлечения;
5.1.4. партнерство, представляющее собой проведение с гражданами, их объединениями и иными лицами совместной работы над разработкой и реализацией проекта развития территории, при которой им передается часть функций или полномочий разработчика или инициатора проекта.
5.2. Форматы вовлечения, рекомендуемые к применению для каждого уровня вовлечения, указаны в разделе 7 настоящих Методических рекомендаций.
5.3. При применении форматов вовлечения, подразумевающих личное участие жителей населенного пункта в проводимых мероприятиях, рекомендуется определить:
последовательность действий организаторов вовлечения;
сроки проведения мероприятий;
планируемый результат;
предполагаемое количество участников мероприятий на каждом этапе;
информационные и вспомогательные материалы для каждого этапа;
площадку проведения мероприятия;
необходимость проведения повторных мероприятий.
5.4. При применении цифровых форматов вовлечения, подразумевающих участие граждан, их объединений и иных лиц в электронной форме, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рекомендуется определить:
последовательность действий организаторов вовлечения;
сроки проведения мероприятий;
планируемый результат;
систему и порядок обработки сбора, переработки и анализа информации;
доступность цифрового формата вовлечения для всех целевых групп участников вовлечения;
необходимость проведения повторных мероприятий.
6. Вовлечение граждан на этапах планирования и реализации проекта развития территории
6.1. В целях повышения уровня доверия граждан, их объединений и иных лиц к участникам разработки проекта развития городской среды и уровня лояльности к реализуемому проекту, а также в целях повышения компетенции граждан в вопросах развития общественных и дворовых территорий уполномоченным органам рекомендуется осуществлять постоянную коммуникацию с гражданами, их объединениями и иными лицами на всех этапах реализации проекта развития территории.
6.2. На этапе планирования проекта развития территории вовлечение граждан рекомендуется осуществлять в целях определения степени участия граждан, их объединений и иных лиц для каждого этапа реализации проекта развития территории, а также определения ресурсов, необходимых для проведения мероприятий по вовлечению, с составлением графика, указанного в пунктах 4.3-4.5 настоящих Методических рекомендаций.
6.3. На этапе инициирования проекта развития территории вовлечение граждан рекомендуется осуществлять в целях совместного выбора и согласования территории, определения целей, задач и функций территории.
6.3.1. На этапе инициирования проекта развития территории уполномоченным органам рекомендуется предоставить гражданам, их объединениям и иным лицам следующую информацию:
цели и задачи проекта;
влияние проекта на дальнейшее развитие территории населенного пункта, включая изменения, которые повлечет за собой реализация проекта;
характеристиках участка (места);
планируемый объем финансирования;
планируемые форматы вовлечения, с указанием места и сроков проведения мероприятий.
6.3.2. На этапе инициирования проекта развития территории рекомендуется:
а) информирование применять в случаях, когда в силу определенных причин территория, цели и задачи развития, а также функции территории заранее заданы или сформированы. В этом случае гражданам, их объединениям и иным лицам рекомендуется предоставить информацию о разрабатываемом проекте развития территории, сроках и этапах реализации проекта, планируемых форматах вовлечения на последующих этапах;
б) консультирование применять в случаях, когда необходимо совместно с жителями населенного пункта и (или) иными заинтересованными лицами определить территорию реализации проекта, исследовать мнения и пожелания жителей, уточнить цели, задачи и функции планируемого к разработке проекта, проверить градостроительные гипотезы, определить потенциальных участников развития территории и их планы в отношении использования территории;
в) соучастие применять в случаях, когда планируется сформировать ответственное сообщество, активно вовлеченное в реализацию проекта на всех этапах, в состав которого войдут руководители объединений граждан и организаций, в том числе субъектов предпринимательства. Соучастие на этапе инициирования предполагает предметное обсуждение целей и задач развития территории, выявление лиц, готовых принять участие в реализации проекта, сформировать первичные договоренности и перспективы сотрудничества;
г) партнерство применять в случае наличия организаций, заинтересованных в развитии территории и обладающих значительным ресурсом, который может быть дополнительно привлечен при реализации проекта. В качестве партнеров рекомендуется рассматривать бюджетные организации, реализующие иные федеральные проекты, региональные или муниципальные программы, мероприятия которых могут быть синхронизированы с мероприятиями, реализуемыми в рамках проекта развития территории, а также коммерческие организации, обладающие возможностями инвестирования в проект развития территории.
6.4. На этапе разработки концепции проекта развития территории вовлечение граждан рекомендуется осуществлять в целях проведения предпроектного социокультурного исследования, формирования и согласования концепции проекта, в том числе с использованием методов соучаствующего проектирования, определения визуального облика архитектурных решений, функционального наполнения территории, а также формирования лояльного отношения к проекту у жителей населенного пункта и иных лиц.
6.4.1. На этапе разработки и согласования концепции проекта развития территории уполномоченным органам рекомендуется предоставить гражданам, их объединениям и иным лицам следующую информацию:
инструменты социокультурного исследования, применяемые разработчиком концепции проекта;
альтернативные варианты концепции проекта;
сведения об экспертах, участвующих в разработке концепции проекта;
сведения о разработке технического задания (далее - ТЗ), форматах вовлечения в разработку ТЗ, механизмах выбора исполнителя ТЗ.
6.4.2. На этапе разработки концепции проекта развития территории рекомендуется:
а) консультирование применять в случаях, когда необходимо получить дополнительную экспертную оценку разработанных вариантов концепции проекта и принятых решений. В рамках консультирования рекомендуется вовлекать представителей экспертного, предпринимательского сообщества, бюджетных организаций и учреждений, а также жителей населенного пункта в целях определения их потребностей и пожеланий, которые могут быть учтены при последующей разработке проекта и социокультурном программировании;
б) соучастие применять в целях совместной с гражданами и иными лицами разработки проекта развития территории, выработки совместных решений, урегулирования разногласий и достижения консенсуса между участниками вовлечения, повышения уровня ответственности участников вовлечения за реализованный проект, определения возможных способов участия в реализации программы развития территории. Вовлечение жителей населенного пункта может способствовать реализации проекта развития территории, востребованной у жителей и отвечающей потребностям различных групп населения и иных лиц;
в) партнерство применять в случаях, когда субъекты предпринимательской деятельности и (или) некоммерческие организации выступают заказчиками разработки проекта, заинтересованы в развитии территории и обладают значительными ресурсами для реализации проекта.
6.5. На этапе разработки и утверждения проектной документации проекта развития территории (далее - проектная документация) и технического задания вовлечение граждан рекомендуется осуществлять в целях поддержания внимания граждан, их объединений и иных лиц к проекту в целом, ходу и перспективам его реализации.
6.5.1. На этапе разработки и утверждения проектной документации уполномоченным органам рекомендуется предоставить гражданам, их объединениям и иным лицам следующую информацию:
проведение изысканий;
разработка и согласование проектной документации;
разработка и согласование ТЗ.
6.5.2. На этапе разработки и утверждения проектной документации рекомендуется:
а) информирование о ходе разработки проектной документации и ходе разработки проекта развития территории в целом осуществлять в СМИ, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе в социальных сетях, в целях поддержания интереса и внимания жителей населенного пункта к проекту, сохранения лояльного отношения и доверия к заказчикам проекта и местным органам власти;
б) консультирование осуществлять с привлечением представителей экспертного сообщества в сфере рассматриваемого вопроса в целях контроля соответствия разрабатываемой проектной документации и ТЗ потребностям и пожеланиям жителей населенного пункта, сформулированных на этапе обсуждения концепции проекта развития территории;
в) соучастие применять в случаях, когда среди активных участников подготовки проекта развития территории имеются граждане, обладающие специальными компетенциями в области строительства и архитектуры, урбанистики, планировки территорий и т.д.
6.6. На этапе выполнения и приемки работ в рамках реализации проекта развития территории вовлечение граждан рекомендуется осуществлять в целях поддержания лояльного отношения граждан, их объединений и иных лиц к проекту, лицам, ответственным за его реализацию, сглаживания негативных социальных эффектов, связанных с неудобством от производства работ по реализации проекта.
6.6.1. На этапе выполнения и приемки работ в рамках реализации проекта развития территории уполномоченным органам рекомендуется предоставить гражданам, их объединениям и иным лицам следующую информацию:
переход от этапа разработки концепции проекта и проектной документации к этапу выполнения работ по реализации проекта;
сроки реализации проекта;
завершенные этапы реализации проекта;
планируемые этапы реализации проекта;
планируемые сроки окончания работ;
ожидаемые позитивные событийные изменения от реализации проекта;
окончание работ и завершение реализации проекта;
результаты вовлечения, примененные форматы вовлечения, характер и полнота учтенных мнений.
6.6.2. На этапе выполнения и приемки работ в рамках реализации проекта развития территории рекомендуется:
а) информирование граждан, их объединений и иных лиц по вопросам, указанным в пунктах 7.5.1 настоящих Методических рекомендаций, осуществлять в форматах, доступных наибольшему количеству участников вовлечения;
б) консультирование применять по инициативе органов местного самоуправления и (или) проектировщиков, в случаях уточнения деталей проекта, выявления недостатков, допущенных на этапе разработки концепции проекта развития территории, и (или) возникновения альтернативных вариантов размещения объектов. Также к консультированию может быть отнесен авторский надзор, предполагающий эпизодические консультации с архитекторами - авторами концепции проекта;
в) соучастие применять в целях укрепления вовлеченного и ответственного отношения граждан, их объединений и иных лиц в процесс реализации проекта развития территории, а также сплочения жителей населенного пункта. В рамках соучастия рекомендуется осуществление взаимного контроля и проявления инициативы по сопровождению реализации проекта. Ключевым аспектом соучастия может являться приемка территории общественной комиссией, в состав которой входят представители всех групп участников вовлечения, активные участники разработки проекта, иные заинтересованные лица.
г) партнерство применять в случае, когда заказчиком проекта развития территории и лицом, осуществляющим оплату выполненных работ, являются отличные от органов местного самоуправления организации. В рамках партнерства рекомендуется организовать конструктивное взаимодействие между организациями - партнерами по реализации проекта в целях учета интересов сторон и недопущения возникновения конфликтных ситуаций.
6.7. На этапе функционирования и эксплуатации реализованного проекта развития территории вовлечение граждан рекомендуется осуществлять в целях создания позитивного отношения граждан, их объединений и иных лиц к реализованному проекту развития территории, поддержания мнения о возможности влияния граждан на решение вопросов развития городской среды и позитивные изменения в населенном пункте.
6.7.1. На этапе функционирования и эксплуатации реализованного проекта развития территории уполномоченным органам рекомендуется предоставить гражданам, их объединениям и иным лицам следующую информацию:
начало функционирования реализованной территории;
повседневное функционирование территории, изменения в порядке использования территории (при необходимости);
события и проводимые мероприятия;
ремонтные работы.
6.7.2. На этапе функционирования и эксплуатации реализованного проекта развития территории рекомендуется:
а) в рамках информирования осуществлять профессиональное, широкое освещение в СМИ новостей, связанных с началом функционирования новой реализованной территории, сделать ретроспективу проекта, отметить ключевые этапы его реализации, публично выразить благодарность лицам, принимавшим активное, значительное участие в разработке, обсуждении и реализации проекта развития территории;
б) консультирование применять в случаях, когда на этапе функционирования и эксплуатации реализованного проекта предполагается привлечение участников разработки проекта, а также лиц, осуществляющих деятельности по событийному и содержательному наполнению территории. В рамках консультирования рекомендуется изучать мнения указанных лиц, а также мнения иных жителей населенного пункта - пользователей территории, жителей окрестных домов, арендаторов территории о качестве реализации проекта, необходимости улучшения пространственных решений, функций и сервисов, реализуемых на территории, планируемых мероприятиях;
в) соучастие применять в целях вовлечения жителей населенного пункта в управление реализованной территорией, а также формирования группы активных участников развития территории, которые в дальнейшем могут быть привлечены к разработке и реализации других проектов развития городской среды. В рамках соучастия рекомендуется привлекать жителей населенного пункта к решению вопросов о событийном наполнении реализованной территории, формировании плана мероприятий, а также создавать условия для волонтеров (добровольцев) по поддержанию порядка и сохранению визуального облика реализованной территории и расположенных на ней объектов;
г) партнерство применять путем участия в управлении территорией созданных для этих целей юридических лиц, а также путем вовлечения организаций, выступавших партнерами реализации проекта, иных юридических лиц, заинтересованных в развитии и функционировании территории, в целях привлечения дополнительного финансирования.
7. Форматы вовлечения граждан, их объединений и иных лиц
7.1. Уполномоченным органам рекомендуется выбирать форматы вовлечения в зависимости от уровня вовлечения, этапа реализации проекта развития территории, цели вовлечения на конкретном этапе реализации проекта развития территории, особенностей группы участников вовлечения и (или) целевой аудитории и иных факторов.
7.2. В рамках информирования рекомендуется выбирать следующие форматы вовлечения:
7.2.1. публикации в местных печатных СМИ. Указанный формат вовлечения рекомендуется применять в населенных пунктах с численностью населения менее 10 тыс. человек и обеспеченностью доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" менее чем у 50% населения. Информацию о разработке проекта развития территории и планируемых мероприятиях по вовлечению рекомендуется размещать в форме публикаций небольшого объема, содержащих исчерпывающие сведения, избегая использование специальной терминологии, крупным, заметным шрифтом;
7.2.2. информирование на сайте администрации населенного пункта или муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Указанный формат вовлечения рекомендуется применять в населенных пунктах, где более чем у 50% населения имеется свободный доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Информацию о разработке проекта развития территории и планируемых мероприятиях по вовлечению рекомендуется размещать на главной странице сайта, в месте, не требующем осуществления прокрутки страницы для прочтения публикации, в форме публикаций небольшого объема, содержащих исчерпывающие сведения, избегая использование специальной терминологии, заметным шрифтом;
7.2.3. информирование в социальных сетях. Указанный формат вовлечения рекомендуется применять в населенных пунктах, где более чем у 50% населения имеется свободный доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При размещении информации в социальных сетях рекомендуется использовать официальные страницы администрации населенного пункта или муниципального образования в социальных сетях, а также популярные у населения группы и страницы сообществ. При этом рекомендуется одновременное использование других форматов информирования, направленных на граждан, не являющихся активными пользователями социальных сетей;
7.2.4. размещение информационных баннеров, вывесок, объявлений, стендов и иных печатных материалов. Указанный формат вовлечения направлен на информирование всех категорий жителей населенного пункта, включая граждан, не имеющих свободного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и не являющихся пользователями социальных сетей. Размещение указанных информационных материалов рекомендуется осуществлять на специально отведенных для этого информационных стендах и рекламных конструкциях, а также путем использования почтовой рассылки печатной продукции. Информационные материалы рекомендуется дополнять ссылками и (или) QR-кодами на страницы сайтов или социальных сетей в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых содержится подробная информация о разработке проекта развития территории, форматах вовлечения, времени и месте проведения мероприятий по вовлечению;
7.2.5. иные форматы информирования жителей, включая использование телевидения, звонков, коротких сообщений по телефону и других способов, позволяющих обеспечить охват целевой аудитории, с учетом специфики населенного пункта и проекта развития территории.
7.3. В случаях, когда информирование граждан, их объединений и иных лиц планируется осуществлять исключительно в электронной форме, в форматах, не предполагающих личное присутствие и участие жителей населенного пункта в мероприятиях по вовлечению, уполномоченным органам рекомендуется применять дистанционные форматы информирования, направленные на пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": размещение информации о проекте развития в# территории на сайте проекта развития территории, сайте администрации населенного пункта или муниципального образования, сайтах местных СМИ, популярных у жителей населенного пункта ресурсов, страницах местных групп и сообществ в социальных сетях.
7.4. В рамках консультирования рекомендуется выбирать следующие форматы вовлечения:
7.4.1. интервью, в том числе глубинные, с жителями населенного пункта, направленные на выявление особенностей территории, исторических, архитектурных и иных аспектов, имеющих значение при разработке проекта развития территории;
7.4.2. проведение фокус-групп и опросов населения для формирования данных об отношении жителей к планируемому проекту развития территории, определения наиболее распространенных запросов, потребностей и пожеланий жителей населенного пункта;
7.4.3. проведение опросов населения, голосования и анкетирования в электронной форме в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием специализированных цифровых платформ или социальных сетей для наибольшего охвата аудитории;
7.4.4. привлечение детей в игровой форме путем проведения конкурсов, игр и иных мероприятий с целью выяснения пожеланий детей и их видения будущего развития территории;
7.4.5. проведение экскурсий и прогулок по территории будущей реализации проекта совместно с жителями населенного пункта и представителями экспертного сообщества в целях определения приоритетных сценариев и функций развития территории;
7.4.6. проведение общественных обсуждений в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными, региональными и муниципальными нормативными правовыми актами. Указанный формат вовлечения рекомендуется применять для выявления приоритетных сценариев и функций развития территории в соответствии с пожеланиями жителей населенного пункта, а также для сбора мнений и пожеланий к разработанной концепции проекта развития территории;
7.4.7. проведение экспозиции проекта развития территории для ознакомления жителей населенного пункта с разработанным проектом до начала мероприятий по его согласованию и утверждению;
7.4.8. иные форматы консультирования, позволяющие разработчику проекта развития территории получить информацию о потребностях, пожеланиях, идеях и мнении жителей населенного пункта для учета в разрабатываемом эскизном проекте развития территории.
7.5. При применении дистанционных форматов консультирования, не предполагающих личное присутствие и участие жителей населенного пункта в мероприятиях по вовлечению, уполномоченным органам рекомендуется:
7.5.1. проводить голосования и опросы в электронной форме при формировании адресного перечня общественных и дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве, выборе территории реализации проекта, стратегии разработки проекта, определении концепции проекта развития территории и в других случаях в целях предоставления жителям населенного пункта возможности выбрать из нескольких вариантов наиболее предпочтительный. На голосование в электронной форме рекомендуется выносить значимые стратегические вопросы, в которых важно учесть мнение жителей. В иных случаях рекомендуется проводить опрос в электронной форме, который позволяет разработчику проекта развития территории выделить основные заинтересованные группы населения и собрать данные различного характера в зависимости от цели проведения опроса и поставленных вопросов;
7.5.2. проводить глубинные интервью в электронной форме посредством видеокоммуникации или телефонных звонков с целью получения разработчиком проекта развития территории от жителей населенного пункта и представителей экспертного сообщества более полной и точной информации, нежели посредством проведения опросов;
7.5.3. привлекать жителей населенного пункта к выработке решений в электронной форме (краудсорсинг) с использованием специализированных цифровых платформ, на которых участники обсуждения путем коллективной работы могут предлагать идеи, сформулировать единое мнение о проекте, предлагать совместно выработанные решения или пожелания к проекту развития территории;
7.5.4. осуществлять формирование в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщества, состоящего из жителей населенного пункта и (или) волонтеров (добровольцев), заинтересованных в ходе реализации проекта, осуществлять с целью привлечения таких граждан к проведению опросов жителей населенного пункта, мониторингу СМИ и социальных сетей, продвижению проекта развития территории в социальных сетях. Рекомендуется осуществлять координацию деятельности таких сообществ, в том числе с использованием цифровых технологий;
7.5.5. использовать виртуального собеседника (чат-бота), представляющего собой разветвленный алгоритм вопросов и ответов с помощью текста или голоса, с целью выяснения потребностей и информирования пользователей о проекте развития территории;
7.5.6. проводить в электронной форме общественные обсуждения в случае участия граждан в утверждении проекта развития территории в дистанционном формате. Общественные обсуждения в электронной форме рекомендуется проводить на официальном сайте администрации населенного пункта или муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или на официальном сайте проекта развития территории путем размещения проекта, информационных материалов к нему и проведения экспозиции проекта. Информацию о проведении общественного обсуждения в электронной форме рекомендуется также размещать в социальных сетях с указанием времени и ссылки на официальный сайт, где оно будет проводиться.
7.6. В рамках соучастия рекомендуется выбирать следующие форматы вовлечения:
7.6.1. проведение мероприятий по совместному проектированию территории участниками вовлечения (далее - соучаствующее проектирование). Мероприятия по соучаствующему проектированию, как правило, проводятся тематически, поэтапно;
7.6.2. тестирование гипотез и проектных решений с помощью реализации проектов быстрых изменений в формате практических мастерских;
7.6.3. проведение экспертных сессий в целях получения экспертной оценки проекта развития территории, в том числе на стадии разработки, либо получения экспертной оценки ситуации, проблемы, профессиональной поддержки, использования практического опыта в различных вопросах развития городской среды.
7.7. При применении дистанционных форматов соучастия, не предполагающих личное присутствие и участие жителей населенного пункта в мероприятиях по вовлечению, уполномоченным органам рекомендуется:
7.7.1. осуществлять на этапе разработки проекта развития территории вовлечение жителей населенного пункта в процесс разработки проекта развития территории в формате обсуждений проекта в электронной форме на цифровых платформах видеоконференций. При выборе указанного формата рекомендуется проводить видеоконференции тематически, поэтапно, по аналогии с проведением очного соучаствующего проектирования. Наиболее активных представителей жителей населенного пункта и иных групп участников вовлечения на этапе разработки проекта развития территории рекомендуется привлекать в формате дистанционных видеоинтервью и фокус-групп;
7.7.2. при проведении мероприятий в электронной форме предварительно опубликовать на сайте проекта развития территории и (или) сайте администрации населенного пункта или муниципального образования, и (или) в электронных сетях проект развития территории и сопроводительные информационные материалы (карты, схемы, дизайн-проекты, проекты документов и др.), работа над которыми запланирована в рамках соответствующего мероприятия, а также информацию о регламенте работы в рамках мероприятия, предоставить рекомендации по установке и настройке необходимого программного обеспечения;
7.7.3. организовывать и проводить в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" трансляции вебинаров и (или) видеолекций с участием представителей экспертного сообщества (архитекторов, проектировщиков, урбанистов, краеведов и иных профильных специалистов, вовлеченных в разработку проекта), а также виртуальные прогулки по территории реализации проекта в целях повышения компетентности и подготовленности жителей населенного пункта к работе над проектом развития территории;
7.7.4. организовывать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" трансляции видеоконференций, обсуждений и совещаний с участием представителей экспертного сообщества и иных групп участников вовлечения в целях повышения открытости мероприятий по разработке проекта развития территории;
7.7.5. проводить в электронной форме конкурсы рисунков, сочинений, проектов, макетов, концепций отдельных элементов и проектов развития территорий в целях вовлечения студентов, школьников, представителей творческих профессий.
7.8. В рамках партнерства рекомендуется выбирать следующие форматы вовлечения:
7.8.1. создание механизмов для реализации возможности софинансирования проектов развития городской среды;
7.8.2. создание механизмов и инструментов для реализации возможности управления и обслуживания территории, в том числе в форме государственно-частного партнерства, концессии;
7.8.3. авторский надзор за соблюдением концепции при разработке проекта развития территории и (или) на этапе выполнения работ по реализации проекта развития территории; участие в реализации проекта жителей населенного пункта и пользователей территории.
7.9. В случаях применения дистанционных форматов вовлечения в решение вопросов развития городской среды уполномоченным органам рекомендуется обеспечить возможность осуществления гражданами и иными лицами наблюдения за ходом реализации проекта развития территории в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Видеотрансляцию производства работ по реализации проекта развития территории в режиме реального времени рекомендуется осуществлять открытой и доступной для граждан и иных лиц по ссылкам, размещенным на официальных сайтах администрации населенного пункта или муниципального образования и сайте проекта развития территории. При этом рекомендуется обеспечить возможность оставления пользователями комментариев и получения на них обоснованных ответов, а также при необходимости доведения комментариев пользователей до сведения лиц, ответственных за разработку и реализацию проекта развития территории.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 декабря 2020 г. N 913/пр "Об утверждении методических... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.