В целях установления единых подходов к формированию методик расчета нормативов стоимости предоставления муниципальных услуг, оказываемых за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, применяемых при расчетах межбюджетных трансфертов, и иных нормативов расходов бюджетов муниципальных образований Московской области, влияющих на общую стоимость предоставления муниципальных услуг, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по формированию методик расчета нормативов стоимости предоставления муниципальных услуг, оказываемых за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, применяемых при расчетах межбюджетных трансфертов, и иных нормативов расходов бюджетов муниципальных образований Московской области, влияющих на общую стоимость предоставления муниципальных услуг (далее - методики расчета нормативов).
2. Настоящий приказ вступает в силу с момента его подписания и применяется к правоотношениям, связанным с формированием методик расчета нормативов, начиная с составления бюджета Московской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.
Министр экономики и финансов |
Е.В. Мухтиярова |
Утверждены
приказом министра
экономики и финансов
Московской области
от 18.02.2020 N 25П-24
Методические рекомендации
по формированию методик расчета нормативов стоимости предоставления муниципальных услуг, оказываемых за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, применяемых при расчетах межбюджетных трансфертов, и иных нормативов расходов бюджетов муниципальных образований Московской области, влияющих на общую стоимость предоставления муниципальных услуг
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях установления единых подходов к формированию методик расчета нормативов стоимости предоставления муниципальных услуг, оказываемых за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, применяемых при расчетах межбюджетных трансфертов, и иных нормативов расходов бюджетов муниципальных образований Московской области, влияющих на общую стоимость предоставления муниципальных услуг (далее соответственно - методики расчета нормативов, нормативы).
Настоящие Методические рекомендации носят рекомендательный характер и направлены на оказание методологической помощи центральным исполнительным органам государственной власти Московской области и государственным органам Московской области, осуществляющим формирование методик расчета нормативов (далее - орган государственной власти Московской области).
2. Нормативы подлежат применению для определения расчетных показателей общей стоимости предоставления муниципальных услуг, применяемых при расчетах размера дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности городских округов Московской области из бюджета Московской области.
3. Методики расчета нормативов формируются по отраслевому признаку с учетом соответствия предмета регулирования полномочиям, осуществляемым органами государственной власти Московской области (далее - сфера деятельности).
При этом в положениях об органах государственной власти Московской области закрепляются полномочия по разработке нормативов с учетом сферы их деятельности.
Каждая методика расчета нормативов может устанавливать подходы к расчету одного или нескольких нормативов в соответствующей сфере деятельности.
4. При определении конкретного норматива требуется исключить дублирование расходов в рамках расчета других нормативов.
5. Норматив устанавливается в привязке к базовому показателю, изменение величины которого ведет к пропорциональному изменению величины расходов местного бюджета (например, один получатель муниципальной услуги соответствующего возраста для нормативов стоимости предоставления муниципальных услуг в сфере образования, один работник органов местного самоуправления муниципального образования Московской области для нормативов расходов в сфере обеспечения деятельности органов местного самоуправления, один квадратный метр убираемой территории населенных пунктов для нормативов расходов в сфере благоустройства).
В качестве базового показателя для нормативов не рекомендуется использовать натуральные показатели, изменение величин которых не ведет к изменению объема расходов местного бюджета или косвенно влияющих на изменение расходов местного бюджета (например, размер норматива на содержание дорог целесообразно привязывать к протяженности (площади) дорог, а не к численности жителей муниципального образования Московской области; размер норматива на содержание зданий и сооружений детских дошкольных учреждений - к объему зданий и сооружений, площади прилегающих территорий, а не только к получателям муниципальной услуги).
При формировании нормативов, учитывая цель их формирования - выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, рекомендуется рассчитывать их не на фактически созданную сеть учреждений, объектов, а на нормативную, сформированную в зависимости от количества потребителей услуг. Это позволит стимулировать органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области к сокращению избыточных учреждений, объектов, площадей и наоборот, создаст финансовые возможности для их создания, если существующей сети недостаточно для оказания данных услуг. Введение таких нормативов может осуществляться постепенно с использованием переходного периода для формирования периода адаптации избыточных учреждений и площадей для оказания органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области других услуг или содержания за счет других источников доходов.
6. Методики расчета нормативов включают следующие разделы: предмет и сфера регулирования;
перечень нормативов в соответствующей сфере деятельности; орган государственной власти Московской области, ответственный за расчет норматива;
направления расходов местных бюджетов, которые учитываются при определении величины норматива;
перечень источников данных для получения сведений (информации), необходимых для расчета норматива, с указанием даты (периода), на которую фиксируются сведения (информация);
алгоритм расчета норматива с детализацией до исходных натуральных показателей, видов работ (услуг);
план мероприятий (при необходимости) по организации процесса расчета норматива в соответствующей сфере деятельности, включающий в том числе порядок взаимодействия между органом государственной власти Московской области, ответственным за расчет норматива, и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
7. Предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности городских округов Московской области из бюджета Московской области служит задаче обеспечения сбалансированности местных бюджетов.
В связи с чем, нормативы формируются с соблюдением принципа экономической обоснованности - расходы, определенные на основе нормативов, должны обеспечивать необходимые потребности местных бюджетов без формирования резервов.
В этой связи перечень нормативов в соответствующей сфере деятельности и направления расходов местных бюджетов, которые учитываются при определении величин нормативов, должны обеспечивать формирование такого прогноза расходов местных бюджетов, который будет достаточен для самостоятельного исполнения собственных полномочий, определенных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
8. При этом для решения задач органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по достижению стратегических целей социально-экономического развития Московской области (например, осуществление строительства, реконструкции и капитального ремонта; поощрение достижений органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и стимулирование развития их территорий; предпринимательская деятельность учреждений; предоставление услуг, носящих заявительный характер, а не системный; оказание финансовой помощи), целесообразно использовать другие инструменты, отличные от предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности городских округов Московской области.
В этой связи нормативы на обеспечение расходов местных бюджетов на указанные цели не разрабатываются.
9. В методике расчета нормативов могут быть использованы методы математической экстраполяции, экономико-математического моделирования и их комбинации, или иные методы.
Метод математической экстраполяции основан на изучении сложившихся в прошлом прогнозных и (или) фактических расходов местных бюджетов в соответствующей сфере деятельности и распространения выявленных закономерностей на будущее.
Метод экономико-математического моделирования основан на определении функции, связывающей прогнозные и (или) фактические расходы местного бюджета на единицу измерения с натуральными показателями, влекущими изменение стоимости предоставления единицы муниципальной услуги.
10. В целях обеспечения принципа прозрачности расчета нормативов следует руководствоваться следующими подходами к определению методик расчета нормативов:
детализация до единицы неделимого натурального показателя, вида работ (услуг);
стоимостное выражение расходов на единицу натурального показателя следует осуществлять на основании величин, устанавливаемых законодательством Российской Федерации и Московской области, иными нормативными правовыми актами (например, должностной оклад специалиста 2 категории), сметного расчета или сложившихся расходов в соответствующей сфере деятельности.
11. Для всех неделимых натуральных показателей и стоимостей выражения расходов на единицу натурального показателя, вида работ (услуг) определяется исчерпывающий перечень источников данных, позволяющий проверить корректность расчета норматива, осуществляется привязка к конкретной дате (периоду) применения значения натурального показателя.
В качестве источника данных могут быть определены, например, формы статистической и налоговой отчетности, использована информация, находящаяся в распоряжении органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
В случае отсутствия информации в открытых источниках показатели, используемые для определения нормативов, публикуются на официальных сайтах органов государственной власти Московской области, ответственных за расчет нормативов.
12. В целях необходимости получения информации для расчета нормативов, доступ к которой ограничен, в план мероприятий по организации процесса расчета норматива включаются мероприятия по получению необходимой информации.
13. Методиками расчета нормативов могут предусматриваться дифференцированные подходы к установлению нормативов в одной сфере деятельности, но в зависимости от разных базовых показателей.
Дифференцированный подход вводится в связи с влиянием факторов удорожания стоимости муниципальных услуг.
Примерами влияния факторов удорожания могут быть:
фактор малокомплектности учреждения - удорожание стоимости услуг в зависимости от численности обучающихся до 100 человек,
фактор масштаба - удорожание стоимости услуг в небольших населенных пунктах,
фактор муниципальной структуры - удорожание стоимости услуг в сельской местности или в небольших населенных пунктах,
исторический фактор - изменение структуры и вида муниципального образования Московской области, ранее сложившаяся система организации предоставления муниципальных услуг,
фактор субурбанизации - удорожание стоимости услуг в зонах, расположенных вокруг крупного мегаполиса,
а также другие факторы, влияющие на удорожание стоимости муниципальных услуг.
В рамках применения дифференцированных подходов в методиках расчета нормативов определяется порядок формирования групп муниципальных образований Московской области (количество групп, шаг величины изменения предельных значений расчетной стоимости в группе, установление предельных значений расчетной стоимости услуги в группе, порядок установления величины норматива на одного получателя муниципальной услуги в группе).
14. Нормативы подлежат ежегодной индексации на уровень коэффициента-дефлятора, отражающего ежегодное удорожание стоимости услуг по сферам деятельности.
Индексы-дефляторы на очередной финансовый год и плановый период устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации с указанием конкретного вида экономической деятельности, по которому установлен индекс-дефлятор.
При этом необходимость индексации нормативов включается в алгоритм их расчета.
15. Орган государственной власти Московской области, ответственный за расчет норматива, вправе направить предложения Правительству Московской области:
об отказе от ежегодной индексации норматива с учетом достаточности размера действующего норматива, если иное не предусмотрено законодательством;
о применении в алгоритме расчета норматива поправочных коэффициентов, ограничивающих рост норматива с учетом финансовых возможностей бюджета Московской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министра экономики и финансов Московской области от 18 февраля 2020 г. N 25П-24 "Об утверждении Методических рекомендаций по формированию методик расчета нормативов стоимости предоставления муниципальных услуг, оказываемых за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, применяемых при расчетах межбюджетных трансфертов, и иных нормативов расходов бюджетов муниципальных образований Московской области, влияющих на общую стоимость предоставления муниципальных услуг"
Вступает в силу с 18 февраля 2020 г. и применяется к правоотношениям, связанным с формированием методик расчета нормативов, начиная с составления бюджета Московской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 гг.
Текст приказа опубликован на сайте Министерства экономики и финансов Московской области (http://mef.mosreg.ru) 28 декабря 2020 г.