Письмо Федеральной налоговой службы от 20 января 2021 г. N ШЮ-4-13/536@
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение от (далее - Обращение) и сообщает следующее.
Определение "безопасной гавани" (safe harbour) упоминается в пункте 4.94 секции Е.2 главы 4 Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных корпораций и налоговых органов (2017) и представляет собой положение налогового законодательства, которое при соблюдении налогоплательщиком установленных в нем условий освобождает его от возможных налоговых претензий со стороны налоговых органом соответствующего государства.
Примером применения принципа "безопасной гавани" в налоговом законодательстве Российской Федерации является статья 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). В частности, соблюдение "коридоров" процентных ставок, установленных вышеуказанной статьей, освобождает налогоплательщика от необходимости подтверждения ставки по заемному обязательству в порядке раздела V.1 Кодекса и позволяет учесть соответствующую сумму процентов в составе доходов или расходов.
При этом применение положений о "безопасных гаванях" является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Вместо использования "безопасной гавани" налогоплательщик может руководствовать общими правилами налогообложения (в отношении статьи 269 Кодекса - подтвердить процентную ставку по долговому обязательству методами трансфертного ценообразования).
Таким образом, в сфере трансфертного ценообразования "безопасные гавани" предоставляют налогоплательщику право на применение упрощенного подхода к соблюдению требований законодательства и не могут рассматриваться как механизм регулирования цен.
Налоговый "рулинг" является соглашением между налоговым органом и налогоплательщиком о налоговых последствиях отдельных операций или событий. Такое соглашение инициируется налогоплательщиком с целью получения налоговой определенности в отдельном государстве. Следовательно, налоговый "рулинг", полученный от соответствующего компетентного органа иностранного государства, не может рассматриваться как механизм регулирования цен в другой стране.
Как указывалось выше, учет в целях налогообложения процентов по долговым обязательствам осуществляется в соответствии с особенностями, предусмотренными статьей 269 Кодекса. В соответствии с пунктом 1.1 статьи 269 Кодекса по долговому обязательству, возникшему в результате сделки, признаваемой в соответствии с Кодексом контролируемой сделкой, налогоплательщик вправе признать доходом (расходов) процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таких долговым обязательствам, в рамках установленных пунктом 1.2 статьи 269 Кодекса интервалов предельных значений процентных ставок по соответствующим долговым обязательствам.
При несоблюдении условий, установленных пунктом 1.1 статьи 269 Кодекса, по долговым обязательствам, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с Кодексом контролируемыми сделками, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки, с учетом положений раздела V.1 Кодекса.
В свою очередь, в отношении определения цен в сделках между взаимозависимыми лицами разделом V.1 Кодекса предусмотрено следующее.
По общему правилу цены в сделках между взаимозависимыми лицами признаются рыночными для целей налогообложения в случае, если такая цена соответствует общепринятому в мировой практике принципу "вытянутой руки", определенному пунктом 1 статьи 105.3 Кодекса.
При этом в отдельных случаях Кодексом предусмотрены особые условия признания цен рыночными для целей налогообложения. В частности, при совершении налогоплательщиком сделок, в отношении которых предусмотрено регулирование цен посредством установления цены или согласования с уполномоченным органом исполнительной власти формулы цены, установления максимальных и (или) минимальных предельных цен, надбавок к цене или скидок с цены либо посредством иных ограничений на рентабельности или прибыль в указанных сделках, цены таких сделок признаются рыночными для целей налогообложения с учетом особенностей, установленных статьей 105.4 Кодекса.
Указанные особенности учитываются, если регулирование цен осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, нормативными правовыми актами уполномоченных органов, нормативными правовыми актами иностранных государств, а также международными договорами Российской Федерации.
Учитывая изложенное, основания для применения положений статьи 105.4 Кодекса в ситуации, описанной в Обращении, отсутствуют, что также отражено в письме Министерства финансов Российской Федерации от 27.11.2020 N 03-12/11/1/103753.
Государственный советник |
Ю.В. Шепелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ФНС разъяснила:
- как действует принцип "безопасной гавани" (safe harbour), который упоминается в Руководстве ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных корпораций и налоговых органов;
- может ли налоговый рулинг (соглашение между налоговым органом и плательщиком о налоговых последствиях отдельных операций или событий) рассматриваться как механизм регулирования цен в другой стране;
- каковы условия признания цен рыночными для целей налогообложения.
Письмо Федеральной налоговой службы от 20 января 2021 г. N ШЮ-4-13/536@
Текст письма опубликован не был