Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1048788-7 "О соглашениях, заключаемых при осуществлении деятельности по разработке месторождений углеводородного сырья, и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предусматривается возможность заключения юридическими лицами в целях осуществления совместной деятельности по разработке месторождений углеводородного сырья и попутных полезных ископаемых соглашения о сервисных рисках и соглашения об управлении финансированием указанной деятельности.
Согласно части 1 статьи 1 проекта деятельность по разработке технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, по геологическому изучению и (или) разведке и добыче полезных ископаемых будет осуществляться на участках недр, содержащих месторождения углеводородного сырья (нефть, газ и газовый конденсат), в том числе на участках недр федерального значения, включая участки недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации и участки недр федерального значения, расположенные на территории Российской Федерации и простирающиеся на ее континентальный шельф. Учитывая, что проект не ограничивает участие в соглашениях иностранных юридических лиц, в том числе в качестве оператора соглашения, в обязанности которого входит ведение общих дел от имени сторон соглашения, учет расходов, контроль за деятельностью пользователя недр, привлечение финансирования, допускается переход к оператору прав на имущество, включая исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (статья 8, пункт 3 части 2 и пункт 3 части 3 статьи 9, часть 2 статьи 10 проекта), обращаем внимание на нормы Федерального закона N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", имея в виду, что совершаемые оператором действия не должны приводить к установлению контроля иностранных инвесторов над хозяйственными обществами, которые могут иметь стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 39 статьи 6 указанного Закона).
Из проекта неясен порядок внесения вкладов сторонами соглашения о сервисных рисках. При этом неоднозначность проектируемой нормы о том, что "не требуется определять вклад каждой из сторон соглашения при его заключении, исполнении или расторжении" (часть 4 статьи 6 проекта), в дальнейшем может привести к спорным ситуациям. Аналогичное замечание относится к порядку распределения между сторонами соглашения о сервисных рисках добытых полезных ископаемых и доходов от их реализации (статья 12 проекта).
Поскольку в соглашении о сервисных рисках допускается множественность лиц как на стороне недропользователя, так и на стороне оператора (части 2, 3 статьи 4 проекта), требуется уточнить последствия выхода из заключенного соглашения одного из указанных лиц, а также последствия досрочного прекращения права пользования одним из участков недр в случае, если деятельность в рамках соглашения осуществляется на нескольких участках недр (часть 1 статьи 3 проекта). Кроме того, неясны возможность и соответствующие условия присоединения к заключенному соглашению новых лиц.
В части 3 статьи 19 проекта предусмотрено, что сделки, совершаемые управляющим товарищем от имени всех сторон соглашения об управлении финансированием в их общих интересах, согласовываются с комитетом кредиторов. При этом в проекте отсутствует определение такого коллегиального органа (см. например, определение "управляющего комитета" (подпункт 3 части 1 статьи 2 проекта). Кроме того, неясно кто выступает в качестве кредиторов (возможно, речь должна идти о вкладчиках).
Отмечаем также, что в отличие от соглашения о сервисных рисках (статья 13 проекта), в отношении соглашения об управлении финансированием не предусматривается ответственность сторон.
С учетом того, что по результатам исполнения соответствующих соглашений законопроектом предполагается распределение между их участниками добытых полезных ископаемых или доходов от их реализации, обращаем внимание, что, поскольку нефтяное сырье является подакцизным товаром (подпункт 13.1 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации, далее НК РФ), передача права собственности на который признается статьей 182 НК РФ реализацией, на стадии распределения между участниками добытых полезных ископаемых у стороны, передающей распределяемые полезные ископаемые, может возникнуть обязанность по исчислению и уплате в бюджет акциза.
Также полагаем необходимым отметить, что распределение налоговых обязанностей, равно как и признание налогов расходами, не может быть предметом регулирования гражданского законодательства и предметом соответствующих соглашений.
Нуждается в доработке понятийный аппарат проекта, в котором, например, отсутствует определение ключевого термина "сервисные риски", а большинство приведенных определений содержат отсылки (статья 2 проекта).
По проекту федерального закона имеются замечания юридико-технического характера.
В проектируемой части 1 статьи 8 законопроекта необходимо уточнить ссылку на "Федеральный закон".
Одновременно обращаем внимание, что в тексте законопроекта, устанавливающего новое правовое регулирование, не могут содержаться статьи о внесении изменений в иные законодательные акты.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.