Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 1065309-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части ограничений для отдельных категорий работников в связи с наличием у них гражданства иностранного государства либо права на постоянное проживание на территории иностранного государства) внесен Президентом Российской Федерации
(утв. решением Комитета от 18 января 2021 г. N 155/2)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 21 декабря 2020 года (протокол N 298, пункт 115) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления в качестве соисполнителя рассмотрен проект федерального закона N 1065309-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект).
В части своего ведения Комитет отмечает следующее. Законопроектом предлагается: 1) внести лингво-стилистические правки в части используемой терминологии в статьях о возмещении расходов, связанных со служебной командировкой и при переезде на работу в другую местность; 2) внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) новую статью, регламентирующую особенности труда работников органов государственной власти и органов местного самоуправления, а именно, установить запрет для лиц без гражданства Российской Федерации, граждан Российской Федерации, имеющих гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, к замещению в государственных органах или органах местного самоуправления должностей, для замещения которых требуется оформление допуска к государственной тайне, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Указанные выше лица не являются государственными или муниципальными служащими, для которых круг запретов и обязанностей устанавливается специальными федеральными законами о видах службы, однако, факт наличия у таких лиц допуска к государственной тайне является основанием для ограничения к осуществлению трудовой деятельности в государственных органах и органах местного самоуправления.
Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" обозначает перечень сведений, составляющих государственную тайну, в разных областях: в военной области, в области экономики, науки и техники, в области внешней политики и экономики, в области противодействия терроризму (статья 5). Указанный закон также одним из оснований для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне называет постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства (статья 22).
Полномочиями по решению вопросов в указанных областях наделены органы государственной власти и органы местного самоуправления (в своей части), реализация некоторых из них предполагает допуск к государственной тайне, в том числе лиц, работающих в государственных и муниципальных органах на основании трудового договора.
Вносимые законопроектом нормы направлены на обеспечение баланса частных и публичных интересов. Лицо, у которого помимо российского гражданства есть также гражданство иного государства (или вид на жительство), имеет определенную связь с этим государством, в гражданстве которого оно состоит. У такого лица имеются различные обязательства не только перед Россией, но и перед другим государством. Принимая те или иные решения, подданный другой страны может руководствоваться не только интересами Российской Федерации и ее граждан, но и интересами того государства, в чьем гражданстве он также состоит.
Стоит заметить, что часть 3 статьи 3 ТК РФ предусматривает, что не являются дискриминацией ограничение прав работников, которые установлены ТК РФ или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. В связи с тем, что государственные органы и органы местного самоуправления выполняют публичные функции, содержание и характер обязанностей работников указанных органов, особенно имеющих допуск к государственной тайне, предполагают особую ответственность как перед государством, так и перед населением. Полагаем логичным, что федеральный законодатель в рамках своей дискреции устанавливает для них некоторые ограничения в части реализации гражданских прав и свобод с целью установления баланса частных и публичных интересов.
Принимая во внимание изложенное, Комитет поддерживает концепцию законопроекта с учетом предложений и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.