Environmental management systems. Guidelines for a flexible approach to phased implementation of en ironmental management system
ОКС 13.020.10
Дата введения - 1 января 2020 г.
Взамен ГОСТ Р ИСО 14005-2013
Предисловие
1 Подготовлен Обществом с ограниченной ответственностью "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 20 "Стратегический и инновационный менеджмент"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 сентября 2019 г. N 668-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14005:2019 "Системы экологического менеджмента. Руководящие указания по применению гибкого подхода поэтапного внедрения системы экологического менеджмента" (ISO 14005:2019. "Environmental management systems - Guidelines for a flexible approach to phased implementation", IDT)
5 Взамен ГОСТ Р ИСО 14005-2013
6 Некоторые положения международного стандарта, указанного в пункте 4, могут быть объектом патентных прав. Международная организация по стандартизации (ИСО) не несет ответственности за идентификацию подобных патентных прав
Введение
Организации постоянно сталкиваются с всевозрастающим числом проблем, связанных с ухудшением состояния окружающей среды: ее загрязнение влияет на потребление водных, воздушных и земельных ресурсов; затраты на сырье и энергию становятся все более неустойчивыми и непредсказуемыми из-за их неэффективного использования и дефицита невозобновляемых ресурсов, не связанных с изменением климата, а вызванное парниковыми газами повышение среднемировой температуры и изменение климата приводят к повышению рисков для инфраструктур, вызываемых штормами, наводнениями и засухами.
Указанные проблемы оказывают значительное влияние на бизнес и распространяются на общество в целом, контрольно-надзорные органы, потребителей, клиентов, локальные сообщества и другие заинтересованные стороны, которым необходимы гарантии бизнеса в части их бережного и ответственного отношения к окружающей среде, а также в части отсутствия пагубных последствий деятельности организации, ее продукции и производственных операций.
Системный подход к решению вопросов экологического менеджмента дает возможность управлять бизнес-рисками, а также обеспечивать высокий уровень экологической ответственности, что позволяет организациям четко реагировать на потребности и ожидания всех заинтересованных сторон. Коммерческая выгода от применения четко формализованной системы экологического менеджмента (EMS-системы) состоит в более эффективном использовании ресурсов, снижении риска загрязнений и невыполнения других обязательств, а также в улучшении взаимоотношений с потребителями.
Многие организации уже начали получать выгоды от использования формализованных EMS-систем, однако все еще существует большое количество организаций, в особенности малых и средних предприятий, у которых подобные системы практически отсутствуют. Долгосрочные цели развития и цели устойчивого развития организации, по умолчанию, должны включать в себя аспекты защиты окружающей среды, смягчение возможных воздействий неблагоприятных факторов на окружающую среду; содействие соблюдению экологических обязательств и повышению экологической эффективности; предотвращение непреднамеренного воздействия на окружающую среду на любом этапе жизненного цикла, получение финансовых и технологических преимуществ и поддержание взаимосвязей с соответствующими заинтересованными сторонами.
Внедрение EMS-системы в организации может оказаться сложным процессом, зависящим, в первую очередь, от наличия соответствующего компетентного персонала и ресурсов. Использование поэтапного подхода, установленного в настоящем стандарте, позволяет организациям разрабатывать свои EMS-системы, на протяжении того промежутка времени, который характеризуется особенностями организации и зависит от конкретных обстоятельств.
Поэтапный подход обладает многими преимуществами, а именно - организации могут с большей легкостью оценивать временные и финансовые затраты на EMS-систему и возможную прибыль. Любая организация в любой момент может начать разработку EMS-системы, которая будет соответствовать ее конкретным требованиям и обеспечивать ее внедрение в том темпе, который будет зависеть от имеющихся у нее человеческих и финансовых ресурсов. Подобный подход может также способствовать пониманию того, как улучшение состояния окружающей среды позволяет снижать издержки, подтверждать соответствие нормативным правовым актам, улучшать взаимоотношения с общественностью и оправдывать ожидания заинтересованных сторон.
Целью настоящего стандарта является предоставление организациям рекомендаций по внедрению EMS-системы с использованием поэтапного подхода, который должен применяться в строгом соответствии с требованиями ИСО 14001.
Подход, установленный в настоящем стандарте, состоит из нескольких этапов, каждый этап состоит из 6 последовательных фаз, причем число этапов может быть гибким, изменяемым, что позволит организациям расширять область своей деятельности - ее виды и номенклатуру продукции и услуг, а также повышать уровень зрелости своей EMS-системы, т.е. показатели качества организации в соответствии с намеченными ею целями и доступными ресурсами.
Реализация предлагаемого поэтапного подхода может, например, начинаться с разработки проекта, ориентированного на какой-либо конкретный экологический аспект (типа рационального использования энергии или природных ресурсов), на удовлетворение конкретных потребностей какой-либо из заинтересованных сторон (например, требований заказчика), или на решение конкретной экологической проблемы (например, с целью подтверждения соответствия требованиям законодательства). С течением времени EMS-систему можно расширять, пройдя через несколько этапов, охватывающих более широкий спектр экологических аспектов, или систематически реализуя потребности и ожидания заинтересованных сторон, или повышая экологическую эффективность, не ограничиваясь рамками действующего законодательства.
Матрица уровней зрелости EMS-системы, приведенная в приложении А, является полезным инструментом для оценки внедрения EMS-системы и необходима для непрерывного контроля организацией реализации намеченных экологических целей, а также связанных с ними выгод и эффективного использования ресурсов (финансовых и человеческих).
Матрица уровней зрелости содержит несколько строк, которые соответствуют элементам EMS-системы, определенных в пунктах ИСО 14001:2015, а столбцы соответствуют пяти уровням развития этой системы. Каждый из элементов EMS-системы может реализовываться постепенно, начиная с уровня развития 1 и до уровня полного развития (по достижении уровня 5). При этом элементы EMS-системы будут удовлетворять требованиям соответствующего пункта ИСО 14001:2015.
Оценочный лист, являющийся основой для матрицы зрелости, можно найти на веб-сайте ISO/TC 207/ПК 1. Он обладает структурой, аналогичной структуре матрицы, позволяя организациям определять уровень зрелости каждого из элементов EMS-системы.
На веб-сайте ISO/ТС 207/ПК 1 (https://committee.iso.orq/home/tc207sc1) приведены также примеры разработки компанией полной EMS-системы с помощью поэтапного подхода, описанного в настоящем стандарте.
Настоящий стандарт, как и другие национальные стандарты, не предназначен для усиления или изменения законодательных требований к организации.
1 Область применения
В настоящем стандарте содержатся рекомендации по применению гибкого подхода поэтапного внедрения системы экологического менеджмента, охватывающего этапы создания, внедрения, поддержания и совершенствования системы экологического менеджмента (EMS-системы), который может использоваться всеми организациями, включая малые и средние предприятия (МСП) с целью повышения их экологической эффективности.
Поэтапный подход, описанный в настоящем стандарте, обеспечивает гибкость, позволяющую организациям поэтапно разрабатывать EMS-системы в том темпе, который будет зависеть от конкретных условий организации. Каждый этап состоит из шести последовательных фаз. Результат, связанный с уровнем зрелости EMS-системы, по окончании этапа может характеризоваться с использованием пятиуровневой матрицы зрелости, приведенной в приложении А.
Настоящий стандарт может применяться любой организацией, включая малые и средние предприятия, независимо от текущей эффективности экологического менеджмента организации и характера осуществляемой деятельности или местоположения организации.
Используя настоящий стандарт, организация может разработать EMS-систему, которая в конечном итоге будет удовлетворять требованиям ИСО 14001.
Настоящий стандарт не распространяется на конкретные элементы конкретных EMS-систем, которые выходят за рамки ИСО 14001 и не предназначен для интерпретации требований в соответствии с ИСО 14001.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте нормативные ссылки отсутствуют.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 Термины, относящиеся к управлению организацией в целом
3.1.1
система менеджмента (management system): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации (см. 3.1.4) для разработки политик, целей (см. 3.2.5) и процессов (см. 3.3.5) для достижения этих целей.
Примечание 1 - Система менеджмента может быть связана с одним или несколькими аспектами деятельности (например, менеджмент качества, экологический менеджмент, менеджмент безопасности труда и охраны здоровья, энергоменеджмент или финансовый менеджмент). Примечание 2 - Элементы системы включают в себя структуру организации, функции и обязанности в ней, планирование и функционирование, оценку эффективности и совершенствование деятельности организации. Примечание 3 - Область применения системы менеджмента может распространяться на всю организацию, на определенные функции организации, на ее конкретные, определенные подразделения или на одну и более функций в группе организаций.
[ИСО 14001:2015, пункт 3.1.1] |
3.1.2
система экологического менеджмента (environmental management system, EMS): Часть системы менеджмента (см. 3.1.1), используемая для управления экологическими аспектами (см. 3.2.2), выполнения принятых обязательств (см. 3.2.9) и учитывающая риски и возможности (см. 3.2.11). [ИСО 14001:2015, пункт 3.1.2] |
3.1.3
экологическая политика (environmental policy): Намерения и направления деятельности организации (см. 3.1.4), распространяющиеся на экологическую эффективность (см. 3.4.11) и официально сформулированные высшим руководством организации (см. 3.1.5). [ИСО 14001:2015, пункт 3.1.3] |
3.1.4
организация (organization): Лицо или группа лиц, которое наделено определенными функциями, обязанностями, полномочиями и взаимоотношениями, необходимыми для достижения запланированных целей (см. 3.2.5).
Примечание - Понятие "организация" включает в себя (но не ограничивается) следующими понятиями: индивидуальный предприниматель, компания, корпорация, фирма, предприятие, органы управления, товарищества, благотворительные организации или учреждения (или их части или сочетания), независимо от того, являются они юридическим лицом или нет, государственными или частными.
[ИСО 14001:2015, пункт 3.1.4] |
3.1.5
руководители высшего звена (top management): Лицо или группа лиц, осуществляющих руководство и управление организацией (см. 3.1.4) на высшем уровне.
Примечание 1 - Руководители высшего звена обладают полномочиями делегировать свои полномочия и предоставлять ресурсы в рамках организации. Примечание 2 - Если область применения системы менеджмента (см. 3.1.1) распространяется только на часть организации, то к руководителям высшего звена относятся те, кто осуществляет руководство и управление этой частью организации.
[ИСО 14001:2015, пункт 3.1.5] |
3.1.6
заинтересованная сторона (interested party): Лицо или организация (см. 3.1.4), которые могут влиять на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их влиянию или воспринимать себя в качестве последних.
Пример - Потребители, сообщества, поставщики, контрольно-надзорные органы, негосударственные организации, инвесторы и наемные работники.
Примечание 1 - "Воспринимать себя в качестве подверженных влиянию" означает, что это восприятие стало известно организации.
[ИСО 14001:2015, пункт 3.1.6] |
3.2 Термины, относящиеся к планированию основной деятельности
3.2.1
окружающая среда (environment): Окружение, в котором функционирует организация (см. 3.1.4), к которому относят воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей и их взаимоотношения.
Примечание 1 - Понятие "окружение" может распространяться на среду в пределах от организации до местной, региональной или глобальной системы. Примечание 2 - Окружение может быть описано с точки зрения ее биоразнообразия, экосистем, климата и других характеристик.
[ИСО 14001:2015, пункт 3.2.1] |
3.2.2
экологический аспект (environmental aspect): Элемент деятельности организации (см. 3.1.4), ее продукции или услуг, который взаимодействует или может взаимодействовать с окружающей средой (см. 3.2.1).
Примечание 1 - Экологический аспект может являться причиной экологического воздействия (см. 3.2.4). Значимым экологическим аспектом является тот, который оказывает (или может оказывать) одно или несколько значимых воздействий на окружающую среду. Примечание 2 - Значимые экологические аспекты определяет организация по одному или нескольким критериям.
[ИСО 14001:2015, пункт 3.2.2] |
3.2.3
состояние окружающей среды (экологические условия) (environmental condition): Состояние или характеристика окружающей среды (см. 3.2.1), определяемые в определенный момент времени. [ИСО 14001:2015, пункт 3.2.3] |
3.2.4
воздействие на окружающую среду (environmental impact): Любое изменение окружающей среды (см. 3.2.1) отрицательного или положительного характера, полностью или частично являющееся результатом экологических аспектов (см. 3.2.2) организации (см. 3.1.4). [ИСО 14001:2015, пункт 3.2.4] |
3.2.5
цель (objective): Результат, который должен быть достигнут.
Примечание 1 - Цель может быть стратегической, тактической или оперативной. Примечание 2 - Цели могут относиться к различным аспектам (например, финансовые цели, цели в области здоровья и безопасности, экологии), а также к различным уровням [например, к стратегическому, общесистемному, проектному, продуктовому, сервисному, или к процессу (см. 3.3.5)]. Примечание 3 - Цель может выражаться различными способами, например, как запланированный конечный результат, назначение, рабочий критерий или экологическая цель (см. 3.2.6), или с использованием других терминов со сходным смыслом (например, целевая установка, задача или задание).
[ИСО 14001:2015, пункт 3.2.5] |
3.2.6
экологическая цель (environmental objective): Цель (см. 3.2.5), установленная организацией (см. 3.1.4) в соответствии с ее экологической политикой (см. 3.1.3). [ИСО 14001:2015, пункт 3.2.6] |
3.2.7
предотвращение загрязнения (prevention of pollution): Использование процессов (см. 3.3.5), методик, методов, материалов, продукции, услуг или энергии с целью предотвращения, уменьшения или контроля (по отдельности или в совокупности) формирования, выделения или сброса любого типа загрязняющих веществ или отходов с целью снижения их воздействий на окружающую среду (см. 3.2.4). Примечание - Предотвращение загрязнения может включать в себя сокращение или ликвидацию его источников [ИСО 14001:2015, пункт 3.2.7] |
3.2.8
требование (requirement): Потребность или ожидание, которое установлено и обычно предполагается или является обязательным.
Примечание 1 - Выражение "обычно предполагается" означает, что для организации (см. 3.1.4) и заинтересованных сторон (см. 3.1.6) данное требование является обычным или общепринятым. Примечание 2 - Предъявляемое требование - это требование, которое указано, например, в задокументированной информации (см. 3.3.2). Примечание 3 - Требования, отличные от законодательных требований, становятся обязательными лишь тогда, когда организация обязуется соблюдать их.
[ИСО 14001:2015, пункт 3.2.8] |
3.2.9
принятые обязательства (compliance obligations) [предпочтительный термин]
Примечание 1 - Принятые обязательства относятся к системе экологического менеджмента (см. 3.1.2). Примечание 2 - Принятые обязательства могут возникать исходя из обязательных требований (таких, как, например, действующее законодательство и нормативы), или добровольно принятых на себя обязательств (таких, как, например, с учетом отраслевых стандартов, стандартов организаций, договорных отношений, действующих норм/правил и соглашений с общественностью или неправительственными организациями).
[ИСО 14001:2015, пункт 3.2.9] |
3.2.10
риск (risk): Влияние неопределенности.
Примечание 1 - Влияние в данном контексте - это отклонение от ожидаемого результата (положительного или отрицательного). Примечание 2 - Неопределенность в данном контексте - это состояние (даже частичное) дефицита информации, связанного с пониманием или осознанием какого-либо события, его последствий или вероятности возникновения. Примечание 3 - Риск часто характеризуется ссылкой на возможные "события" (как это определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.5.1.3) и их "последствия" (как это определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.6.1.3) или в их комбинации. Примечание 4 - Риск часто выражают как сочетание последствий какого-либо события (включая изменения обстоятельств) и связанной с ним "вероятности" (как это определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.6.1.1) возникновения этого события.
[ИСО 14001:2015, пункт 3.2.10] |
3.2.11
риски и возможности (risks and opportunities): Потенциальные неблагоприятные влияния (угрозы) и потенциальные благоприятные влияния (потенциальные возможности). [ИСО 14001:2015, пункт 3.2.11] |
3.3 Термины, относящиеся к средствам обеспечения и основной деятельности
3.3.1
компетентность (competence): Способность сотрудников организации применять свои знания и навыки для получения запланированных результатов. [ИСО 14001:2015, пункт 3.3.1] |
3.3.2
задокументированная информация (documented information): Информация, которая должна управляться и поддерживаться организацией (см. 3.1.4), а также носители, на которых эта информация хранится.
Примечание 1 - Задокументированная информация может быть в любом формате, на любом носителе и из любого источника. Примечание 2 - Задокументированная информация может относиться: - к системе экологического менеджмента (см. 3.1.2), включая связанные с ней процессы (см. 3.3.5) - информации, сформированной для функционирования организации (может называться "документацией") - доказательствам достигнутых результатов (могут называться "записями").
[ИСО 14001:2015, пункт 3.3.2] |
3.3.3
жизненный цикл (life cycle): Последовательные и взаимосвязанные этапы развития, проходимые продукцией (услугой), начиная от приобретения сырья (или его получения из природных ресурсов) и заканчивая утилизацией.
Примечание - Этапы жизненного цикла включают в себя приобретение сырья, проектирование продукции, ее производство, транспортирование и доставку, использование, переработку в конце срока ее службы и окончательную утилизацию.
[ИСО 14001:2015, пункт 3.3.3] |
3.3.4
передача процесса (глагол) (outsource (verb)): Оформление договоренности о том, что какая-либо внешняя организация (см. 3.1.4) будет выполнять часть функций или процессов (см. 3.3.5) головной организации.
Примечание - Внешняя организация не входит в область применения системы менеджмента (см. 3.1.1), хотя переданная функция или процесс аутсорсинга подпадают под область применения системы менеджмента.
[ИСО 14001:2015, пункт 3.3.4] |
3.3.5
процесс (process): Набор взаимосвязанных или взаимодействующих операций, которые позволяют преобразовывать исходные ресурсы в конечную продукцию.
Примечание - Процесс может документироваться или недокументироваться.
[ИСО 14001:2015, пункт 3.3.5] |
3.4 Термины, относящиеся к оценке результатов деятельности организации и повышению ее эффективности
3.4.1
аудит (audit): Систематически проводимый, независимый и задокументированный процесс (см. 3.3.5), предназначенный для получения свидетельств аудита и объективной оценки степени соответствия критериям аудита. Примечание 1 - Внутренний аудит проводит сама организация (см. 3.1.4) или внешняя организация от ее имени или по ее поручению. Примечание 2 - Аудит может быть комплексным (объединяющим два или более аспектов деятельности организации). Примечание 3 - Независимость аудита может быть продемонстрирована отсутствием ответственности за деятельность, подвергаемую аудиту, или отсутствием предвзятости и конфликта интересов. Примечание 4 - Свидетельство аудита - это записи, отчеты или другая информация, имеющая отношение к критериям аудита и поддающаяся проверке, а критерии аудита - это совокупность политик, методов, процедур или требований (см. 3.2.8), используемых для сравнения со свидетельствами аудита, как определено в ИСО 19011:2011, 3.3 и 3.2, соответственно.
[ИСО 14001:2015, пункт 3.4.1] |
3.4.3
несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования (см. 3.2.8).
Примечание - Несоответствие относится к требованиям настоящего стандарта и дополнительным требованиям, предъявляемым к системе экологического менеджмента (см. 3.1.2) и устанавливаемым самой организацией (см. 3.1.4).
[ИСО 14001:2015, пункт 3.4.3] |
3.4.4
корректирующее действие (corrective action): Меры по устранению причины выявленного несоответствия (см. 3.4.3) и предотвращению его повторения.
Примечание - Может существовать несколько причин несоответствия.
[ИСО 14001:2015, пункт 3.4.4] |
3.4.5
непрерывное совершенствование (постоянное улучшение) (continual improvement): Периодически принимаемые меры, направленные на повышение результатов деятельности организации (см. 3.4.10).
Примечание 1 - Повышение результатов деятельности организации обусловлено использованием в ней системы экологического менеджмента (см. 3.1.2) с целью повышения экологической эффективности (см. 3.4.11) и в соответствии с проводимой в организации (см. 3.1.4) экологической политикой (см. 3.1.3). Примечание 2 - Эти меры не обязательно должны приниматься во всех областях деятельности организации одновременно или непрерывно.
[ИСО 14001:2015, пункт 3.4.] |
3.4.6
результативность (effectiveness): Степень реализации запланированных мероприятий и достижения запланированных результатов. [ИСО 14001:2015, пункт 3.4.6] |
3.4.7
показатель (indicator): Поддающееся измерению представление состояния (статуса) операций, управления или условий. [ИСО 14001:2015, пункт 3.4.7] |
3.4.8
мониторинг (monitoring): Определение состояния системы, процесса (см. 3.3.5) или деятельности.
Примечание - Для определения состояния может потребоваться проверка, наблюдение или отслеживание.
[ИСО 14001:2015, пункт 3.4.8] |
3.4.9
измерение (measurement): Процесс (см. 3.3.5) определения численного значения того или иного показателя. [ИСО 14001:2015, 3.4.9] |
3.4.10
результаты деятельности (performance): Измеримый результат.
Примечание - Результаты деятельности организации могут быть либо количественными, либо качественными. Примечание 2 - Результаты деятельности организации могут быть связаны с различными видами деятельности, процессами (см. 3.3.5), продукцией (включая услуги), системами или организациями (см. 3.1.4).
[ИСО 14001:2015, пункт 3.4.10] |
3.4.11
экологическая эффективность (environmental performance): Результаты деятельности организации (см. 3.4.10), связанные с управлением экологическими аспектами (см. 3.2.2).
Примечание - Для системы экологического менеджмента (см. 3.1.2) результаты могут быть измерены в отношении реализации экологической политики (см. 3.1.3) организации (см. 3.1.4), достижения экологических целей (см. 3.2.6) или степени соответствия другим критериям с использованием показателей (см. 3.4.7).
[ИСО 14001:2015, пункт 3.4.11] |
3.5 Другие термины
3.5.1 уровень развития ("зрелости") организации (maturity level): Уровень достижений организации в части процессов (3.3.5) внедрения (EMS-системы) в рамках развития элементов системы экологического менеджмента (3.1.2) организации.
Примечание 1 - В матрице уровней зрелости (см. приложение А) используется шкала из пяти уровней зрелости EMS-системы.
Примечание 2 - Термин "элемент" отражает требования (3.2.8), содержащиеся в каждом разделе (4-10) и подпунктах ИСО 14001:2015.
4 Преимущества использования гибкого поэтапного подхода
Внедрение системного подхода для функционирования организаций, стремящихся учитывать требования окружающей среды и природоохранных организаций, позволяет им получить ряд выгод, в том числе:
- удовлетворение потребностей и ожиданий заинтересованных сторон, включая подтверждение соблюдения экологического законодательства и улучшение взаимоотношений с местной общественностью;
- обеспечение экономии затрат (например, снижение затрат на материалы или энергию);
- повышение репутации в глазах заинтересованных сторон.
Использование поэтапного подхода по внедрению EMS-системы имеет ряд дополнительных преимуществ для организаций (особенно для малых организаций или организаций с ограниченными ресурсами). Поэтапный подход, описанный в настоящем стандарте, обеспечивает гибкость, позволяющую организации:
- разрабатывать EMS-системы в необходимом им темпе;
- определять область применения реализованной EMS-системы и расширять эту область в соответствии с доступными ресурсами организации;
- определять число выполняемых этапов и уровень зрелости, который организация желает достичь с помощью своей EMS-системы;
- начинать с тех областей, которые обладают наибольшими возможностями по улучшению состояния окружающей среды и устойчивому возврату инвестиций;
- постепенное приоритетное повышение экологической эффективности (например, совершенствование использования материалов, повышение энергоэффективности или при работе с конкретными потоками отходов);
- стимулировать позитивную культуру экологического менеджмента;
- расширять действующую EMS-систему в соответствии с требованиями ИСО 14001.
5 Основные принципы EMS-системы
5.1 Общие положения
Системы менеджмента являются основой для определения принципов, процессов и способов их реализации, использующейся организациями для выполнения задач, необходимых для достижения запланированных ими краткосрочных и долгосрочных целей.
EMS-система является составной частью общей системы менеджмента организации и используется для планового и систематического управления взаимодействием организации с окружающей средой. EMS-система анализирует воздействия и последствия деятельности организации, ее продукции и услуг на окружающую среду, определяет потребности/ожидания заинтересованных сторон, а также эффекты (угрозы и потенциальные возможности), которые окружающая среда может оказывать на организацию. EMS-система позволяет организации достигать намеченных результатов, включая повышение экологической эффективности, выполнение обязательств по соблюдению законодательных требований и достижение запланированных экологических целей.
Организации должны понимать, что их EMS-системы не изолированы от других механизмов управления. Они должны вводить EMS-системы в существующие бизнес-процессы и структуры, и, при необходимости, изменять их.
Привлечение сотрудников организации к работам на всех этапах, стимулирование прямого участия и внесения их вклада в результаты может давать значительные преимущества, ускорение внедрения EMS-системы и получение запланированных конечных результатов.
EMS-система может охватывать все экологические аспекты или определенную часть из них (в зависимости от области деятельности и приоритетов организации).
Эффективность EMS-системы основана на PDCA-модели ["планируй - делай - проверяй - действуй" ("Plan-Do-Check-Act")], обеспечивающей итеративный процесс, используемый организацией для непрерывного совершенствования самой системы и достижения ею запланированных конечных результатов и показателей. Этот подход может применяться как к EMS-системе в целом, так и к каждому из ее составных элементов, и кратко характеризуется следующим образом:
- планируй (Plan): задание целей и процессов, необходимых для достижения запланированных результатов в соответствии с общей стратегией организации;
- делай (Do): реализация запланированных процессов и процедур:
- проверяй (Check): непрерывный контроль и измерение эффективности процессов с учетом обязательств организации, запланированных мероприятий и критериев работы, а также предоставление отчетности о полученных результатах;
- действуй (Act): принятие мер по непрерывному совершенствованию EMS-системы.
ИСО 14001 обеспечивает комплексную основу для экологического менеджмента. Рисунок 1 иллюстрирует взаимосвязь между циклом организационного управления на основе PDCA-модели и положениями ИСО 14001.
Рисунок 1 - Взаимосвязь между моделью PDCA и основными положениями ИСО 14001
5.2 Управление организацией и обязательства руководства
Управление организацией и обязательства руководства на всех уровнях управления важны для эффективной работы EMS-системы. Руководители могут подтверждать свои обязательства, взяв на себя ответственность за EMS-систему, обеспечив руководство работами, стимулирование и мотивирование всех заинтересованных сторон, предоставляя человеческие и финансовые ресурсы, возложив обязанности на персонал организации, дав ему соответствующие полномочия и принимая надлежащие меры.
Экологическая политика определяет стратегическое направление деятельности организации в отношении экологического менеджмента и его эффективности, поэтому обязательства по экологической политике являются основой для EMS-системы. Руководство высшего звена организации должно определить его экологическую политику и официально заявить в организации (и вне ее) о своих обязательствах по охране окружающей среды, по соблюдению всех других форм ответственности и непрерывному совершенствованию EMS-системы с целью повышения экологической эффективности.
5.3 Контекстное планирование
Планирование имеет решающее значение для определения и принятия мер, необходимых для достижения EMS-системой запланированных результатов и адекватного реагирования:
- на наиболее важные экологические аспекты (т.е. для повышения экологической эффективности и предотвращения загрязнений);
- соблюдение обязательств в части соответствия требованиям;
- риски и потенциальные возможности, существенные для рассмотрения.
Планирование - это непрерывный процесс, используемый для создания и внедрения элементов EMS-системы, а также для их поддержания и совершенствования. Процесс планирования может способствовать организации в определении и сосредоточении своих ресурсов на тех областях, которые наиболее важны для снижения неблагоприятных воздействий на окружающую среду (или для повышения благоприятного воздействия на нее).
Примечание - Существенные экологические аспекты могут приводить к таким угрозам и потенциальным возможностям, которые связаны с неблагоприятными (или с благоприятными) экологическими последствиями.
При планировании процессов внедрения, поддержания и совершенствования EMS-системы организация должна четко определить контекст (внешние и внутренние условия), в котором она функционирует. Последнее должно включать в себя всесторонний анализ того, что может повлиять на возможности организации достичь намеченные (при внедрении EMS-системы) результаты, а именно:
- внутренних проблем, связанных с деятельностью организации, продукцией, услугами, финансовыми и иными ресурсами, которые могут влиять на способность организации получать запланированные конечные результаты с помощью ее EMS-системы;
- внешних проблем, связанных с нормативно-правовым регулированием и технологическими условиями;
- потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон.
Анализ может помочь организациям решать соответствующие проблемы и выявлять области совершенствования EMS-системы (с учетом связанных с этими проблемами угроз и потенциальных возможностей). Осознание проблем, связанных с EMS-системой, включает в себя учет состояния окружающей среды, на которое влияет деятельность организации, а также те ее состояния, которые способны повлиять на деятельность самой организации. Последнее может включать состояния окружающей среды, которые связаны с климатом, качеством воздуха, воды, землепользованием, существующими загрязнениями, наличием природных ресурсов и биоразнообразием.
Заинтересованными сторонами в организации могут быть ее владелец (владельцы), акционеры и инвесторы, руководство, сотрудники и их представители, а заинтересованными сторонами вне организации - клиенты, поставщики, деловые партнеры, соседи, общины, государственные и контрольно-надзорные органы, профессиональные ассоциации и торговые организации, социальные партнеры и неправительственные организации. Информация о соответствующих потребностях и ожиданиях может исходить от заинтересованной стороны, активно участвующей в деятельности организации, или по результатам их обсуждения всеми заинтересованными сторонами, инициированного организацией.
Определение соответствующих потребностей и ожиданий заинтересованных сторон может начинаться с формулирования юридических требований и контрактных обязательств, которые организация должна выполнять, а также других требований, которые организация должна или желает соблюдать. После этого организация должна определить, как на эти обязательства будет реагировать EMS-система. Для иных потребностей и ожиданий может оказаться целесообразным проведение оценки и установление приоритетности по их актуальности как для заинтересованных сторон в самой организации, так и вне ее.
Основываясь на общем понимании своего контекста, организация должна точно определить, какие элементы ее деятельности, продукции и услуг оказывают (или могут оказывать) воздействие на окружающую среду, а также уточнить степень этого воздействия. Данные элементы называют "экологическими аспектами" и обычно они напрямую связаны с выбросами в атмосферу, воду или почву; с использованием сырья, природных ресурсов и энергии; с формированием отходов и/или загрязнений (побочных продуктов) или с землепользованием. Организация должна определить экологические аспекты и воздействия, связанные с теми видами деятельности, которые она может контролировать или на которые может воздействовать, одновременно учитывая этапы жизненного цикла производимой продукции и услуг. При этом, организация должна учитывать деятельность за предыдущий, текущий и последующие периоды в штатном и нештатном режимах работы, в том числе и в чрезвычайных ситуациях.
Организация должна сформулировать критерии определения значимости того или иного экологического аспекта. В таблице 1 приведены примеры методов определения тех аспектов, которые оказывают (или могут оказывать) существенное воздействие (воздействия) на окружающую среду.
Таблица 1 - Определение значимости различных экологических аспектов
Принцип определения |
Методы |
Критерии |
Критерии значимости аспектов необходимо выбирать в основном исходя из экологических соображений, таких как масштаб, тяжесть последствий и продолжительность воздействия; или типа, размера и частоты появления того или иного экологического аспекта; можно применять и другие критерии, например, законодательные требования к ограничениям на выбросы и стоки, содержащиеся в разрешениях или нормативах; озабоченности заинтересованных сторон как внутри организации, так и вне ее, например, связанные с интересами организации, ее имиджем в обществе и проблемами сообществ и сотрудников. Тем не менее, эти дополнительные критерии не следует применять таким образом, чтобы можно было понизить роль аспекта, который в противном случае стал бы существенным с точки зрения воздействия на окружающую среду |
Экологические компетенции сотрудников |
Организация должна привлекать к работам тех специалистов, которые смогут применять свои знания и навыки для достижения запланированных результатов при решении экологических проблем. Если компетентные специалисты в организации отсутствуют, то она может обратиться за помощью к специалистам других организаций, например, в торговых ассоциациях, местных органах государственного регулирования, органах контроля и надзора, университетах, неправительственных организациях и в других компетентных организациях |
Единая методология анализа/измерений |
Несмотря на то, что комплексный анализ и измерения могут не потребоваться на всех малых и средних предприятиях (в зависимости от масштаба их экономической деятельности), необходимо придерживаться использования единой и воспроизводимой процедуры анализа или измерений |
Наиболее существенные экологические аспекты и обязательства соответствия, рассматриваемые как часть контекста организации, могут создавать угрозы и потенциальные возможности, которые необходимо учитывать в рамках EMS-системы, для чего организация должна определить экологические цели и запланировать комплекс необходимых мероприятий (например, введение оперативного контроля). Определение и анализ экологических целей, а также реализация процессов для их достижения создают в организации основу для систематического повышения экологической эффективности в некоторых областях (при сохранении некоторого уровня экологических показателей в других областях). Экологические цели должны соответствовать экологической политике организации и быть сбалансированными с другими ее целями.
5.4 Функционирование организации
Информация, сформированная в процессе планирования, становится важным элементом (входными данными) для определения операций, которые необходимо контролировать. Контроль может относиться к наиболее важным экологическим аспектам, обязательствам по соблюдению требований, а также к угрозам и потенциальным возможностям, которые необходимо учитывать. Подобный контроль также может способствовать достижению экологических целей, что, в свою очередь, будет поддерживать выполнение обязательств организации в части экологической политики.
Контроль деятельности организации может применяться в отношении процессов, выполняемых ею на протяжении всего жизненного цикла ее продукции и услуг, включая управление внешними поставщиками и аутсорсингом. Непосредственно в организации (на рабочих местах) процессы могут включать в себя исследования и разработки, проектирование продукции, ее реализацию, маркетинг, закупку и административно-хозяйственное управление. Этапы жизненного цикла производства включают в себя приобретение сырья, проектирование, производство, транспортирование и доставку продукции, ее использование, переработку по истечении срока службы и окончательную утилизацию.
Контроль деятельности организации может принимать различные формы. Например, контроль с помощью рабочих инструкций, физического контроля, привлечения компетентного персонала или любой комбинации из них, используя при этом следующую иерархическую структуру:
- контроль для устранения источников угроз;
- замена наиболее опасных материалов или процессов;
- использование технических средств контроля;
- использование административного контроля.
Для иллюстрации применения указанной иерархической структуры см. таблицу 2.
Таблица 2 - Пример контроля деятельности организации
Небольшая компания определила в качестве одного из наиболее существенных для себя экологических аспектов (возникающих при нестандартных ситуациях) тот факт, что во время заполнения резервуара мазутом для своего отопительного котла он может выливаться через вентиляционное отверстие резервуара. Эта компания рассмотрела возможные меры контроля и приняла решение о том, что ликвидация разлива мазута или его замена не могут быть реализованы в краткосрочной перспективе, поэтому наиболее действенным и эффективным способом устранения этой проблемы могло бы стать использование технических средств контроля, например, путем установки системы заправки топлива с замкнутым контуром и автоматическими запорными клапанами. Тем не менее, как выяснилось, подобное оборудование у поставщика топлива отсутствует, а имеется лишь система заправки резервуара топливом с незамкнутым контуром. Внедрение замкнутой системы заправки стало бы весьма дорогостоящим. Последнее заставило компанию рассмотреть альтернативный подход к контролю этого риска, приняв следующие меры технического (инженерного) и административного контроля: - в качестве мер технического контроля у компании было два варианта: первый - сооружение вокруг резервуара вторичной оболочки контура в виде кирпичной стенки с малостойким покрытием, второе - установка поплавкового запорного клапана. Однако, по причине недостаточной надежности вместо второго варианта компания решила использовать первый вариант - в качестве мер административного контроля компания решила ввести в контракт с поставщиком топлива требование о наблюдении за разливочным наконечником в процессе заполнения резервуара и непрерывном контроле оператором уровня мазута - в качестве другой меры административного контроля было принято решение о составлении предупреждения и его размещении рядом с местом заправки для напоминания оператору о том, что он должен постоянно находиться рядом с этим местом и визуально контролировать уровень мазута в резервуаре. Поскольку компания выяснила, что заправка котла мазутом все же может по-прежнему создавать высокий риск загрязнения, она решила изучить возможность нагрева воды с использованием альтернативных источников энергии и установить соответствующую экологическую цель (с контролем изучения этой возможности) |
5.5 Оценка экологической эффективности
Оценка эффективности EMS-системы имеет решающее значение для определения того, были ли организацией достигнуты запланированные результаты. Организации должны отслеживать, оценивать, анализировать и определять эффективность своих EMS-систем с точки зрения повышения своих экологических показателей.
Оценка экологической эффективности включает в себя анализ:
- эффективности функционирования EMS-системы для поддержания мероприятий по решению наиболее значимых экологических аспектов, выполнению обязательств по соблюдению экологических и иных требований, учету угроз и потенциальных возможностей;
- состояния достижения экологических целей относительно целевых показателей.
Примечание - Соответствующими показателями могут быть показатели экологической эффективности, которые представляют собой информацию об эффективности управления наиболее значимыми экологическими аспектами и результатами выполнения собственных программ экологического менеджмента [показатели экологической эффективности определены в ИСО 14031 (3.11)];
- хода выполнения организацией ее обязательств по соблюдению экологических и иных требований;
- запланированных программ внутреннего аудита и доступности/достаточности для руководства организации информации об эффективности функционирования EMS-системы, а также о выявленных возможностях ее совершенствования;
- результатов периодической оценки соответствия EMS-системы современным требованиям (в т.ч. ее пригодности и эффективности), проводимой по указанию руководства организации.
5.6 Совершенствование EMS-системы
Непрерывное совершенствование EMS-системы является ключом к ее более эффективному использованию, повышению экологической эффективности и достижению более амбициозных целей в области охраны окружающей среды. Организации должны рассматривать возможность принятия соответствующих мер, которые будут зависеть от результатов оценки экологической эффективности, включая меры по устранению возможных несоответствий.
5.7 Вспомогательные мероприятия и процессы
Вспомогательные мероприятия и процессы по поддержке EMS-системы включают в себя:
- предоставление необходимых ресурсов;
- расширение возможностей экологического менеджмента путем повышения компетенций, информированности и взаимосвязей сотрудников организации;
- поддержание, сохранение и контроль соответствующей задокументированной информации.
Необходимо предоставлять достаточные внутренние и внешние ресурсы для поддержки создания, внедрения, поддержания и постоянного совершенствования EMS-системы. Эти ресурсы могут представлять собой инфраструктуру, информационные системы, компетенции, технологии, финансы, персонал и др., специфичные для данного вида деятельности, продукции и услуг организации.
Лица, которые выполняют особые функции и связаны с EMS-системой, должны обладать достаточными компетенциями (при необходимости подтверждаемыми). Этими лицами могут быть сотрудники организации и подрядные организации, работа которых может напрямую влиять на экологическую эффективность организации или обязательства по соблюдению экологических или иных требований. Организация должна определить необходимые компетенции лиц (организаций) для выполнения ими конкретных функций и с учетом существующего опыта обеспечить их соответствующую подготовку и обучение.
Организации, в частности руководители высшего звена, должны повышать информированность своих сотрудников относительно существующей (внедряемой) EMS-системы и экологической эффективности организации, поскольку это расширяет область знаний сотрудников и поощряет проактивный подход, учитывающий аспекты окружающей среды под контролем организации, что в конечном итоге будет способствовать достижению запланированных экологических целей и повышению экологической эффективности организации в целом.
Обмен информацией, касающейся EMS-системы, между сотрудниками организации подразумевает ее предоставление и доведение, включая экологические обязательства, мероприятия и показатели, а также отзывы о пригодности, результативности и эффективности ее элементов и процессов. Своевременный обмен информацией между сотрудниками организации способствует координации их работы, решению проблем и оценке хода достижения прогресса. Общение с сотрудниками и исполнителями, которые работают под контролем организации, важно с точки зрения достижения уверенности в том, что требования к EMS-системе будут ими правильно интерпретироваться и выполняться. Упреждающее и достоверное взаимодействие с внешними участниками может способствовать установлению доверия и конфиденциальности в отношениях со всеми заинтересованными сторонами. Заказчики, поставщики, члены сообществ, органы государственного регулирования и контроля и инвесторы должны проявлять интерес к методам работы организации и ее экологической эффективности. С учетом существующей наилучшей практики одним из возможных решений может быть разработка стратегии обмена экологической информацией организации. В таблице 3 приведен соответствующий пример, относящийся к малым и средним предприятиям.
Для обеспечения эффективного функционирования EMS-системы в организации, ее восприятия лицами, работающими под контролем организации, и другими заинтересованными сторонами и гарантии надлежащего выполнения процессов, связанных с EMS-системой, организация должна разрабатывать и контролировать соответствующую, надлежащим образом задокументированную информацию.
Таблица 3 - Пример стратегии обмена экологической информацией организации, относящейся к малым и средним предприятиям
Небольшая инженерная компания внедрила у себя EMS-систему и желает сообщить об этом всем заинтересованным сторонам, но при этом понимает, что каждой из этих сторон может потребоваться различная информация, например: (внутренние заинтересованные стороны): - членам совета директоров может потребоваться информация об экологической эффективности организации и о ходе работ в рамках EMS-системы; - менеджерам организации может потребоваться информация об оценке эффективности работы EMS-системы и запланированных целях и задачах; - персоналу и исполнителям могут потребоваться подробные инструкции по работе с EMS-системой с целью выполнения критериев эффективности и достижения запланированных целей; (внешние заинтересованные стороны): - местной общественности, обеспокоенной шумовым и световым загрязнением, соответствующая информация может передаваться менеджерами объектов; - инвесторы и страховщики желают получать информацию относительно существующих юридических и иных требований, а также обо всех рисках, связанных с деятельностью организации, ее продукцией и услугами, или с ее воздействием на окружающую среду; - клиенты желают получать информацию о EMS-системе и эффектах, возникающих на протяжении жизненного цикла различной продукции. Компания рассматривает различные способы коммуникации с заинтересованными сторонами для рассылки им сообщений, используя: - веб-сайты с подробной информацией относительно проводимой компанией экологической политики и о показателях, которые могут вноситься в экологические отчеты [отчет о воздействии на окружающую среду см. далее]; - электронные письма с подробными рабочими инструкциями и с соответствующими экологическими нормативами; - плакаты для подтверждения своей заинтересованности в повышении экологической эффективности и осознания важности этого; - консультации с жителями для обсуждения локальных проблем и пояснения им заинтересованности организации в охране окружающей среды. Для поддержания своей стратегии обмена экологической информацией компания должна своевременно предоставлять экологическую отчетность (отчет о ее воздействии на окружающую среду), включающую: - пояснения к своей экологической политике и будущей стратегии организации; - перечень экологических аспектов и связанных с ними последствий деятельности организации, ее продукции и услуг; - перечень соответствующих природоохранных законодательных и нормативных актов; - результаты оценки экологической эффективности и соответствующих показателей; - сведения о лицах, ответственных за EMS-систему и выполнение других экологических функций; - итоговые сведения по экологической эффективности, в том числе: - успехи в части достижения целей, запланированных политикой организации; - описание достигнутых целей и задач; - описание нерешенных проблем, в том числе несоответствия требованиям. Экологическую отчетность должен подписывать исполнительный директор организации и выкладывать ее на официальном сайте организации. Примечание - Организация может принять решение о подготовке заключения экологической экспертизы, выдаваемого внешней компетентной организацией, хотя это не является обязательным требованием ИСО 14001, но является одним из примеров добросовестной практики. |
6 Поэтапное внедрение EMS-системы
6.1 Общие положения
Поэтапное внедрение EMS-системы позволяет организациям разрабатывать свои EMS-системы с различных отправных точек (при различных начальных условиях), например, основываясь на их текущем уровне зрелости.
Использование поэтапного подхода позволяет организации ознакомиться с основными элементами EMS-системы, дает возможность почувствовать некоторые из преимуществ системного управления экологическими аспектами и обеспечивает поддержку экологического менеджмента при полномасштабном внедрении EMS-системы.
После того как организация приняла решение об использовании структурированного подхода к экологическому менеджменту, она может, например, начать с оценки экологической эффективности или проекту по улучшению ее экологических показателей, а также рассмотреть один или несколько следующих вариантов:
- сосредоточить свое внимание на ограниченном количестве экологических аспектов;
- сосредоточить свое внимание на таких конкретных элементах EMS-системы, как выполнение обязательств по соблюдению экологических и иных требований;
- сосредоточить свое внимание на повышении уровня развития ("зрелости") некоторых элементов EMS-системы, например, на учете действующей в организации экологической политики и на ежедневном принятии решений.
Внедрение EMS-системы не следует начинать с нуля, оно должно основываться на существующих формальных или неформальных структурах организации.
Поэтапный подход предполагает выполнение множества итераций (последовательное повторение циклов PDCA), основывающихся на результатах выполнения предшествующих этапов, целью которых является повышение уровня зрелости организации.
Поэтапный подход включает несколько этапов (итераций), каждый из которых состоит из следующих шести фаз (см. рисунок 2):
- определение плановых результатов деятельности организации на рассматриваемом этапе, который может характеризоваться, например, набором экологических показателей;
- оценка состояния EMS-системы;
- выбор области совершенствования EMS-системы (уровня ее зрелости, области применения);
- проведение анализа неиспользованных резервов (пробелов);
- планирование и внедрение усовершенствований в EMS-систему для повышения экологической эффективности;
- проверка и анализ достижений (конечных результатов, уровня зрелости).
Более детально, каждая фаза описана в разделах 6.2-6.7.
Общая цель поэтапного подхода, определенного в настоящем стандарте, заключается в обеспечении выполнения организацией требований ИСО 14001 (при необходимости). Поэтапный подход к внедрению также можно применять и в отношении системы, требования к которой выходят за рамки ИСО 14001 по ряду элементов, одному аспекту или процессу EMS-системы.
Организация должна сохранять задокументированную информацию относительно процесса внедрения EMS-системы в качестве основы для планирования и введения усовершенствований в нее, а также в качестве подтверждения достигнутых результатов.
Примечание - Прямоугольники на рисунке 2 соответствуют различным фазам; один цикл соответствует одному этапу.
Рисунок 2 - Концептуальная модель этапа с различными фазами
6.2 Определение намеченных результатов деятельности организации (для конкретного этапа)
В начале выполнения этапа организация должна ориентироваться на решение проблемы повышения своей экологической эффективности, которая может основываться на внутренних или внешних потребностях и ожиданиях заинтересованных сторон. Повышение экологической эффективности включает в себя усовершенствование того или иного экологического аспекта, а также достижение других целей, например улучшение отношений с заинтересованными сторонами или выполнение обязательств по соблюдению экологических или иных требований. Результатом выполнения этапа будет определенный прогресс в достижении, по меньшей мере, одной из установленных целей.
Другой мотивацией к применению поэтапного подхода может быть определение текущего состояния и потенциальных недостатков EMS-системы, в том числе определение эффекта от реализации принятых мер по совершенствованию. Конечным результатом(ми) деятельности организации на этом этапе будет выявление недостатков, которые могут быть устранены с помощью существующей EMS-системы и выполнения организацией запланированных требований (включая и те требования, которые указаны в ИСО 14001).
Понимание рабочей среды (контекста) организации, определение наиболее значимых экологических аспектов и обязательств по соблюдению природоохранных норм - все это в совокупности дает исходную информацию для определения намечаемых конечных результатов выполнения этого этапа.
6.3 Оценка состояния EMS-системы
Организация должна оценивать приемлемость области применения и уровня зрелости действующей EMS-системы для возможности получения прогнозируемых результатов. Оценка должна включать в себя сравнение существующих методик и процессов с теми, которые потребуются для достижения запланированных конечных результатов (см. 6.2).
Для определения номенклатуры уже внедренных в организации стандартных элементов EMS-системы и степени оценки существующих методов и процессов с помощью матрицы зрелости системы (см. приложение А). Строки в матрице согласно ИСО 14001 соответствуют элементам EMS-системы, а столбцы матрицы - ходу выполнения соответствующих требований настоящего стандарта. Оценочный лист (см. веб-сайт ИСО/ТК 207/ПК 1) дополняет матрицу зрелости, обладая аналогичной структурой, что помогает организациям определять уровень зрелости каждого элемента EMS-системы.
Результаты оценки EMS-системы дают возможность для определения областей совершенствования EMS-системы.
6.4 Выбор области совершенствования EMS-системы
Конечные результаты, полученные на предыдущем этапе, позволяют организациям определять и выбирать одну или несколько областей совершенствования EMS-системы.
Эти области могут быть связаны с областью применения EMS-системы, включая расширение номенклатуры экологических аспектов, обязательств по соблюдению экологических или иных требований или бизнес-процессов, которые используются в системе (см. пример 1), и/или повышение уровня зрелости системы (см. пример 2) согласно таблице 4.
Таблица 4 - Примеры областей совершенствования EMS-системы
Пример 1, связанный с областью применения |
Организация, изначально обладавшая EMS-системой и занимающаяся исключительно энергетикой, принимает решение о рассмотрении вопросов потребления воды, так что ей необходимо расширить область применения своей EMS-системы на соответствующий вид деятельности, продукции и услуги, которые связаны с существенным потреблением воды |
Пример 2, связанный с уровнем зрелости EMS-системы |
Для эффективного управления потреблением воды организация определила требуемый уровень зрелости некоторых элементов ее EMS-системы путем анализа неиспользованных резервов (пробелов) (см. 6.5) |
6.5 Проведение анализа неиспользованных резервов
Основываясь на выборе организацией области(ей) совершенствования EMS-системы, организации необходимо оценить, какой уровень зрелости требуется для каждого из элементов EMS-системы для достижения запланированных конечных результатов, а также определить различия между необходимым и существующим уровнями зрелости с помощью матрицы зрелости (см. приложение А), а затем наметить соответствующие мероприятия по устранению этих различий.
Если организация приняла решение о расширении области применения своей EMS-системы (см. 6.4), то она должна оценить необходимость соответствующего расширения существующих методов и процессов экологического менеджмента путем либо совершенствования элементов EMS-системы для ее работы в расширенной области применения, либо реализации другого уровня зрелости. В зависимости от сделанного выбора необходимые операции могут заимствоваться из матрицы зрелости.
Примечание - Еще одним применением матрицы зрелости может быть проведение анализа неиспользованных резервов у действующей EMS-системы в более широком деловом, научном или политическом контексте. Бизнес-контекст может означать оценку поставщиков, проведение комплексной оценки функционирования EMS-системы или управление процессами аутсорсинга. Научный или политический контекст может включать оценку других подходов к рациональному использованию природных ресурсов или экологическому менеджменту применительно к дублированию требований ИСО 14001.
6.6 Планирование и внедрение усовершенствований в EMS-систему
Организация должна планировать меры по достижению выбранных усовершенствований системы и прогнозируемых результатов. Целесообразной представляется подготовка плана мероприятий, который будет содержать, как минимум, следующие пункты:
- выбор системы совершенствования и соответствующих экологических целей;
- определение соответствующих экологических показателей;
- подтверждение мероприятий, необходимых для достижения требуемых конечных результатов;
- назначение лиц, ответственных за реализацию программы совершенствования;
- обеспечение доступности ресурсов (человеческих и финансовых);
- определение необходимых компетенций и необходимого уровня подготовки сотрудников организации;
- установление сроков исполнения;
- определение потребностей в обмене информацией.
Этот план мероприятий необходимо реализовывать и контролировать по срокам исполнения, достижению промежуточных результатов на каждом этапе и использованию ресурсов. При необходимости следует принимать соответствующие меры по своевременному выполнению плана мероприятий.
6.7 Проверка и анализ достижений
В конце этого этапа организация должна провести анализ реализованных мер по совершенствованию EMS-системы. Для каждой из выбранных мер организация должна провести проверку:
- адекватности реализации планового мероприятия;
- достигнутого уровня экологической эффективности (на основе анализа технико-экономических показателей);
- достаточности ресурсов и расходов для реализации плана мероприятий;
- достижения запланированных конечных бизнес-результатов;
- наличия задержек или других отклонений от плана мероприятий;
- выполнения сотрудниками своих функций, обязанностей и др.;
- возможных последствий от усовершенствований бизнес-процессов или структуры организации;
- наличия других затрат и выгод от реализации проекта, включая возможные реакции заинтересованных сторон.
Организация должна обобщать результаты мероприятий по усовершенствованию EMS-системы в заключительном экспертном отчете.
После этого организация должна иметь возможность решить, следует ли ей приступать к внедрению EMS-системы, которая будет отвечать всем требованиям ИСО 14001. В качестве альтернативы, она может принять решение о выполнении другого комплекса мер по совершенствованию.
Пример поэтапного внедрения EMS-системы на малом или среднем предприятии представлен на веб-сайте ИСО/ТК 207/ПК 1.
Библиография
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 14005-2019 "Системы экологического менеджмента. Руководящие указания по применению гибкого подхода поэтапного внедрения системы экологического менеджмента" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 сентября 2019 г. N 668-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2019 г.
Дата введения - 1 января 2020 г.