Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1065315-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка аккредитации и оценки соответствия",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В законопроекте предлагается уточнить ряд положений Федерального закона N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Федеральный закон), в том числе о порядке проведения оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, порядке прекращения деятельности в области аккредитации, сокращения области аккредитации, о мероприятиях в рамках выездной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации.
Замечаний по концепции законопроекта не имеется. Вместе с тем отмечаем следующее.
В законопроекте свидетельская оценка определяется как мероприятие по наблюдению за выполнением заявителем, аккредитованным лицом работ или оказанием услуг в соответствии с областью аккредитации, в том числе проводимое на территории лица, заказавшего выполнение таких работ или оказание таких услуг у заявителя, аккредитованного лица (на территории заказчика). Поскольку проведение свидетельской оценки допускается не только в отношении уже аккредитованного лица, но и в отношении заявителя, не имеющего на момент проведения свидетельской оценки аккредитации на выполнение работ или оказание услуг в соответствующей области аккредитации, следует уточнить основание для наличия у него заказчиков на выполнение работ или оказание услуг в области аккредитации.
Кроме того, поскольку в законопроекте не предусматривается необходимость согласования с заявителем, аккредитованным лицом включения в программу выездной экспертизы проведения свидетельской оценки на территории заказчика, полагаем необходимым указать последствия для заявителя, аккредитованного лица в случае, если ему не удалось согласовать с заказчиком условия доступа на территорию заказчика лиц, участвующих в проведении свидетельской оценки, в частности, можно ли это рассматривать как уклонение аккредитованного лица от прохождения процедуры подтверждения компетентности в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 или частью 10 предлагаемой редакции статьи 24 Федерального закона (см. пункт 7.4.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 "Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия").
Из содержания Федерального закона в предлагаемой проектом редакции, в том числе статей 17 и 24, не ясно, кем формируется программа выездной оценки (см. части 18-19 действующей редакции статьи 17, части 10-11 действующей редакции статьи 24 Федерального закона).
Необходимо уточнить, как соотносятся между собой действия аккредитованного лица по уведомлению национального органа по аккредитации о прекращении деятельности в качестве аккредитованного лица (предлагаемый пункт 3 части 1 статьи 13 Федерального закона) и по представлению в национальный орган по аккредитации заявления о прекращении деятельности в области аккредитации (предлагаемая редакция части 2 статьи 22 Федерального закона).
В предлагаемой редакции статей 23 и 24 Федерального закона требуют пояснения порядок внесения в реестр аккредитованных лиц сведений о сокращении области аккредитации, а также порядок проведения оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации для целей расширения аккредитации - в соответствии с положениями данной статьи или положениями статей 17 и 18 Федерального закона, а также проводятся ли процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица и расширения области аккредитации одной экспертной группой (см. часть 14 статьи 23, часть 7 действующей редакции статьи 24 Федерального закона).
В предлагаемой редакции части 2 статьи 25 Федерального закона устанавливается закрытый перечень информации, содержащейся в федеральной государственной информационной системе в области аккредитации, однако в Федеральном законе предусмотрено направление в указанную информационную систему и других сведений (см. подпункт "в" пункта 4.1 части 3 статьи 11, часть 7 статьи 14). Вместе с тем в пункте 6 части 2 статьи 25 следует уточнить, какие "документы и сведения о деятельности аккредитованных лиц" содержатся в указанной информационной системе (см., например, предлагаемую редакцию пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона).
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Исполняющий обязанности |
А.А. Дубровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.