Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению администрации
муниципального района
Усольского районного
муниципального образования
от 07.03.2019 г. N 291
Стандарт
осуществления внутреннего муниципального финансового контроля "Проверка предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Усольского района, имеющих целевое назначение, и (или) их использования"
I. Общие положения
1. Настоящий Стандарт осуществления Комитетом по экономике и финансам администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования (далее Комитет) внутреннего муниципального финансового контроля "Проверка предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Усольского района, имеющих целевое назначение, и (или) их использования" (далее - Стандарт) определяет порядок формирования перечня основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения проверки предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Усольского района, имеющих целевое назначение, и (или) их использования (далее - проверка, межбюджетные трансферты), проведения проверки, оформления резолютивной части акта проверки и реализации результатов проверки.
2. Стандарт применяется при осуществлении Комитетом полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в части организации и проведения проверок и обследований, проводимых в рамках проверки.
3. Положения Стандарта применяются к осуществлению проверок в отношении следующих видов межбюджетных трансфертов:
субсидии бюджетам муниципальных образований, входящих в состав Усольского района (далее - субсидии);
иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, предоставляемые бюджетам муниципальных образований, входящих в состав Усольского района (далее - иные межбюджетные трансферты).
4. Предметом контроля при проведении проверки является соблюдение целей, условий и порядка предоставления и (или) использования (расходования) межбюджетных трансфертов, а также достижение показателей результативности использования указанных средств.
5. Объектами контроля при проведении проверок являются:
а) главные распорядители (распорядители, получатели) средств бюджета Усольского района, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета Усольского района (далее - главные администраторы (администраторы) средств бюджета Усольского района);
б) финансовые органы муниципальных образований (главные распорядители (распорядители), входящие в состав Усольского района и получатели средств бюджета Усольского района, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным муниципальными программами;
в) муниципальные бюджетные и автономные учреждения муниципальных образований, входящих в состав Усольского района (далее муниципальные образования Усольского района) в части соблюдения ими целей и условий предоставления средств, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты;
г) муниципальные унитарные предприятия муниципальных образований Усольского района в части соблюдения ими целей и условий предоставления средств, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты.
II. Формирование перечня основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения проверки
6. Формирование перечня основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения проверки, осуществляется должностными лицами Отдела финансового контроля Комитета по результатам подготовки к проведению проверки.
7. В ходе подготовки к проведению проверки должностные лица Отдела финансового контроля Комитета изучают и проводят анализ правовых актов, устанавливающих порядок предоставления и использования (расходования) межбюджетного трансферта, а также соглашений о предоставлении межбюджетного трансферта (при возможности).
8. На основе результатов изучения и анализа правовых актов, устанавливающих порядок предоставления и использования (расходования) межбюджетных трансфертов, а также соглашений о предоставлении межбюджетного трансферта (при возможности) определяется перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения проверки.
К основным вопросам, подлежащим изучению в ходе проведения проверки в отношении объектов контроля, указанных в подпункте "а" пункта 5 Стандарта, относятся:
а) проверка соблюдения при предоставлении межбюджетного трансферта бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих порядок предоставления и использования (расходования) межбюджетного трансферта;
б) проверка исполнения условий, обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении межбюджетного трансферта.
К основным вопросам, подлежащим изучению в ходе проведения проверки в отношении объектов контроля, указанных в подпунктах "б" - "г" пункта 5 Стандарта, относятся:
а) проверка целевого использования межбюджетного трансферта;
б) проверка соблюдения положений правовых актов, устанавливающих порядок предоставления и использования (расходования) межбюджетного трансферта;
в) проверка исполнения условий, обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении межбюджетного трансферта.
9. Данный перечень вопросов формируется с учетом особенностей предоставления и использования (расходования) межбюджетных трансфертов в зависимости от формы их предоставления:
в отношении субсидий;
в отношении иных межбюджетных трансфертов.
III. Проведение проверки
10. При проверке предоставления главными администраторами (администраторами) средств бюджета Усольского района субсидии должностными лицами Отдела финансового контроля Комитета осуществляются следующие контрольные действия по изучению законности финансовых и хозяйственных операций:
а) подтверждение (оценка) соответствия доведенных объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий объемам, предусмотренным на соответствующий финансовый год:
Решением Думы Усольского района "Об утверждении бюджета Усольского района" на соответствующий финансовый год;
сводной бюджетной росписью бюджета Усольского района;
бюджетной росписью главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета Усольского района;
муниципальной программой Усольского района;
федеральной адресной инвестиционной программой (в отношении субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности);
б) подтверждение (оценка) соответствия объема субсидии, указанного в соглашении о предоставлении субсидии, объему, предусмотренному в Решении Думы Усольского района "Об утверждении бюджета Усольского района" на соответствующий финансовый год.
При наличии расхождений в объемах бюджетных средств, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, должностным лицам Отдела финансового контроля Комитета необходимо выяснить причины, обусловившие несоответствие показателей;
в) подтверждение (оценка) соответствия положений соглашения о предоставлении субсидии положениям, предусмотренным Порядком предоставления прочих межбюджетных трансфертов бюджетам поселений, входящих в состав муниципального района Усольского района, утвержденным приложением N 20 Решения Думы Усольского района "Об утверждении бюджета Усольского района на 2019 год и плановый период 2020 - 2021 годов" от 25.12.2018 г. N 74;
г) подтверждение (оценка) соблюдения порядка и (или) условий предоставления субсидий, установленных соглашением о предоставлении субсидии, к которым в том числе относятся:
наличие документов, подтверждающих выполнение муниципальным образованием Усольского района условий предоставления субсидии;
д) подтверждение (оценка) выполнения обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии, включая:
- осуществление контроля за соблюдением муниципальным образованием Усольского района условий предоставления субсидии и других обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии;
- осуществление оценки результативности осуществления мероприятий, в целях софинансирования которых предоставлены субсидии, с учетом обязательств по достижению значений показателей результативности, установленных соглашением о предоставлении субсидии;
- обеспечение расчета объема средств, подлежащего возврату в бюджет Усольского района в связи с недостижением значений показателей результативности использования субсидии и (или) несоблюдением графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов муниципальной собственности, и направление муниципальному образованию Усольского района требования о возврате средств в бюджет Усольского района в указанном объеме;
е) подтверждение (оценка) соблюдения сроков и порядка принятия правового акта главного распорядителя средств бюджета Усольского района о передаче полномочий получателя средств бюджета Усольского района по перечислению в бюджеты муниципальных образований Усольского района субсидий органам, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов;
ж) подтверждение (оценка) соблюдения сроков и порядка принятия решения о наличии (об отсутствии) потребности в неиспользованном по состоянию на 1 января соответствующего финансового года остатке субсидии и использовании указанных средств в очередном финансовом году на цели, соответствующие целям их предоставления;
з) подтверждение (оценка) соблюдения порядка применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации при составлении бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета Усольского района, формировании расходных расписаний и платежных документов на перечисление субсидий (применительно к субсидиям, в отношении которых полномочия по их перечислению не переданы органам, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов).
11. При проверке использования финансовыми органами муниципальных образований Усольского района (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета Усольского района) субсидий должностными лицами Отдела финансового контроля Комитета осуществляются следующие контрольные действия по изучению законности финансовых и хозяйственных операций:
а) подтверждение (оценка) соблюдения порядка внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета муниципального образования Усольского района в части увеличения расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия;
б) подтверждение (оценка) соблюдения целевого использования субсидии путем сопоставления целевого назначения субсидии, предусмотренного соглашением о предоставлении субсидии, с целями расходования субсидии, установленными в договорах, соглашениях, государственных контрактах, заключенных в целях исполнения расходных обязательств муниципального образования Усольского района, источником финансового обеспечения которых является субсидия, с учетом их фактического выполнения;
в) подтверждение (оценка) соблюдения условий предоставления (расходования) субсидий, установленных соглашением о предоставлении субсидии, к которым в том числе относятся:
- наличие перечня мероприятий, утвержденного правовым актом муниципального образования Усольского района, в целях софинансирования которых предоставлены субсидии (в отношении субсидий на капитальные вложения в объекты муниципальной собственности - наличие перечня объектов муниципальной собственности, в целях софинансирования капитальных вложений в которые предоставлены субсидии);
- наличие в бюджете муниципального образования Усольского района бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования Усольского района, софинансирование которого осуществляется за счет субсидии, и порядка определения указанных ассигнований;
- использование экономически эффективной проектной документации повторного использования (при наличии такой документации) - в отношении субсидий на капитальные вложения в объекты муниципальной собственности;
- возврат муниципальным образованием Усольского района средств в бюджет Усольского района, в случае недостижения значений показателей результативности использования субсидий и (или) несоблюдения графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов муниципальной собственности;
г) подтверждение (оценка) соблюдения порядка предоставления (расходования) субсидии, установленного соглашением о предоставлении субсидии, в том числе:
- порядка представления документов, подтверждающих выполнение муниципальным образованием Усольского района условий предоставления субсидии;
- порядка представления документов, связанных с исполнением расходных обязательств муниципального образования Усольского района, в целях софинансирования которых предоставлены субсидии, необходимых для перечисления субсидии в бюджет муниципального образования Усольского района;
д) подтверждение (оценка) выполнения обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии, в том числе:
- обязательств по достижению значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставлены субсидии;
- обязательств по исполнению графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов муниципальной собственности;
- обязательств о согласовании с субъектом бюджетного планирования в случаях, предусмотренных федеральными законами, муниципальной программы муниципального образования Усольского района и вносимых в нее изменений, которые влекут изменения объемов финансового обеспечения и (или) показателей результативности муниципальной программы и (или) изменение состава мероприятий указанной программы, в целях софинансирования которой предоставлены субсидии;
- обязательств о представлении отчетов в сроки и порядке, установленные соглашением о предоставлении субсидии;
- обязательств о возврате в установленные соглашением о предоставлении субсидии сроки и порядке в бюджет Усольского района, не использованного по состоянию на 1 января соответствующего финансового года остатка субсидии;
е) подтверждение (оценка) соблюдения порядка применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации при составлении сводной бюджетной росписи бюджета Усольского района, бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета Усольского района, платежных документов на перечисление субсидий.
12. При проверке предоставления и (или) использования иных межбюджетных трансфертов контрольные действия осуществляются на основе положений, указанных в пунктах 10 - 11 Стандарта, с учетом целей, условий и порядка предоставления и (или) использования указанных средств, предусмотренных в правовых актах, устанавливающих правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов.
13. В целях проведения обследования в рамках проверки объектов контроля, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 5 Стандарта, осуществляется анализ и оценка состояния сферы деятельности объектов контроля по направлениям предоставления и (или) использования межбюджетных трансфертов. Перечень контрольных действий, осуществляемых в ходе проведения указанных обследований, включает, в том числе:
13.1 при проведении обследования объектов контроля, указанных в подпункте "а" пункта 5 Стандарта, анализ и оценку:
- общего состояния сферы деятельности объекта контроля;
- нормативного правового регулирования сферы деятельности объекта контроля;
- реализации функций объекта контроля в установленной сфере деятельности;
13.2 при проведении обследования объектов контроля, указанных в подпункте "б" пункта 5, Стандарта анализ и оценку:
- финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля;
- состояния платежной дисциплины;
- направления деятельности объекта контроля, которому предоставлены межбюджетные трансферты.
IV. Оформление резолютивной части акта проверки
14. По результатам проведения проверки оформляется акт проверки.
15. В случае выявления несоблюдения порядка, целей и условий предоставления средств из бюджета Усольского района по результатам проведения проверки предоставления главными администраторами (администраторами) средств бюджета Усольского района субсидии, в акте проверки отражаются:
а) нарушение порядка и (или) условий предоставления субсидии, установленных соглашением о предоставлении субсидии, выразившееся, в том числе в:
- предоставлении субсидии при отсутствии документов, подтверждающих выполнение муниципальным образованием Усольского района условий предоставления субсидии;
- предоставлении субсидии в объеме, превышающем предельный уровень софинансирования расходных обязательств муниципального образования Усольского района из бюджета Усольского района;
- несоблюдении графика перечисления субсидии (в случае, если полномочия по перечислению субсидий не переданы территориальным органам Федерального казначейства);
б) нарушение обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии, выразившееся, в том числе в:
- неосуществлении (ненадлежащем осуществлении) контроля за соблюдением муниципальным образованием Усольского района условий предоставления субсидии и других обязательств, предусмотренных соглашением;
- необеспечении расчета объема средств, подлежащего возврату в бюджет Усольского района в связи с недостижением значений показателей результативности использования субсидии и (или) несоблюдением графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов муниципальной собственности, и ненаправлении муниципальному образованию Усольского района требования о возврате средств в бюджет Усольского района в указанном объеме;
в) нарушения, выразившиеся в:
- несоответствии объемов субсидии, указанных в документах, являющихся правовым основанием их предоставления, фактическим объемам;
- несоблюдении требований к оформлению соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с типовой формой соглашения;
- несоблюдении сроков и порядка принятия правового акта главного распорядителя средств бюджета Усольского района о передаче полномочий получателя средств бюджета Усольского района по перечислению в бюджеты муниципальных образований Усольского района субсидий органам, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов;
- несоблюдении сроков и порядка принятия решения о наличии (об отсутствии) потребности в неиспользованном по состоянию на 1 января соответствующего финансового года остатке субсидии и использовании указанных средств в очередном финансовом году на цели, соответствующие целям их предоставления;
- несоблюдении порядка применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации.
16. В случае выявления нецелевого использования бюджетных средств по результатам проведения проверки использования субсидий финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджетов муниципальных образований Усольского района) в акте проверки отражаются факты нецелевого использования субсидии, выразившегося в направлении субсидии и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, установленным соглашением о предоставлении субсидии.
17. В случае выявления несоблюдения порядка, целей и условий предоставления средств из бюджета Усольского района по результатам проведения проверки использования субсидий финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджетов муниципальных образований Усольского района) в акте проверки отражаются:
а) нарушение условий предоставления (расходования) субсидий, выразившееся, в том числе в:
- отсутствии правового акта муниципального образования Усольского района об утверждении перечня мероприятий (объектов муниципальной собственности), в целях софинансирования которых предоставлены субсидии;
- отсутствии в бюджете муниципального образования Усольского района бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования Усольского района, софинансирование которого осуществляется за счет субсидии, и порядка определения указанных ассигнований;
- осуществлении капитального строительства объектов муниципальной собственности без использования экономически эффективной проектной документации повторного использования (при наличии такой документации);
- необеспечении возврата средств в бюджет Усольского района в связи с недостижением значений показателей результативности использования субсидии и (или) несоблюдением графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов муниципальной собственности;
б) нарушение порядка предоставления (расходования) субсидий, выразившееся, в том числе в:
- несоблюдении порядка представления документов, подтверждающих выполнение муниципальным образованием Усольского района условий предоставления субсидии;
- несоблюдении порядка представления документов, связанных с исполнением расходных обязательств муниципального образования Усольского района, в целях софинансирования которых предоставлены субсидии, необходимых для перечисления субсидии в бюджет муниципального образования Усольского района;
в) нарушение обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии, выразившееся, в том числе в:
- недостижении значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставлены субсидии;
- неисполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов муниципальной собственности;
- несогласовании с субъектом бюджетного планирования в случаях, предусмотренных федеральными законами, муниципальной программы и вносимых в нее изменений, которые влекут изменения объемов финансового обеспечения и (или) показателей результативности муниципальной программы и (или) изменение состава мероприятий указанной программы, в целях софинансирования которой предоставлены субсидии;
- несоблюдении порядка и сроков представления отчетов, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии;
- несоблюдении порядка и сроков возврата в бюджет Усольского района не использованного по состоянию на 1 января соответствующего финансового года остатка субсидии.
18. В случае выявления прочих нарушений по результатам проведения проверки использования субсидий финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджетов муниципальных образований Усольского района) в акте проверки отражаются нарушения, выразившиеся в:
- несоблюдении порядка внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета муниципального образования Усольского района в части увеличения расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия;
- несоблюдении порядка применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации.
19. Резолютивная часть акта проверки предоставления и (или) использования иных межбюджетных трансфертов оформляется на основе положений, указанных в пунктах 15 - 18 Стандарта, с учетом целей, условий и порядка предоставления и (или) использования указанных средств, предусмотренных в правовых актах, устанавливающих правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов.
V. Реализация результатов проверки
20. Реализация результатов проверки предусматривает подготовку документов для применения мер ответственности, соответствующих выявленным нарушениям.
21. В случае нарушения главными распорядителями средств бюджета Усольского района порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов Отдел финансового контроля направляет материалы проверки в соответствующий орган для применения мер административной ответственности, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
22. В случае нарушения финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств муниципальных образований Усольского района:
а) целевого назначения межбюджетных трансфертов Отдел финансового контроля Комитета направляет уведомление о применении бюджетной меры принуждения, предусмотренной статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и направляет материалы проверки в соответствующий орган для применения мер административной ответственности, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
б) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов Отдел финансового контроля Комитета направляет уведомление о применении бюджетной меры принуждения, предусмотренной статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации и направляет материалы проверки в соответствующий орган для применения мер административной ответственности, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
в) порядка предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов Отдел финансового контроля Комитета направляет материалы проверки в соответствующий орган для применения мер административной ответственности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
23. Выявленные по результатам проверки нарушения, в том числе указанные в пунктах 21 - 22 Стандарта, которые подлежат устранению объектами контроля, отражаются в предписаниях, направляемых объектам контроля и содержащих требования об устранении таких нарушений.
24. Выявленные по результатам проверки нарушения, в том числе указанные в пунктах 21 - 22 Стандарта, отражаются в представлениях, направляемых объектам контроля и содержащих требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений.
25. В случае выявления обстоятельств и фактов, свидетельствующих о признаках нарушений, относящихся к компетенции другого органа (должностного лица), такие материалы направляются в указанный орган для рассмотрения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Зам. мэра - председатель Комитета по экономике |
Н.А.Касимовская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.