Решение Новосибирского областного суда от 8 сентября 2020 г. N 3а-100/2020 (извлечение)
Закрытое акционерное общество "Горького 39" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, определенного Приказом департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 20 декабря 2019 года N 5183 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", в части строки с порядковым номером 347. В обоснование требований указав, что является собственником здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>
Административный истец полагает, что включение вышеуказанного объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее по тексту - Перечень) противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку указанный объект недвижимости не обладает признаками административно-делового или торгового центра.
Представитель административного истца Т.В., действующий в пределах полномочий указанных в доверенности, в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области Т.И., действующая на основании доверенности требования не признала, пояснив, что приказ принят в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей необходимым удовлетворить административное исковое заявление, приходит к следующему.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Оспариваемыми, в части, нормативными правовыми актами урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
20 декабря 2019 года Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области принят приказ N 5183 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", который опубликован на официальном сайте Правительства Новосибирской области http://www.nsopravo.ru, 20 декабря 2019 года.
Исходя из положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Новосибирской области от 28 апреля 2014 года N 182-п "Об определении уполномоченного органа", в качестве уполномоченного исполнительного органа государственной власти, по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, определен - Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области.
Следовательно, Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области является органом, который на момент издания приказов, обладал достаточной компетенцией для принятия по предметам совместного ведения названных нормативных правовых актов. Приказы подписаны уполномоченным лицом.
В соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации приказы размещены на официальном сайте Правительства Новосибирской области до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введены в действие и опубликованы в установленном порядке.
Приказом Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 20 декабря 2019 года N 5183 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Абзацем первым пункта 1 статьи 4.5 Закона Новосибирской области от 16 октября 2003 года N 142-ОЗ "О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области" установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексы) общей площадью свыше 3000 квадратных метров и помещения в них.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области от 20 декабря 2019 года, в целях применения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Новосибирской области "О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области" принят приказ N 5183 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лицу определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год".
В данный Перечень в строку с порядковым номером 347, в том числе, включен объект недвижимого имущества - здание, назначение: нежилое, площадью N кв. м, с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>, по тем основаниям, что земельный участок с кадастровым номером N на котором располагается здание, имеет вид разрешенного использования, который позволяет размещать, в том числе общественные здания административного назначения.
Из материалов дела следует, что закрытое акционерное общество "Горького 39" является собственником спорного здания и земельного участка на котором оно расположено: площадью N кв. м с кадастровым номером N, категория земель - земли поселений, данный земельный участок постановлен на кадастровый учет в 2001 году, до августа 2020 года имел вид разрешенного использования - "для эксплуатации административного здания" N. В августе 2020 года вид разрешенного использования земельного участка был изменен: "для эксплуатации административного здания, для объектов общественно-делового значения" N
Вместе с тем, существовавший на дату принятия оспариваемого приказа вид разрешенного использования земельного участка "для эксплуатации административного здания" не мог служить основанием для принятия оспариваемой нормы в 2019 году ввиду следующего.
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Новосибирску установлен в постановлении Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года N 535-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области"
В соответствии с данным постановлением, группы видов разрешенного использования земель населенных пунктов определены в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года N 39.
Методические указания к группе видов разрешенного использования относили: к группе 1.2.5 - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; к группе 1.2.7 - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
Между тем, текстовое наименование вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N "для эксплуатации административного здания", не свидетельствует, что установленное разрешение предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также не совпадает с его числовым обозначением (1.2.5 и 1.2.7), поскольку не содержит указание на размещение объектов торговли, офисных зданий делового и коммерческого назначения, общественного питания и бытового обслуживания.
Названный земельный участок относится к 9 виду разрешенного использования (код 1.2.9) - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Из анализа положений Методических указаний следует, что 9 вид разрешенного использования земельных участков не позволяет размещать на нем офисные здания делового, административного и коммерческого назначения. В данном случае допускается размещение объектов, составляющих инфраструктуру предприятия и входящих в состав единых комплексов, включающих в себя в качестве неотъемлемых частей объекты различного назначения.
Вышеназванный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N "для эксплуатации административного здания", безусловно, не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, в связи с чем, содержание вида разрешенного использования земельного участка могло быть установлено с учетом фактического использования объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.
В связи с этим административным ответчиком должны быть представлены данные о фактическом использовании объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, или представлены сведения, содержащиеся в кадастровом паспорте данного объекта или документах технического учета (инвентаризации), указывающие о размещении офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры не менее 20 процентов общей площади административного здания.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 пункта 1 Порядка установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, утвержденного постановление Правительства Новосибирской области от 22 июня 2015 года N 225-п, для установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области проводит мероприятия по установлению вида фактического использования объектов недвижимости.
Для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью составления перечня используются: межведомственное взаимодействия департамента с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Новосибирской области, государственными органами Новосибирской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области; запросы департаментом сведений и документов, необходимых для установления вида фактического использования объектов недвижимости, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками (владельцами) объектов недвижимости; обследование фактического использования объектов недвижимости (пункт 1 Порядка.)
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Тогда как по данному делу доказательств, свидетельствующих о фактическом использовании принадлежащего административному истцу здания на момент включения его в перечень на 2020 год, в материалах дела не имеется.
Представленный административным ответчиком Акт фактичного использования объектов недвижимости, составленный 17 августа 2020 года, не может быть принят судом в качестве доказательств, поскольку он составлен после включения здания в перечень.
Обследования здания в 2019 году административным ответчиком не производилось.
По этому же основанию судом не принимаются в качестве доказательств и копии договоров аренды помещений, расположенных в спорном здании, так как они заключены уже непосредственно в 2020 году.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исходя из установленного вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, указанный в строке с порядковым номером 347 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лицу определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год - объект недвижимости не отвечает критериям, определенным налоговым законодательством, для возможного отнесения его к административно-деловым центрам и торговым центрам (комплексам).
Следовательно, он не может быть признан объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2020 год, согласно положениям абзаца первого пункта 1 статьи 4.5 Закона Новосибирской области от 16 октября 2003 года N 142-ОЗ "О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в <адрес>".
В соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений статьи 383 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 4.3 Закона Новосибирской области от 16 октября 2003 года N 142-ОЗ "О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области" налог на имущество организаций уплачивается по истечении налогового периода не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В данном случае, включение спорного здания в Перечень произведено в целях налогообложения на 2020 год. На момент подачи административного иска в суд срок уплаты налога не наступил.
В силу статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2020 год), признание отдельных его положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
При таких обстоятельствах, Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, в оспариваемой части подлежит признанию противоречащим федеральному законодательству и не действующим с момента принятия нормативного правового акта.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление закрытого акционерного общества "Горького 39" удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, определенный приказом Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 20 декабря 2019 года N 5183 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", в части строки с порядковым номером 347.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на официальном интернет-портале <адрес> (www.nsopravo.ru).
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.
Председательствующий по делу |
И.Н. Петрунина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента по тарифам Новосибирской области от 3 декабря 2018 г. N 601-ТЭ "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую Акционерным обществом "Энергетик" потребителям на территориях города Новосибирска и Новосибирского района Новосибирской области, на долгосрочный период регулирования 2019 - 2023 годов"
Настоящий приказ вступает в силу с 3 декабря 2018 г.
Долгосрочные параметры регулирования, установленные в пунктах 1 и 2 настоящего приказа, и тарифы, установленные в пунктах 3 и 4 настоящего приказа, действуют с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2023 г.
Текст приказа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.nsopravo.ru 29 декабря 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Департамента по тарифам Новосибирской области от 18 ноября 2022 г. N 539-ТЭ
Изменения вступают в силу с 1 декабря 2022 г.
Приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 1 марта 2022 г. N 43
Изменения вступают в силу с 1 марта 2022 г.
Приказ Департамента по тарифам Новосибирской области от 14 декабря 2021 г. N 446-ТЭ
Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.
Приказ Департамента по тарифам Новосибирской области от 18 декабря 2020 г. N 583-ТЭ
Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.
Приказ Департамента по тарифам Новосибирской области от 6 декабря 2019 г. N 577-ТЭ
Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.