Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Концепция и научно-методические основы построения Программы
Программа "Столичное образование" определяет образовательную политику Правительства Москвы на 1994-1996 годы и предназначена для консолидации усилий:
- Московского Правительства, сознающего важнейшую политическую и социальную роль столичного образования и заинтересованного в преуспевании и укреплении позиций образования в меняющихся социальных условиях;
- работников образования, осуществляющих процесс обучения, воспитания и формирования подрастающего поколения;
- представителей научной общественности, которые стремятся превратить образование в основное средство создания культурного пространства столицы;
- жителей города и родительской общественности, которые являются основными заказчиками и пользователями высокоэффективных и современных образовательных услуг;
- представителей всех отраслей социально-культурной сферы, (медицины, культуры, органов внутренних дел и социальной защиты) формирующих социальный облик города.
- Региональная Программа развития столичного образования строится как принципиально открытая для реально действующих и потенциально возможных участников ее реализации.
1.1. Анализ ситуации и состояние дел в системе образования Москвы
В настоящее время в системе московского образования имеется целостная структура всех ступеней образования и существует большое разнообразие образовательных учреждений общего, среднего, профессионального и дополнительного образования, большое количество учреждений, которые были созданы другими ведомствами, складывается сеть негосударственных учреждений (таблицы 1-8).
Функционирование и развитие образования осуществляется в условиях отставания материально-технической базы и оснащенности образовательных учреждений от требований учебно-воспитательного процесса, серьезного кризиса в высшей школе по кадровому обеспечению системы (таблица 9-17).
Переход системы образования из режима функционирования в режим развития (ликвидация единообразия образовательных учреждений, открытие инновационных учреждений, образование экспериментальных площадок, поддержка возникновения негосударственных школ и т.д.) во многом был обеспечен созданной правительством Москвы в 1991 году структурой управления системой образования.
Положенный в основу отраслевой принцип обеспечил прямое финансирование системы, которое помогло обеспечить целенаправленное использование государственных средств. Вместе с тем, данное финансирование не обеспечивает в полной мере процессы развития.
Вертикальное управление, определяющее назначение руководителей учебных округов непосредственно Московским департаментом образования, позволило в условиях конфронтации органов законодательной и исполнительной власти, сохранить кадры профессиональных управленцев, избежать втягивания в политическую борьбу системы образования в целом.
Профессиональная, двухзвенная (МДО и образовательные учреждения) система управления образованием Москвы позволила сэкономить средства, сократить управленческий аппарат, существенно упростить решение профессиональных управленческих вопросов, своевременно реагировать на социальный заказ общества в области образования, четко и оперативно ставить задачи перед смежными структурами.
Однако углубление социально-экономического кризиса в России не могло не отразиться на состоянии образовательной и социокультурной среды.
В городе происходит падение общекультурного уровня взрослого населения. В семье ярко стали проявляться тенденции к разрушению родительских отношений, отчуждению поколений друг от друга, что приводит к искаженным формам включения детей в социально-экономическую и культурную жизнь общества. (таблицы 24-29)
Углубляет эту ситуацию и распад культурно-досуговых центров. Недоступны стали для детей и молодежи занятия на стадионах, посещение музеев, театров, ослаблена работа по месту жительства с детьми и подростками.
Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей, о чем свидетельствуют следующие данные. От 1-го к 8-му классу процент школьников, имеющих первую группу (здоровые дети), уменьшается в 1,2 раза и составляет 48%; имеющих вторую группу здоровья (группа риска), увеличивается с 30.5 до 35.2%; имеющих третью группу здоровья (хронические больные), увеличивается в 2.1 раза и составляет 16.7%, т.е. к 14 годам почти каждый 5-й ребенок имеет то или иное хроническое заболевание (таблицы 18-20).
Высокая заболеваемость детей всех возрастов в условиях социальной нестабильности требует координации действий всех заинтересованных служб, создание межведомственных, финансово-обеспеченных детских образовательно-профилактических (медицинских) программ.
В настоящее время, как никогда, стали актуальны проблемы профилактической работы в борьбе за здоровый образ жизни по всем направлениям: наркомания, токсикомания, алкоголизм, СПИД, суицид. Каждое пятое преступление среди подростков совершается в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, меняется и характер детской преступности. (Таблица 21-23).
Усиливает социальную напряженность разрозненность действий органов опеки и попечительства, учебных заведений, правоохранительных органов, культурно-просветительских организаций и учреждений.
1.2. Специфика и назначение столичного образования
Специфика столичного образования определяется тем, что Москва является:
A. - мегаполисом, гигантским городом;
Б. - столицей России;
B. - одной из ведущих мировых столиц.
А. Москва - город, интегрирующий в своей жизни многочисленные этнонациональные и конфессиональные общности. Создать условия для культурного самоопределения учащихся в области национальных, этнических и религиозных проблем - важнейшая задача московской школы.
В условиях мегаполиса взаимосвязи личности с социально-культурной средой выстраиваются как сложнейшие, многомерные и многоуровневые; определяющими являются связи личности с различными институтами общества и государства.
Так, институты права, экономики, церкви, науки, искусства оказываются особой образовательной средой, определяющей развитие личности в мегаполисе - центре науки и культуры. Школа должна ориентировать ребенка во взаимодействиях с этими институтами.
Б. Москва, являясь символом Российской государственности, аккумулирует в себе историю развития России, определяет закрепление и воспроизводство российских государственных традиций и форм жизни. Именно поэтому, столичное образова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.