Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 23 октября 2020 г. N 03-05-04-03/92628
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты государственной пошлины при обращении в регистрирующий орган за государственной регистрацией передачи управляющей компанией прав и обязанностей по договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом другой управляющей компании, а также по вопросу внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) в части дополнения пункта 1 статьи 333.33 НК РФ положением, предусматривающим размер государственной пошлины за государственную регистрацию доверительного управления недвижимым имуществом, находящимся в составе паевого инвестиционного фонда, в том числе осуществляемую в связи со сменой управляющей компании (в том числе в части дополнения подпункта 22.1 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ), и сообщает.
Согласно пункту 4 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.
Пунктом 1 статьи 1012 ГК РФ предусмотрено, что по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Указанной нормой аналогично предусмотрено, что передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
Особенности доверительного управления паевыми инвестиционными фондами устанавливаются законом (пункт 4 статьи 1012 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Закон N 156-ФЗ) паевой инвестиционный фонд - обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 156-ФЗ имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности.
На основании части 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Из содержания части 5 статьи 42 Закона N 218-ФЗ следует, что право общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), ограничения этого права и обременения такого имущества или сделок с таким имуществом подлежат государственной регистрации.
Согласно пункту 141 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 декабря 2015 г. N 943 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки" (далее - Порядок) запись о государственной регистрации доверительного управления недвижимым имуществом, находящимся в составе паевого инвестиционного фонда, вносится как запись об ограничении (обременении).
В записи об ограничении (обременении) указываются, в частности, документы-основания: реквизиты договора доверительного управления (в том числе дата и номер регистрации правил доверительного управления в федеральном органе исполнительной власти по рынку ценных бумаг) (пункт 141 Порядка).
Управляющая компания, если это предусмотрено правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом, вправе в порядке, установленном нормативными актами Банка России, передать свои права и обязанности по договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом другой управляющей компании (пункт 5 статьи 11 Закона N 156-ФЗ).
Пункт 142 Порядка устанавливает, что при передаче управляющей компанией прав и обязанностей по договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом другой управляющей компании формируется новая запись об ограничении (обременении) о доверительном управлении паевым инвестиционным фондом управляющей компании, которой были переданы права и обязанности по договору доверительного управления. При этом в новую запись об ограничении (обременении), за исключением сведений о номере регистрации и лице, в пользу которого ограничивается право, вносятся сведения, аналогичные записям об ограничении (обременении), о доверительном управлении паевым инвестиционным фондом управляющей компании, в которой была указана первоначальная управляющая компания.
Основываясь на вышесказанном, полагаем, что доверительное управление паевым инвестиционным фондом сохраняется с момента его первоначальной государственной регистрации, а передача управляющей компанией прав и обязанностей по договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом другой управляющей компании влечет за собой внесение изменений в ЕГРН и государственная пошлина уплачивается за внесение изменений в записи ЕГРН о правах, об ограничениях прав и обременениях недвижимого имущества в соответствии с подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Изложенная позиция подтверждается судебной практикой, в частности решением Арбитражного суда Московской области от 22.10.2018 по делу N А41-62573/2018, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11.06.2019 N Ф05-7732/2019, постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.06.2020 N Ф08-2799/2020.
В связи с изложенным полагаем, что внесение изменений в НК РФ в части дополнения пункта 1 статьи 333.33 НК РФ положением, предусматривающим размер государственной пошлины за государственную регистрацию доверительного управления недвижимым имуществом, находящимся в составе паевого инвестиционного фонда, в том числе осуществляемую в связи со сменой управляющей компании, не требуется.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 23 октября 2020 г. N 03-05-04-03/92628
Текст письма опубликован не был