Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Программе "Развитие образования
в Урупском муниципальном районе"
на 2021 - 2023 годы
Подпрограмма 2
по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних "Ребёнок и закон"
Паспорт Подпрограммы 2
Подпрограмма разработана на основе следующих документов: |
1. Конституция Российской Федерации. 2. Федеральный закон "Об образовании в РФ" (с изменениями и дополнениями) от 29.12.2012 N 273-ФЗ. 3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.09.96 N 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями). 4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001N 174-ФЗ (с изменениями и дополнениями). 5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями). 6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (с изменениями и дополнениями). 7. Федеральный закон от 24.06.99 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями). 8. Конвенция о правах ребенка от 26.01.1990. 9. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". |
Основная цель Подпрограммы |
Формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры у школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности и здорового образа жизни. |
Задачи Подпрограммы |
1. Воспитание у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам; 2. Усиление профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников. 3. Активизация просвещения и разъяснительной работы среди обучающихся и родителей по правовым вопросам; 4. Формирование навыков законопослушного поведения несовершеннолетних. 5. Содействие улучшению детско-родительских - педагогических отношений. |
Прогнозируемые результаты реализации мероприятий Подпрограммы |
Повышение уровня правовой информированности педагогов, родителей, обучающихся школы; Повышение уровня культуры и воспитанности обучающихся, формирование имиджа ученика школы; Сдерживание роста правонарушений среди обучающихся; Активизация роли семьи в плане воспитания законопослушного, успешного и ответственного ребенка Быть толерантным во всех областях общественной жизни; Осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость. |
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних - это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Пребывание ребенка в школе целесообразно рассматривать как этап его жизни, предполагающий создание условий не только для физического оздоровления, но и для личностного роста молодого человека, для формирования законопослушного гражданина.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Необходимо, чтобы обучающиеся правильно ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена. Очень важно уделять внимание понятиям "доброта", "честность", "порядочность", вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
В Федеральном Законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" N 120-ФЗ от 24.06.1999 (с изменениями на 13.07.2015), ст. 14.5 подчеркнута необходимость разработки и внедрения в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленной на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста всегда занимала одно из главных мест. Рост правонарушений и преступности в обществе, а следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения как обучающихся, так и их родителей.
Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что необходимо иметь не только юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.
Согласно Закону N 120-ФЗ, в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи:
1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении.
2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, трудной жизненной ситуации или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования. Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении, трудной жизненной ситуации - это лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.
3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации. Семья, находящаяся в социально-опасном положении, трудной жизненной ситуации - это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
4. Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, дополнительного образования и привлечение к участию в них несовершеннолетних.
5. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения.
Ликвидация пробелов в знаниях обучающихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими обучающимися, организовать помощь классным руководителям с неуспевающими учениками.
Работа с обучающимися, пропускающими занятия без уважительной причины, является так же очень важным звеном в воспитательной и учебной работе, которая обеспечивает успешную профилактику правонарушений.
Организация досуга обучающихся. Вовлечение обучающихся в занятия спортом, художественным творчеством, кружковую работу, дополнительное образование - это одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, которое способствует развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения. Классные руководители, социальный педагог и заместитель директора по УВР принимают необходимые меры по привлечению обучающихся в спортивные секции, кружки и дополнительное образование. Особое внимание в данном вопросе уделяется обучающимся из семей, находящихся СОП или оказавшихся в ТЖС.
Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала.
Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов правовых знаний - необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия.
Работа по выявлению обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют социального педагога, заместителя директора по УВР, кураторов параллели. Классные руководители и социальный педагог посещают семью, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Семьи, состоящие на учёте в КДН, посещаются совместно с инспектором ОДН.
Данные мероприятия предполагают использование различных подходов при работе со школьниками:
1. Информационный подход, который фокусируется на повышении уровня информированности подростков по правовым аспектам законодательства.
2. Приобретение и развитие общих жизненных навыков, которые помогут принять правильное решение при возникновении проблемных ситуаций.
3. Освоение социальных навыков, дающих возможность противостоять социальному давлению.
Реализация мероприятий Подпрограммы формирования законопослушного поведения несовершеннолетних позволит учащимся:
- овладеть системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;
- уважать и соблюдать права и законы;
- жить по законам морали и государства;
- быть законопослушным, активно участвовать в законодательном творчестве;
- быть толерантным во всех областях общественной жизни;
- осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.
Контроль за исполнением мероприятий осуществляет администрация школ.
Мероприятия Подпрограммы
N |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Привлечение обучающихся к культурно-досуговой и внеурочной деятельности (дополнительное образование, кружки, секции). |
В течение года |
Кл. руководители, заместитель директора, социальный педагог |
2. |
Составление социальных паспортов классов и школы с целью формирования базы данных получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе. |
Сентябрь |
Кл. руководители, Социальный педагог |
3. |
Сбор информации о детях и семьях, стоящих на разных формах учета, формирование базы данных. Оформление карточек на обучающихся, поставленных на учет |
Сентябрь, в течение учебного года |
Кл. руководители, социальный педагог |
4. |
Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Декады правовых знаний |
апрель |
Кл. руководители, заместитель директора, социальный педагог, инспектор ОДН. |
5. |
Организация и проведение "Дня здоровья" |
1 раз в четверть |
Кл. руководители, заместитель директора, социальный педагог, учителя физической культуры |
6. |
Кинолектории по профилактике детской преступности, правонарушений, бродяжничества |
Во время месячников, дней профилактики |
Кл. руководители, заместитель директора |
7. |
Проведение классных часов, родительских собраний по проблемам жестокого обращения с детьми, беседы с детьми и родителями, имеющими отклонения в поведении. |
В течение учебного года |
Кл. руководители, заместитель директора, социальный педагог |
8. |
Учет посещаемости школы обучающимися, состоящими на разных формах учёта, контроль занятости в каникулярное время. |
В течение года |
Кл. руководители, администрация, социальный педагог |
9. |
Проведение заседаний Совета профилактики. |
1 раз в четверть (по мере необходимости) |
Председателя СП, социальный педагог |
10. |
Проведение рейдов в семьи обучающихся, оказавшихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, состоящих на различных формах учёта |
В течение года |
Кл. руководители, социальный педагог, инспектор ОДН. |
11. |
Организация выставок творческих работ обучающихся по здоровому образу жизни. |
В течение года |
Кл. руководители, социальный педагог, учитель ИЗО |
12. |
Система тематических классных часов |
В течение года |
Кл. руководители |
13. |
Привлечение школьников к участию в правовых олимпиадах. |
В течение года |
Социальный педагог. |
Работа с обучающимися
Мероприятия |
Задача |
Форма проведения |
Исполнитель |
Сроки |
Работа с обучающимися, состоящими на различных видах учёта | ||||
1. Выявление детей с отклонениями в поведении в рамках школьной социально - психологической службы |
Обследование поведения обучающихся в период проведения диспансеризации |
Посещение уроков, наблюдения на переменных, при необходимости посещение семей, изучение круга общения |
Социальный педагог, классные руководители, заместитель директора по УВР |
В течение года |
2. Корректирование списка обучающихся, состоящих на профилактическом учете |
|
|
Социальный педагог. |
В течение года |
3. Постоянное наблюдение за поведением обучающихся и своевременная помощь при необходимости |
|
Проведение тестов, индивидуальных бесед |
Социальный педагог, заместитель директора по УВР |
В течение года |
4. Профилактическая работа с обучающимися |
Знакомство обучающихся с азами правовой культуры |
Беседы, классные часы |
Социальный педагог, классные руководители |
В течение года |
5. Информационнопросветительская работа |
Предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних |
Оформление стендов, правовых уголков, размещение информации на сайтах школ |
Социальный педагог. |
В течение года |
6. Вовлечение обучающихся в дополнительное образование, кружки и секции |
Профилактика асоциального поведения, охрана жизни, здоровья |
Проведение индивидуальных бесед с обучающимися, состоящими на учёте. |
Социальный педагог, классные руководители, заместитель директора по УВР |
В течение года |
7. День инспектора |
Предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних |
Индивидуальные и групповые беседы, викторины, лекции об административной ответственности, разрешению конфликтных ситуаций |
Инспектор ОДН ОМВД, социальный педагог |
1 раз в четверть |
Работа с родителями
Мероприятия |
Задача |
Форма проведения |
Исполнитель |
Сроки |
1. Консультации для родителей (по запросам) |
Педагогическое просвещение родителей, осуществление взаимодействия семьи и школы |
Беседы-лекции, посещения семей (плановые и по запросам) |
Социальный педагог |
В течение года |
2. Выступления с сообщениями, лекциями на родительских собраниях, согласно тематике. |
|
Социальный педагог, заместитель директора по УВР |
В течение года |
|
3. Вовлечение родителей в различные виды деятельности |
Социальный педагог, классные руководители |
В течение года |
||
4. Контроль за успеваемостью и посещаемостью обучающихся из семей, состоящих на профилактическом учёте и детей с отклонениями в поведении |
Социальный педагог, заместитель директора по УВР |
В течение года |
||
5. Посещение семей на дому |
Плановые посещение семей, состоящих на учёте в КДН, ОДН |
Социальный педагог, классные руководители |
В течение года |
|
6. Приглашения на заседания СП и малые педсоветы родителей, уклоняющихся от воспитания детей |
|
Социальный педагог, заместитель директора по УВР |
В течение года |
|
7. Знакомство родителей (законных представителей) с Уставом школы, частично с Законом об образовании, с Конвенцией и Декларацией о правах ребенка и другими нормативноправовыми документами |
Правовой родительский ликбез |
|
Социальный педагог, заместитель директора по УВР |
В течение года |
Организация каникулярного времени обучающихся | ||||
8. Сбор информации об отдыхе детей, состоящих на профилактическом учёте (СОП, ТЖС) |
|
Помощь в организации летнего отдыха обучающихся (путёвки в летние оздоровительные лагеря и пришкольные лагеря дневного пребывания) |
Социальный педагог, классные руководители, управление образования |
В течение года перед каникулами, май |
Тематика лекций для родителей
1. Каким должно быть воспитание в семье?
2. Воспитание ненасилием в семье.
3. Детская агрессивность, ее причины и последствия.
4. За что ставят на учет в полиции?
5. Как организовать свободное время вашего ребенка.
6. Как научиться быть ответственным за свои поступки?
7. Воспитание ответственностью.
Тематика бесед с учащимися по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних
N |
Темы |
Кол-во часов |
Сроки проведения |
|
|
||
1. |
Международные документы о правах ребенка. |
1 |
октябрь |
2. |
Правила поведения обучающихся. Для чего они нужны? |
1 |
ноябрь |
3. |
Мои права и права других людей. Мои обязанности. |
1 |
январь |
4. |
Возраст, с которого начинается уголовная ответственность. |
1 |
февраль |
5. |
Морально-нравственная ответственность за нарушение правил поведения в общественных местах |
1 |
март |
6. |
Защита прав ребенка и правовое воспитание. |
1 |
апрель |
Работ с педагогическими коллективами школ
Работа с педагогами | ||||
1. Консультации для учителей по запросам |
|
|
Социальный педагог |
В течение года |
2. Помощь в организации классных часов правовой направленности |
|
|
Социальный педагог |
В течение года |
3. Посещение семей, находящихся в СОП, ТЖС, опекаемых, детей-инвалидов, ОВЗ. Диагностика семей |
|
|
Социальный педагог, классные руководители |
В течение года |
4. Совместные проведения классных родительских собраний, родительских лекториев |
Педагогическое просвещение родителей |
|
Социальный педагог, классные руководители |
В течение года |
Организация каникулярного времени | ||||
5. Сбор информации об отдыхе детей, состоящих на профилактическом учёте (СОП, ТЖС) |
|
Помощь в организации летнего отдыха обучающихся (путёвки в летние оздоровительные лагеря и пришкольные лагеря дневного пребывания) |
Социальный педагог, классные руководители, управление образования |
В течение года перед каникулами, май. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.