Письмо Минфина России от 29 декабря 2020 г. N 02-04-10/115951
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации", в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе тем, Департамент считает необходимым сообщить.
Единые правила бухгалтерского учета основных средств определены положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства" (далее - СГС "Основные средства") и Инструкции по применение Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н).
Согласно пункту 8 СГС "Основные средства" к основным средствам относятся материальные ценности, являющиеся активами, при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от их использования экономических выгод или полезного потенциала и первоначальную стоимость материальной ценности как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить.
Положения СГС "Основные средства" применяются при ведении бухгалтерского учета основных средств, если иное не установлено Инструкцией N 157н.
В соответствии с пунктами 38 и 45 Инструкции N 157н операции с материальными объектами, относящимися к основным средствам, принимаются к бухгалтерскому учету с учетом группировки объектов основных средств, предусмотренной Общероссийским классификатором основных фондов (далее - ОКОФ) и отражаются на счете 0 101 00 000 "Основные средства", содержащем соответствующие аналитические коды групп синтетических счетов:
- 10 - Недвижимое имущество учреждения;
- 20 - Особо ценное движимое имущество учреждения;
- 30 - Иное движимое имущество учреждения;
- 90 - Имущество в концессии.
В случае если основное средство относится к недвижимому имуществу, то его принятие к учету и выбытие из учета согласно пункту 36 Инструкции N 157н осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.
Согласно действующему ОКОФ нежилое здание (производственно-служебный корпус) относится к группе 210.00.00.00.000 "Здания (кроме служебных)".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Здания (кроме служебных)" имеется в виду "Здания (кроме жилых)"
Исходя из вышеуказанных положений, нежилое здание (производственно-служебный корпус) соответствует критериям самостоятельного инвентарного объекта и при условии владения указанным объектом на праве оперативного управления и его соответствия критериям признания активов в составе основных средств, определенными пунктами 7 и 8 СГС "Основные средства", подлежит признанию в бюджетном учете учреждения в составе основных средств в качестве недвижимого имущества (счет 0 101 12 000 "Нежилые помещения (здания и сооружения) - недвижимое имущество учреждения").
Объекты недвижимого государственного (муниципального) имущества, которые соответствуют критериям признания объекта основных средств (в рассматриваемом случае - нежилое здание), предусмотренным пунктом 8 СГС "Основные средства", признаются в составе основных средств с отражением в бухгалтерском по их балансовой стоимости.
Стоимость основных средств формируется при необменных операциях, когда имущество получено от иного субъекта организации государственного сектора (учредителя), по стоимости, указанной предыдущим балансодержателем в передаточных документах (пункт 24 СГС "Основные средства").
Обращаем внимание, что переходные положения СГС "Основные средства" (в частности пункт 59, указанный в обращении) предназначены для первого применения стандарта в переходный период, определяемый как промежуток времени между годом до вступления в силу СГС "Основные средства" и годом введения в действие СГС "Основные средства" (с 01.01.2018).
В связи с изложенным, при признании субъектом учета объекта основных средств, поступившего в результате закрепления права оперативного управления по решению уполномоченного органа власти, следует руководствоваться пунктами 22-24 СГС "Основные средства".
При этом переходные положения пунктов 57-61 СГС "Основные средства" не применяются.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Нежилое здание (производственно-служебный корпус) соответствует критериям самостоятельного инвентарного объекта. При условии владения им на праве оперативного управления и соответствия критериям признания активов в составе основных средств корпус признается в бюджетном учете учреждения в составе основных средств в качестве недвижимости (счет 0 101 12 000 "Нежилые помещения (здания и сооружения) - недвижимое имущество учреждения").
Письмо Минфина России от 29 декабря 2020 г. N 02-04-10/115951
Текст письма опубликован не был