Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Усть-Джегутинского муниципального района
от 21.12.2020 N 539
Муниципальная программа
"Развитие малого и среднего предпринимательства в Усть-Джегутинском муниципальном районе"
Паспорт
муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Усть-Джегутинском муниципальном районе"
Наименование Программы |
"Развитие малого и среднего предпринимательства в Усть-Джегутинском муниципальном районе" (далее именуется - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы |
Администрация Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики |
Участники Программы |
Администрации городского и сельских поселений (по согласованию) Фонд поддержки предпринимательства Усть-Джегутинского района (по согласованию) ФПМП КЧР (по согласованию) |
Подпрограммы Программы |
отсутствуют |
Цели Программы |
Создание благоприятных условий на территории района для развития малого и среднего предпринимательства, способствующих созданию новых рабочих мест, развитию реального сектора экономики, пополнению бюджета |
Задачи Программы |
- Анализ и мониторинг среды развития малого и среднего предпринимательства; - Разработка и реализация мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (юридическая, консультационная и информационная поддержка); - Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности, рост привлекательности предпринимательства для населения. |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
- Количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 1000 человек населения района. - Количество вновь зарегистрированных в течение года субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц - Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций. |
Этапы и сроки реализации Программы |
2021 - 2023 годы |
Объемы бюджетных ассигнований Программы |
Муниципальная программа не требует финансирования. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- увеличить количество субъектов малого и среднего предпринимательства к 2023 году относительно количества предпринимателей 2020 года; - увеличить количество вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства к уровню 2020 года; - увеличить долю среднесписочной численности работников к 2023 году (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций относительно 2020 года; |
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, описание проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Развитие малого и среднего предпринимательства - одно из важнейших направлений развития и преобразований, происходящих в российской экономике. Малый бизнес является важным фактором, позволяющим, с одной стороны, снизить социальную напряженность и дать возможность определенным слоям населения, попавшим в сложную социально-экономическую ситуацию, найти применение своему физическому и интеллектуальному потенциалу, а с другой стороны, реализовать социально значимые идеи и проекты. Темпы роста численности субъектов малого предпринимательства в районе за последние три года и количество созданных в малом предпринимательстве рабочих мест говорят о том, что этот сектор экономики развивается динамично. Экономические показатели деятельности субъектов малого предпринимательства и увеличивающиеся поступления налогов в федеральный, республиканский и местный бюджеты свидетельствуют о стабилизирующем воздействии этого явления на экономику республики.
Сегодня в районе сфера малого и среднего бизнеса в той или иной степени охватывает порядка четверти трудоспособного населения - это те, кто работает на малых предприятиях и в фермерских хозяйствах, занимается индивидуальной трудовой деятельностью и предпринимательством без образования юридического лица.
Согласно статистическим данным на 01.01.2020 года в Усть-Джегутинском районе зарегистрировано 1540 предпринимателей без образования юридического лица.
В то же время цифры говорят о том, что в районе имеется огромный резерв для развития малого и среднего бизнеса.
Наибольший удельный вес субъектов малого предпринимательства задействован в торговле и общественном питании (40%), и за последние годы этот показатель имел относительно стабильный рост.
К промышленному сектору можно отнести 23% малых предприятий, к строительному - 21%, к материально-техническому снабжению и сбыту - 11%, но, в основном, малые предприятия района многопрофильные и занимаются несколькими видами деятельности.
Следует отметить, что на протяжении последних лет структура малых предприятий по среднесписочной численности имеет тенденцию к увеличению. Это означает, что предприятия успешно развиваются или официально оформляют работников.
Так же необходимо отметить, что на сегодняшний день инвестиционная активность малых предприятий находится на низком уровне. Доля малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет около 7%, что не отражает их реального инвестиционного потенциала.
Приоритетные отрасли реального сектора развиваются пока не в достаточной мере, а развитие малой инновационной практически отсутствует, так же практически не наблюдается роста крестьянско-фермерских хозяйств. Поэтому в создавшейся ситуации личные подсобные хозяйства заслуживают особого внимания в преобразованиях, проводимых в аграрной сфере.
Исходя из особенностей Карачаево-Черкесской Республики и Усть-Джегутинского района в частности и на основе анализа имеющегося опыта, приоритетными направлениями развития малого предпринимательства являются: производственная и перерабатывающая промышленность, а также сфера услуг.
Районную специфику экономической политики в сфере малого бизнеса определяет экономический потенциал района и одна из его составляющих - природно-ресурсный потенциал, уникальный по своему содержанию. Особое внимание необходимо уделить развитию промышленного сектора экономики - производству и реализации строительных материалов, развитие сельскохозяйственной отрасли и другим видам деятельности, которые создают благоприятную почву для развития малого и среднего предпринимательства. На данный момент, несмотря на то, что рынок этого вида услуг сегодня остается самым приоритетным, в районе этот сектор развит слабо.
Несмотря на ряд позитивных моментов в развитии малого предпринимательства района, положение предпринимателя, занимающегося производством, ухудшилось. Чрезмерно усложненная система налогообложения делает невыгодным любой вид производственной деятельности, выталкивает предпринимателя в "теневую" сферу, что приводит к криминализации предпринимательства. Эффективность малого предпринимательства сдерживается и такими факторами, как недостаток собственных денежных средств, высокие кредитные ставки коммерческих банков и ограниченные сроки предоставления кредитов, отсутствие гарантий возврата кредитов из-за низкого залогового обеспечения малых предприятий, неразвитость лизинговых отношений.
Все эти факторы отрицательно влияют на динамику роста числа малых предприятий. Сложившаяся ситуация требует значительной активизации государственной политики развития предпринимательства.
Для успешного развития малого предпринимательства требуется переход от стихийной деятельности к организованной на основе программного метода для налаживания обмена информацией, практического взаимодействия как предпринимателей между собой, так и с органами государственной власти и местного самоуправления. Программа позволит объединить и оптимизировать усилия всех существующих и создаваемых государственных республиканских органов, а также негосударственных организаций для достижения главной цели, увязать по срокам, ресурсам и исполнителям намечаемые мероприятия.
На муниципальном уровне необходимо продолжить преобразование нормативно-правовой среды, которая обеспечивала бы возможность нового этапа развития малого предпринимательства, что позволит существенно продвинуться в создании эффективной законодательной базы.
В решении этих задач важную роль должна сыграть созданная с участием государства инфраструктура поддержки предпринимательства. Укрепление системы созданной государством на уровне района бизнес-инкубатора повысит стабильность и управляемость системы государственной поддержки малого предпринимательства района, обеспечит выработку и проведение последовательной политики по финансированию развития малого предпринимательства. Основной целью создания бизнес-инкубатора является обеспечение условий для количественного воспроизводства малых предприятий, улучшение качественных параметров деятельности субъектов малого предпринимательства Усть-Джегутинского муниципального района (долговечность, надежность, финансово-экономическая эффективность). Обеспечение на льготных условиях потребностей субъектов малого предпринимательства, в проведении отраслевых выставок, ярмарок, конкурсов, межрайонных, межрегиональных конференций, семинаров и других мероприятий, направленных на укрепление взаимодействия предпринимательской общественности со структурами поддержки предпринимательства.
Основным инструментом реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства в районе является муниципальная программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Усть-Джегутинском муниципальном районе на 2021 - 2023 годы (далее Программа). Необходимость реализации Программы диктуется не только положениями Федерального закона от 24.07.07 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", но и необходимостью координации усилий органов власти и структуры поддержки малого предпринимательства. При этом следует учесть, что именно программный подход позволит четко представлять и реализовать намеченные цели, что в конечном итоге послужит для подъема экономики в целом.
Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной среды для развития малого предпринимательства и опирается на созданную инфраструктуру поддержки предпринимательства. В то же время Программа исходит из необходимости совершенствования механизмов реализации государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и ее более тесной координации с общими задачами экономической политики на средне - и долгосрочную перспективу.
2. Основные цели и задачи Программы, срок ее реализации
Основная цель Программы - создание благоприятных условий на территории района для развития малого и среднего предпринимательства, способствующих созданию новых рабочих мест, развитию реального сектора экономики, пополнению бюджета.
Для достижения поставленной цели Программы, а также исходя из объективных потребностей малого и среднего предпринимательства, необходимо решить ряд взаимосвязанных следующих задач:
- анализ и мониторинг среды развития малого и среднего предпринимательства
- разработка и реализация мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (юридическая, консультационная и информационная поддержка)
- пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности, рост привлекательности предпринимательства для населения.
Реализация Программы рассчитана на 2021 - 2023 годы.
3. Перечень основных мероприятий Программы
В рамках Программы, исходя из целей и поставленных задач, предусмотрена реализация комплекса программных мероприятий, которые приведены в приложении N 1 к Программе.
4. Ресурсное обеспечение Программы, обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной Программы.
Муниципальная Программа не требует финансирования.
5. Целевые показатели (индикаторы) и прогноз конечных результатов.
В соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Усть-Джегутинского муниципального района для выполнения Программы предусмотрены следующие целевые показатели (индикаторы):
- количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 1000 человек населения района.
- количество вновь зарегистрированных в течение года субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц;
- доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций.
Целевые показатели муниципальной программы установлены в абсолютных и относительных величинах, которые должны объективно характеризовать прогресс достижения цели, реализацию основных мероприятии в соответствии с показателями результатов (индикаторов) Программы.
Реализация основных мероприятий Программы позволит:
- увеличить количество субъектов малого и среднего предпринимательства к 2023 году относительно количества предпринимателей 2020 года;
- увеличить количество вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства к уровню 2020 года;
- увеличить долю среднесписочной численности работников к 2023 году (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций относительно 2020 года;
Перечень и значения целевых индикаторов муниципальной программы приведены в Приложении N 3 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.