Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
администрации Усть-Джегутинского
муниципального района
от 23.12.2020 N 548
Муниципальная программа
"Выявление и поддержка одаренных детей в Усть-Джегутинском муниципальном районе на 2021 -2023 годы"
г. Усть-Джегута
2020 г.
Паспорт муниципальной программы
"Выявление и поддержка одаренных детей в Усть-Джегутинском муниципальном районе на 2021 - 2023 годы"
Наименование программы |
Муниципальная программа "Выявление и поддержка одаренных детей в Усть-Джегутинском муниципальном районе на 2018 - 2020 годы" |
Ответственный исполнитель |
Управление образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района |
Соисполнители программы |
Муниципальные казенные образовательные организации Усть-Джегутинского муниципального района |
Участники программы |
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики (по согласованию) |
Цель Программы |
Создание оптимальных условий для функционирования единой муниципальной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной, творческой деятельности |
Задачи Программы |
1. Совершенствование муниципальной системы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями. 2. Создание системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих с одаренными детьми. 3. Совершенствование материально-технической базы учреждений, работающих с одаренными детьми, обеспечение оборудованием. |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
1. Доля уч-ся, участвующих в мероприятиях по выявлению одаренных детей по отношению к общему количеству учащихся в образовательных организациях Усть-Джегутинского муниципального района. 2. Доля учащихся, занимающихся исследовательскими работами среди учащихся образовательных организаций Усть-Джегутинского муниципального района. 3. Увеличение количества кружков, секций направленных на организацию внеклассной работы с одаренными детьми по различным учебным дисциплинам. |
Этапы и срок реализации Программы |
На 2021 - 2023 годы. |
Объемы бюджетных ассигнований Программы |
Объемы бюджетных ассигнований Программы на 2021 - 2023 годы составит -300,0 тыс. рублей, за счет средств бюджета Усть-Джегутинского муниципального района, в том числе: -2021 г. - 100,0 тыс. рублей; -2022 г. - 100,0 тыс. рублей; -2023 г. - 100,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- Увеличение количества одарённых детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности. - Повышение качества образования и воспитания детей. - Положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, фестивалей, творческих выставок, соревнований различного уровня. - Создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающего формирование и развитие личности, важнейшими качествами которого станут инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. - Создание творческого педагогического коллектива, участвующего в планировании и разработке программ, апробации экспериментов и инноваций, стимулирующих развитие профессиональных педагогических компетенций. |
Если школьник с первого класса подготовлен
к тому, что он должен учиться создавать,
придумывать, находить оригинальные
решения, то формирование личности будет
проходить на основе обогащения ее
интеллектуального профиля
Пояснительная записка
Муниципальная программа "Выявление и поддержка одаренных детей в Усть-Джегутинском муниципальном районе на 2021 - 2023 годы" разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования Усть-Джегутинского муниципального района и будет являться основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одарённым детям.
Концептуальные основы дают общий ответ на вопросы, что такое детская одаренность и кого следует считать одаренным, на какие методологические принципы следует опираться при работе с одаренными детьми. Это позволяет создавать общую схему выявления детской одаренности в районе, начиная с начальных классов, и разрабатывать методический инструментарий для практического решения как психологических, так и педагогических задач. Это прежде всего цели и содержание обучения, формы организации, методы и средства образовательной деятельности.
Понятия "детская одаренность" и "одаренные дети" определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны каждый ребенок "одарён", и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одаренный ученик - это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной(спортивная), академической(способность учиться), интеллектуальной(умение анализировать, мыслить), творческой
(не шаблонное мышление).
Важнейшим направлением решение данной проблемы, в ближайшей перспективы, является реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям этой категории обучающихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.
Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития, то есть определенные ФГОС. Основной задачей должно стать воспитание молодых людей, обладающих нестандартным мышлением, склонных к научным исследованиям, тех, кто будет готов - заниматься внедрением результатов этих исследований в жизнь.
Создание условий, обеспечивающих ранее выявление, обучение и воспитание одарённых детей, реализация их потенциальных возможностей, составляет одно из перспективных направлений развития системы образования.
На сегодня, осуществляется традиционное психолого-педагогическое сопровождение и поддержка детей, начиная с начальных классов, выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований, системное диагностирование педагогом-психологом. С целью выявления способных, мотивированных и одарённых детей, их самореализации и профессионального самоопределения, педагогами ОО Усть-Джегутинского муниципального района проводится тестирование и диагностическое исследование среди обучающихся 2-11 классов.
На первый план выходит альтернативная деятельностная парадигма образования, цели которой-развитие личности обучающегося на основе освоения способов деятельности. Согласно теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и их последователей, процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы. Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность. Все это придает особую актуальность задаче формирования в школе коммуникативного компонента универсальных учебных действий.
Таким образом, у нас есть одаренные дети и педагоги, способные с ними работать, современная база, но отсутствует механизм взаимодействия для более успешной работы. Сложность заключается и в специфике работы с одарёнными детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:
1. Допустимый уровень научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией обучающихся.
2. Проблемным полем остаётся психолого-педагогическое сопровождение способных и одарённых детей.
Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере.
Разрешение вышеуказанных проблем возможно при комплексном и системном походе.
Очевидна необходимость Муниципальной программы "Выявление и поддержка одаренных детей в Усть-Джегутинском муниципальном районе на 2021 - 2023 годы" что позволит систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень.
1. Общая форма сферы реализации Программы.
Актуальность направления работы с одаренными детьми обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р), Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 03.04.2012 г.
Проводимые для детей мероприятия: предметные олимпиады, творческие конкурсы, научные конференции и другие позволили охватить более 63% школьников района, среди которых обозначились высокомотивированные школьники, способные к результативному участию в конкурсных мероприятиях на муниципальном, региональном, всероссийском и международном уровнях.
Для обеспечения сопровождения таких детей в достижении ими высоких результатов требуется внедрение новых форм работы, таких как: создание базовых площадок, участие школьников района во всероссийских тренингах, проведение научно-практических конференций школьников на всех этапах, начиная со школьного до всероссийского.
В районе на протяжении ряда лет накоплен определенный опыт организации мероприятий, направленных на выявление талантливых детей, социальную поддержку школьников, имеющих особые достижения в различных видах деятельности.
Приобщение талантливых и способных ребят к научно-исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ позволит создать благоприятные условия для их самообразования и профессиональной ориентации. Исследовательская деятельность, как самостоятельный компонент образовательно-воспитательного процесса, находит распространение в муниципальных образовательных организациях Усть-Джегутинского муниципального района через создание научных обществ учащихся.
Одним из показателей эффективности работы образовательных организаций района является результативность участия школьников в предметных олимпиадах всех уровней.
В 2019-2020 учебном году на муниципальном уровне проведены олимпиады по 20 предметам, в них приняли участие 610 обучающихся 7 - 11 классов. Участниками муниципального этапа олимпиад являлись обучающиеся 7-11 классов победители и призеры школьного этапа. Победителями и призерами муниципального этапа стали 189 человек. Их подготовили 178 высококвалифицированных педагогов.
Для участия в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников были приглашены 80 обучающихся района. В числе победителей республиканской олимпиады школьников стали - 17 обучающихся с общеобразовательных организациях Усть-Джегутинского муниципального района.
Для формирования у учащихся младшего и среднего возраста интереса к интеллектуальной деятельности в районе ежегодно проводится конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся "Первые шаги в науке". В целях пропаганды чтения среди детей, расширения читательского кругозора учащихся, возрождения традиций семейного чтения обучающиеся района принимают активное участие в школьном, муниципальном и региональном этапе Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика". Наиболее предпочитаемыми для участия по-прежнему остаются конкурсы "Русский медвежонок", "Интеллектуальный марафон", "Умники и умницы". Самыми активными участниками дистанционных конкурсов стали МКОУ "Лицей N 1 г. Усть-Джегуты", МКОУ "СОШ N 2 г. Усть-Джегуты", МКОУ "СОШ N 3 г. Усть-Джегуты, МКОУ "Гимназия N 4 г. Усть-Джегуты", МКОУ "СОШ N 5 г. Усть-Джегуты, МКОУ "Гимназия N 6 г. Усть-Джегуты", МКОУ "Лицей N 7 г. Усть-Джегуты", МКОУ "СОШ а. Новая Джегуты", МКОУ "СОШ а. Сары-Тюз", МКОУ "СОШ а. Гюрюльдеук", МКОУ"СОШ с. Важное".
Одним из наиболее продуктивных направлений развития одаренности в образовательных организациях является учебно-исследовательская деятельность. С каждым годом увеличивается количество учащихся, занимающихся проектно-исследовательской работой. Конкурс стал традиционным в нашем районе. С каждым годом в конкурс исследовательских работ вовлекается все большее количество учащихся. В 2010-2011 учебном году было представлено 48 работ, в 2011-2012 учебном году было рассмотрено 78 работ, в 2012-2013 учебном году было заявлено 119 работ, в 2013 - 2014 году было заявлено -157 работ. В 2014-2015 учебном году -150 работ. В 2015-2016 было заявлено - 130. В 2016-2017 было заявлено-145, в 2017-2018 было заявлено-171 работ, в 2018-2019 было заявлено-180 работ, 2019-2020 было заявлено-178 работ. Наиболее активными среди общеобразовательных учреждений были: "Лицей N 1 г. Усть-Джегуты" (45 работ, 25 мест), "СОШ N 3 г. Усть-Джегуты" (17 работ, 7 мест), "Гимназия N 4 (25 работ, 11 мест), "СОШ а. Новая Джегуты"(12 работ, 6 мест), "СОШ а. Сары-Тюз" (11 работ, 7 мест). Участие в этой деятельности дает возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях. Жажда открытия, стремление проникнуть в сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому очень важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. В Усть-Джегутинском муниципальном районе осуществляется обновление материально-технической базы муниципальных образовательных организаций района, организовано обучение педагогов инновационным образовательным методикам и технологиям. Управлением образования накоплен значительный опыт работы по организации мероприятий для выявления одаренных детей в Усть-Джегутинском муниципальном районе. Вместе с тем, требования к современному кадровому и материальному потенциалу образовательных учреждений района, ответственному за развитие детской одаренности, диктуют необходимость дальнейшей модернизации системы работы с одаренными детьми. Нужны межведомственное взаимодействие, современная материально-техническая база для работы с одаренными детьми, более эффективные мероприятия по поддержке одаренных детей. Работа с одаренными детьми требует особой профессиональной подготовки педагогов, внедрения в учебный процесс инновационных образовательных методик и технологий. Актуальность настоящей Программы заключается в необходимости обеспечить благоприятные условия для выявления и развития одаренных детей Усть-Джегутинского муниципального района.
2. Цели, задачи Программы, этапы работы и сроки реализации Программы
Основной целью Программы является создание оптимальных условий для функционирования единой муниципальной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной, творческой деятельности в Усть-Джегутинском муниципальном районе.
Программа предусматривает решение следующих задач:
1. Совершенствование муниципальной системы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями.
2. Создание системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих с одаренными детьми.
3. Совершенствование материально-технической базы.
Принципы работы с одарёнными детьми:
индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения обучающихся - высший уровень);
принцип опережающего обучения;
принцип комфортности в любой деятельности;
принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся;
возрастание роли внеурочной деятельности;
принцип развивающего обучения;
внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.
Организация и функциональное обеспечение данной Программы:
планирование в годовом плане Управления образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль его выполнения участниками образовательного процесса;
регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данной программы (Постоянно);
организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми. (Не менее 1 раза в год.);
координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми. (Постоянно);
помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых детей (по заявкам учителей-предметников и классных руководителей).
сбор банка данных по одарённым детям;
подбор диагностических материалов для выявления одарённых детей;
подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми;
определение критериев эффективности работы;
планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад (ежегодно).
разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам (постоянно).
оформление материалов по работе с одарёнными детьми на стенде методической работы (диагностики, образцы заданий, результаты олимпиад и т.д.)
организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.
Основными показателями конечного результата реализации программы являются:
доля одаренных детей, охваченных образовательными программами, в общей численности детей школьного возраста. Значение данного показателя должно увеличиться до 53% на очередном в 2021 и плановых периодах 2022 - 2023 годах";
удельный вес численности обучающихся по образовательным программам, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня. Значение данного показателя должно увеличиться до 63% на 2021 - 2023 годах.
Сроки реализации программы: на 2021 - 2023 годы.
3. Перечень основных мероприятий Программы
Мероприятия Программы реализуются в соответствии с поставленными задачами.
Основными мероприятиями Программы являются:
- информационная поддержка образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми, укрепление их материальной базы;
- организация совместной работы образовательных учреждений района с вузами и колледжами по различным направлениям;
- подготовка обучающихся, сборных команд школ района в районных, республиканских и международных олимпиадах, конкурсах, слетах, учебно-тренировочных сборах; проведение районного мероприятия слета одаренных детей;
- проведение турниров и выставок, публикация в районной газете "Джегутинская неделя" творческих и научно-исследовательских работ победителей муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсов;
- поощрение педагогов, подготовивших победителей и призеров республиканских, российских олимпиад, конкурсов, фестивалей.
- Информационное обеспечение различных мероприятий целевой программы, в том числе информационная поддержка на сайте Администрации Усть-Джегутинского муниципального района, Управления образования в Интернете;
- проведение мониторинга работы с одаренными детьми;
- составление ежегодного плана работы с одаренными детьми;
- подготовка и проведение диагностической работы;
- изучение интересов и склонностей обучающихся, уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, творческой, художественной;
- формирование системы внеурочной работы с одаренными детьми:
- организация внеклассной работы с одаренными детьми по различным учебным дисциплинам.
- организация системы исследовательской работы школьников
- создание творческой группы учителей района работающих с одаренными детьми
- подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми
- совершенствование материально-технической базы учреждений, работающих с одаренными детьми, обеспечение оборудованием.
Перечень мероприятий Программы представлен в приложении 1 к Программе.
4. Перечень и значения целевых индикаторов и показателей результатов муниципальной Программы
Эффективность выполнения мероприятий Программы на основе целевых индикаторов и показателей результатов муниципальной Программы
позволит на 2021 - 2023 годы оценить ход и результативность решения поставленных задач по ключевым направлениям деятельности:
- увеличение доли уч-ся, участвующих в мероприятиях по выявлению одаренных детей по отношению к общему количеству учащихся в образовательных организациях Усть-Джегутинского муниципального района;
- увеличение доли учащихся, занимающихся исследовательскими работами среди учащихся образовательных организаций Усть-Джегутинского муниципального района;
- увеличение количества кружков, секций направленных на организацию внеклассной работы с одаренными детьми по различным учебным дисциплинам.
5. Финансовое обеспечение реализации муниципальной программы на 2021 - 2023 годы.
Объемы бюджетных ассигнований Программы на 2021 - 2023 годы составит - 300,0 тыс. рублей, за счет средств бюджета Усть-Джегутинского муниципального района, в том числе:
- 2021 г. - 100,0 тыс. рублей;
- 2022 г. - 100,0 тыс. рублей;
- 2023 г. - 100,0 тыс. рублей.
Информация по финансовому обеспечению, источникам финансирования реализации Программы представлена в приложении N 3.
Обоснование необходимых финансовых ресурсов на реализацию муниципальной программы.
N |
Наименование мероприятий |
Срок исполнения |
Объем финансирования на 2021 - 2023 годы" (тыс. руб.) |
Бюджет Усть-Джегутинского муниципального района. | |||
1. |
Муниципальная программа "Выявление и поддержка одаренных детей в Усть-Джегутинском муниципальном районе на 2021 - 2023 годы" |
На очередной 2021 - 2023 годы. |
300 |
1.1. |
Подготовка и проведение предметных олимпиад обучающихся, определение в сборную команду от школ района для участия в республиканском этапе предметной олимпиады. Участие во всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах, слетах |
На очередной 2021 - 2023 годы. |
189 |
1.2. |
Подготовка и награждение одаренных детей, педагогов, подготовивших победителей и призеров муниципальных, республиканских, олимпиад, конкурсов, фестивалей. |
На очередной 2021 - 2023 годы. |
111 |
Программа разработана с учетом особенностей современной системы образования и для выявления и поощрения талантливых и способных ребят к научно-исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ, создание благоприятных условий для их самообразования и профессиональной ориентации и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка в школе.
6. План управления реализацией Программы
Ответственным исполнителем реализации мероприятий Программы является Управление образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района. Управление образования администрации Усть-Джегутинского муниципального района несет ответственность за реализацию мероприятий Программы, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, а также определяет формы и методы управления реализацией Программы. Управление образования Усть-Джегутинского муниципального района:
- подготавливает при необходимости в установленном порядке предложения об уточнении мероприятий Программы на очередной финансовый год, уточняет затраты на реализацию мероприятий Программы, а также механизм ее выполнения;
- несет ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию,
- вносит предложения в совершенствование механизма реализации Программы;
- осуществляет управление деятельностью соисполнителей Программы в рамках выполнения Программы.
Контроль исполнения программы осуществляется в соответствии с порядком разработки и реализации муниципальных Программ.
7. Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками реализации муниципальной программы
Анализ рисков, снижающих вероятность успешной реализации Программы, определяет необходимость рассмотрения и своевременной нейтрализации:
риска недостаточного обеспечения финансирования Программы;
риска возникновения сбоев (низкого качества управления) при реализации Программы;
риска задержки реализации ключевых мероприятий Программы;
риска отказа от использования программно-целевого метода.
Риск недостаточного обеспечения финансирования Программы (риск ликвидности) можно считать умеренным, учитывая сложившуюся сегодня систему 1-летнего бюджетного планирования. В связи с этим можно оценить этот риск как средний.
Риск возникновения сбоев при реализации Программы (операционный риск) возникает в результате низкой эффективности деятельности, в том числе ошибок исполнителей, совершенных правонарушений, а также неготовности инфраструктуры (управленческой, информационной, финансовой и др.) к решению поставленных задач. Этот риск также можно оценить как средний. Нейтрализация указанного риска достигается формированием организационно-финансового плана реализации Программы и последовательным контролем за его выполнением со стороны ответственного исполнителя Программы.
Особо следует отметить значение риска отказа от использования программно-целевого метода.
Источниками ресурсного обеспечения являются бюджет Усть-Джегутинского муниципального района в рамках реализации Программы.
Без использования программно-целевого метода реализация мероприятий Программы становится трудноразрешимой.
Меры управления рисками реализации Программы основываются на следующем анализе:
наибольшее отрицательное влияние на реализацию программы может оказать риск недостаточного обеспечения финансирования. В рамках программы отсутствует возможность управления этими рисками. Возможен лишь оперативный учет последствий их проявления.
Минимизация финансовых рисков возможна на основе:
- регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий Программы;
- своевременной корректировки перечня основных мероприятий и показателей Программы.
Минимизация указанных рисков достигается в ходе регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий Программы.
8. Методика оценки эффективности реализации муниципальной программы
Методика оценки эффективности реализации муниципальной программы определяет алгоритм оценки результативности и эффективности мероприятий (подпрограмм), входящих в состав муниципальной программы, в процессе и по итогам ее реализации.
Эффективность реализации муниципальной программы состоящей из мероприятий (подпрограмм), определяется как оценка эффективности реализации каждого мероприятия (подпрограммы), входящих в ее состав.
Под результативностью понимается степень достижения запланированного уровня нефинансовых результатов реализации мероприятий (подпрограмм).
Результативность определяется отношением фактического результата к запланированному результату на основе проведения анализа реализации мероприятий (подпрограмм).
Для оценки результативности мероприятий (подпрограмм) должны быть использованы плановые и фактические значения соответствующих целевых показателей
Оценка социально-экономической эффективности реализации мероприятий Программы определяются в соответствии с целевыми индикаторами и показателями Программы, представленными в приложении N 2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.