Решение Ульяновского областного суда от 16 ноября 2020 г. по делу N 3а-283/2020
Ульяновский областной суд в составе
судьи Трифоновой Т.П.
при секретаре Семагиной Н.Г.
с участием прокурора Холодилиной Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску индивидуального предпринимателя Мальцева Романа Вячеславовича о признании недействующими пунктов 2.2.2 и 2.2.6 Приложения к приказу Министерства развития конкуренции цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области" от 29 июня 2017 года N 06-77,
установил:
29 июля 2017 года Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области издан приказ N 06-77 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области".
Пунктами 2.2.2 и 2.2.6 Приложения к указанному приказу были утверждены нормативы накопления ТКО для магазина промтоварного в размере 0,93 куб. м или 114,17 кг на 1 расчетную единицу - 1 кв. м общей площади, и для магазина универсального (в том числе супермаркет, гипермаркет) в размере 0,90 куб. м или 119,74 кг на 1 расчетную единицу - 1 кв. м общей площади.
Данный нормативный правовой акт был опубликован в газете "Ульяновская правда" от 7 июля 2017 года N 48 (24.022).
Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 15 мая 2018 года N 06-125 в приказ N 06-77 были вынесены изменения, согласно которым в отношении категории промтоварный магазин и универсальный магазин была изменена расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив накопления ТКО. Расчетная единица изменена с 1 кв. м общей площади на 1 кв. м торговой площади.
Приказ опубликован в газете "Ульяновская правда" от 22 мая 2018 года N 33 (24.107).
ИП Мальцев Р.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Министерству цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области о признании недействующими пунктов 2.2.2 и 2.2.6 Приложения к приказу Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29 июня 2017 года N 06-77 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области".
В обоснование иска указал на то, что осуществляет на территории Ульяновской области розничную торговлю промышленными товарами и продуктами питания в универсальных и промтоварных магазинах. Между ним и региональными операторами заключены договоры на вывоз бытового мусора, плата по которым рассчитана с учетом утвержденных норматив накопления ТКО для промтоварных и универсальных магазинов.
По мнению истца, данные нормативы установлены без их экономического обоснования.
В нарушение Постановления Правительства РФ от 4 апреля 2016 года N 269 и Методических рекомендаций, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 июля 2016 года N 524/пр, расчет норматива накопления ТКО произведен исходя из сведений по объектам торговли, расположенным только на территории г. Ульяновска и МО "Чердаклинский район", хотя самим Министерством было определено 6 муниципальных образования по сбору информации для установления нормативов накопления ТКО.
На территории МО "Чердаклинский район" были произведены замеры по категории "промтоварный магазин" только в отношении магазина "Старый двор", несмотря на то, что на территории указанного муниципального образования действовал также магазин "Рубль бум", относящийся к категории промтоварный магазин.
При расчете нормативов накопления ТКО имеет место неверное распределение объектов по категориям "промтоварный магазин" и "универсальный магазин". Так, при расчете норматива накопления ТКО для промтоварного магазина были использованы сведения по магазинам ООО "Торговый дом "Авион" и магазин ИП "Мелетлян Р.В.". Вместе с тем сведения по данным объектам торговли подлежали включению при расчете норматива накопления ТКО для категории "универсальный магазин (в том числе супермаркет, гипермаркет)", поскольку площадь каждого из указанных объектов торговли более 400 кв. м, следовательно, указанные объекты являются супермаркетами.
Имеет место использование недостоверных сведений по объектам, на которых производились замеры накопления ТКО. Так, магазин ООО "Торговый дом "Авион" по адресу: г. Ульяновск, ул. Марата, 41, согласно паспорту объекта, составленному при производстве замеров накопления ТКО, расположен в отдельно стоящем 2х-этажном здании и имеет площадь 562 кв. м. Вместе с тем согласно данным Росреестра по указанному адресу расположено одноэтажное здание площадью 1974 кв. м. Занижение размера площади объекта торговли, которая используется в расчетах среднесуточного норматива за сезон, искусственно увеличивает рассчитанный норматив накопления ТКО, выраженный в количественных показателях массы и объема на 1 расчетную единицу.
Не подлежали включению при расчете норматива накопления ТКО сведения по объекту торговли ЗАО "Тендер" по адресу: г. Ульяновск, ул. Полбина, 37, поскольку по информации Росреестра по указанному адресу расположен многоквартирный 5-этажный жилой дом, в котором нежилые помещения отсутствуют.
Кроме того, согласно реестру контейнерных площадок на территории г. Ульяновска по адресу ул. Полбина, 37, имеется контейнерная площадка, на которой располагаются три контейнера объемом 1,1 куб. м и один бункер объемом 8 куб. м, принадлежащие администрации г. Ульяновска. Контейнерная площадка является общей для складирования ТКО для жителей домов N 35 и 37 по ул. Полбина и домов N 10, 12, 14, 16, 20 по пр. 50 лет ВЛКСМ. Учитывая общедоступность контейнерной площадки, вычленение отходов, образованных от какой-либо категории, является невозможным. Вместе с тем в соответствии с п. 10 Правил N 269 смешивание отходов объектов различной категории при проведении замеров не допускается.
Не подлежали включению при расчете норматива накопления ТКО сведения по объекту торговли - магазин хозтовары в МО "Новоспасский район", поскольку категория "хозяйственный магазин" отсутствует в оспариваемом приказе.
Имеет место неточность в расчетах. Так, по объекту "магазин хозтовары", расположенному по адресу: Новоспасский район, ул. Строителей, 30, согласно паспорту объекта торговли расположено 3 контейнера емкостью 0,640 куб. м. По сведениям первичных записей учитывался только 1 контейнер. При этом два сезона (осень, лето) учитывался контейнер объемом 1 куб. м.
Судом к участию в деле в качестве ответчиков были привлечены Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, Министерство энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц - Правительство Ульяновской области, ООО "Контракт плюс".
В судебном заседании представитель административного истца Уразова Н.Б. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске (дополнениях к нему) (л.д. 5-9 т. 1, л.д. 1-2, 84-86 т. 2, л.д. 65-67 т.3).
Представитель Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области в судебное заседание не явился. Ранее в ходе рассмотрения дела требования истца не признавал. Указывал на то, что приказ издан уполномоченным органом с соблюдением процедуры его принятия и опубликования. При расчете норматива накопления ТКО были использованы сведения, предоставленные муниципальными образованиями. Основания полагать, что представленные сведения были недостоверными, у Министерства отсутствовали.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 26 марта 2020 года N 6/140-П "О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 14 апреля 2014 года N 8/125-П и признании утратившими силу отдельных постановлений (положений постановлений) Правительства Ульяновской области" утверждено положение о Министерстве цифровой экономки и конкуренции Ульяновской области. Данным постановлением исключены полномочия Министерства в сферах установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ и осуществления на территории Ульяновской области регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Положение о Министерстве цифровой экономки и конкуренции Ульяновской области утверждено постановлением Правительства Ульяновской области от 14 апреля 2014 г. N 8/125-П
Представитель Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области в судебное заседание не явился. Ранее в ходе рассмотрения дела требования истца не признавал. Поддержал позицию Министерства цифровой экономки и конкуренции Ульяновской области. В дополнение указал на то, что оспариваемый истцом приказ уже был предметом исследования судебных органов. Решением Ульяновского областного суда от 21 июня 2019 года приказ был признан не противоречащим требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Данное решение суда оставлено без изменения определением Верховного Суда РФ от 23 октября 2019 года N 80-АПА19-9.
Действующее законодательство не содержит указания на минимально необходимое число объектов, по результатам замеров на которых рассчитывается норматив накопления ТКО.
Представитель Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области исковые требования также не признал, указал на наличие вступившегося в законную силу судебного решения, которым была проверена законность оспариваемого истцом нормативного правового акта.
Остальные участники процесса, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, позицию по заявленными требованиям не выразили.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора об удовлетворении требований административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовое регулирование деятельности в области обращения с отходами производства и потребления осуществляется нормативными правовыми актами экологического законодательства.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации законодательство об охране окружающей среды (экологическое законодательство) отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N 89-ФЗ, Закон "Об отходах производства и потребления") предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 6 указанного Федерального закона к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в том числе, установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
Полномочия Министерства на принятие приказа N 06-77 были предусмотрены пунктом 2.2.8 Положения о Министерстве развития конкуренции и экономики Ульяновской области", утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 14 апреля 2014 года N 8/125-П. (л.д. 148 т. 3).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 декабря 2018 года N 30/666-П "О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 14 апреля 2014 года N 8/125-П" Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области было переименовано в Министерство цифровой экономики и конкуренции".
На основании Указа Губернатора Ульяновской области N 20 от 13 марта 2020 года с 1 апреля 2020 года было создано Агентство по регулирован цен и тарифов Ульяновской области, которому были переданы функции Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области в сферах установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ и осуществления на территории Ульяновской области регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен "тарифов).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 15 июля 2020 года N 15/367-П "О внесении изменений в Положение о Министерстве энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области" были внесены изменения в Положение о Министерстве энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области, утвержденное постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года N 25/558-П "О Министерстве энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области". В соответствии с указанными изменения с 1 августа 2020 года (подпункт 12 пункта 2.4.3 Положения) к полномочиям Министерства отнесено установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 1.3 Порядка подготовки и издания правовых актов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 12 июля 2013 года N 288-П, правовые акты исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в форме приказов.
В силу статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 г. N 136-ЗО "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области" официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах "Народная газета", "Ульяновская правда" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Таким образом, оспариваемый истцом приказ принят уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, официального опубликования и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено, что оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права административного истца, осуществляющего розничную торговлю в промтоварных и универсальных магазинах, расположенных на территории г. Ульяновска, и заключившего с региональными операторами Ульяновской области договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пунктам 2 - 4 статьи 24.10 Закона "Об отходах производства и потребления" в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.
Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016 года N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Указанные Правила устанавливают порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее соответственно - нормативы, отходы), включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений (п. 1 Правил).
Согласно п. 2 Правил нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (далее - уполномоченные органы).
Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении:
а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц;
в) категорий объектов, на которых образуются отходы;
г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов (п. 4 Правил).
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом.
Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (п. 4 - 5 Правил).
Согласно п. 7 Правил в целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов в зависимости от численности населения, проживающего на данном участке поселения и городского округа.
На выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов (п. 8 Правил).
В целях определения массы и объема отходов в процессе проведения замеров отходов используются контейнеры, бункеры и полиэтиленовые мешки.
При проведении замеров отходов исключается смешивание отходов объектов различных категорий и уплотнение отходов.
Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.
Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели (пункты 9-12 Правил).
Согласно пунктам 13-14 Правил норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу.
Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом.
В пунктах 15-19 Правил приведены формулы, по которым производится расчет среднесуточного, среднесезонного, годового норматива, выраженного в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу в сутки, среднемесячного норматива, выраженного в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу в месяц.
Приказом Минстроя России от 28 июля 2016 года N 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 3 указанных Методических рекомендаций органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется запрашивать от органов местного самоуправления в письменной форме необходимую информацию с указанием перечня, формы и сроков ее представления.
Пунктом 5 Методических рекомендаций предусмотрено перед проведением замеров составлять паспорта на выбранные объекты, на которых образуются отходы.
Для определения нормативов рекомендовано выбирать по два муниципальных образования, в которых:
а) преобладающей отраслью является сельское хозяйство;
б) преобладающими отраслями являются химическая, обрабатывающая, добывающая и прочие виды промышленности;
в) большая площадь территории районов занята особо охраняемыми природными территориями, рекреационными и лесными зонами.
В выбранных муниципальных образованиях рекомендовано определять не менее двух участков поселений и городских округов по численности населения (пункты 6-7 Методических рекомендаций).
Методическими рекомендациями также предусмотрено посезонное проведение замеров ТКО.
Во исполнение вышеприведенных предписаний законодательства Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области было принято распоряжение N 307-р от 17 июня 2016 "Об определении категорий объектов, на которых образуются отходы, в отношении которых устанавливаются нормативы накопления твердых коммунальных отходов. Подпунктами 2 и 7 пункта 1.2 указанного распоряжение предусмотрены категории объектов, на которых образуются отходы, в отношении которых устанавливаются нормативы накопления твердых коммунальных отходов, "промтоварный магазин" и "магазин универсальный (в том числе супермаркет, гипермаркет)" и расчетная единица для данной категории объектов - 1 кв. м общей площади.
6 июля 2016 года на заседании рабочей группы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области по установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов было принято решение по сбору информации для установления нормативов накопления ТКО по 6-ти муниципальным образованиям Ульяновской области - МО "город Ульяновск", МО "город Димитровград", МО "Новоспасский район", МО "Сенгилеевский район", МО "Чердаклинский район", МО "Барышский район". В адрес глав администраций указанных муниципальных районов были направлены запросы о проведении замеров и предоставлении информации (л.д. 84-102 т. 1).
Для определения норматива накопления по категории "универсальный магазин (в том числе супермаркет, гипермаркет)" Министерством были взяты сведения по трем объектам торговли (супермаркетам), расположенным в г. Ульяновске: АО "Тандер", ул. Полбина, 37, и АО "Гулливер, ул. Радищева, 160 и ул. Октябрьская, 38, а также по трем объектам торговли (супермаркетам), расположенным в р.п. Чердаклы: "Магнит" - ул. Курчатова, 1, и ул. 50 лет ВЛКСМ, 37б; "Пятерочка", ул. 50 лет ВЛКСМ, 39 (л.д. 157-158 т. 1).
Таким образом, в нарушение вышеприведенных положений законодательства норматив накопления ТКО для всей Ульяновской области был рассчитан по 6 магазинам-супермаркетам, расположенным в 2-х муниципальных образованиях, хотя для сбора информации были определены 6 муниципальных образований.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела была установлена недостоверность сведений по объекту торговли АО "Тандер", ул. Полбина, 37. Согласно данным Росреестра по указанному адресу расположен 5-этажный многоквартирный жилой дом, в котором нежилые помещения отсутствуют. Таким образом, супермаркет (с указанной площадью 432 кв. м) в указанном доме располагаться не мог и фактически не располагался.
Также имеются расхождения в представленных сведениях: в паспорте торгового объекта, составленном по результатам замеров, указана площадь объекта торговли 402 кв. м (л.д. 194 т. 2). Вместе с тем при расчете норматива была учтена площадь объекта торговли в размере 432 кв. м (л.д. 157-158 т. 1; л.д. 176 т. 2).
Расчет ТКО для категории "промтоварный магазин" был произведен на основании сведений по следующим объектам торговли: г. Ульяновск, "Торговый дом "Авион" - ул. Марата, 41; ИП Долгановский В.В. - ул. Пушкарева, 32; ИП Мелетлян В.Р. - ул. Радищева, 68; МО "Чердаклинский район": магазин "Строительный двор" - р.п. Чердаклы, ул.50 лет ВЛКСМ, 37; МО "Новоспасский район": магазин хозтовары, р.п. Новоспасское, ул. Строителей, 30; МО "Сенгилеевский район": магазин "Мираж", г. Сенгилей, ул. Красноармейская, 59, магазин "Колорит", г. Сенгилей, ул. Красноармейская, 57, магазин "Ассорти", г. Сенгилей, ул. Ленина, 26 (л.д. 158-159).
При расчете норматива накопления ТКО для данной категории имело место использование недостоверных сведений по объекту торговли ООО "Торговый дом Авион". Расчет норматива накопления ТКО по указанному объекту был произведен исходя из его площади 562 кв. м. Вместе с тем по сведениям Росреестра данный объект недвижимости имеет площадь 1974,8 кв. м. Занижение размера общей площади объекта торговли привело к неверному расчету норматива накопления ТКО (его завышению).
Кроме того, при расчете ТКО для категории "промтоварный магазин" имело место использование недостоверных сведений по объекту торговли - магазин хозтовары в р.п. Новоспасское, ул. Строителей, 30. Согласно паспорту объекта торговли на данном объекте торговли установлено 3 контейнера емкостью 0,640 куб. м (л.д. 137 т. 2). Вместе с тем по данным первичных замеров за август и ноябрь 2016 года замеры производились из расчета количества контейнеров - 1, емкостью - 1 (л.д. 119, 135 т. 1). Замеры за декабрь 2016 года и апрель 2017 года производились исходя из количества контейнеров - 1, емкостью 0,640 куб. м (л.д. 122, 128 т. 2).
Применение недостоверных сведений об объектах торговли и количестве отходов привело к неверному расчету нормативов накопления ТКО по категориям "промтоварный магазин" и "универсальный магазин (в том числе супермаркет, гипермаркет)". В связи с этим требования истца о признании недействующим пунктов 2.2.2 и 2.2.6 Приложения к приказу Министерства развития конкуренции цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области" от 29 июня 2017 года N 06-07 подлежат удовлетворению.
Доводы представителей ответчиков о том, что при расчете тарифа была использована информация, предоставленная муниципальными образованиями и оснований считать её недостоверной у Министерства не имелось, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку нормативы накопления ТКО были установлены именно Министерством и именно на нем в силу положений статьи 62 КАС РФ лежит обязанность доказывания законности принятого им нормативного правового акта и обоснованности установленного норматива накопления ТКО.
Также суд не может согласиться с доводами ответчиков об отказе в удовлетворении требований истца в связи с тем, что приказ Министерства развития конкуренции цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области" от 29 июня 2017 года N 06-77 уже был предметом судебной проверки и вступившим в законную силу решением Ульяновского областного суда 21 июня 2019 года (дело N 3а-151/2019) в удовлетворении требований о признании его недействующим было отказано.
Предметом судебной проверки в рамках вышеуказанного административного дела был пункт 1.1 Приложения к приказу, касающийся утверждения норматива накопления ТКО для проживающих в многоквартирных жилых домах.
Не может суд согласиться и с доводами истца о том, что объекты торговли "Торговый дом Авион" и ИП Мелетлян В.Р. не могли быть включены в категорию "промтоварный магазин", поскольку имеют площадь более 400 кв. м, следовательно, являются супермаркетами и подлежали включению в категорию "универсальный магазин (в том числе супермаркет и гипермаркет".
"ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения" (утв. Приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст) классифицирует предприятия торговли по различным признакам.
Предприятия торговли в зависимости от ассортимента реализуемых товаров классифицируются на предприятия с универсальным ассортиментом, со специализированным ассортиментом, с комбинированным ассортиментом, со смешанным ассортиментом (п. 26).
Торговое предприятие с универсальным ассортиментом - это предприятие торговли, реализующее универсальный ассортимент продовольственных и/или непродовольственных товаров (п. 27).
Также указанным ГОСТом предусмотрена классификация предприятий торговли в зависимости от площади торгового зала, метода продажи и/или форме торгового обслуживания покупателей (п. 37).
Согласно п. 42 ГОСТа супермаркетом является магазин с площадью торгового зала от 400 м2 до 2500 м2, в котором осуществляют продажу продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса преимущественно по методу самообслуживания.
В данном случае при определении категорий торговых объектов Министерством была использована классификация предприятий торговли по ассортименту реализуемых товаров, в связи с чем супермаркеты обоснованно были отнесены к универсальным магазинам.
Также не может согласиться суд с доводом истца о том, что объект торговли с наименованием магазин хозтовары (МО "Новоспасский район") не мог учитываться при расчете норматива накопления ТКО в категории "промтоварный магазин".
Промтоварный магазин - это магазин, реализующий товары промышленного производства. Магазин хозтовары в силу п. 28 ГОСТ Р 51303-2013 является торговым предприятием со специализированным ассортиментом - предприятием торговли, реализующим одну группу товаров или ее часть. Таким образом, магазин хозтовары относится к промтоварным магазинам.
Определяя момент, с которого следует признать недействующими оспариваемые истцом положения приказа, суд исходит из следующего.
В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что при установлении противоречия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
В данном случае оспариваемый истцом приказ стал применяться в отношении истца с 2019 года, то есть с момента заключения с региональными операторами договоров на вывоз ТКО (договоры от 9 января и 1 августа 2019 года). Вместе с тем с иском в суд истец обратился только в сентябре 2020 года.
В целях недопущения неопределенности в экономических отношениях за прошлое время, а также учитывая длительность процедуры установления норматива накопления ТКО (измерения должны производиться посезонно в течение одного года), затруднительность проведения указанных мероприятий в условиях пандемии, суд считает необходимым признать нормативный правовой акт в оспариваемой истцом части с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
Учитывая данные положения законодательства суд считает необходимым возложить на Министерство энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области обязанность по принятию нового заменяющего нормативного правового акта в части, признанной судом недействующей.
Во исполнение предписаний положений статьи 215 КАС РФ сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете "Ульяновская правда".
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Мальцева Романа Вячеславовича о признании недействующим в части приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29 июня 2017 года N 06-77 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области", удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда пункты 2.2.2 и 2.2.6 Приложения к приказу Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29 июня 2017 года N 06-77 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области".
Возложить на Министерство энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области обязанность по принятию нового заменяющего нормативного правового акта в части, признанной судом недействующей.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в газете "Ульяновская правда" в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья |
Т.П. Трифонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ульяновского областного суда от 16 ноября 2020 г. по делу N 3а-283/2020
Текст решения опубликован не был