Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 18 января 2021 г. N 03-07-05/2034
Вопрос: В связи с переходом на общую систему налогообложения (ОСНО) с начала 2021 года ООО (Далее по тексту - "Общество") в рамках конкретных правоотношений, руководствуясь частью 1 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации), просит дать письменные разъяснения по вопросу применения нормы статьи 149 (пп. 9 пункта 3) Налогового кодекса Российской Федерации.
Обществом заключены с контрагентами договоры купли-продажи лома и отходов драгоценных металлов, предметом которого является: купля-продажа лома и отходов драгоценных металлов (далее - "Сырье") для производства драгоценных металлов и аффинажа с последующим использованием и обращением драгоценных металлов в соответствии с Федеральным законом от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".
Правоотношения сторон предусматривают применение льготы по НДС согласно пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ.
По условиям договора Покупатель обязуется обеспечить приемку и переработку Сырья: извлечение компонентов, содержащих драгоценных металлов, переработка (осаждение, снятие серебряного покрытия с кино-фото-рентген-материалов) с дальнейшей передачей или реализацией Сырья в целях последующего аффинажа драгоценных металлов аффинажными организациями, в соответствии с п. 1.1 статьи 20 главы V "Использование и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней" Федерального Закона N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" от 26.03.1998 г.
По действующей схеме договора Покупатель является непосредственным участником общего производственного процесса, производя первичную обработку и переработку Сырья.
По мере поступления паспортов аффинажных организаций, но не позднее 120 дней от даты составления Приёмного акта на партию Сырья, Покупатель обязан предоставить Продавцу Паспорт-расчет.
В соответствии с пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ операции по реализации драгоценных металлов освобождаются от обложения НДС в следующих случаях: реализации драгоценных металлов налогоплательщиками Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, Банку России и банкам; реализации драгоценных металлов в слитках Центральным банком РФ и банками иным лицам (под иными лицами подразумеваются все прочие налогоплательщики, кроме специально уполномоченных лиц), при условии, что эти слитки остаются в одном из сертифицированных хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Банка России или хранилищах банков).
Подпункт 9 п. 3 ст. 149 НК РФ определяет только одно условие, являющееся обязательным для получения налогоплательщиком освобождения от налогообложения НДС операций по реализации лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.
Таким условием является факт реализации лома для производства драгоценных металлов и аффинажа.
Никаких иных специальных условий, выполнение которых необходимо для получения указанного в пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ освобождения от налогообложения НДС, налоговое законодательство не предусматривает.
По мнению судов, исходя из толкования вышеназванной нормы права, определяющим фактором для применения налоговой льготы является цель реализации лома - производство и аффинаж драгоценных металлов. При этом право на льготу не поставлено в зависимость от схемы реализации лома: прямая поставка на аффинажные заводы, либо поставка переработчикам, участвующим в многостадийном процессе производства драгоценных металлов в части осуществления первичной обработки лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, действующих на основании специального разрешения пробирной палаты.
Просим разъяснить, возможно ли применение льготы по НДС при продаже лома, содержащего драгоценные металлы организации, которая использует данный лом для переработки и дальнейшей перепродажи в целях последующего аффинажа драгоценных металлов аффинажными организациями?
Ответ: В связи с письмом о применении освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренного подпунктом 9 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении операций по реализации лома и отходов драгоценных металлов Департамент налоговой политики сообщает.
Согласно подпункту 9 пункта 3 статьи 149 Кодекса операции по реализации руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" производство драгоценных металлов - это извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов.
Таким образом, операции по реализации лома и отходов драгоценных металлов освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость только в случае, если лом и отходы драгоценных металлов приобретаются лицом, непосредственно осуществляющим производство и (или) аффинаж драгоценных металлов.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Операции по реализации лома и отходов драгметаллов освобождаются от НДС только в случае, если они приобретаются лицом, непосредственно осуществляющим производство и (или) аффинаж драгметаллов.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 18 января 2021 г. N 03-07-05/2034
Текст письма опубликован не был