Письмо Минфина России от 30 декабря 2020 г. N 02-07-07/116657
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письма по вопросам проведения проверки соответствия формы и содержания актов о приемке выполненных работ унифицированной формы N КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат унифицированной формы N КС-3, законодательству и иным нормативно-правовым актам, регулирующим вопросы отчетности в сфере строительства; соответствия законодательству и иным нормативно-правовым актам, регулирующим вопросы отчетности в сфере строительства, включения в акты о приемке выполненных работ унифицированной формы N КС-2 и в справку о стоимости выполненных работ и затрат унифицированной формы N КС-3 несмонтированного оборудования и материалов без выполнения строительно-монтажных работ, и сообщает.
В соответствии с положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области строительства.
Вместе с этим Департамент считает возможным высказать позицию относительно применения первичных учетных документов и отражения в учете объектов бухгалтерского учета (активов и обязательств, подтвержденных первичными учетными документами).
В соответствии со статьей 19 Федерального закона N 402-ФЗ экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, в том числе возникающих при осуществлении закупок для строительных работ.
В соответствии с положением о Министерстве финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России не наделен полномочиями проведения проверок в отношении получателей бюджетных средств, в частности направленных на оценку полноты и правомерности исполнения ими бюджетных полномочий (правомерности исполнения Федеральной службой обязательств, принятых за счет средств федерального бюджета).
Методология бюджетного учета определена федеральным стандартом бухгалтерского учета "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н (далее - СГС Концептуальные основы), приказом Минфина России от 1.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", приказом Минфина России от 30.03.2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - Приказ N 52н), и иными федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов.
Согласно пункту 20 СГС Концептуальные основы факты хозяйственной жизни отражаются в бухгалтерском учете на основании первичных учетных документов и (или) сводных учетных документов.
Первичные (сводные) учетные документы согласно пункту 21 СГС Концептуальные основы должны составляться в момент совершения фактов хозяйственной жизни.
К бухгалтерскому учету принимаются первичные (сводные) учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, из предположения надлежащего составления первичных учетных документов по совершенным фактам хозяйственной жизни лицами, ответственными за их оформление (пункт 23 СГС Концептуальные основы). При формировании первичных учетных документов к бухгалтерскому балансу принимаются документы, составленные по унифицированной форме (пункт 25 СГС Концептуальные основы). Перечень унифицированных форм первичных учетных документов, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утверждены Приказом N 52н.
В Приказе N 52н унифицированные формы документов по принятию результатов строительных работ по государственному контракту не установлены. Приказами Минфина России не регламентируется обязанность применения форм КС-2, КС-3 и порядок их заполнения. При этом формы КС-2 и КС-3 не относятся к обязательным унифицированным документам, согласно нормативно-правовым актам регулирующих ведение бухгалтерского учета государственных финансов.
Исполнителем государственного контракта, не являющимся учреждением (организацией) бюджетной сферы, положения нормативно-правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета государственных финансов, в частности Приказа N 52н, не распространяются.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 6.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" при оформлении первичных учетных документов заполняются обязательные реквизиты, формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
В рассматриваемом в запросе случае, применение форм документов согласно обычая делового оборота (КС-2 и КС-3), по мнению Департамента, не противоречит нормативно-правовым актам, регулирующих ведение бухгалтерского учета государственных финансов.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Как пояснил Минфин, применение форм документов согласно обычаю делового оборота (КС-2 и КС-3) не противоречит нормативно-правовым актам по бухучету государственных финансов.
Письмо Минфина России от 30 декабря 2020 г. N 02-07-07/116657
Текст письма опубликован не был