Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы.
Настоящая программа предусматривает комплекс мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства в области железнодорожного транспорта, оценка соблюдения которых является предметом вида надзора, осуществляемого Управлением государственного железнодорожного надзора.
1.1. Характеристика поднадзорных хозяйствующих субъектов.
Всего под контролем (надзором) Госжелдорнадзора, по состоянию на 1 января 2020 года, находятся 18 501 предприятие железнодорожного транспорта, которые осуществляют следующую деятельность:
- Юридические лица и индивидуальные предприниматели, владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
- Юридические лица и индивидуальные предприниматели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования;
- Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание ремонт железнодорожной инфраструктуры и ее составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем;
- Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, эксплуатацию, обслуживание, ремонт, хранение подвижного состава и его составных частей;
- Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по перевозке железнодорожным транспортом опасных грузов;
- Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;
- Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по перевозке железнодорожным транспортом пассажиров;
- Организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом.
1.2. Наиболее значимые риски и их распределение по видам поднадзорных хозяйствующих субъектов.
Проведен анализ состояния подконтрольных субъектов по выявленным нарушениям требований действующего законодательства. За 10 месяцев 2020 год по выявленным нарушениям было привлечено к административной ответственности 5 110 нарушителей, из них, по видам нарушений:
1) Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте (ст. 11.1 КоАП РФ; наложено административных штрафов на сумму - 4 523,35 тыс. руб.; 4107 постановлений о привлечении к административной ответственности);
2) Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии (ст. 14.1.2 КоАП РФ; наложено административных штрафов на сумму - 3 550 тыс. руб.; 123 постановления о привлечении к административной ответственности);
3) Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры (ст. 9.13 КоАП РФ; наложено административных штрафов на сумму - 1 502,55 тыс. руб.; 103 постановления о привлечении к административной ответственности);
4) Нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном транспорте (ст. 11.16 КоАП РФ; наложено административных штрафов на сумму - 917,2 тыс.; 311 постановлений о привлечении к административной ответственности);
5) Невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП РФ; наложено административных штрафов на сумму - 150 тыс.; 11 постановлений о привлечении к административной ответственности);
6) Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства (ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ; наложено административных штрафов на сумму - 97 тыс.; 30 постановлений о привлечении к административной ответственности);
7) Другие статьи КоАП РФ - 492,3 тыс.
1.3 Ожидаемые тренды и тенденции, которые могут оказать влияние на состояние подконтрольной среды.
Состояние финансирования федеральных и региональных целевых программ, связанных с развитием транспортной инфраструктуры и обеспечением безопасности движения.
Реализация механизма "регуляторной гильотины" предусматривающей создание современной, адекватной требованиям времени и технологического развития, эффективной системы регулирования в сфере железнодорожного транспорта.
Использование риск - ориентированного подхода при организации проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Пандемия коронавируса, оказывает влияние на транспортно-логистический комплекс, имеющий важнейшее значение для экономики страны.
1.4 Статистические показатели подконтрольной среды.
В сфере железнодорожного транспорта Ространснадзор (Госжелдорнадзор и его территориальные органы) по состоянию на 1 января 2020 года осуществляет надзор за деятельностью 18 501 предприятий, в состав которых входят 29 200 филиалов и обособленных подразделений, 1,5 миллионов работников железнодорожного транспорта, более 194 тысяч километров эксплуатационной длины железнодорожных путей общего и необщего пользования, около 27 тысяч единиц тягового подвижного состава, более 11 тысяч единиц специального подвижного состава, 15 тысяч вагонов электропоездов, 25 тысяч пассажирских вагонов, более 1,1 млн. грузовых вагонов.
За 10 месяцев 2020 года на железнодорожном транспорте произошло 16 транспортных происшествий (13 крушений и 3 аварии), за аналогичный период 2019 года - 27 транспортных происшествий (20 крушений и 7 аварий). Количество погибших - 2 человека, получивших тяжкие телесные повреждения - 0 (за аналогичный период 2019 года - 6 человек погибло, 2 получило тяжкие телесные повреждения). Допущено 544 случая нарушения безопасности движения поездов (сходов, столкновений железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом), за аналогичный период 2019 года было допущено 569 случаев.
Учетные причины нарушений безопасности движения на инфраструктуре железнодорожного транспорта в 2020 году (железнодорожные пути общего пользования (%)
Нарушения в технологии маневровой работы |
48,2% |
Нарушения в текущем содержании пути |
22.8% |
Нарушение ремонта подвижного состава |
15,2% |
Нарушения в технологии поездной работы |
5,1% |
Учетные причины нарушений безопасности движения на железнодорожных путях необщего пользования в 2020 году (%)
Нарушения в текущем содержании пути |
51,3% |
Нарушения в технологии маневровой работы |
39,1% |
Нарушения в технологии погрузки, выгрузки |
3,0% |
Центральным аппаратом и территориальными управлениями Госжелдорнадзора за 10 месяцев 2020 года:
- проведено 76 расследований случаев нарушения безопасности движения на железнодорожном транспорте.
- проведено 322 проверки, из них 141 плановая и 181 внеплановая проверки субъектов железнодорожного транспорта по соблюдению законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности движения и пожарной безопасности железнодорожного подвижного состава.
- было выявлено 4544 нарушения действующего законодательства по результатам проведенных проверок. Показатель устранения выявленных нарушений, установленный Минтрансом России (83,6%), выполнен в полном объеме и составляет 92,01%.
- выдано 240 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и 413 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований по фактам нарушений, выявляемых в ходе мероприятий по контролю осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
- привлечено к административной ответственности за нарушения законодательства в области обеспечения безопасности движения 5 110 нарушителей на общую сумму более 11 млн. руб., взыскано более 18 млн. руб. (с учетом ранее наложенных административных штрафов за период 2019 года).
- проведено 1 020 рейдовых осмотров (без взаимодействия с юридическими лицами) железнодорожного подвижного состава в процессе его эксплуатации, выявлено 6 336 нарушений. По результатам рейдовых осмотров отставлено от эксплуатации 1 311 единиц железнодорожного подвижного состава.
- инициировано приостановление действия условного номера для клеймения железнодорожной продукции 9 предприятиям, осуществляющих ремонт грузовых вагонов и 1 сервисному локомотивному депо.
- предоставлено 133 лицензии на осуществление деятельности в сфере железнодорожного транспорта. Переоформлено 78 лицензий.
- проведено 365 комиссий по проверке теоретических знаний при выдаче свидетельств, подтверждающих право на управление курсирующими по железнодорожным путям локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом и (или) специальным самоходным подвижным составом. Выдано 5 681 свидетельство на право управления подвижным составом.
- принято 1 603 решения о снятии/наложении электронных навигационных пломб при осуществлении 1 025 железнодорожных перевозок санкционных грузов. Принятие решения о применении электронных навигационных пломб ГЛОНАСС в международном железнодорожном сообщении осуществляется на 5 контрольных пунктах, расположенных на железнодорожных станциях Смоленск-Сортировочный, Озинки, Орск, Илецк-1 и Карталы.
При проведении контрольно-надзорной деятельности на железнодорожном транспорте применяются проверочные чек-листы, в которых отражены основные вопросы при проведении проверок предприятий в зависимости от вида деятельности. Тем самым, проверки стали более открытыми, так как до начала проверки субъекты могут ознакомиться с вопросами проверки, изучив чек-листы на сайте Ространснадзора.
С октября 2019 года начато лицензирование в сфере железнодорожного транспорта с использованием Единого портала госуслуг. Активное использование единого портала госуслуг пришлось на период пандемии, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции Covid-19. За 10 месяцев 2020 года по документам, поданным через госуслуги, Ространснадзором принято 14 положительных решений, переоформлено 5 лицензий, выдано 2 дубликата, прекращено действие 3 лицензий, предоставлено 2 выписки из реестра лицензиатов. Данная практика позволяет отказаться от приема документов по почте и полностью перейти на лицензирование в электронном виде.
В 2020 году осмотрено и проверено 1 223 железнодорожных переезда, в ходе которых выявлено 4 624 несоответствия обязательным требованиям законодательства Российской Федерации. По результатам проведенных мероприятий выдано 8 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, рассмотрено 183 дела об административных правонарушениях.
Территориальными органами Госжелдорнадзора за 9 месяцев 2020 года проведено 513 мероприятий по контролю (надзору) за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации по обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и предоставляемых услуг, в ходе которых проверено 183 железнодорожных вокзала, осмотрено 5 058 транспортных средств. По результатам проведенных мероприятий выдано 9 предписаний, 48 предостережений, составлено 50 протоколов об административных правонарушениях.
За 10 месяцев 2020 г. проведены следующие профилактические мероприятия:
- проведено 178 совещаний с руководителями и специалистами, владельцами железнодорожных путей необщего пользования;
- проведено 16 публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, из которых 14 проведены в дистанционном формате. В обсуждениях приняло участие 640 человек представителей 363 организаций;
- размещено в СМИ 54 публикации профилактического характера;
- выдано 411 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;
- выдано 739 представлений о принятых мерах, об устранении выявленных нарушений и условий, способствующих их совершению;
- информирование поднадзорных субъектов о фактах транспортных происшествий и их причинах, посредством рассылки 116 электронных писем крупнейшим операторам и владельцам подвижного состава, перевозчикам, владельцам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцам путей необщего пользования, ремонтным и обслуживающим предприятиям.
1.5 Текущие и ожидаемые тенденции, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной сферы в период реализации программы
Состояние финансирования федеральных и региональных целевых программ, связанных с развитием транспортной инфраструктуры и обеспечением безопасности движения.
Реализация механизма "регуляторной гильотины" предусматривающей создание современной, адекватной требованиям времени и технологического развития, эффективной системы регулирования в сфере железнодорожного транспорта.
Использование риск-ориентированного подхода при организации проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Пандемия коронавируса, оказывает влияние на транспортно-логистический комплекс, имеющий важнейшее значение для экономики страны.
1.6 Текущий уровень развития профилактических мероприятий
Госжелдорнадзор в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований транспортного законодательства, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, осуществляет мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, в том числе:
1) обеспечивает размещение на официальном сайте в сети "Интернет" перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
2) осуществляет информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством проведения совещаний, семинаров и конференций, проведение разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований подготавливает и распространяет комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
3) обеспечивает проведение ежеквартальных публичных обсуждений правоприменительной практики;
4) обеспечивает регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления контрольной (надзорной) деятельности в сфере компетенции Ространснадзора и размещение на официальном сайте в сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;
5) выдает предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований;
6) обеспечивает публикацию на сайте Ространснадзора в сети "Интернет" информации о результатах расследований транспортных происшествий на железнодорожном транспорте (из окончательных отчетов, по мере поступления информации);
7) осуществляет информирование о фактах транспортных происшествий, посредством рассылки электронных писем, руководства поднадзорных предприятий;
8) вносит представления о принятии мер об устранении выявленных нарушений и условий, способствовавших их совершению;
9) проводит профилактические рейдовые мероприятия по проверке подвижного состава железнодорожного транспорта в процессе его эксплуатации.
Основной проблемой, которая должна быть решена при реализации данной программы, является низкий уровень правовой ответственности субъектов надзора, который приводит к возникновению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, либо к угрозе причинения вреда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.