Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы
Настоящая программа предусматривает комплекс мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства в обеспечении безопасности граждан, безопасного осуществления деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в сфере транспортной безопасности на территории Российской Федерации.
1.1. Характеристика поднадзорных хозяйствующих объектов (объектов)
Субъектами контроля (надзора) по транспортной безопасности являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по перевозке пассажиров всеми видами транспорта, собственники объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также владеющие ими на других законных основаниях. Всего по состоянию на 1 января 2020 года - 19 860 хозяйствующих субъектов.
Предметом проверки транспортного надзора является соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области гражданской авиации, в том числе международных договоров в сфере авиационно-космического поиска и спасания. Всего по состоянию на 1 января 2020 года - 71 субъект.
1.2. Наиболее значимые риски
Со стороны субъектов (объектов) контроля (надзора) продолжают оставаться на высоком уровне риски нарушения обязательных требований в области транспортной безопасности прямо или косвенно влияющие на вероятность наступления события (катастрофы, аварии, акты незаконного вмешательства), следствием которого могут являться:
1. Риск гибели человека.
2. Риск причинения вреда здоровью человека.
3. Риск загрязнения окружающей среды.
4. Риск материального ущерба.
1.3. Статистические показатели подконтрольной среды
Управлением транспортной безопасности за 2019 год проведено 3 955 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по сравнению с предыдущим годом уменьшение почти на 10%; из них 2 930 внеплановых (уменьшение почти на 10%). В ходе проведения проверок было выявлено 14 878 правонарушений (уменьшение на 33%). Общее количество проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания составило 3 324 (рост на 26,5%). Общая сумма наложенных штрафов составила 185 679,4 тысяч рублей (рост почти на 27,5%) и взыскано 158 301,7 тысяч рублей (рост на 47%).
В ходе контрольных (надзорных) мероприятий были выявлены следующие наиболее характерные нарушения субъектами транспортной инфраструктуры требований в области обеспечения транспортной безопасности:
- не проведена дополнительная оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (ТИ) и транспортных средств (ТС), в связи с изменением требований по обеспечению транспортной безопасности;
- не сформированы самостоятельно или не привлечены подразделения транспортной безопасности на объектах ТИ и ТС;
- отсутствуют внутренние организационно-распорядительные документы, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
- не обеспечена аттестация сил обеспечения транспортной безопасности;
- не обеспечено оснащение объектов ТИ и ТС техническими средствами обеспечения транспортной безопасности;
- отсутствуют оснащенные пункты управления обеспечением транспортной безопасности объектов ТИ и ТС.
1.4. Текущие и ожидаемые тенденции, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной сферы в период реализации программы
К возможным тенденциям, которые могут оказать влияние на состояние подконтрольной среды относятся:
- внедрение риск-ориентированного подхода при организации проведения плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- состояние финансирования федеральных и региональных целевых программ по развитию транспортной инфраструктуры и обеспечения транспортной безопасности;
- развитие экономики Российской Федерации в условиях продления санкций со стороны ЕС и США;
- с учетом серьезного воздействия пандемии COVID-19 на авиацию в 2020 году, Совет ИКАО принял решение о проведении Года культуры авиационной безопасности (ГКАБ) в 2021 году. В целях успешного проведения ГКАБ особое внимание при проведении профилактических мероприятий в 2021 году будет уделяться авиационной и транспортной безопасности на воздушном транспорте;
- совокупное влияние внутренних факторов на развитие транспортной инфраструктуры Российской Федерации;
- совершенствование нормативной правовой базы в области транспортной безопасности;
- дифференциация обязательных требований в зависимости от категории субъектов, оказывающих негативное воздействие на охраняемые законом ценности;
- повышение квалификации руководителей и сотрудников подконтрольных субъектов могут способствовать снижению количества правонарушений.
В то же время, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также несоблюдение хозяйствующими субъектами обязательных требований может привести к случаям причинения крупного ущерба окружающей среды.
1.5. Текущий уровень развития профилактических мероприятий
В 2020 году территориальными Управлениями государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности (УГАН НОТБ), МТУ СКФО Ространснадзора, в соответствии с утвержденным Планом-графиком проведения публичных обсуждений правоприменительной практики Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, провели мероприятия в режиме видео-конференц-связи.
В проведенных мероприятиях приняло участие более 800 человек, представителей бизнес-сообщества транспортного комплекса.
Ведется работа по снижению административной нагрузки на субъекты надзора путем актуализации и сокращения обязательных требований контрольно-надзорной деятельности на территории, а также путем повышения их информированности об обязательных требованиях через размещение на официальных сайтах исчерпывающих перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования по контрольно-надзорной деятельности.
Управление транспортной безопасности продолжает практику организации и проведения совещаний с участием физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Управление транспортной безопасности и территориальные управления, в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства в сфере транспортной безопасности, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, в том числе:
1) обеспечивают размещение на официальном сайте в сети "Интернет" перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов, соответствующих нормативных правовых актов;
2) осуществляют информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством проведения совещаний, семинаров и конференций, проведение разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований подготавливает и распространяет комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
3) обеспечивают проведение ежеквартальных публичных обсуждений правоприменительной практики;
4) обеспечивают регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления контрольной (надзорной) деятельности в сфере транспортной безопасности и размещение на официальном сайте в сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;
5) выдают предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований.
Основной проблемой, которая должна быть решена при реализации данной Программы, является низкий уровень правовой грамотности субъектов надзора, который приводит к возникновению причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, либо к угрозе причинения вреда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.